Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 04.12.18
О производстве тракторов в Российской Федерации. Глава 2. Состояние с производством тракторов в современной России. (часть первая)

России досталось от СССР огромное наследство в виде предприятий, производивших тракторы; сюда следует отнести и кафедры в ВУЗах, НИИ и КБ.

Предполагается рассмотреть: как же РФ распорядилась этим наследством.

Главной составляющей этого наследия являются заводы-производители техники и их продукция. Читателям предлагается рассмотреть в данной статье эту составляющую наследия.

Факторами, влияющими на строительство и размещение тракторных заводов являются потребление и, частично, наличие сырья для их производства. Так первые заводы по производству тракторов возникли в крупных зерновых районах и были расположены неподалеку от источников металла (Челябинск, Волгоград).()

Тракторное машиностроение ориентируется на специфику хозяйственной деятельности регионов. Тракторы в России выпускались и, возможно, ещё выпускаются на предприятиях:

  • сельскохозяйственные — в Липецке, Челябинске, Волгограде, Рубцовске, Таганроге, Владимире, Санкт-Петербурге
  • промышленные — в Санкт-Петербурге, Чебоксарах
  • трелёвочные — в Петрозаводске
  • картофелеуборочные — в Рязани
  • льноуборочные — в Тверской области

Появляются и новые производства, например, на Череповецком литейно-механическом заводе.

Список предприятий, производящих тракторы, представлен на сайте WikiProm.[1]

Предлагается посмотреть, какая ситуация с производством тракторов сложилась на настоящий момент в России.

В кризисные годы последнего десятилетия прошлого века тракторостроительные предприятия России пережили очень тяжело: в 2004 году выпуск тракторов составил всего лишь 3,9% от производства 1990 года. В последние годы отечественное тракторостроение не покрывает возрастающий спрос, он частично удовлетворяется за счет импорта.

Сегодня самое большое количество тракторов выпускается в Западной Европе: в Италии, Германии, Франции, Англии, Финляндии. Затем идут Индия, Китай, Центральная и Восточная Европа, США, Канада, Латинская Америка. Кризисные явления способствуют увеличению концентрации производства и укрупнению корпораций – мировых производителей тракторов. В России сформировались мощные корпоративные структуры: «Новое Содружество», «Концерн «Тракторные заводы», «Петербургский тракторный завод».

Что из себя представляет ООО «Новое Содружество»? ООО «Новое Содружество» было создано в 2000 году.


Ключевыми активами холдинга являются компания «Ростсельмаш» – лидер российского рынка сельскохозяйственной техники, компания «Эмпилс» – ведущий в стране производитель лакокрасочной продукции и оксида цинка, компания «Buhler Industries Inc.», которая занимается производством сельскохозяйственной техники и оборудования уже более сорока лет.

Доля «Ростсельмаш» на российском рынке составляет более 65%. Продукция «Ростсельмаш» поставляется более чем в 11 стран ближнего и дальнего зарубежья. 

В состав входят: Компания «Ростсельмаш», Компания «KLEVER», концерн «Эмпилс», Акционерный коммерческий Банк «Сельмашбанк», Компания «Buhler Industries Inc.», Компания «Конорд».

История «Ростсельмаша» - продолжительная. Предприятие родилось 21 июля 1929 года. [2]


Ростсельмаш (Ростовские сельскохозяйственные машины) — российская компания, производитель сельскохозяйственной техники. В её составе - 13 предприятий. Имеет производственные площадки в странах: Канада, Россия, США, Украина и Казахстан. Входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельхозтехники.

Основной продукцией компании с момента её основания были комбайны.

Первым комбайном был «Колхоз», затем – «Сталинец-1», «Сталинец-6», «Ростсельмаш-8» - прицепные; СК-3, СК-4, СК-5 «Нива» - самоходные.

01а.jpg

Комбайн «Колхоз» / Фото: Rslovar.com

02а.jpg

Комбайн «Сталинец-1» / Фото: Golos.io

03а-1.jpg

Комбайн «Сталинец-6» / Фото: Gpedia.com

03а.JPG

Комбайн СК-3 «Нива» / Фото: Land-tech2.narod.ru

04а.jpg

Комбайн СК-4 «Нива» / Фото: Sadovij-pomoshnik.ru

05а.jpg

Комбайн СК-5 «Нива» / Фото: / leningrad-auto.com

В начале 80-х годов приступили к производству самоходных комбайнов семейства «Дон» (первые комбайны семейства сошли с конвейера в октябре 1986 года).

06а.jpg

Самоходный комбайн семейства «Дон» / Фото: Superda4nik.ru


В настоящее время комбайны – основная продукция предприятия.

Кроме комбайнов "Ростсельмаш" готов предоставить аграриям высококачественную продукцию, в том числе и тракторы, выпускаемые под брендом VERSATILE. Все машины мощные и высокопроизводительные, следовательно, способны аккуратно и быстро выполнять любую сельскохозяйственную работу.

На предприятии готовы к выпуску следующих тракторов:[3]

Тракторы серии 1000 (320-340 л.с.), серия 2000 (335-375 л.с.), серия 3000 (395-620 л.с.) и серия DT (460-620 л.с.).

07а.jpg

Тракторы серии 1000 (320-340 л.с.) / Фото: Agropravda.com

08а.jpg

Трактор серии 2000 (335-375 л.с.) / Фото: / rostselmash.com

011а.jpg

Трактор серии 3000 (395-620 л.с.) / Фото: http://i.artfile.ru

Тракторы серии 2000. Это – наиболее интересная серия с точки зрения на конструкцию машин.

Отличительные особенности серии: Номинальная мощность двигателя – 375 л.с., запас крутящего момента – 50%, ёмкость баков – 927 литров, эксплуатационная производительность трактора – 14 га/ч, производительность гидравлической системы – 170 л/мин.

Это – тракторы сельскохозяйственного назначения, универсально-пропашные, на колёсном ходу, полурамные (с шарниро-сочленёнными полурамами), тяговый класс – 4, колёсная формула – (2 Х 4), колёса с двухскатной ошиновкой.

5a95482fea1e02375_РУ_smal_05_(1280x478).jpg

09а.jpg

Трактор от «Ростсельмаш» серии 2000 VERSATILE 2375 / Фото: rostselmash.com



Особенности конструкции:

Силовая установка - Дизельный двигатель Cummins серии QSM 11 с рабочим объёмом в 11 литров, шести цилиндровый, рядный, с электронным впрыском, оснащён интеркулером, с турбонаддувом.

2000 к1.jpg

Дизельный двигатель Cummins серии QSM 112375 / Фото: rostselmash.com

Диапозон мощностей от 335 до 375 л.с. Система питания имеет 2 бака объёмом 927 литров.

Трансмиссия

Сцепление – многодисковое.

Коробка передач - Quadshift III 12 x 4 обеспечит максимальную производительность за счет трёх скоростных диапазонов, которые подразделяются на 4 передачи каждый. Синхронизация передач обеспечивает скоростные режимы 4.8-13 км/час для одного диапазона.

2000 - к2.jpg

Механическая трансмиссия Quadshift III 12x4 / Фото: rostselmash.com

Вал отбора мощности сочленяется с многодисковым сцеплением. Такая схема гарантирует плавный старт прицепным устройствам, обеспечивает плавную и бесперебойную работу.

2000 к7.jpg

Независимый вал отбора мощности / Фото: rostselmash.com

ВОМ вращается с частотой 1 000 об/мин имеет 20 шлицов. Соответственно трактор способен выполнять задачи любой сложности с максимальной производительностью.

Ведущий мост – с разнесённой главной передачей (конический редуктор и планетарные колесные передачи, встроенные в картер моста).

Простота управления сельскохозяйственными агрегатами обеспечивается применением гидравлической системы HydraFlow. 

Тракторы Ростсельмаш серии 2000 4 WD. Серия 2000 4 WD — полноприводные (колёсная формула 4 Х 4), шарнирно-сочлененные универсальные сельскохозяйственные тракторы на базе модели 2375. Машины предназначены для выполнения любых операций почвообработки и сева. Линейка агрегатов 4 WD представлена шестью моделями (395, 425, 460, 520, 570, 620). Где число, указанное в скобках, обозначает номинальную мощность силовой установки.

013а.jpg

Трактор Ростсельмаш серии 2000 4 WD / Фото: www.agrobase.ru

Тракторы комплектуются двигателями Cummins с функцией круиз-контроля.[4]

В тракторах 395 и 425 стоит высокопроизводительный мощный двигатель объёмом в 11 л Cummins QSM 11, в остальных моделях – Cummins QSX 15 (объёмом в 15 л). Вся линейка оборудована автоматической коробкой передач 16 х 4, только в моделях 395, 425, 460 есть еще и механическая КП Quadshift III 12 x 4. 

Остальные агрегаты аналогичны агрегатам, рассмотренным выше для машин с колёсной формулой 2 Х 4. 

Шины передних и задних колес сдвоенные. Установлена гидравлическая система типа Close Center Load Sensing System. 

Тракторы "Ростсельмаш" укомплектованы двумя маятниковыми брусами – стандартным и усиленным (для тяжелых рабочих условий). 

Агрегаты с механической КП имеют и механическое управление секциями гидрораспределителя, также все модели оснащены электронным управлением.

Тракторы серии DT (Delta Track). Следующей интересной серией тракторов можно считать данную. В этой серии имеются свои отличительные особенности. Мощность двигателя – 435 - 575 л.с., запас крутящего момента до 40%, ёмкость баков – 1800 литров, эксплуатационная производительность трактора – 24 га/ч, производительность гидравлической системы – 208 л/мин.

014а.jpg

Трактор от «Ростсельмаш» серии DT / Фото: rostselmash.com


Ростсельмаш предлагает на рынке Российской Федерации новую инновационную серию гусеничных тракторов DeltaTrack с шарнирно-сочлененной рамой. Они доступны в четырех моделях 460DT, 520DT, 570DT и 620DT. Это - тракторы сельскохозяйственного назначения, универсально-пропашные, с гусеничным движителем, полурамные (с шарниро-сочленёнными полурамами), тяговый класс – 4, движитель - гусеничный.

Система гусеничного движителя является самым передовым решением в отрасли. Основные критерии, которые закладывались при его проектировании - простота обслуживания, надежность конструкции, долговечность узлов и деталей.

Главная отличительная особенность гусеничных тракторов Versatile в уникальной конструкции тандемной рамы опорных роликов, которая имеет две степени свободы, что позволяет:

  • равномерно распределить массу трактора по всей площади пятна контакта
  • снизить уплотнение почвы
  • повысить плавность хода при проезде по мелким неровностям
  • уменьшить коэффициент пробуксовки
  • сократить расход топлива
  • снизить утомляемость и увеличить производительность оператора.

дт к3.jpg

Система гусеничного движителя является самым передовым решением в отрасли / Фото: rostselmash.com

Особенности конструкции:

Силовая установка. Шести цилиндровые двигатели Cummins QSX15 изготовлены при использовании самых современных технологий в отрасли.

дт к1.png

Шести цилиндровый двигатель Cummins QSX15 / Фото: rostselmash.com

Четыре клапана на цилиндр, электронный впрыск топлива, реагирующий на нагрузку, позволяет развивать максимальный крутящий момент уже при 1400 об/мин, с запасом до 40%, что позволит механизатору меньше переключать передачи трансмиссии во время выполнения сложных операций в тяжелых условиях. 

дт к2.jpg

Автоматическаяй трансмиссия PowerShift CAT TA22 / Фото: rostselmash.com

                                                                                                                                     

Тракторы DeltaTrack оборудованы полностью автоматической трансмиссией PowerShift CAT TA22 c шестнадцатью передачами вперед и четырьмя назад, с возможностью переключения без разрыва силового потока. Большой выбор рабочих передач позволяет выбрать оптимальную скорость для выполнения любой поставленной задачи.
                                                                                                         
В автоматическом режиме тракторист выберает необходимую рабочую скорость и режим работы, и при изменении нагрузки трансмиссия сама выберет необходимую передачу для поддержания заданных параметров. Максимальная скорость - 35 км/ч позволяет сократить время при транспортных переездах.

Трансмиссия включает в себя мосты, аналогичные ведущим мостам тракторов серии 2000.  Надежность и простота обслуживания - вот их непревзойденное преимущество. При снятии наружной крышки планетарного однорядного колёсного редуктора открывается доступ ко всем элементам редуктора, что значительно сокращает время на ремонт и обслуживание, и в очередной раз подчеркивает простоту и универсальность тракторов Versatile.

дт к5.jpg

Современная гидравлическая система с закрытым центром (Closed Center load Sensing Hydraulic System) / Фото: rostselmash.com

дт к7.jpg

Органы управления гидравлической системой / Фото: rostselmash.com

Гидравлическая система привода агрегатов навесных сельхозмашин с закрытым центром (Closed Center load Sensing Hydraulic System), обеспечивает необходимый поток в зависимости от нагрузки и исключает расход топлива на холостую прокачку гидравлического масла через все трубопроводы гидросистемы. Электронное управление секциями гидрораспределителя с помощью нового ЖК дисплея, позволяет задать необходимый поток масла с высокой точностью обеспечивая стабильную работу прицепного оборудования.

дт к8.jpg

Сочленение полурам / Фото: rostselmash.com

Сочленение полурам. Надежное соединение полурам обеспечивается мощным шарнирным соединением с пальцами диаметром 80 мм. Столь простая, но технически грамотная конструкция создана для сохранения прочности и надежности, что очень важно, ведь, зачастую, в работе тракторы подвергаются максимально высоким нагрузкам. Поворот полурам осуществляется двумя мощными гидроцилиндрами (диаметром 89 мм) плавно и быстро. Угол горизонтального сочленения полурам - 33 градуса обеспечивает максимальную маневренность в поле.

дт к9.jpg

Тяговый брус Cat 4 / Фото: rostselmash.com

Тяговый брус. Для агрегатирования с современными сельскохозяйственными широкозахватными орудиями на тракторы установлен маятниковый тяговый брус Cat 4 (диаметр пальца 54 мм), рассчитанный под вертикальную нагрузку до 4 840 кг.

Тяговый класс трактора, как и для машин серии 2000, как раз и определяется расчётной нагрузкой на тяговый брус.

ВОМ – опция, приводится в действие от многодискового сцепления, чем обеспечивается мягкий старт подсоединённым орудиям. На выходе с ВОМ – 1000 об/мин, диаметр вала – 45 мм, имеются 20 шлицов.

Тракторы серии 1000. Тракторы серии 1000 (320-340 л.с.) – универсальные полноприводные машины, предназначенные для выполнения широкого круга задач.

Машины данной серии относятся к тракторам сельскохозяйственного назначения, универсально-пропашным, с колёсным движителем, рамной конструкции, тяговый класс – 4, движитель колёсный, колёсная формула – (4 х 4), колёса с двухскатной ошиновкой.

Данная серия машин имеет свои отличительные особенности. Машины обладают большим запасом мощности – 35%, у машин прекрасная манёвренность в своём классе (минимальный радиус поворота в модели, комплектуемой мостом Ultra Steer, составляет 2,13 метра), стандартная производительность гидравлической системы – 208 л/мин, производительность трактора – 7,3 га/ч.

Силовая установка. Применяются двигатели Cummins QSC/QSL (соответственно для машин 320 и 340).

Основные особенности двигателей:

  • система впрыска – высокого давления форсунки расположены по центру цилиндра
  • полный электронный контроль работы двигателя
  • воможность работы на биодизельном топливе
  • уменьшенный уровень шума
  • увеличенный интервал замены масла – 500 ч.

Помимо двигателя определённый интерес представляет и программируемая трансмиссия Full Powershift 18x9, её основные преимущества:

  • однократное переключение передачи
  • последовательное переключение передач
  • прямолинейный челночный ход
  • программируемое переключение передач вверх и вниз
  • автоматический выбор скорости
  • программируемый задний ход.

Гидравлическая система. Электронное управление системой позволяет легко, буквально пальцем, выполнять операции подъёма, опускания, плавающего режима, а также выполнять операции, программируемые по времени самоцентрирующимися фиксаторами.

Семидюймовый монитор обеспечивает точную регулировку потока жидкости от 0 до 208 л/мин (2100 об/мин двигателя). Опцтонно устанавливаемая система [email protected], которая увеличивает скорость потока до 284 л/мин.

На тракторе применено трехточечное навесное устройство CAT III грузоподъёмностью в 8550 кГ.

Применён двухскоростной ВОМ, выдающий 540 и 1000 об/мин, требуется только присоединить карданный вал от навесного орудия и выбрать ту или иную передачу.

Тракторы серии 1000 оборудуются подключаемым передним мостом с блокировкой дифференциала. Доступны два варианта мостов: стандартный передний мост – в базовой комплектации и передний мост с подвеской – опционно.

С целью равномерного распределения нагрузки между мостами, спереди на трактор навешивается противовес.

Выводы:

  1. Предприятие обладает уникальными возможностями выпускать для народного хозяйства широкий ассортимент современных тракторов сельскохозяйственного назначения.
  2. На тракторах основные агрегаты – импортные, что – не желательно.
  3. Несмотря на то, что представительство компании расположено в Канаде, существует высокая вероятность прекращения совместной деятельности в случае введения законодательным органом США в начале 2019 года новых экономических «драконовских» санкций против России и стран, сотрудничающих с Россией вопреки США.
  4. Возникает вероятность остановки тракторного производства в компании.

Далее, представляется интересным рассмотреть перспективы и возможности производства тракторов в ПАО (публичное акционерное общество) «Группа компаний «Кировский завод». Кировский завод является одной из крупнейших в России промышленных компаний машиностроительного профиля. С 2009 года он включен в Перечень системообразующих предприятий Российской Федерации.


Его основная продукция - сельскохозяйственные тракторы «Кировец» и дорожно-строительные и специальные машины на базе тракторов «Кировец».

Основные потребители продукции - компании и предприятия агропромышленного и топливно-энергетического комплексов, дорожного, промышленного и гражданского строительства, нефтегазового сектора, атомной энергетики, лесного и коммунального хозяйства, железнодорожного транспорта, судостроения.

Его продукция экспортируется более чем в 30 стран мира - Германия, Франция, Австралия, Канада, США, Чехия, Венгрия, Болгария, Казахстан, Беларусь, Монголия и др.

В состав ПАО Группа компаний «Кировский завод» входят:

  • ПАО «Петербургский тракторный завод» (сельскохозяйственное и промышленное машиностроение)
  • АО «Завод «Киров-Энергомаш» (энергетическое -машиностроение)
  • АО «Металлургический завод «Петросталь» (металлургическое производство)
  • ООО «Кировский завод Газовые технологии», ООО «Вагонмаш»
  • ООО «Завод буровых технологий»
  • АО «Проектно-конструкторское бюро «Автоматика»
  • АО «Локомотив» (ремонт, модернизация и обслуживание железнодорожной техники и путей, перевозка вагонов, погрузочно-разгрузочных работы и отправка грузов по России, странам СНГ и Прибалтики)
  • АО «Тетрамет» (услуги, связанные с перевалкой грузов на суда заграничного и внутрироссийского плавания, а также складские услуги на складах общего хранения).

Задачей данной статьи является рассмотрение вопросов, связанных с тракторостроением в России. Поэтому предлагается рассмотреть только материалы, связанные с производством тракторов. На «Кировском заводе» выпускаются:[5]

1.jpg

Трактор «Кировец» К-730 «Стандарт» (К-744Р1) / Фото: Autobis.org

Сельскохозяйственные тракторы:

  • «Кировец» К-730 «Стандарт» (К-744Р1) – 300 л.с., ЯМЗ-238НД5*, полноприводный, шарнирно-сочлененная рама
  • «Кировец» К-735 «Стандарт» (К-744Р2) – 350 л.с., 8481.10**, полноприводный, шарнирно-сочлененная рама «Кировец» К-739 «Стандарт» (К-744Р3) – 390 л.с., 8481.10-02, полноприводный, шарнирно-сочлененная рама «Кировец» К-742 «Стандарт» (К-744Р4) – 420 л.с., 8481.10-04, полноприводный, шарнирно-сочлененная рама «Кировец» К-735 «Премиум» (К-744Р2) – 354 л.с., OM460LA E3A/5***, полноприводный, шарнирно-сочлененная рама
  • «Кировец» К-740 «Премиум» (К-744Р3) – 401 л.с., OM460LA E3A/4, полноприводный, шарнирно-сочлененная рама
  • «Кировец» К-424 «Премиум» – 240 л.с., ЯМЗ-53625, полноприводный, шарнирно-сочлененная рама
  • «Кировец» К-742 «Премиум» (К-744Р4) – 428 л.с., OM460LA E3A/3, полноприводный, шарнирно-сочлененная рама
  • «Кировец» К-703М-12-03.2 «Трансформер» – 350 л.с.

7.jpg

Трактор К-744 Р на гусеничном ходу (дополнительная опция) / Фото:jediru.net

Промышленные тягачи:
  • «Кировец» К-744Р1 ПРОМ – 300 л.с., ЯМЗ-238НД5
  • «Кировец» К-703МА – 250 л.с., ЯМЗ-238НД4
  • «Кировец» К-703М – 350 л.с., 8481.10
  • Снегоочиститель - «Кировец» К-703МА-ОС – фрезерно-роторный на базе промышленного трактора
  •  «Кировец» К-703МА, 235 л.с., ЯМЗ-238НДЗ-1
  • Сельхознавеска – трамбовщик силоса «Кировец» ТСН-5, от 250 л.с.

13.jpg

Система защиты при возделывании залежных земель, установлена на трактор К-744Р / Фото:Agroinvestholding.ru

Фронтальные погрузчики:

  • «Кировец» К-708УДМ – фронтальный колесный погрузчик с бульдозерным оборудованием, 300 л.с., ЯМЗ-238НД до 2-х раз производительнее и комфортнее предыдущего поколения
  • «Кировец» К-702МА-ПК6 – фронтальный колесный погрузчик, 235 л.с., ЯМЗ-238НД3 возможно оснастить специальным оборудованием для работы в качестве лесоштабелера.

Примечания: Двигатели с подобной маркировкой это

·        * Двигатели от ПАО «Автодизель» (ЯМЗ).

·        ** Двигатели от ПАО Тутаевский моторный завод.

·        *** Двигатели от компании Mercedes-Benz.

Общее представление о конструкции тракторов семейства «Кировец» можно составить из материалов статьи Анатолия Черкашина, опубликованной ранее издательством Оружие России в 2018 году.[6] В статье рассказано, что на базе шасси трактора «Кировец» разработаны тягачи «Ямал-4» и «Ямал-6» и показаны их конструкции. Фактически эти вездеходы – те же тракторы, но только с другими кабиной и кузовом.

02.jpg

Трактор К-744Р с отвалом съёмным гидрофицированным / Фото: Agroinvestholding.ru

В настоящее время на дочернем предприятии ПАО «Группа компаний «Кировский завод» - ПАО – ПАО «Петербургский тракторный завод осуществляется выпуск сельскохозяйственных тракторов 4-ого тягового класса К-424 «Премиум» и 7-ого тягового класса К-740 «Премиум». Вся линейка сельскохозяйственных тракторов «Кировец» 5 - 8-го тяговых классов сертифицирована и получила новое имя. (Первая цифра обозначает тяговый класс машины, последующие – определяют мощность силовой установки и комплектацию трактора).

Теперь семейство (серия) тракторов называется «Кировец» К-7, а в названии отдельных моделей зашифрованы мощность и комплектация. Например, модель К-730 «Стандарт» - это трактор 300 л. с. с двигателем российского производства, а К-740 «Премиум» - 400-сильная машина с дизелем «Мерседес».[7]


Во всех случаях производства тракторов промышленного назначения за основу взяты тракторы сельскохозяйственного назначения. Поэтому и предлагается рассмотреть последние.

В каталоге ПАО «Петербургский тракторный завод» приведены ТТХ трактора Кировец К-424 «Премиум»[8]

Это – сельскохозяйственный трактор общего назначения.

Тактико-технические показатели

Двигатель, марка, мощность, л.с ЯМЗ-53625, 240
Масса машины, кг 10300
Габаритные размеры, мм:

Д (с поднятой навеской)/В/Ш - 6960/3505/2540;
база - 3190;
колея - 1930

Клиренс (под осью шарниров), мм 530
Наименьший радиус поворота (по внешнему колесу), мм 6200
Грузоподъёмность навески, кг 4000
Трансмиссия: коробка передач

автоматическая, с блокировкой гидротрансформатора;
электрогидравлическое переключение передач в автоматическом и ручном режимах;
передач: 6 вперед / 3 назад

Максимальная скорость, км/ч 40
 

Мосты. Рабочая тормозная система, характеристика

 

с самоблокирующимися дифференциалами, в состав моста входят унифицированные колесные редукторы планетарного типа;
передний ведущий мост на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Задний ведущий мост закреплен жестко:
дисковые тормоза с пневмогидравлическим приводом.

Гидравлическая система

Совмещённая гидросистема рабочего оборудования и управления поворотом трактора с единым гидробаком. Расход через одну секцию гидрораспределителя 95 л/мин (185 л/мин через сдвоенную).

Насос тандем аксиально-поршневой 100 см3 + шестерённый 40 см3 для рулевого управления. Максимальная производительность 210 л/мин.

5-секционный, электроуправляемый гидрораспределитель вынесен на грузовую полураму, расход через одну секцию до 95 л/мин.

4 регулируемых гидролинии, свободный слив.

Электрооборудование преобразователь 24/12 В - опция
Комплект передачи мощности
Power Beyond - опция
Сцепные устройства

Заднее навесное устройство: 3-х точечное, кат. III, макс. грузоподъёмность (на расстоянии 610 мм от оси подвески) 4000 кГс; Переднее навесное устройство – опция.

Маятниковое прицепное устройство – опция.

Тягово-сцепное устройства лифтового типа (ТСУ-В («вилка») и ТСУ-3К («крюк»)

Колёса
шины 23,1 R26. Опция –комплект сдваивания

Рабочая тормозная система

Дисковые тормоза с пневмогидравлическим приводом

Далее предлагается рассмотреть особенности конструкции и ТТХ трактора К-744Р. Эта линейка представлена 8-ю моделями сельскохозяйственных тракторов общего назначения колёсный полноприводный (колёсная формула 4 Х 4), полурамных (с шарнирно-сочленённой рамой).

В каталоге ПАО «Петербургский тракторный завод» приведены ТТХ трактора Кировец К-744Р «Премиум».

Возможности одного трактора серии К-744Р позволяют в течение года подготовить и засеять с полным соблюдением агросроков до 5 000 га. При этом гарантирована минимальная себестоимость посева 1 га.

Благодаря отличным тягово-транспортным характеристикам "Кировцы" круглогодично применяются на самых тяжелых транспортных работах: работа в холодную погоду, буксировка застрявшей техники и т.п.[9]

ТТХ трактора К-744Р

Масса трактора, кг 16165 (на одинарных колёсах);
18265 (на спаренных колёсах)

Габаритные размеры, Д (с поднятой навеской)/Ш/В,  мм

7350/2850/3876
База, мм
3750
Колея, мм 2100
Клиренс (под осью шарнира), мм 500
Наибольшее удельное давление, кГс/кв. см (кПа) на одинарных колёсах -1,1 (110):
на сдвоенных колёсах - 0,8 (80)
Удельное давление в зависимости от модели трактора на комплекте гусениц (доп. опция), кГс/кв.см 0,4 – 0,54
Двигатель: тип и производитель - OM460LA E3A/4, дизель, рядный, 6-цилиндровый (Мерседес);
мощнасть номинальная, л.с. - 401:
рабочий объем, л - 12,82;
номинальная частота вращения, об/мин - 1800;
максимальный Мкр, Нм - 1900

Трансмиссия: Коробка передач

Автоматизированная «Т5», 16F/8R, четырехрежимная с гидравлическим силовым переключением передач и пневмопереключением режимов.

Безрычажная система управления «КОМАНДПОСТ»: выбор рабочего диапазона и передачи осуществляется с помощью джойстика-шифтера и нескольких кнопок, программа защиты от ошибок оператора.

МостыУнифицированные, с самоблокирующимися дифференциалами «ноу-спин» и разнесенными планетарными редукторами. Передний мост подвешен к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидроамортизаторами. Задний мост соединен с рамой жестко. Задний мост – отключаемый.
Гидросистема рабочего оборудования

Чувствительная к нагрузке (LS) система:

регулируемый аксиально-поршневой насос,

5-секционный распределитель,

4 пары свободных выводов (гидролиний) с регулированием расхода 0-90 л/мин,

линии свободного слива и дренажа,

максимальная производительность насоса 180 л/мин.

Механизм отбора мощности (опция)

1000 об/мин (односкоростной), независимый, с циркуляционной системой смазки редуктора. Три варианта исполнения хвостовика вала. Хвостовики сменные.

Максимальная мощность на МОМ при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя не менее 257 л.с.

Навесное устройство.Маятниковое прицепное устройство (опция).ТСУ шарового типа (опция).Тяговый брус (опция)

Трехточечное категории IV по стандарту ISO, может комплектоваться адаптерами категории III (опция). Стандартная грузоподъемность (на расстоянии 610 мм от оси подвеса) - 5500 кг, на оси подвеса до 8500 кг. Возможность установки прицепной скобы и тягово-сцепного устройства (гидрокрюка).

В качестве опции применяется система электрогидравлического управления навесным оборудованием

Допустимая вертикальная нагрузка до 1900 кг, диаметр пальца 37,5 мм

Диаметр шара 80 мм, устанавливается на маятниковое прицепное устройство для использования прицепов с шаровым прицепным устройством.

Допустимая вертикальная нагрузка до 4080 кг и диаметром пальца 50,8 мм (2 дюйма)

Шины, размер (нормальные, можно сдваивать)800/65 R32
Широкопрофильные шины, размер
1000/50 R25
Комплект гусениц
опция
Система защиты при возделывании залежных земель, состав

усиленный щиток под радиатором;
кожух защиты двигателя;
отбойник на бампер;
защита КПП

Отвал съёмный гидрофицированный (опция)

В установочный комплект оборудования входят:

  • РВД, 5 гидроцилиндров
  • отдельный подрамник для крепления отвала к трактору
  • поворотная часть
  • блок перекоса и рабочая часть отвала
  • съемные металлические ножи

Ширина отвала 3,4 м, угол поворота 30 градусов, перекос отвала 12 градусов.

 

Выводы:
  1. Предприятия ПАО «Группы компаний «Кировский завод» создали широкую линейку моделей тракторов сельскохозяйственного и промышленного назначения. Тяговый класс тракторов от 4-ого до 8-ого.
  2. В выпускаемых моделях преобладающими являются агрегаты и комплектующие отечественного производства.
  3.  Продукция компании пользуется заслуженным авторитетом как в стране, так и в дальнем зарубежье.

Далее, уважаемые читатели предлагается рассмотреть состояние дел с производством тракторов в концерне «Тракторные заводы».



«Тракторные заводы» — российский машиностроительный концерн. Управляющая компания — Общество с ограниченной ответственностью «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы». Штаб-квартира — в Чебоксарах. Основан в 2003 году.[10]

С чего всё начиналось? В 1996 году был приобретён пакет акций ОАО «Чебоксарский завод промышленных тракторов». В 2002 году в состав «Тракторных заводов» вошёл «Владимирский моторно-тракторный завод».

В этом же году зарегистрирован товарный знак «ЧЕТРА» на линейку промышленных тракторов.

Это послужило основанием для образования в 2003 году машиностроительной группы «Концерн «Тракторные заводы». Тогда же в состав холдинга влилось ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», в 2004 году концерном приобретено ОАО «Онежский тракторный завод». В последующем, под управление ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы» вошла «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», а уже в 2008 году перешло «ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения» (ОАО «Краслесмаш»).

В результате этих приобретений стало возможным преобразовать Машиностроительную группу в холдинговую компанию Concern Tractor Plants N.V. Но уже в 2009 году Компания Concern Tractor Plants N.V. переименована в Machinery & Industrial Group N.V., зарегистрированную в Нидерландах.

Это далеко не полный перечень предприятий, входящих в концерн, туда входят и предприятия, выполняющие гособоронзаказ. Со временем эффективность управления предприятиями со стороны концерна упала. У концерна появилась огромная задолженность перед Внешэкономбанком. И в 2017 году банк принимает решение, учитывающее огромное социальное значение предприятий концерна, организовать его банкротство и передать его долги и активы Ростеху.[11]

Глава Внешэкономбанка Игорь Шувалов сообщил изданию, что в дальнейшем Ростех определит частного инвестра на гражданские активы. А уже глава Ростеха Сергей Чемезов попросил премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главу ВЭБ не допустить остановки производства КТЗ из-за переоценки его задолженности перед ВЭБ.

В случае успеха в процедуре банкротства, оставшиеся «в живых» российские предприятия перейдут под российскую юрисдикцию, их финансовые средства не будут расходоваться на покрытие долгов иностранный предприятий, влияние зарубежных совладельцев на предприятия будет сведено к нулю, что особенно важно в свете применения к России после 2014 года санкций.

Но, в плане данной статьи, нас интересуют только тракторные производства. Поэтому, дорогие читатели, предлагается перейти к рассмотрению функционирования этих заводов.

Как уже отмечалось в данной статье, в состав Концерна «Тракторные заводы» в 2002 году вошёл Владимирский моторно-тракторный завод.



Начало истории этого завода восходит к 1943 году. Строительство тракторного завода началось в годы Великой Отечественной войны в соответствии с постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 28 февраля 1943 года. Местом строительства была выбрана северная окраина Владимира, район за старой Юрьевской заставой.[12] В 1988 году из заводских цехов вышел миллионный трактор.

Завод выпускал колёсные тракторы серий «Универсал» (до 1955 года), ДТ-24, Т-28 («Владимирец»), Т-25, Т-25A, а также садово-огородный инструмент и другую продукцию широкого потребления. С 1980-х годов выпускались тракторы для работы в теплицах и плодопитомниках, тротуароуборочные машины.

00-1.jpg

Трактор серии «Универсал» 1934 года / Фото: Vikond65.livejournal.com

00-2.jpg

Трактор ДТ-24 / Фото: Hicarus.ru

00-3.jpg

Трактор Т-28 «Владимирец» / Фото:Traktora.org


На заводе велась работа по усовершенствованию конструкции тракторных двигателей. В 1959 году завод освоил производство двигателей Д-30 с воздушным охлаждением, в 1962-м, впервые в советском двигателестроении, началось серийное производство четырёхцилиндровых двигателей Д-37М, позднее освоено производство двигателей Д-21, Д-37Е, Д-120, Д-144, Д-145Т и др. ВМТЗ поставлял двигатели для Ташкентского тракторного завода.

На предприятии сложилась школа двигателестроения. Так под авторством Поспелова Д.Р. в 1961 году вышел учебник «Двигатели внутреннего сгорания с воздушным охлаждением". В книге изложены вопросы теплопередачи в двигателях с воздушным охлаждением, рассмотрены особенности конструкции этих двигателей, приведены краткие сведения из теории вентиляторов. Кроме того, дана методика приближенного расчета элементов системы воздушного охлаждения двигателя.

00-6.jpg

Колёсный универсально-пропашной трактор ВТЗ-2032 / Фото:Fermer.ru

Одной из последних моделей тракторов, разработанных и выпускавшихся на предприятии был колёсный универсально-пропашной трактор ВТЗ-2032, предназначенный для предпосевной обработки почвы, посева, ухода за посевами, междурядной обработки, работы на фермах, в садах, виноградниках, а также для транспортных работ. Трактор комплектовался кабиной, каркасом безопасности, тентом и дугой безопасности.

ТТХ трактора ВТЗ-2032 / ВТЗ-2032А

Колёсная формула 2 х 4 / 4 х 4
Габариты, Д (в зависимости от модификации)/Ш/В,  мм 3180-3320/1560-1660/2540-2570
Клиренс, мм 345
Колёсная база, мм
1755
Регулируемая колея, мм:

переднего моста - 1220-1520;
заднего моста  - 1210-1484

Эксплуатационная масса, кг 2020-2390 / 2500
Двигатель 4-х тактный дизель воздушного охлаждения, 2-х цилиндровый, рабочим объёмом 2,08 л
Модель двигателя
Д-120
Мощность, кВт/л.с при частоте вращ. 22,1/30 при 2000 об/мин
Крутящ. Момент, Нм
 113
Скорость движения, км/ч
 1,52 – 23,86
Брод (твердое дно), мм
 500

На ноябрь 2017 года выпуск продукции заводом прекращён, последние 300 человек работников уволены, но юридическое лицо не ликвидировано.[13]

Долги предприятия достигли 800 млн. рублей. Однако существует вероятность того, что моторное производство может быть запущено по соглашению с госкорпорацией «Ростех». Об этом сообщила 20 августа губернатор Светлана Орлова.[14]

Выводы:

  1. На настоящий период времени Владимирского моторно-тракторный завод прекратил выпуск тракторов и тракторных двигателей.
  2. В ближайшей перспективе не следует надеяться на начало производства тракторов во Владимире.

(Продолжение следует)

Автор Анатолий Черкашин кандидат военных наук


При написании публикации использовались данные открытых интернет источников:

1.      Статья Тракторные заводы в издании WikiProm от 2018 года.

2.     Статья в Википедии Ростсельмаш, последняя версия от 1 октября 2018 года.

3.    Статья Анны Флинт Тракторы "Ростсельмаш": модели и технические характеристики в издании FB.ru от 28 мая 2017 года.

4.     Статья Тракторы Ростсельмаш серии 2000 4 W в издании АГРОБАЗА от 18.06.2018 года. 

5.  Статья Группа компаний «Кировский завод» в издании WikiProm от 2011-2018 гг.  

6. Статья Анатолия Черкашина Производство специальных автомобилей в ЗАО «Уралспецмаш» (часть 2) в издании информационного агентства Оружие России от 17.08.17 года.

7. Статья Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев» в издании газеты «Знамя труда» от 08.10.18 г.

8. Статья КИРОВЕЦ К-424 «ПРЕМИУМ».

9. Статья «Сельскохозяйственный трактор Кировец К-744Р Премиум в издании agroinvestholding.ru от 2018 г.

10. Статья в Википедии «Тракторные заводы» от 2018 года. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тракторные_заводы

 11. Статья в издании finanz.ru Завершение передачи «Тракторных заводов» в Ростех ожидается в конце 2018 - начале 2019 гг от 12.10.2018 г.

12. Статья в Википедии Владимирский моторно-тракторный завод от 8 августа 2018 г.

13.Выписка из егрюл «Общество с ограниченной ответственностью «Владимирский моторно-тракторный завод».

14. Статья «Во Владимире возобновит работу закрытый тракторный завод» в издательстве Regnum от 20 августа 2018 г.


Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Черкашин
12 

Теги: Завод, концерн, холдинг, действующий, ликвидированный, трактор, артиллерийский тягач, танк, назначение, колёсный, гусеничный, армейский.