Поиск

Тематические разделы

Персоналии

все >>>
Станислав Закарян Cоб.корр. ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", военный эксперт
Анатолий Соколов Военный обозреватель
Юрий Григорьев Доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный изобретатель РСФСР.
Станислав Иванов Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН
Михаил Иринин военный обозреватель
Александр Перенджиев Эксперт Ассоциации военных политологов
Сергей Маричев Генeральный директор ЗАО "Объединение выставочных компаний "БИЗОН"
Петр Хомутовский Председатель Оргкомитета по созданию Федеральной службы гидроавиации РФ
Сергей Кукушкин Сергей Владимирович Кукушкин – генеральный директор ООО «АМБ». Член Экспертного совета в сфере морского и внутреннего транспорта при Комитете Совета Федерации по экономической политике
Андрей Манойло Доктор политических наук, кандидат физико-математических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Александр Костин Эксперт по вопросам безопасности и военно-политического сотрудничества, председатель экспертного комитета общественной организации "Самооборона"
Виктор Петрищев Член Общественно-консультативного совета по проблемам борьбы с международным терроризмом РАН, доктор юридических наук, профессор
Александр Кудрявцев Военный журналист
Владимир Евсеев Директор центра общественных политических исследований, старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики, международных отношений

БМП-1, боевая машина пехоты гусеничная плавающая


БМП-1. Фото www.wartechnic.ru

История создания

В начале 60-х годов была начата разработка нового бронетранспортера для замены устаревшего колесного БТР-50П. Уже первые прототипы показали их значительное превосходство над колесными предшественниками, что привело к пересмотру тактики их применения на поле боя. Таким образом, в СССР появилась новая категория военной техники - боевые машины пехоты (БМП), официальный показ которых состоялся в 1967 г., когда их значительное количество уже находилось на вооружении подразделений и частей Советской Армии. Высокоманевренная и скоростная БМП-1, сочетающая в себе огневую мощь, высокую мобильность и хорошую защищенность, положила начало семейству подобных машин.

 

БМП-1 разработана Конструкторским бюро Челябинского тракторного завода и серийно производилась ОАО "Курганмашзавод" (г. Курган). Принята на вооружение в 1966 г., серийно выпускалась по 1979 г. и является одним из видов бронетанковой техники, которая заметно усилила наступательную и огневую мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, плавучесть и удобство транспортирования по воздуху, а легкость управления машиной в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации существенно расширили диапазон ее боевого использования.

В настоящее время производство БМП-1 прекращено. Для повышения боевой эффективности машин, состоящих на вооружении, в т.ч. и за рубежом, ОАО "Курганмашзавод" разработало различные варианты модернизации с одновременным проведением их капитального ремонта.

БМП-1. Фото www.rusarmy.ru

Назначение

Боевая машина пехоты БМП-1 предназначена для оснащения мотострелковых частей и подразделений и повышения их маневренных и огневых возможностей в бою, особенно по борьбе с бронированными целями противника, защищенности личного состава от огня стрелкового и поражающих факторов оружия массового поражения, а также повышения возможностей войск по преодолению водных преград.

БМП-1, вид спереди. Фото www.uph.ru

Конструктивные особенности

В передней части корпуса БМП-1 слева по ходу размещено отделение управления и силовое отделение справа, в средней части - боевое отделение с одноместной башней кругового вращения. В кормовой части машины находится десантное отделение для восьми стрелков, размещенных вдоль бортов, которые могут выходить из машины через кормовой двухстворчатый люк.

Корпус и башня БМП-1 сварены из стальных катаных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм с большим наклоном лобовых плит с целью увеличения рикошета. Дополнительным элементом защиты является волноотражающий щиток, лежащий на верхней лобовой плите. Большинство имеющихся в корпусе отверстий (люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, стрелковые гнезда по бортам, проем для большой двухстворчатой двери и др.) закрывается крышками, выполненных из легких сплавов. Несмотря на некоторое ослабление броневой защиты, это позволяет уменьшить массу бронирования, что повышает плавучесть и простоту обслуживания машины.

Для противодействия проникающему излучению ядерного взрыва используется противорадиационный подбой.

 

Стрелковые гнезда в бортах БМП прикрыты снаружи дополнительными крышками каплеобразной формы и открываются изнутри. Кроме того, на боковых стенках корпуса снаружи закреплены экраны из легких сплавов, закрывающие верхние ветви гусениц. При движении по воде они создают гидродинамический туннель, способствующий формированию движущей силы.

В отделении управления установлено кресло механика-водителя, находятся приборы, штурвал, рычаги и другие органы управления машиной. Управление трансмиссией осуществляется гидравлической системой. Для наблюдения за местностью механик-водитель имеет три перископа, которые расположены по окружности его люка с крышкой, поворачивающейся вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.

За креслом механика-водителя расположено место командира машины, куда он попадает через люк в корпусе. Крышка люка с размещенными на ней универсальным прибором наблюдения ТКН-3, спаренным с инфракрасным прожектором, и два перископа, находится на подшипниках и вращается вкруговую.

 

В средней части корпуса установлена литая башня с приваренной к ней крышей из катаной броневой стали и люком, крышка которого открывается вперед, что защищает находящегося за ней члена экипажа.

БМП-1, вид сзади. Фото www.rusarmy

Кормовая часть машины рассчитана для размещения мотострелкового отделения из восьми солдат с полной выкладкой. Здесь же установлен основной топливный бак, являющийся одновременно спинкой для сидящих спиной к спине солдат. Шесть десантников, находящиеся со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также может вести огонь и прикрывать машину с кормы. Последний десантник является командиром отделения, поддерживает связь с командиром БМП, сидит у правой створки двери и ведет наблюдение за местностью через перископ.

 

Почти всю кормовую стенку занимают двери на петлях и открывающиеся наружу. Это обеспечивает частичную защиту от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину десантников. Кроме того, двери являются топливными баками, но во время ведения боевых действий они заполняются песком и обеспечивают дополнительную защиту от огня противника и повышают пожарную безопасность.

Преодоление водной преграды БМП-1. Фото А. Чирятников

Подвижность

Высокие подвижность и маневренность БМП-1 обеспечивается многотопливным шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением УТД-20 мощностью 300 л.с. при 2600 об/мин. Силовое отделение и радиатор охлаждаются принудительно при помощи эжектора выхлопной системы, который выбрасывает выхлопные газы вместе с воздухом, прошедшим через силовое отделение. При этом снижается температуру выхлопных газов.

Механическая трансмиссия с гидросервоприводом, главным фрикционом и механической двухвальной пятискоростной коробкой передач объединены в один блок с двигателем. Вместе с двумя планетарными механизмами поворота он крепится в трех точках. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Гусеничный движитель (мелкозвенчатая гусеница с резинометаллическими шарнирами) с передним расположением ведущих колес имеет 6 опорных и 3 поддерживающих катка на каждом борту. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первых и шестых узлах подвески.

 

Машина плавающая, движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Повороты выполняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц. Перед входом машины в воду пневмоприводами поднимается волноотражающий щиток в передней части корпуса и воздухозаборная труба для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обзора механику-водителю устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Требуемая герметичность корпуса достигается за счет вжатия кормовых дверей в их гнезда. Максимальная скорость на плаву достигает 7 км/ч.

По шоссе БМП-1 может двигаться со скоростью 65 км/ч, по сухой грунтовой дороге - 40-45 км/ч, запас хода по шоссе составляет 550-600 км.

БМП-1 оборудована системой защиты от ОМП, противопожарным оборудованием, средствами навигации и радиосвязи.

БМП-1. Фото uk.wikipedia.org

Вооружение

Машина оснащена 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 "Гром" и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТ Наведение осуществляется электрическими приводами. Орудие оснащено автоматом заряжания. Для стрельбы по целям могут использоваться активно-реактивные кумулятивные и осколочные выстрелы. Орудие может вести огонь со скорострельностью 8-10 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы которого составляет 1300 м. Вертикальный угол обстрела основным вооружением составляет от -4 до +30 градусов. На крыше башни установлена выдвижная пусковая установка ПТУР 9М14М "Малютка" с ручным управлением по проводам. Боекомплект 73-мм орудия - 40 выстрелов, 4 противотанковые ракеты для ПТУР 9М14М и 1000 патронов для 7,62 мм пулемета.

 

В боевой укладке машины может быть переносный зенитный ракетный комплекс типа "Стрела-2" с двумя ракетами или ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 с 5 гранатами, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет.

Для наводчика-оператора установлен прицел 1ПН22М1, командир машины пользуется бинокулярным, перископическим, комбинированным прибором наблюдения ТКН-ЗБ. На машине устанавливаются 19 перископических призменных приборов экипажа и десанта ТНПО-170.

Модификации и модернизация

БМП-1П (1979 г.) оснащена ПТУР "Конкурс", двумя ПЗРК "Стрела-2М", шестью мортирами для постановки дымовой завесы, ноаым противопожарным оборудованием. Серийно выпускалась в 1979-1983 гг.

БМП-1ПГ - на башне установлен автоматический гранатомет АГ-17 с боекомплектом 290 выстрелов.

БМП-1К (1973 г.) - командирская модификация, вместо сидений для десанта оборудована рабочими местами для офицеров, дополнительной радиостанцией Р-111 и навигационной аппаратурой.

БМП-1КШ (1972 г.) - командно-штабная машина для общевойсковых частей, вместо пушки установлена 10 м телескопическая антенна, оборудована радиостанциями Р-123, Р-111 (две), Р-130, аппаратурой телефонной и телеграфной связи, навигационной аппаратурой ТНА-3. Отсутствуют люки в крыше корпуса за башней и на месте установлен дополнительный электрогенератор. В походном положении антенная опущена и напоминает большую пушку. Создана в челябинском КБ под руководством П.П. Исакова, серийно производилась на Рубцовском машиностроительном заводе.  на марше укладываемую на корпус впереди. Поставлялась на вооружение армий СССР и стран Организации Варшавского Договора.

БРМ-1К (1972 г.) - боевая разведывательная машина с двухместной башней, сдвинутой к кормовой части корпуса, оснащена радиолокационной станцией разведки 1РЛ133-1, лазерным дальномером ДКРМ-1, приемником-пеленгатором ЭРРС-1, миноискателем ИМП-1, рабочими местам для 3 штабных офицеров.

Подвижный разведывательный пункт ПРП-4. Фото А. Чирятников

ПРП-3 "Вал" (1970-1971 гг.) - подвижный разведывательный пункт для ведения разведки противника и местности, целеуказания ракетно-артиллерийским системам (челябинский КБ, главный конструктор П.П. Исаков). Серийное производился Рубцовским машиностроительным заводом. Специальное оборудование машины включало радиолокационную станцию обнаружения движущихся наземных целей, лазерный перископ-дальномер, курсопрокладчик, гирокомпас, гироуказатель и ночной перископ-наблюдательный прибор. Для оборудования дополнительного наблюдательного пункта придавались радиостанция Р-108, два телефонных аппарата, буссоль и стереодальномер. На вращающемся погонном устройстве в кормовой части крыши корпуса устанавливалась трубчатая направляющая пусковой установки 2П130 для 90-мм неуправляемых реактивных осветительных снарядов 9М41 (20 шт) с дальностью стрельбы 1-3 км и временем горения факела 50 с.

ПРП-4 (1983 г.) – развитие ПРП-3 с новыми средствами разведки, обработки и передачи информации.

ПРП-4М (1984 г.) – оснащен телевизионным инфракрасным прибором и перископическим лазерным дальномером.

БРЭМ-2. Фото А. Чирятников

БРЭМ-2 (1982 г.) – бронированная ремонтно-эвакуационная машина легкого класса с крановой стрелой грузоподъемностью 1,5 т (с дооборудованием - до 7 т), лебедкой (тяговой усилием 6,6 тс), откидным сошником в носовой части, сварочным оборудованием, грузовой платформой на 1,5 т груза, полужестким буксирным приспособлением. Для самообороны имела пулемет ПКТ и 6 дымовых гранатометов

Модернизированная БМП-1М с модулем

Один из наиболее перспективных вариантов модернизации предложен тульским КБ приборостроения в конце 90 гг., который предполагает установку на БМП-1 одноместного боевого модуля "Кливер". Он включает 30-мм автоматическую пушку 2А72, ПТРК нового поколения 9М133 "Корнет" с лазерно-лучевой системой управления (дальность стрельбы до 5500 м, бронепробиваемость 1100-1200 мм), 7,62-мм пулемет и автоматизированную систему управления огнем (стабилизированный прицел с визирно-дальномерным, тепловизионным и лазерным каналами, баллистический вычислитель с датчиками внешней информации, система стабилизации блока вооружения в двух плоскостях).

 

Модуль "Кливер" обеспечивает поражение управляемой ракетой всех типов бронированных целей, в том числе оснащенные динамической защитой, инженерные сооружения типа ДОТ, ДЗОТ, а также живую силу противника на дальности до 4000 м. По боевой эффективности модернизированная БМП-1М в 5-7 раз превосходит свой аналог.

БМП-1 за рубежом

Принята на вооружение армий целого ряда иностранных государств. По лицензии БМП-1 производилась в Чехословакии и Китае.

Среди зарубежных вариантов модернизации следует отметить следующие.

ОТ-90 – чешский вариант модернизации БМП-1. После договора о разоружении 1990 г., чтобы не уничтожать машины целиком, переоборудовали их вооружение. На стандартный корпус установили снятые с устаревших бронетранспортеров ОТ-64 (SKOT) башни с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом СГМТ.

VIP (1993 г.) – чешская штабная машина (БМП-1 с увеличенной в средней части высотой), предназначенная для низшего звена управления.

AMB-S – словацкая бронированная санитарно-эвакуационная машина.

"Snezka" – словацкая машина артиллерийской разведки на базе БМП-1, оснащенная блоком оптических приборов, смонтированных на складной стреле. Стрела поднимается с помощью гидравлики и обеспечивает наблюдение за местностью с высоты 10 м. В последнее время такие машины стали популярны во многих армиях мира, так как позволяют вести наблюдение, не подвергая экипаж опасности попасть под огонь противника. Еще одним преимуществом «Снежки» является возможность монтажа на стреле пусковых установок противотанковых управляемых ракет.

БМП-1 египетской армии оснащена новым французским двигателем.

MLI-84 -румынская модель.

WZ 501 - китайская модель.

BWP-40 – польский вариант модернизации.

 

БМП-1 активно использовалась в ряде военных конфликтов за рубежом, а также в боевых действий против незаконных вооруженных формирований в Чечне. 





Добавить к сравнению
Масса, кг 12 600
Электропитание, В .
Расчет, чел. 3+8
Пушка, тип 73-мм 2А28 «Гром»
Пулемет 1 × 7,62-мм ПКТ
Боекомплект, шт: пушки 40
Двигатель V-образный, 6-цилиндровый четырёхтактный дизельный
по шоссе до 65
на плаву до 7
Запас хода по шоссе, км 600
Курганмашзавод, ОАО
Подписка на новости
Фото www.agregator.pro Объем экспорта российской продукции военного назначения в 2013 году достиг 15,7 млрд долларов. В частности, объем продукции, произведенной организациями ОПК в 2013 году, вырос на 13,5 процентов.
Фото пресс-службы МО РФ. На территории ФКУ НПО «СТиС» МВД России Москве начала свою работу II Международная научно-практическая конференция «СПЕЦ-транспорт». Впервые мероприятие такого уровня состоялось в сентябре 2012 года, на котором обсуждались вопросы, связанные с разработкой и внедрением в органы внутренних дел и внутренних войск специальных транспортных средств.
Фото: www.mil.ru В подразделениях Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова (ОГРВ ПРРМ) начались контрольные занятия по радиационной, химической и биологической защите (РХБЗ).
Генеральный директор ОАО "Невское ПКБ" Сергей Власов Стоимость перспективного российского авианосца может составлять от 100 до 300 млрд руб., а на его создание уйдет примерно 10 лет. Как сообщается, у нового авианосца может быть любая силовая установка: атомная, дизельная, газотурбинная, любое водоизмещение - от 50 до 80 тыс т. Авианосцы включены в программу кораблестроения до 2050 г.
Фото: www.mil.ru Заместители Министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков, Николай Панков, Татьяна Шевцова и Руслан Цаликов в ходе рабочей поездки посетили ряд объектов социальной и военной инфраструктуры Черноморского флота (ЧФ), расположенных на территории Крыма
Фото пресс-службы МО РФ. На Южном Урале к ликвидации лесных пожаров привлечены недавно сформированные в Центральном военном округе (ЦВО) подразделения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Застава», «Орлан» и «Форпост». Они обеспечивают мониторинг лесопожарной обстановки и помогают координировать действия наземных групп, оснащённых средствами связи и пожаротушения. В полётах задействовано более 10 БПЛА.
Американская электромагнитная катапульта EMALS В России началась разработка электромагнитной катапульты для авианосцев. Название организации, которая занимается ее созданием, пока не раскрывается. Вероятнее всего, испытания российской электромагнитной катапульты будут производиться на одном из наземных тренажеров палубной авиации в Ейске или в Крыму.
Ракетный корабль "Татарстан" На Каспийской флотилии началось совместное учение берегового ракетного дивизиона и ракетного корабля (РК) «Татарстан». Задача береговых ракетчиков — обнаружить и нанести ракетный удар по кораблям условного противника с применением мобильного берегового ракетного комплекса «Бал».
Фото: PC-7 Mark II Министерство обороны Индии объявило о намерении увеличить заказ на учебные самолеты Pilatus PC-7 Mark II на 106 единиц, сообщает Defense News. Стоимость потенциальной покупки оценивается в 1,2 миллиарда долларов. Основным условием возможного контракта станет производство всех дополнительных самолетов на территории Индии в рамках закона «Покупай и производи» (Buy and Make).

Международная сеть выставок по безопасности

  • security-russia.com
    Международные научно-практические конференции по безопасности
  • www.securityshow.ru
    Международная сеть выставок по безопасности
  • security-russia.com
    II Международная научно-практическая конференция «СПЕЦ-транспорт», Россия, г. Москва, 24 - 25 апреля 2014 года
  • www.mts-mil.ru
    "Материально-техническое обеспечение силовых структур" Россия, г. Москва, 20 - 23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ASIA PACIFIC CHINA POLICE 2014", Китай, г. Пекин, 20-23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "SECURITY CHINA 2014 EXPO", Китай, г. Пекин, 28-31 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    Международная выставка "ADEX-2014" Азербайджанская республика, г. Баку, 11-13 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Автоматизация. БЕЗОПАСНОСТЬ. Связь-2014", г. Хабаровск, 08 - 11 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Мир безопасности. СпасПожТех", г. Волгоград, 20-22 мая 2014 года
  • www.isse-russia.ru
    "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ-2014", г. Москва, 20 - 23 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Современные системы безопасности-Антитеррор" Россия, г. Красноярск, 28-30 мая 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "International Police Expo 2014" Нью-Дели, Индия 19-20 июля 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "Безопасность. Охрана. Спасение", г. Н. Новгород, 07 - 09 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ОРУЖИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ – 2014" Украина, г. Киев, 24 - 27 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ – 2014" Украина, г. Киев, 23-25 сентября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    Международная выставка "IFSEC Istanbul" Стамбул, Турция 30 сентября - 02 октября 2014 года
  • www.interpolitex.ru
    "INTERPOLITEX - 2014", Россия, г. Москва, 21 - 24 октября 2014 года
  • www.granica.interpolitex.ru
    "Граница-2014", г. Москва, 21-24 октября 2014 года
  • www.arms.interpolitex.ru
    Международный военно-технический салон, г. Москва, 21 - 24 октября 2014 года
  • www.uvs-tech.ru
    "UVS-TECH 2014", Россия, г. Москва, 21 - 24 октября 2013 года
  • www.securityshow.ru
    "Охрана, Безопасность и Средства Спасения" Азербайджанская республика, г. Баку 22 - 25 октября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    "БЕЗОПАСНОСТЬ. УРАЛ", г. Екатеринбург, 25 - 27 ноября 2014 года
  • www.securityshow.ru
    “Intersec 2015”, г. Дубай, ОАЭ, 18 - 20 января 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Форум Безопасности и связи-2015", Татарстан, г. Казань, 27 февраля - 01 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    Форум "Безопасность – 2015", г. Уфа, 18 - 20 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Индустрия безопасности и связи", г. Омск, 19 - 21 марта 2015 года
  • www.securityshow.ru
    "Kazakhstan Security Systems-2015" Республика Казахстан, Астана 09 -11 сентября 2015 года

Наши партнеры

  • www.ul-avia.com
    МАТФ-2012
  • www.armstrade.org
    Центр анализа мировой торговли оружием
  • aviapanorama.ru
    Международный авиационно-космический журнал "Авиапанорама"
  • www.tvzvezda.ru
    Телеканал "Звезда"
  • www.oborona.ru
    Журнал "Национальная оборона"
  • www.oruzhie.tv
    ТК "Оружие"
  • oborona.ru
    Информационный портал Оборона.Ру
  • www.id-mb.ru
    Журнал "Мир безопасности"
  • interaffairs.ru
    Журнал "Международная жизнь"
  • compancommand.3dn.ru
    Интернет-портал "Командир роты"
  • www.nikakixno.ru
    Общественая организация "Безопасное отечество"
  • www.chaso.ru
    Журнал "Частный охранник"
  • history-news.org
    Новостной портал History News
  • www.arms-foto.ru
    Фотобанк - лучшие фотографии с выставок и презентаций
  • www.missiles.ru
    Ракетная техника
  • vpk-news.ru
    Военно-промышленный курьер - общероссийская еженедельная газета
  • www.be-and-co.com
    Издательский дом "Бедретдинов и Ко"
  • www.nt-magazine.ru
    "Наука и техника" - журнал для перспективной молодежи
  • www.sovetnikprezidenta.ru
    Информационно-аналитическое издание "Советник президента"
  • www.dfnc.ru
    Журнал "Новый оборонный заказ. Стратегии"
  • www.to-info.ru
    Журнал "Точка опоры"
  • www.mirbez.ru
    Журнал "Мир и безопасность"
  • www.bezopasnost-chel.ru
    Всероссийский специализированный журнал "Безопасность"
  • ohrana.ru
    Ohrana.ru
  • www.vooruzhen.ru
    Вооружен.рф
  • www.btg.asot.ru
    ООО «Издательство «Безопасность труда и жизни»
  • www.na-strazhe.ru
    «На Страже Родины.ru». Правда о войне!
  • www.secandsafe.ru
    Портал систем безопасности SecAndSafe.ru
© 2003–2014 

ЗАО "Навигатор"

 

ИА "Оружие России"

Настоящий ресурс может содержать материалы 12+

 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47032

 

 

Член ОООР "СоюзМаш России"

 

 

Вооружение и военная техника | Участники | Блоги | Персоналии | О нас | Наши партнеры | Продукты и услуги | Лицензии | Контакты
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Каталог BigMax.ru Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта — Simfosoft

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Вопросы, предложения и замечания по содержанию публикаций и  размещению рекламы на сайте принимаются по почте: contact@arms-expo.ru