Блоги / Техника и вооружение

5:03 / 14.06.17
Колесная бронетехника. производимая в республике Беларусь

Уважаемые читатели, разрешите ещё раз напомнить, что генеральным оператором рекламно-выставочной деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – ЗАО «Объединение выставочных компаний «Бизон» готовится к изданию третий выпуск из серии специализированных каталогов. Этот выпуск готовится, в частности, при поддержке Белорусской национальной части Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. Учитывая отмеченное, хотелось бы в каталоге увидеть рекламу и производимой в Республике Беларусь (РБ) автобронетанковой техники. Тем более, что белорусы – составная часть Русского мира. Народ РБ, в том числе и в Западной Беларуси, которая включена в состав СССР накануне Великой Отечественной войны (ВОВ), Законом СССР «О включении Западной Белоруссии в состав Союза ССР с воссоединением её с Белорусской ССР» от 2 ноября 1939 года, в полной мере ощутил все «прелести» западной демократии в годы ВОВ и имеет устойчивый иммунитет, в том числе, и к современной демократии, которую Евросоюз пытается навязать белорусам.

Мало кто знает, но кроме всемирно известной трагедии сожжённой фашистами Хатыни, подобная участь постигла и деревни Западной Белоруссии. Так 7 июля 1943 года фашисты сожгли с домами, согнав людей в огромный сарай, 366 жителей деревни Шауличи Волковысского района Гродненской области. Среди этих 366 сожжённых были и 120 детей. [1]

Да и вся история войн Европы против России: (18 польских военных кампаний против России [2]), Отечественная война 1812 г. и кампаний 1813-1814гг. [3] , Военная интервенция Антанты в Россию (1918-1922 гг.), вероломное нападение фашистской Германии на СССР во время Второй Мировой войны свидетельствуют о том, что наиболее удобное направление удара на Москву пролегает через территорию Беларуси на Смоленск и далее по дорогам, ведущим к Москве. Так что современная Беларусь всегда стояла на пути агрессора.

Белорусский народ – братский нам народ. Поэтому, по мнению автора, читателям нашего издания, очевидно, будет интересным узнать, какую автобронетехнику производят в РБ.

Руководство Беларуси понимает, что со времён СССР ОПК РБ имеет специфику «субподрядного» положения большинства предприятий ОПК республики, поэтому ещё в 1994 году было подписано межправительственное соглашение о сохранении кооперационных связей с ОПК России, действующее до сих пор. На 2010 год партнёрами белорусского ОПК были свыше 400 российских предприятий. [4]

Среди производителей автобронетехники РБ числятся ОАО МЗКТ, выделившийся в 1991 году из состава МАЗ, ОАО «140 ремонтный завод» - предприятия с государственной формой собственности и негосударственное предприятие «Минотор-Сервис», основанное в 1991 году.

Известно, что армии РБ досталась колёсная бронетехника Белорусского военного округа СССР. К этим машинам, в частности относятся БРДМ-2 и БТР-70. Но, как известно. техника стареет как физически, так и морально и требует реновации.

С 2016 года в ВС РБ закупили несколько единиц БТР-82А (Россия поставила в Беларусь 32 единицы этих машин). Но, со слов министра обороны РБ Андрея Равкова, это очень накладно, так как стоимость каждой машины – 900 000 долларов, а модернизация одного БТР-70 для республики стоит 300 000 долларов.  Да и кроме расходов, связанных с реновацией парка БТР ВС РБ, в стране требуется модернизация устаревших танков Т-72 до уровня Т-72Б3, [5] которая проводится «УралВагонзаводом», а на это также необходимы деньги.






Т-72Б3 с "мягкой броней" переданы Белоруссии / Фото: topwar.ru


Поэтому военное руководство РБ озаботилось модернизацией БТР-70 до уровня БТР-70МБ1. Работы проводятся в ОАО «140 ремонтный завод», расположенном в Борисове. [6]

Какие же позиции воплощаются при модернизации БТР?

модер.jpg

По бронекорпусу: увеличена высота десантного отделения на 14 см; расширены боковые дверные проёмы и применены двустворчатые двери (как на БТР-80); применена белорусская цифровая радиостанция Р-181-50ТУ «Дрофа», обеспечивающая приём и передачу речевой и цифровой информации по помехозащищённому каналу связи; в качестве силовой установки применён 8-ми цилиндровый турбодизель КамАЗ-7403 мощностью в 260 л.с., что потребовало изменения агрегатов трансмиссии, в том числе применения новой раздаточной коробки и приводов управления, а также доработки бронекорпуса; применение одного двигателя (вместо двух) предопределило возможность установки водомётного движителя от БТР-80; в целях маскировки и прикрытия от огня противотанковых средств на модернизированной машине установили 6 ПУ для дымовых гранат системы 902В «Туча-2» калибром 81 мм.

По вооружению модернизация не проводится. Таким образом БТР-70 доводится до уровня БТР-80.

Эта доработка привела к увеличению боевой массы машины на 1,5 тонны, после модернизации боевая масса достигает 13 т.

Максимальная скорость по шоссе достигла 92 км/ч.

Принятие модернизированной версии БТР для оснащения ВС РБ планировалось начать с январь 2017 года.



Тактико-технические показатели БТР-70 МБ1

Колёсная формула 8 Х 8 К 8 Х 8 
Вооружение:  14,5 мм пулемет КПВТ(500 патр.);
7,62 мм пулемет ПКТ (2000 патр.) 
Боевая масса (с шинами КИ-80Н), кг  13 000
Длина, мм 7700
Ширина, мм  2900
Высота, мм  2320
Бронирование, мм:  лоб корпуса - 8-10;
лоб башни – 6
Двигатель, тип (мощность) турбодизель КАМАЗ 7403 (260 л.с.) 
Максимальная скорость, км/час:  по шоссе - 92;
на плаву – 9
Запас хода по шоссе, км    700 
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, градусов 30;
крен, градусов 25; 
ширина рва, м 2;
стенка, м 0,6  
Перевозимый десант, чел.    10 
Клиренс, мм   475 


Следует отметить, что белорусские коллеги параллельно с разработкой процесса модернизации имеющихся БТР-70 задумывались и о создании собственного бронетранспортёра в содружестве с Российской Федерацией. Такие Работы проводились в Минском МЗКТ в инициативном порядке в период с 2008 по 2010 годы. [7] Машина даже получила индекс МЗКТ-590100 «Умка».

Шасси должно было иметь колёсную формулу 8Х8 и оснащаться электротрансмиссией с электромоторколёсами.

0-3.jpg

Проектное изображение БТР МЗКТ-590100 "Умка" от Андрея Арсения / Изоьражение: vk.com


Для бронекорпуса предполагалось применять самые современные, в том числе композитные, материалы. Круговой обзор экипажу должны были обеспечить самые передовые оптико- и радиоэлектронные средства наблюдения. В конструкцию планировалось заложить и возможность дистанционного управления движением и огнём. Башню и вооружение предполагалось закупать за рубежом, в том числе в странах дольнего зарубежья.

В середине 2010 года состоялись предварительные переговоры с потенциальными партнёрами. Однако, на стадии заключения договоров на проведение НИОКР и открытия финансирования по ним работа закончилась. В этот период времени в Арзамасе проходили испытания машины БТР-82 и БТР-82А, уже оснащавшиеся ДУБМ, причём на БТР-82А с 30-мм пушкой. Описание этих машин дано в статье Анатолия Черкашина. [8] А начиная с 2013 года в «ВПК», на входящем в её состав Арзамаском машиностроительном заводе, приступили к разработке унифицированной колёсной платформы «Бумеранг».

На голом энтузиазме МЗКТ работать не мог, а специальная государственная программа по созданию производства семейства бронированных колёсных машин не была утверждена.

Таким образом проект МЗКТ не состоялся.

Что же касается стоящих на вооружении БРДМ-2, то их модернизация не планируется. В РБ предпринята попытка создания бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-2Т, в РБ имеет индекс РДМ-2Т «Сталкер»).

Машина разработана фирмой «Монитор-Сервис» в 2000 г. но так и не пошла в серию из-за дороговизны для бюджета республики. [9] Подробного рассмотрения этой машины в данной статье не приводится, так как машина – гусеничная. В данной статье рассматриваются только колёсные машины.

 


Следует заметить, что в мае 2013 года вышла статья [10] «В Беларуси создали новый бронеавтомобиль «Барс», впервые продемонстрированный во время парада независимости в Туркмении. Сообщалось, что машина разработана в ООО «Техносоюзпроект» г. Минск.

4.jpg

В Беларуси создали новый бронеавтомобиль «Барс» / Фото: army-news.ru


Это – полноприводный легкобронированный автомобиль оперативного реагирования и предназначен для контртеррористических операций. Для машины применена новейшая полимерно-композиционная броня, а также современный композитный противорадиолокационный материал. Другой информации о этой машины в интернете не имеется. Но постараемся логическим путём что-либо разузнать. Учитывая, что РБ стремится любыми путями заработать деньги на экспорте продукции, в том числе и военного назначения, имеет хорошие дружеские отношения с современной Украиной, в частности, на почве совместной эксплуатации участка нефтепровода «Дружба»: Мозырь-Броды для поставки нефти в Беларусь [10], поставок из Беларуси дизельного топлива и бензина для Украины [11] , можно предположить, что белорусы попытались продвинуть свои разработки на украинский рынок вооружений.

В википедии [12] имеется информация, что мало кому известный Черкасский автозавод корпорации «Богдан» на Украине в декабре 2014 года испытал бронемашину «Барс-6».

5-1.jpg

Бронеавтомобиль «Барс-6» / Фото: ru.wikipedia.org


В январе 2015 года корпорацией было принято решение улучшить модель до уровня «Барс-8».

5-2.jpg

Бронеавтомобиль «Барс-8» / Фото: ru.wikipedia.org


Сравнение фотографий белорусской машины и украинского «Барса-6 и 8» позволяет заметить их сходство (общая компоновка машины, общие очертания бронекорпуса, расположение дверей, конструкция колёсных арок, расположение и конфигурация капота, очертания фронтальной панели решётки радиатора, расположение места окна в бампере и роликов для выдачи троса лебёдки самовытаскивания).

 


В 2016 году начальник генерального штаба ВСУ генерал В.Н. Муженко сообщил, что к работам над машинами «Барс-6 и 8» привлечено киевское НПО «Практика», разрабатывающее применение этих машин в качестве базовых под 120-мм мобильный миномётный комплекс и специальной машины РХБ-разведки.

В качестве базы для создания машин применили: для «Барс-6» -южнокорейский тяжёлый джип KIA RV450, а для «Барс-8» - более мощное шасси пикапа Dodge Ram.

Тактико-техническая характеристика «Барс-6»

Классификация  бронеавтомобиль
Боевая масса, т  5,65
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 4 – 6 4-6 
Производитель компания "Богдан"
Годы разработки  с 2014
Количество выпущенных, шт.  1
Размеры, мм:
длина корпуса - 5500;
ширина корпуса - 2120;
высота - 2280;
база - 3050
Бронирование
Тип брони  стальная противопульная 
Подвижность  
Тип двигателя   Hyundai D4DА 
Производитель Hyundai 
Марка  Hyundai D4DA 
Тип
дизельный  
Объём, куб. см 3 900  
Максимальная мощность,  л. с.  130 
Рекомендованное топливо  дизильное
Скорость по шоссе, км/ч   до 100 
Запас хода по шоссе, км  500 
Колёсная формула 
4 × 4  
Преодолеваемый подъём, град. ~ 30 
Преодолеваемый брод, м  0,76 

Тактико-техническая характеристика «Барс-8»

Классификация бронеавтомобиль бронеавтомобиль
Боевая масса, т 8
Экипаж, чел.  2
Десант, чел.  8
Производитель  компания "Богдан"
Годы разработки  2015
Количество выпущенных, шт.  1
Размеры, мм:
длина корпуса - 6000;
ширина корпуса - 2200;
высота - 2400;
база - 3670;
клиренс - 280
Бронирование
Тип брони
стальная 
Подвижность   
Тип двигателя дизельный
Производитель   Cummins  
Объём, куб. см  6 700 
Максимальная мощность, л.с.  385 
Максимальный крутящий момент, н•м, при 1600 об/мин 
1173 
Рекомендованное топливо
дизильное
Скорость по шоссе, км/ч   до 110 
Колёсная формула   4 × 4  
Тип подвески
независимая 
Преодолеваемый подъём, град.
60 
Преодолеваемый брод, м   0,76 

Далее, вероятно, следует в нескольких словах рассказать о собираемых на МЗКТ методом «отвёрточной сборки» машинокомплектов «Тигр», поставляемых российской ВПК. Собранные из российских комплектующих машины получили обозначение «Лис».

Сборка машин на МЗКТ была организована в 2014 году. [13]

В РФ «Тигр» был запущен в производство в конце 2003 года под шифром СТС ГАЗ-2330 и предназначался для укомплектования спецподразделений МВД РФ. Для него применили торсионную с гидроамортизаторами подвеску и мосты аналогичные БТР-70. В качестве силовой установки применили дизельные двигатели с турбонаддувом Cummins B-205 или ЯМЗ-5347-10, механическую 5-ступенчатую КПП, сцепление с гидроприводом, 2-х ступенчатую РК с электропневматическим приводом и блокировкой межмостового дифференциала, подвеска торсионная независимая (двухрычажная). Колёса снабжены специальными шинами с системой СЦПШ (система централизованной подкачки шин), предназначенными для преодоления труднопроходимых мест.

7в.jpg

Один из первых показов автомобиля «Лис» состоялся на 7-й Международной выставке вооружений и военной техники MILEX 2014 в Минске. На бронеавтомобиле установлен белорусский противотанковый комплекс «Шершень» / Фото: auto.tut.by


Бронекорпус трёхдверный, защита выполнена по третьему классу и корпус рассчитан на перевозку 6-9 военнослужащих.

Для ВС РФ создали и в марте 2007 года приняли на вооружение машину СТС ГАЗ-233014. Эти машины принимали участие в Крымской операции 2014 года.() Уже на выставке «Интерполитех-2010» ВПК представила модернизированный автомобиль АМН-23114 (ВПК-23314) «Тигр-М». Основными отличиями являются: применён только отечественный дизельный двигатель ЯМЗ-5347-10, мосты от БТР-82 (82А); по бронекорпусу на крыше двустворчатый люк заменён на один люк квадратной формы, двери оснастили ригельными замками и улучшили уплотнение, применили ФВУ повышенной производительности, кондиционер; повышена эффективность тормозов; применена принудительная блокировка дифференциалов. В настоящее время «Тигр-М» поступает на снабжение ВС РФ и Росгвардии.

Вероятно, поэтому и белорусскую машину назвали «Лис-ПМ» (с пулемётной установкой модернизированная). А просто «Лис» - машина командирская. Поэтому можно полагать, что ТТХ машины «Лис-ПМ» можно принять аналогичные ТТХ ГАЗ (ВПК)-233014.

Тактико-техническая характеристика бронеавтомобиля «Лис-ПМ»

Классификация  бронеавтомобиль-вседорожник
Боевая масса, т  5,3 (ГАЗ-233014)
Компоновочная схема  переднемоторная, полноприводная
Экипаж, чел.  2
Десант, чел
9
Производитель
МЗКТ
Годы производства  2014 — настоящее время
Годы эксплуатации  2014 — настоящее время
Размеры, мм:  длина корпуса - 4610;
ширина корпуса - 2200;
высота - 2000:
база - 3000;
колея - 1840 (при размерности шин — 335/80 R20);
клиренс - 400
Бронирование   
Тип брони
3-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 
Вооружение:   пулемёты 12,7-мм НСВ - (Беларусь);
АГС-17;
ПТУР «Шершень» - (Беларусь)  
Подвижность   
Тип двигателя  ЯМЗ-5347-10  
Производитель 
Автодизель  
Объём, куб. см    4 430‬  
Максимальная мощность, кВт   158 
Максимальный крутящий момент, Н•м (при частоте вращения 1 000 мин-1)  470 
Количество цилиндров 
Диаметр цилиндра, мм  105 
Ход поршня, мм 
128 
Система питания
непосредственный впрыск  
Охлаждение
жидкостное  
Материал блока цилиндров  чугун 
Тактность (число тактов)
Порядок работы цилиндров
1–3–4–2  
Рекомендованное топливо
многотопливный  
Скорость по шоссе, км/ч   125—140  
Колёсная формула
4 × 4  
Преодолеваемый подъём, град  45 
Преодолеваемый брод, м   1,2 

Далее представляется необходимым рассказать о перспективной разработке, проводимой на МЗКТ, нового бронеавтомобиля Volot V1 (МЗКТ-490100). 1 ноября 2016 года в общероссийской еженедельной газете ВПК появилась редакционная статья «Белорусский броневик проходит испытания» [14] , в которой сообщается, что силы специальных операций (ССО) РБ начали тестирование первого бронеавтомобиля Volot V1 первой машины РБ класса MRAP.



По замыслу разработчиков машина должна послужить базой для предполагаемого семейства машин: БТР, машина тактической разведки, командная и управления, машина военной полиции, машина материально-технического и тылового обеспечения и машина медицинской помощи; под монтаж специального обрудования.

Бронеавтомобиль предназначается, прежде всего для экспортных поставок, но предполагается, что он будет принят на вооружение и силовых ведомств РБ.

Далее представляется необходимым привести данные о ТТХ (то, что в рекламных целях доступно широкой публике).

Тактико-техническая характеристика Volot V1

Производитель МЗКТ
Назначение БА 4-го класса защищённости MRAP
Колёсная формула  4 Х 4
Компоновка  с  передним расположением двигателя, шасси рамной конструкции, с полноприводной трансмиссией
Бронекорпус  стальная броня, 5-и дверный, с верхним люком, сварной
Снаряжённая масса в базовом варианте, кг  от 8000 до 11000 (данные из разных источников)
Силовая установка
дизельный ЯМЗ-53452;
рабочий объём-4,4 л,;
мощность-215 л.с.
Коробка передач  гидромеханическая СААЗ-4334 (ЗАО Смоленский автоагрегатный завода РФ)
Мосты 
производства МЗКТ (подобные у МЗКТ-500200, с разнесённой главной передачей и независимой 2-ух рычажной подвеской колёс и гидроамортизаторами, колёса оснащены СЦПШ) 
Максимальная скорость, км/ч   ориентировочно до 120
Пассажировместимость
10 (2+8)  
Дополнительное оборудование:     ФВУ;
кондиционер, отопительная установка;
боевая информационно-управляющая система(БИУС);
система отсоса пороховых газов;
лебёдка самовытаскивания с передней выдачей троса
Вооружение
варианты не раскрываются

 

Разработкой проекта и созданием опытного образца занялся конструкторский коллектив, возглавляемый главным конструктором завода Ольгой Петровой. [15] Через 4 месяца машину создали, она получила наименование – мобильное бронированное транспортное средство (МБТС).

При создании машины для сокращения сроков разработки и упрощения производства применили существующие агрегаты от освоенных в производстве образцов.

9-1.jpg

Бронекорпус заимствован от БРДМ-2. В нём изменили бортовые листы. Углы наклона изменили для придания машине противоминной U-образной формы, проделали два бортовых проёма и смонтировали хорошо герметизируемые боковые двери, открывающиеся вперёд. Под боковыми дверями имеются широкие рифлёные подножки. Для доступа на крышу устроили набор поручней и ступеней. Экипаж в отделение управления проникает не только через верхние люки в крыше, но и через боковые двери и через десантное отделение.

 Агрегаты трансмиссии и подвески, в том числе и мосты, применены от БТР-60. Некоторым доработкам подвергли корму, что позволило применить другой двигатель (Д-245).

Вместо двух ветровых стёкол с бронещитками применили одно пулестойкое. Обзор для водителя и командира улучшили, применив два дополнительных бронестекла на скулах лобовой части корпуса. Светотехнические приборы с верхней палубы отделения управления перенесли на боковые скулы, прикрыв приборы сложными кронштейнами и решётками.

За боковыми дверями, ближе к корме, установили по корзине на каждый борт для хранения различного имущества.

Над ветровым стеклом предусмотрен небольшой козырёк. На котором установлены два прожектора.() Компоновка отделений внутри бронекорпуса оставлена прежней.

В качестве силовой установки применили дизельный двигатель Д-245 мощностью до 130 л.с., оснащённый электронной системой управления подачей топлива. В качестве коробки передач применили 5-и ступенчатую механическую коробку.

Боевая масса не превышает 6 т.

Так как машина – амфибия, для неё разработали новый водоходный движитель. По бокам моторно-трансмиссионного отсека оборудовали два канала, на водозаборе прикрытые защитными сетками. В каналах размещаются два гребных винта, соединённые с коробкой отбора мощности.

В ходе переделки машину лишили башни. На крыше остался погон для монтажа боевых модулей различных типов. Первый образец оснастили двустворчатым круглым люком, прикрывающим стрелка от бокового обстрела, и турелью для монтажа пулемёта или автоматического гранатомёта. Дополнительным вооружением являются ПУ дымовых гранат, по трое с каждой стороны крыши боевого отделения.

Ожидается, что низкая себестоимость машины в сочетании с достаточно высокими характеристиками позволит не только обеспечить ВС РБ, но и выйти достойно на международный рынок вооружений.

Тактико-техническая характеристика МБТС «Кайман» 

Классификация  бронированная разведывательно-дозорная машина
Боевая масса, т 7
Экипаж, чел. 6
Производитель  140-й ремонтный завод
Годы разработки 2015
Вооружение пулемёты ПКТМ
Тип двигателя  Д-245
Производитель 
Минский моторный завод 
Тип
Дизель
Объём, куб. см
4,75
Максимальная мощность, кВт (л.с.)
90 (122)
Максимальный крутящий момент, Н•м, при 1400 об/мин 420
Количество цилиндров 
Диаметр цилиндра, мм  110 
Ход поршня, мм  125
Степень сжатия
17,1
Система питания
непосредственный впрыск 
Охлаждение  жидкосное 
Тактность (число тактов) 
Порядок работы цилиндров:
1 – 3 – 4 – 2
Скорость, км/ч:
по шоссе -110;
на плаву (ожидаемая) - 8-9
Запас хода по шоссе, км   1000 
 Колёсная формула 4 × 4 
Тип подвески
независимая торсионная  

В заключении следует отметить:

  1. Республика Беларусь имеет достаточный инженерный и конструкторский опыт для создания собственных и модернизации устаревших легкобронированных колёсных машин.
  2. Кроме собственных в республике производят сборку российских бронемашин в экспортном исполнении.
  3. Такие образцы как БТР-70 МБ1, Volot V1, «Кайман» могут достойно представлять продукцию оборонной промышленности РБ и могут быть рекомендованы для демонстрации в третьем выпуске каталога.

Автор: Анатолий Черкашин кандидат военных наук.

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Статья Олега Некало, «Ваяр» «Горькая правда Шауличейв». Белорусская военная газета «Во славу Родины» от 15.07.2016 года.

2. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Русско-польские войны».

3. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Русско-французские войны».

4. Михаил Барабанов, статья «Оборонно-промышленный комплекс Белоруссии» в издании ВАК от 13 июня 2012 г. 

5. Редакционная статья «Т-72Б3 с «мягкой броней» переданы Белоруссии» в издании Военное обозрение от 3 июня 2017 г.

6. Материалы сайта издания «Беларусские новости», статья «От устаревания белорусскую бронетехнику модернизация не спасает».

7. Статья Андрея Арсения на веб-ресурсе «ВКонтакте» от 06.01.2014 г.

8. Анатолий Черкашин, статья «Бронеавтомобили России: от первых машин до современных. Часть 3. Бронеавтомобили и колёсные бронетранспортёры в послевоенный период (начало)» в информационном агентстве Оружие России от 10.08.16 г.

9. Статья Евгения Даманцева «РДМ-2Т «Сталкер» - эталон вооружения ДРГ» в издании Army News 8 апреля 2015 г. 

10. Статья «В Беларуси создали новый бронеавтомобиль «Барс»» издание «Военные новости. Обзор военно-политической обстановки в мире». 

11. Автор Invalid application, статья “Беларусь возобновила поставки бензина и дизтоплива в Украину» в издании Укррудпром 14 июля 2016 г.

12. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Барс (бронемашина)»

13. Редакционная статья «Белорусский бронированный «лис» в издании Warspot от 2015г.

14. Редакционная статья «Белорусский броневик проходит испытания» в разделе Новости издания ВПК от 1 ноября 2016 г. 

15. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Кайман (МБТС)». 



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
12

Теги: каталог, война, республика, Русский мир, модернизация, БТР, БРДМ, бронеавтомобиль, танк, предприятие-изготовитель