Поиск

Тематические разделы

Персоналии

все >>>
Станислав Закарян Cоб.корр. ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", военный эксперт
Анатолий Соколов Военный обозреватель
Юрий Григорьев Доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный изобретатель РСФСР.
Станислав Иванов Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН
Михаил Иринин военный обозреватель
Александр Перенджиев Эксперт Ассоциации военных политологов
Сергей Маричев Генeральный директор ЗАО "Объединение выставочных компаний "БИЗОН"
Петр Хомутовский Председатель Оргкомитета по созданию Федеральной службы гидроавиации РФ
Сергей Кукушкин Сергей Владимирович Кукушкин – генеральный директор ООО «АМБ». Член Экспертного совета в сфере морского и внутреннего транспорта при Комитете Совета Федерации по экономической политике
Андрей Манойло Доктор политических наук, кандидат физико-математических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Александр Костин Эксперт по вопросам безопасности и военно-политического сотрудничества, председатель экспертного комитета общественной организации "Самооборона"
Виктор Петрищев Член Общественно-консультативного совета по проблемам борьбы с международным терроризмом РАН, доктор юридических наук, профессор
Александр Кудрявцев Военный журналист
Владимир Евсеев Директор центра общественных политических исследований, старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики, международных отношений

ВР-3 «Рейс», комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом Ту-143


Комплекс ВР-3

История создания

Комплекс тактической воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) Ту-143 многоразового использования был создан по заказу ВВС СССР в соответствии с Постановлением СМ СССР №670-241 от 30.08.1968 г. Основной разработчик комплекса - ОКБ А.Н.Туполева, главный конструктор Г.М.Гофбауэр (с начала 90 гг. Л.Т.Куликов). При проектировании ВР-3 был использован накопленный ОКБ и смежных организациями опыт, полученный в ходе предыдущих работ. Согласно Постановления, комплекс должен быть предъявлен на испытания в 1970 г. (с оборудованием фоторазведки) и в 1972 г. (вариант с телевизионным оборудованием).

Среди важнейших требований к комплексу были автономность, мобильность, многократность использования, способность выполнять полеты в диапазоне 50-5000 м, в т.ч. и над горными районами. Особое внимание было уделено вопросу обеспечению минимальных значений ЭПР для БПЛА и пилотажно-навигационному комплексу, который должен был обеспечивать достаточно точный выход самолета-разведчика в район разведки и на площадку посадки размером 500-500 м после выполнения задания. Малое время на подготовку и старт самолета-разведчика потребовал создания двигателя с высокой степенью надежности.

В начале декабря 1970 г. состоялся первый полёт БПЛА, который зачастую называют беспилотный самолет разведчик (БСР), а в 1972 г. начались совместные государственные испытания, успешно запершиеся в 1976 г. В 1973 году была выпущена опытная партия из 10 самолётов и в том же году началось серийное (по одним данным в Кумертау, по другим в Воронеже) производство комплекса. В 1982 г. комплекс «Рейс» принят на вооружение Советской Армии. До завершения серийного производства (в 1989 г., по некоторым данным в Воронеже) было выпущено около 950 разведывательных БПЛА Ту-143.

БПЛА Ту-143. Фото www.czn.ru

Назначение

Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА Ту-143 предназначен для ведения тактической воздушной разведки на глубину в 60-70 км от линии фронта с использованием фото, телевизионной и радиационной бортовой аппаратуры. Он обеспечивает обнаружение площадных и точечных целей, инженерно-технических и других сооружений, а также слежение за состоянием радиационной обстановки по маршруту полета в условиях низкой облачности и характеризуется высокой скрытностью подготовки и пуска БПЛА с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономностью боевого применения, возможностью получения разведывательной информации в масштабе времени, близком к реальному.

Обеспечивает ведение разведки на глубину до 80 км в полосе шириной 10 Н (Н-высота полета) при оснащении фотоаппаратурой и 2,2Н при оснащении средствами телевизионной разведки. Ширина полосы радиационной разведки достигает 2Н. Время подготовки к пуску в стартовом положении - 15 мин., к повторному пуску - 4 часа.

БПЛА Ту-143. Фото www.airwar.ru

 

Состав и конструктивные особенности

Комплекс воздушной разведки ВР-3 «Рейс» включает разведывательный БПЛА Ту-143 с бортовым оборудованием и комплекс средств наземного оборудования, решающий задачи подготовки к пуску, пуска, транспортировки и обслуживания БПЛА, приема, обработки, дешифрирования и передачи разведывательной информации.

БПЛА Ту-143 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения. В передней части фюзеляжа БПЛА установлен неподвижный дестабилизатор треугольной формы для обеспечения необходимого запаса устойчивости на маршевых режимах полета, а треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 58 град. имеет небольшую обратную стреловидность по задней кромке. Фюзеляж круглого сечения с переходом в овальное в зоне установки маршевого турбореактивного двигателя (ТРД). Воздухозаборник расположен над фюзеляжем, в хвостовой части которого (в зоне установки вертикального оперения) размещен хвостовой парашютный контейнер. Вертикальное оперение, со стреловидностью по передней кромке 40 град., оснащено килем с небольшим форкилем и рулем направления. Малые размеры БПЛА Ту-143, расположение воздухозаборника сверху фюзеляжа и применение соответствующих материалов способствовали снижению ЭПР.

Фюзеляж БПЛА Ту-143 конструктивно состоит их четырех отсеков - Ф-1, Ф-2, Ф-3 и Ф-4. Отсеки предназначены: носовой Ф-1 из стеклопластика съемный – для размещения разведывательного оборудования (может храниться отдельно); отсек Ф-2 – для размещения бортовой аппаратуры управления и системы электроснабжения; отсек Ф-3 - для размещения топливного бака, воздухозаборника, маршевого двигателя типа ТРЗ-117 с оборудованием; отсек Ф-4 – гондола двигателя, в верхней части переходящая в парашютный контейнер и вертикальное оперение. Под парашютным контейнером в специальном обтекателе находятся пирозамки узлов отцепки тормозного парашюта и перецепки посадочного парашюта. Под фюзеляжем размещен стартовый твердотопливный ускоритель типа СПРД-251.

Комплекс ВР-3

Посадочное устройство выполнено в виде трехопорного шасси пяточного типа, выпускаемое при посадке. Передняя опора убирается в отсек Ф-2, две основные - внутрь консолей крыла. Поступательная горизонтальная скорость гасится тормозным парашютом, вертикальная – посадочным парашютом и тормозным твердотопливным двигателем, срабатывающим при касании крыльевых щупов тормозной системы. Пуск БСР возможен при скорости ветра до 15 м/с.

Разведывательное оборудование БПЛА может быть представлено панорамным аэрофотоаппаратом типа ПА-1 с запасом фотопленки 120 м, телевизионной аппаратурой типа И-429Б «Чибис-Б» и аппаратурой радиационной разведки «Сигма-Р» (информация последних может передаваться на наземный пункт управления по радиоканалу).

Автоматическая бортовая система управления АБСу-143 служит для управления аппаратом в ходе программного полета и при посадке, а также работой разведывательной аппаратуры. Включает автопилот АП-143, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7, вычислитель В-143, радиовысотомер малых высот А-032, блок ввода высоты БВВ-1.

СПУ-143 на БАЗ-1351 для БПЛА Ту-143. Фото litnik.in.ua

Стартовая позиция предназначена для боевого применения БПЛА Ту-143 и включает самоходную пусковую установку СПУ-143 и транспортно-заряжающую машину ТЗМ-143 (обе на базе тягачей БАЗ-135МБ). СПУ-143 производит прицеливание и пуск самолета-разведчика, а ТЗМ-143 - транспортировку, эвакуацию с места посадки и подготовку для последующего применения.

Техническая позиция служит для оперативного и периодического технического обслуживания БПЛА Ту-143. Для выполнения этих работ она имеет контрольно-проверочные станции КИПС-1, КИПС-2 и источник питания АПА-50М, входившие в контрольно-проверочный комплекс КПК-143, набор мобильных средств заправки БПЛА энергоносителями (топливо, воздух, масло и т.д.), автокран, пожарные и грузовые автомобили. Поставка и хранение БПЛА Ту-143 осуществляется в герметичных контейнерах.

Площадка посадки служит для приземления Ту-143 после выполнения задачи и извлечения разведывательной информации. Площадка, размерами не менее 700х700 м, должна иметь подъездные пути для ТЗМ -143 и лаборатории сбора материалов.

Пункт приема, обработки и дешифрирования разведывательной информации ПОД-3 обеспечивает оперативное получение разведывательной информации и передачу ее потребителям в войска по каналам связи. В составе ПОД-3 имеется лаборатория обработки и дешифрирования фотоматериалов, лаборатория приема и регистрации данных телевизионной или радиационной разведки, лаборатория сбора материалов и автономная электростанция ЭСД-30.

СПУ-143 на БАЗ-1351 для БПЛА Ту-143. Фото litnik.in.ua

Особенности боевого применения

В первоначальном состоянии разведывательный БПЛА, носовой контейнер с разведывательной аппаратурой, ДИСС-7 и В-143 законсервированы, упакованы и находятся в транспортных контейнерах. Для приведения в готовность к боевому применению на технической позиции производится расконсервация комплекса, автономные и совместные проверки бортового оборудования и систем. В дальнейшем Ту-143 полностью снаряжается и готовится к применению. При этом устанавливаются пиропатроны в агрегаты системы посадки, проводится заправка расходными материалами и комплексная проверка. На ТЗМ-143 (СПУ-143) БПЛА перевозится с отстыкованным (состыкованным) СПРД-251.

Выход СПУ на стартовую позицию осуществляется с использованием аппаратуры «Квадрат». Предстартовая проверка проводится боевым расчетом из кабины СПУ-143, после которой непосредственно перед стартом вводится программа полета в бортовой блок ввода данных. При поступлении сигнала готовности запускается маршевый двигатель и подается команда на «Старт». После подрыва пиропатронов СПРД-251 самолет-разведчик под углом 15 град. к горизонту стартует. АБСу-143 обеспечивает разгон БПЛА с набором высоты согласно введенной программы, его стабилизацию относительно центра масс, а также постоянное счисление пройденного пути и управление по углу сноса.

БПЛА Ту-243 комплекса ВР-3Д

Разведка производится в ходе полета по маршруту путем аэрофотосъемки через определенные промежутки времени. Телевизионная разведка ведется для оперативного получения данных и уточнения информации о состоянии объектов, дислокация которых была известна. Оба вида разведки ведутся в условиях визуальной видимости. Интервалы фотографирования устанавливаются автоматически в зависимости от высоты полета. Данные телевизионной разведки по радиоканалу передаются на командный пункт. Одновременно с видеосигналом на землю передаются метки дальности с целью привязки изображения к местности. Прием телеизображения на земле возможен в пределах прямой видимости.

Полет и посадка БСР происходят по заранее введенной в него программе. На завершающем этапе полета, продолжительностью 12-13 минут, он выходит в заданный район посадки, где происходит выключение маршевого двигателя и перевод аппарата в набор высоты для гашения скорости. В конце горки срабатывает тормозная, а затем основная парашютные системы. БСР начинает спуск на основном парашюте в вертикальном (носом вниз) положении, в запрограммированное время срабатывают пиропатроны и происходит перевод аппарата в горизонтальное положение. В этот момент двигатель мягкой посадки располагается на подвесной системе между аппаратом и стропами основного парашюта, выпускаются опоры шасси и телескопические щупы. При касании щупами земли посадочный двигатель срабатывает. Ту-143 может быть использован до 5 раз.

Комплекс ВР-3Д

Комплекс освоен войсками и оценивается как надежное, высокоэффективное средство тактической разведки. Кроме ВВС, комплекс ВР-3 распространен в сухопутных войсках и в других родах вооруженных сил. В ходе практического использования «Рейс» подтвердил свои преимущества в сравнении с пилотируемыми средствами тактической разведки, оснащенными аналогичной аппаратурой. Строгая стабилизация БСР Ту-143 на участках полета и разведки, соблюдение температурного режима в приборном отсеке обеспечивали оптимальные условия работы разведывательной аппаратуры и получение информации высокого качества. Устанавливаемая аэрофотоаппаратура позволяла с высоты 500 м при скорости 950 км/ч распознавать предметы на земле в габаритах от 20 см и выше.

Организационно комплекс ВР-3 «Рейс» состоял на вооружении эскадрильи (12 разведывательных БПЛА Ту-143, 4 пусковых установки, средства подготовки и обеспечения старта, посадки и эвакуации разведчиков, командный пункт, пункт обработки и дешифрирования развединформации, транспортно-эксплуатационная часть для хранения самолетов-разведчиков). Основные средства комплекса были мобильны и перебрасывались штатными транспортными средствами эскадрильи.

Комплекс показал высокие результаты при использовании в горной местности при стартах и посадках на площадках на высотах до 2000 м над уровнем моря и при облетах горных массивов высотой до 5000 м. При действии в горных районах комплекс ВР-3 был практически неуязвимым для средств ПВО.

БСР комплекса

Состояние

Комплексы "Рейс" с БПЛА Ту-143 эксплуатируются до настоящего времени, поставлялись в Чехословакию (1984 г.), Румынию, Ирак и Сирию (1982 г.), использовались в боевых действиях во время Ливанского конфликта. В Чехословакии в 1984 г. были сформированы две эскадрильи, одна из которых в настоящее время находиться в Чехии, другая - в Словакии. Образцы БПЛА Ту-143 представлены на выставке авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее авиации в Монино.

ВР-3М с БПЛА М-143 – выполнен в 1985 г. как вариант беспилотной мишени, которая успешно прошла государственные испытания с хорошими возможностями по имитации летательных аппаратов.

Пусковая установка комплекса

БПЛА Ту-143 – вариант для использования в агитационных целях, создан в конце 70-80 гг. В носовом отсеке вместо разведывательного оборудования размещались 11 пачек агитационных материалов массой 19 кг со средствами их сброса.

ВР-3Д «Рейс-Д» с БПЛА Ту-243 - отличается двигателем РД3-117А, увеличенным запасом топлива, составом оборудования. Первый полёт в июле 1987 года. Серийно выпускается с 1994 года. Принят на вооружение в 1999 году.

ВР-3ВДМ «Рейс-ДМ» - модернизированный комплекс ВР-3Д.





Добавить к сравнению
Наименование Ту-143
Масса, кг 1600 (с ускорителем)
Масса полезной нагрузки, кг 130
Скорость полета, км/ч 850-950
Высота полета, м 50-5000
Дальность полета, км до 180
Время полета, час до 0,21
Количество применений 5
Габаритные размеры (длина х высота х размах крыла), м 8х1,54х2,24
Двигатель ТРД ТРЗ-117, тяга 640 кгс

Подписка на новости
Фото пресс-службы МО РФ. 22 апреля 2014 года летчики 439 авиабазы армейской авиации Восточного военного округа (город Чита, Забайкальский край) совершили свыше 30 вертолетовылетов для тушения лесных пожаров.Экипажи вертолетов Ми-8, оборудованных специальными водосливными устройствами ВСУ-5, по заявкам глав муниципальных образований и регионального центра МЧС выполнили задачи по тушению горящих лесных массивов.
Фото www.trud.ru Министерство обороны РФ заключило в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) этого года свыше 80 процентов соглашений. Как уточняется, в рамках реализации ГОЗ в 2014 году Минобороны РФ пролонгировало 99,6 процентов переходящих госконтрактов на более чем 65 процентов от запланированных ассигнований, выделенных в 2014 году.
Фото: CH-53K Super Stallion Перспективный американский тяжелый транспортный вертолет CH-53K Super Stallion прошел все базовые наземные испытания и получил допуск к первому полету, сообщает Flightglobal. В общей сложности в 2013-2014 годах прототип вертолета прошел десять нагрузочных испытаний, из которых четыре были необходимы для получения допуска к первому полету. Как ожидается, прототип CH-53K впервые поднимется в воздух в конце 2014 года.
Фото: МиГ-29УБ Работы по модернизации словацких истребителей МиГ-29 назвал одним из самых удачных примеров военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Коротков.
Фото: www.mil.ru Вчера Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу подписал соглашение о взаимодействии в области защиты прав человека с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. На церемонии подписания соглашения глава военного ведомства заявил, что в современных условиях необходимо искать новые пути и формы взаимодействия армии и общества.
Фото www.lenta.ru Министерство обороны Эстонии намерено израсходовать 111,5 миллиона евро на закупку новых вооружений и военной техники. Эти траты предусмотрены государственным планом развития вооруженных сил на 2013-2022 годы.
Фото www.arms-expo.ru 21 апреля с.г. в Воздушно-десантных войсках (ВДВ) начался конкурс подразделений материально-технического обеспечения (МТО) «Армейский запас». В отборочных турах состязаний, которые пройдут в соединениях и воинских частях ВДВ в течение недели, примут участие свыше 2,5 тыс. военнослужащих.
Новые разработки для ракетной техники от «РТ-Химкомпозит» Компания «РТ-Химкомпозит» работает над созданием электродных материалов с высокими энергетическими характеристиками для производства тепловых батарей для ракетной техники и военно-промышленного комплекса (ВПК).
Новые разработки для ракетной техники от «РТ-Химкомпозит» Компания «РТ-Химкомпозит» работает над созданием электродных материалов с высокими энергетическими характеристиками для производства тепловых батарей для ракетной техники и военно-промышленного комплекса (ВПК).

Международная сеть выставок по безопасности

  • security-russia.com
    Международные научно-практические конференции по безопасности
  • www.securityshow.ru
    Международная сеть выставок по безопасности
  • security-russia.com
    II Международная научно-практическая конференция «СПЕЦ-транспорт», Россия, г. Москва, 24 - 25 апреля 2014 года
  • www.mts-mil.ru
    "Материально-техническое обеспечение силовых структур" Россия, г. Москва, 20 - 23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ASIA PACIFIC CHINA POLICE 2014", Китай, г. Пекин, 20-23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "SECURITY CHINA 2014 EXPO", Китай, г. Пекин, 28-31 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    Международная выставка "ADEX-2014" Азербайджанская республика, г. Баку, 11-13 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Автоматизация. БЕЗОПАСНОСТЬ. Связь-2014", г. Хабаровск, 08 - 11 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Мир безопасности. СпасПожТех", г. Волгоград, 20-22 мая 2014 года
  • www.isse-russia.ru
    "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ-2014", г. Москва, 20 - 23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Современные системы безопасности-Антитеррор" Россия, г. Красноярск, 28-30 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "International Police Expo 2014" Нью-Дели, Индия 19-20 июля 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Безопасность. Охрана. Спасение", г. Н. Новгород, 07 - 09 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ОРУЖИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ – 2014" Украина, г. Киев, 24 - 27 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ – 2014" Украина, г. Киев, 23-25 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    Международная выставка "IFSEC Istanbul" Стамбул, Турция 30 сентября - 02 октября 2014 года
  • www.interpolitex.ru
    "INTERPOLITEX - 2014", Россия, г. Москва, 21 - 24 октября 2014 года
  • www.granica.interpolitex.ru
    "Граница-2014", г. Москва, 21-24 октября 2014 года
  • www.arms.interpolitex.ru
    Международный военно-технический салон, г. Москва, 21 - 24 октября 2014 года
  • www.uvs-tech.ru
    "UVS-TECH 2014", Россия, г. Москва, 21 - 24 октября 2013 года
  • www.securityshow.ru
    "Охрана, Безопасность и Средства Спасения" Азербайджанская республика, г. Баку 22 - 25 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "БЕЗОПАСНОСТЬ. УРАЛ", г. Екатеринбург, 25 - 27 ноября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    “Intersec 2015”, г. Дубай, ОАЭ, 18 - 20 января 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Форум Безопасности и связи-2015", Татарстан, г. Казань, 27 февраля - 01 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    Форум "Безопасность – 2015", г. Уфа, 18 - 20 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Индустрия безопасности и связи", г. Омск, 19 - 21 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Kazakhstan Security Systems-2015" Республика Казахстан, Астана 09 -11 сентября 2015 года

Наши партнеры

  • www.ul-avia.com
    МАТФ-2012
  • www.armstrade.org
    Центр анализа мировой торговли оружием
  • aviapanorama.ru
    Международный авиационно-космический журнал "Авиапанорама"
  • www.tvzvezda.ru
    Телеканал "Звезда"
  • www.oborona.ru
    Журнал "Национальная оборона"
  • www.oruzhie.tv
    ТК "Оружие"
  • oborona.ru
    Информационный портал Оборона.Ру
  • www.id-mb.ru
    Журнал "Мир безопасности"
  • interaffairs.ru
    Журнал "Международная жизнь"
  • compancommand.3dn.ru
    Интернет-портал "Командир роты"
  • www.nikakixno.ru
    Общественая организация "Безопасное отечество"
  • www.chaso.ru
    Журнал "Частный охранник"
  • history-news.org
    Новостной портал History News
  • www.arms-foto.ru
    Фотобанк - лучшие фотографии с выставок и презентаций
  • www.missiles.ru
    Ракетная техника
  • vpk-news.ru
    Военно-промышленный курьер - общероссийская еженедельная газета
  • www.be-and-co.com
    Издательский дом "Бедретдинов и Ко"
  • www.nt-magazine.ru
    "Наука и техника" - журнал для перспективной молодежи
  • www.sovetnikprezidenta.ru
    Информационно-аналитическое издание "Советник президента"
  • www.dfnc.ru
    Журнал "Новый оборонный заказ. Стратегии"
  • www.to-info.ru
    Журнал "Точка опоры"
  • www.mirbez.ru
    Журнал "Мир и безопасность"
  • www.bezopasnost-chel.ru
    Всероссийский специализированный журнал "Безопасность"
  • ohrana.ru
    Ohrana.ru
  • www.vooruzhen.ru
    Вооружен.рф
  • www.btg.asot.ru
    ООО «Издательство «Безопасность труда и жизни»
  • www.na-strazhe.ru
    «На Страже Родины.ru». Правда о войне!
  • www.secandsafe.ru
    Портал систем безопасности SecAndSafe.ru
© 2003–2014 

ЗАО "Навигатор"

 

ИА "Оружие России"

Настоящий ресурс может содержать материалы 12+

 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47032

 

 

Член ОООР "СоюзМаш России"

 

 

Вооружение и военная техника | Участники | Блоги | Персоналии | О нас | Наши партнеры | Продукты и услуги | Лицензии | Контакты
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Каталог BigMax.ru Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта — Simfosoft

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Вопросы, предложения и замечания по содержанию публикаций и  размещению рекламы на сайте принимаются по почте: contact@arms-expo.ru