Поиск

Тематические разделы

Персоналии

все >>>
Станислав Закарян Cоб.корр. ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", военный эксперт
Анатолий Соколов Военный обозреватель
Юрий Григорьев Доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный изобретатель РСФСР.
Станислав Иванов Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН
Михаил Иринин военный обозреватель
Александр Перенджиев Эксперт Ассоциации военных политологов
Сергей Маричев Генeральный директор ЗАО "Объединение выставочных компаний "БИЗОН"
Петр Хомутовский Председатель Оргкомитета по созданию Федеральной службы гидроавиации РФ
Сергей Кукушкин Сергей Владимирович Кукушкин – генеральный директор ООО «АМБ». Член Экспертного совета в сфере морского и внутреннего транспорта при Комитете Совета Федерации по экономической политике
Андрей Манойло Доктор политических наук, кандидат физико-математических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Александр Костин Эксперт по вопросам безопасности и военно-политического сотрудничества, председатель экспертного комитета общественной организации "Самооборона"
Виктор Петрищев Член Общественно-консультативного совета по проблемам борьбы с международным терроризмом РАН, доктор юридических наук, профессор
Александр Кудрявцев Военный журналист
Владимир Евсеев Директор центра общественных политических исследований, старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики, международных отношений

«Стрела-1» (9К31, SA-9, Gaskin), зенитный ракетный комплекс


БМ ЗРК

История создания

ЗРК "Стрела-1" был создан как средство непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых полков от ударов воздушного противника.

Разработка комплекса была начата в соответствие с Постановлением СМ СССР от 25.07.1960 г. одновременно с ПЗРК "Стрела-2". ЗРК "Стрела-1" был запасным вариантом в связи с высоким техническим риском создания ПЗРК и разрабатывался как легкий переносный зенитный комплекс, состоящий из двух частей массой 10-15 кг каждый. Он предназначался для борьбы с воздушными целями, действующими со скоростями до 250 м/с в диапазоне высот от 50-100 м до 1000-1500 м на дальности до 2 км. Однако оба комплекса были созданы и приняты на вооружение в одно и то же время.

Головной разработчик комплекса "Стрела-1" (9К31) в целом и ЗУР (9М31) - ОКБ-16 ГКОТ (ныне КБ "Точмаш" им. А.Э. Нудельмана), главный конструктор А.Э. Нудельман. Головку самонаведения для ракеты разработало ЦКБ-589 ГКОТ (ЦКБ "Геофизика"), главный конструктор В.А. Хрусталев.

В связи с успешной разработкой ЗРК "Стрела-1" и ПЗРК "Стрела-2", обладавших практически одинаковыми характеристиками, было принято решение продолжить их создание в качестве полкового и батальонного средства ПВО соответственно. При этом была поставлена задача увеличить дальность (до 5000 м) и высоту (до 3500 м) поражения целей ЗРК "Стрела-1", а также разместить его на автомобильном шасси. Это предусматривало увеличение массы (с 15 до 25 кг) и габаритов (диаметра со 100 до 120 мм и длины с 1,25 до 1,8 м) ракеты.

Первые пуски ракет с ГСН, работающей по принципу фото контрастного выделения цели на общем фоне, подтвердили возможность создания комплекса в соответствии с требованиями ГРАУ Министерства обороны.

После успешных государственных испытаний ЗРК был принят на вооружение (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 25.04.1968 г.). Государственная комиссия рекомендовала продолжить работы по расширению зоны поражения комплекса, повышению эффективности его стрельбы и точности определения границ зоны пуска ракеты.

Серийно ЗРК "Стрела-1" выпускали Саратовский агрегатный завод МОП (боевая машина 9А31) и Ковровский механический завод МОП (ракета 9М31).

 

БМ ЗРК

Назначение

ЗРК "Стрела-1" - легкий самоходный войсковой зенитный комплекс ближнего действия с визуальным обнаружением цели, который предназначен для прикрытия войсковых формирований и отдельных войсковых объектов от ударов низколетящих самолетов и вертолетов на встречных и догонных курсах. Кроме того, он мог вести борьбу с аэростатами и зависшими вертолетами.

Комплекс обеспечивал обстрел целей на фоне ясного неба или сплошной облачности при углах между направлениями "цель–солнце" и "цель–линия видимого горизонта" не менее 20 и 2 град. соответственно. Оценки этой зависимости и возможных действий авиации в аналогичных условиях, а также опыт практического применения ЗРК на учениях и в военных конфликтах показали, что «Стрела-1» по критерию "стоимость-эффективность" мог использоваться достаточно часто.

Состав

Боевая машина 9А31 предназначена для размещения на ней четырех ЗУР в ТПК на пусковом устройстве, аппаратуры запуска ракет, оптических средств обнаружения целей и прицеливания, средств связи и другого оборудования. В качестве базы использовано колесное шасси боевой разведывательной дозорной машины БРДМ-2.

Экипаж БМ три человека – командир, оператор-наводчик и механик-водитель.

Ракета 9М31. Фото с сайта www.missiles.ru

ЗУР 9М31 - твердотопливная одноступенчатая ракета, выполненная по аэродинамической схеме "утка" оригинальной конструкции. Захват и наведение ее на цель осуществлялось фотоконтрасной ГСН по методу пропорциональной навигации. Ее действие основано на выделении чувствительными неохлаждаемыми сернисто-свинцовыми фотосопротивлениями контрастной цели на фоне неба и преобразовании разницы между их освещенностью в управляющие сигналы.

Для поражения цели ракета оснащена осколочно-фугасной БЧ с контактным (магнитоэлектрическим) и неконтактным (электронно-оптическим) взрывателями. При большом промахе через 13-16 с полета БЧ блокировалась и ракета падала на землю без подрыва.

Управление ракетой в полете осуществлялось треугольными аэродинамическими рулями и трапециевидными крыльями на хвостовом отсеке ракетного двигателя.

Однокамерный двухрежимный реактивный твердотопливный двигатель с постоянным критическим сечением сопла на стартовом участке полета разгонял ракету до скорости около 420 м/с, которая впоследствии поддерживалась примерно постоянной.

Ракета в полете не стабилизировалась по крену, а ее угловая скорость относительно продольной оси ограничивалась небольшими рулями (роллеронами) на хвостовых аэродинамических поверхностях, внутри которых установлены диски, связанные с ними. При быстром вращении дисков за счет гироскопического момента роллероны разворачиваются и возникающая аэродинамическая сила тормозит поворот ракеты. В отличие от аналогичных устройств американской ракеты Sidewinder и советской К-13, на которых они вращались задолго до пуска, роллероны ЗУР 9М31 раскручивались в момент ее старта намотанными на них тросиками, свободные концы которых были закреплены на неподвижном ТПК.

Ракета длиной около 1,8 м (диаметр - 120 мм, размах крыла - 360 мм) хранилась и транспортировалась в транспортно-пусковом контейнере, который защищал ее от механических повреждений и воздействия внешней среды. При установке на БМ он крепился к раме пусковой установки бугелями. Старт ЗУР осуществлялся непосредственно из контейнера.

Оператор-наводчик БИ

Пусковая установка представляет собой бронированную вращающуюся башню с наклонной передней стенкой в секторе 60 град. по азимуту из пуленепробиваемого стекла, в которой находится оператор-наводчик. По бокам башни на раме установлены по два ТПК с ЗУР. Наведение ПУ в направлении цели оператор осуществлял в пределах от -5 до +80 град. по углу места (руками) и вкруговую по азимуту (ногами). Высокая уравновешенность качающейся части ПУ с ракетами, совмещение ее центра тяжести с точкой пересечения осей качания БМ и компенсация низкочастотных колебаний корпуса машины человеком-оператором позволяли вести стрельбу по цели в движении. В транспортном положении ПУ опускается к крыше боевой машины.

Рабочее место оператора БМ

Боевая работа

Оператор-наводчик по целеуказанию или самостоятельно обнаруживал визуально цель, наводил на нее ПУ с ЗУР с использованием оптического визира и одновременно включал питание борта первой ЗУР, а через 5 с - второй. При этом открывалась крышка ТПК, ГСН захватывала цель и начинала слежение за ней с подачей звукового сигнала оператору. Визуально он оценивал положение цели в пространстве и в момент входа в зону пуска нажатием кнопки "Пуск" осуществлял старт ракеты. После выхода ракеты из ТПК раскручивались роллероны, снималась первая ступень предохранения и прекращалась электрическая связь с пусковой установкой, а оператор мог готовить к пуску вторую ракету.

В комплексе, как и в ПЗРК "Стрела-2" задолго до появления высокоточного оружия как класса был практически реализован основной принцип его применения – "выстрелил-забыл".

Четыре БМ "Стрела-1" состояли на вооружении зенитного ракетного взвода, организационно входящего в состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи мотострелкового (танкового) полка.

БМ

ЗРК "Стрела-1М"модернизированный вариант комплекса "Стрела-1".

Для увеличения дальности и вероятности обнаружения целей в состав нового комплекса был введен пассивный радиопеленгатор (ПРП), разработанный Ленинградским НИИ "Вектор" Министерства радиопромышленности. Он обеспечивал оценку воздушной обстановки, круговое обнаружение СВН с излучающими бортовыми радиосредствами в секторе до 40 град. по углу места и их сопровождение до момента обнаружения оптическим визиром. Мог использоваться для выдачи целеуказания другим БМ, не оснащенных пеленгатором.

Использование твердотопливной одноступенчатой ЗУР 9М31 с улучшенными летно-техническими характеристиками позволило уменьшить ближнюю границу зоны поражения ЗРК, повысить вероятность поражения целей на малых высотах и точность самонаведения ракеты.

С целью повышения контроля работоспособности основных боевых средств комплекса с учетом проведенной модернизации была разработана контрольно-проверочная машина (КПМ) на БРДМ.

Модернизированный ЗРК "Стрела-1М" после государственных испытаний (Донгузский полигон, май-июль 1969 г.) в декабре 1970 года был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск. По заключению комиссии, по сравнению с прототипом "Стрела-1", он имел большую дальность обнаружения целей, уменьшенные на 400-600 м ближнюю и до 30 м нижнюю границы зоны поражения.

БМ

БМ "Стрела-1М" ориентировались на местности с установлением постоянной радиосвязи с другими. Командир БМ на индикаторе кругового обзора оценивал обстановку в зоне действия ПРП, принимал решение о принадлежности цели и сообщал оператору своей БМ, командиру батареи и остальным боевым машинам взвода направление на цель.

Оператор БМ включал систему точного пеленгования, разворачивал ПУ на цель и, уточнив принадлежность цели, по сигналам на световом индикаторе и в шлемофоне сопровождал ее до попадания в поле зрения оптического визира и точного наведения пусковой установки с ракетами на нее. Аппаратура пуска устанавливалась в режим "Автомат". При подходе цели к зоне пуска оператор нажимал кнопку "Борт" производил пуск ракеты. В зависимости от типа, скорости и положения цели относительно комплекса оператор мог использовать режимы «Вперед» или "Назад", который использовался для стрельбы по всем типам целей, а также по мало скоростной (вертолету) цели на встречном курсе.

Применение ЗРК "Стрела-1" и "Стрела-1М"

Благодаря простоте боевой работы и высокой эксплуатационной надежности комплексы "Стрела-1" и "Стрела-1М" получили широкую известность и широко поставлялись в различные страны мира. По мнению экспертов около 600 БМ комплекса состояли на вооружении около 30 армий стран-участниц Варшавского договора и Югославии, государств Азии (Ирак, Сирия, Северный Йемен, Индия, Вьетнам), Африки (Алжир, Ангола, Бенин, Египет, Гвинея, Гвинея-Биссау, Ливия, Мадагаскар, Мали, Мавритания, Мозамбик) и Латинской Америки (Куба, Никарагуа).

ЗРК "Стрела-1" неоднократно использовался при ведении боевых действиях в арабо-израильской войне 1981 г., войне с Ираком (1991 г.) и Югославией (1999 г.), а также в других вооруженных конфликтах. Первое боевое применение ЗРК "Стрела-1" отмечено в боевых действиях между Израилем и Сирией (Южный Ливан, долина Бекаа, 1981 г.), а в декабре 1983 г. этими ЗРК были сбиты американские самолеты А-6Е и А-7Е (второй – по неподтвержденным данным). В том же году несколько ЗРК "Стрела-1" были захвачены южно-африканскими войсками в боевых действиях на юге Анголы.

 

Основные характеристики ЗРК "СТрела-1" ("Стрела-1М") с ЗУР 9М31 (улучшенной ЗУР 9М31) приведены в таблице





Добавить к сравнению
Основной разработчик КБ «Точмаш» им. А.Э. Нудельмана
Год принятия на вооружение 1968 (1970)
Зона поражения по дальности, км 1-4,2 (0,5-4,2)
Зона поражения по высоте, км 0,05-3 (0,03-3,5)
Курсовой параметр, км до 3 (до 3,5)
самолета 0,1-0,5 (0,1-0,6)
вертолета 0,1-0,6 (0,1-0,7)
Максимальная скорость целей, м/с 310/220
Время реакции, с 8-9
Масса ЗУР/БЧ, кг 30/до 3
Время развертывания/свертывания, мин до 3
Максимальная скорость движения, км/ч до 100 по шоссе, до 10 по воде

Подписка на новости
Фото: www.photosight.ru Министерство обороны России заключило контракт с Российской самолетостроительной корпорацией МиГ (РСК МиГ) на поставку еще 16 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ , об этом заявила пресс-служба РСК МиГ 15 апреля.
Фото пресс-службы МО РФ. Сегодня экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Петр Великий» отмечает 16-ю годовщину подъёма Военно-морского флага, выполняя задачи дальнего похода в составе межфлотской группировки кораблей Военно-Морского Флота (ВМФ) России, действующей в Средиземном море на постоянной основе.
Фото СМР Владимир Путин подписал Указ о создании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Союз машиностроителей России в созданном органе будет представлять Первый заместитель исполнительного директора Союза Артем Ажгиревич.Как отмечается в Указе, Совет является консультативным органом, образованным в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в России.
Фото пресс-службы МО РФ. Военнослужащие отдельного морского инженерного полка Балтийского флота (БФ) приняли участие в церемонии перезахоронения останков 7 советских воинов, погибших во время Великой Отечественной войны в боях за Фишхаузен (ныне — город Приморск Калининградской области).
На воинском кладбище состоялся траурный митинг, в котором приняли участие представители командования БФ, военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны, представители администрации Приморска, жители города.
Фото пресс-службы МО РФ. Делегация Военно-морских сил (ВМС) Индонезии на международном оружейном форуме DSA-2014 года осмотрела экспозицию "Рособоронэкспорта" и проявила интерес к российским дизель-электрическим подводным лодкам (ДЭПЛ) проекта "Амур-1650". Об этом в четверг, 17 апреля 2014 года, сообщил директор по особым поручениям компании Николай Димидюк.
Фото пресс-службы Ростеха. Госкорпорация Ростех и правительство Свердловской области заключили соглашение о сотрудничестве. Оно позволит проводить совместную работу по повышению потенциала организаций корпорации, расположенных на территории области, для содействия ускоренному социально-экономическому развитию региона.
Су-24 Экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24 и истребителей-перехватчиков МиГ-31 по сравнению с прошлым годом более чем в 3 раза увеличили расход боеприпасов при проведении практических действий на полигонах Мухор-Кондуй и Телемба в Республике Бурятия.
Снайперская винтовка ORSIS T-5000 Российская компания-разработчик стрелкового оружия "Промтехнологии" договорилась о проведении испытаний своей снайперской винтовки ORSIS T-5000 в ряде стран, в том числе в Пакистане", сообщил руководитель отдела экспорта компании Александр Чикин. "Несмотря на обилие стрелкового оружия знаменитых немецких, американских и бельгийских фирм, продукция нашей компании здесь пользуется большим спросом. Возможно, это связано с тем, что мы специализируемся на снайперском оружии", - сказал он.
Фото "ПМЗ" "Пермский моторный завод" (ПМЗ) передал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) второй комплект двигателей ПС-90А-76 для оснащения военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-476. Акт приемки и передачи подписан на Международном форуме двигателестроения МФД-2014 управляющим диретором ОАО "ПМЗ" Сергей Попов и заместителем генерального директора ОАО «Транспортные самолеты» Ольгой Федонюк.

Международная сеть выставок по безопасности

  • security-russia.com
    Международные научно-практические конференции по безопасности
  • www.securityshow.ru
    Международная сеть выставок по безопасности
  • security-russia.com
    II Международная научно-практическая конференция «СПЕЦ-транспорт», Россия, г. Москва, 24 - 25 апреля 2014 года
  • www.mts-mil.ru
    "Материально-техническое обеспечение силовых структур" Россия, г. Москва, 20 - 23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ASIA PACIFIC CHINA POLICE 2014", Китай, г. Пекин, 20-23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "SECURITY CHINA 2014 EXPO", Китай, г. Пекин, 28-31 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    Международная выставка "ADEX-2014" Азербайджанская республика, г. Баку, 11-13 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Автоматизация. БЕЗОПАСНОСТЬ. Связь-2014", г. Хабаровск, 08 - 11 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Мир безопасности. СпасПожТех", г. Волгоград, 20-22 мая 2014 года
  • www.isse-russia.ru
    "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ-2014", г. Москва, 20 - 23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Современные системы безопасности-Антитеррор" Россия, г. Красноярск, 28-30 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "International Police Expo 2014" Нью-Дели, Индия 19-20 июля 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Безопасность. Охрана. Спасение", г. Н. Новгород, 07 - 09 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ОРУЖИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ – 2014" Украина, г. Киев, 24 - 27 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ – 2014" Украина, г. Киев, 23-25 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    Международная выставка "IFSEC Istanbul" Стамбул, Турция 30 сентября - 02 октября 2014 года
  • www.interpolitex.ru
    "INTERPOLITEX - 2014", Россия, г. Москва, 21 - 24 октября 2014 года
  • www.granica.interpolitex.ru
    "Граница-2014", г. Москва, 21-24 октября 2014 года
  • www.arms.interpolitex.ru
    Международный военно-технический салон, г. Москва, 21 - 24 октября 2014 года
  • www.uvs-tech.ru
    "UVS-TECH 2014", Россия, г. Москва, 21 - 24 октября 2013 года
  • www.securityshow.ru
    "Охрана, Безопасность и Средства Спасения" Азербайджанская республика, г. Баку 22 - 25 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "БЕЗОПАСНОСТЬ. УРАЛ", г. Екатеринбург, 25 - 27 ноября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    “Intersec 2015”, г. Дубай, ОАЭ, 18 - 20 января 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Форум Безопасности и связи-2015", Татарстан, г. Казань, 27 февраля - 01 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    Форум "Безопасность – 2015", г. Уфа, 18 - 20 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Индустрия безопасности и связи", г. Омск, 19 - 21 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Kazakhstan Security Systems-2015" Республика Казахстан, Астана 09 -11 сентября 2015 года

Наши партнеры

  • www.ul-avia.com
    МАТФ-2012
  • www.armstrade.org
    Центр анализа мировой торговли оружием
  • aviapanorama.ru
    Международный авиационно-космический журнал "Авиапанорама"
  • www.tvzvezda.ru
    Телеканал "Звезда"
  • www.oborona.ru
    Журнал "Национальная оборона"
  • www.oruzhie.tv
    ТК "Оружие"
  • oborona.ru
    Информационный портал Оборона.Ру
  • www.id-mb.ru
    Журнал "Мир безопасности"
  • interaffairs.ru
    Журнал "Международная жизнь"
  • compancommand.3dn.ru
    Интернет-портал "Командир роты"
  • www.nikakixno.ru
    Общественая организация "Безопасное отечество"
  • www.chaso.ru
    Журнал "Частный охранник"
  • history-news.org
    Новостной портал History News
  • www.arms-foto.ru
    Фотобанк - лучшие фотографии с выставок и презентаций
  • www.missiles.ru
    Ракетная техника
  • vpk-news.ru
    Военно-промышленный курьер - общероссийская еженедельная газета
  • www.be-and-co.com
    Издательский дом "Бедретдинов и Ко"
  • www.nt-magazine.ru
    "Наука и техника" - журнал для перспективной молодежи
  • www.sovetnikprezidenta.ru
    Информационно-аналитическое издание "Советник президента"
  • www.dfnc.ru
    Журнал "Новый оборонный заказ. Стратегии"
  • www.to-info.ru
    Журнал "Точка опоры"
  • www.mirbez.ru
    Журнал "Мир и безопасность"
  • www.bezopasnost-chel.ru
    Всероссийский специализированный журнал "Безопасность"
  • ohrana.ru
    Ohrana.ru
  • www.vooruzhen.ru
    Вооружен.рф
  • www.btg.asot.ru
    ООО «Издательство «Безопасность труда и жизни»
  • www.na-strazhe.ru
    «На Страже Родины.ru». Правда о войне!
  • www.secandsafe.ru
    Портал систем безопасности SecAndSafe.ru
© 2003–2014 

ЗАО "Навигатор"

 

ИА "Оружие России"

Настоящий ресурс может содержать материалы 12+

 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47032

 

 

Член ОООР "СоюзМаш России"

 

 

Вооружение и военная техника | Участники | Блоги | Персоналии | О нас | Наши партнеры | Продукты и услуги | Лицензии | Контакты
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Каталог BigMax.ru Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта — Simfosoft

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Вопросы, предложения и замечания по содержанию публикаций и  размещению рекламы на сайте принимаются по почте: contact@arms-expo.ru