Блоги / Техника и вооружение

5:06 / 17.07.17
Ледокол "Арктика" сведет на нет зависимость от ВПК Украины

Президент России Владимир Путин принял решение перенести сроки сдачи головного ледокола «Арктика» проекта 22220 с запланированного декабря 2017 года на 2019 год.


Принятие ледокола «Арктика» отложено на два года

Кроме того, глава государства потребовал принять «кадровые и организационно-управленческие решения» в связи со срывом сроков государственного контракта, в результате чего, данный проект будет проверен на наличие нарушений Счетной палатой, Генпрокуратурой РФ и ФСБ.

Также появилась информация, что одной из причин срыва этого контракта явился разрыв торгово-экономических связей России и Украины в связи с известными событиями 2014 года.

Это стало причиной проблем с турбинами этого ледокола, которые по плану должен был испытать Харьковский турбинный завод, но в итоге испытывало предприятие «Киров-Энергомаш».

7db9c98cb87b51c80f1d03b7b2c9d29a.jpg

Ледокол «Арктика» проекта 22220 / Фото: sdelanounas.ru

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что сложно говорить о зависимости от Украины в рамках подобного гражданского проекта, но в каком-то смысле она имеет место быть.


Российский и украинский военпромы до сих пор сильно взаимосвязаны

Отметим, что на 2014 сотрудничество России и Украины в сфере ВПК, а производство атомных ледоколов в России относится к сфере оборонно-промышленного комплекса, строилось по многим направлениям. В первую очередь это были те виды вооружения, которые в рамках советского ВПК производились на Украине. И это важный момент, учитывая, что появление новых боевых платформ в России пришлось на последние годы, и до сих пор основу парка Российской армии составляют боевые средства, которые были разработаны еще при СССР.

Во вторую очередь – это те компоненты, которые не представляют собой технологического значения, но которые было дешевле купить на Украине, чем построить самим в России.

«Здесь сложно судить, поскольку здесь необходимы конкретные данные по ледокольному проекту 22220, которые, естественно, закрыты, но можно предположить, что информация по турбинам соответствует действительности. Дело в том, что после 2014 года в рамках российского ОПК сформировался дефицит украинских турбин», - констатирует А. Храмчихин.

В этом вопросе достаточно проследить судьбу наших корабельных проектов, где есть проблемы с силовой установкой – все они пострадали из-за разрыва связей с Украиной или с западными санкциями, ведь мы для целого ряда ракетных катеров покупали двигатели в Германии.


На преодоление зависимости от украинского ВПК уйдет еще несколько лет

Это естественный процесс, учитывая тот факт, что многие кораблестроительные мощности советского ВПК после распада СССР в 1991 году остались на территории Украины.

В силу этого, неудивительно, что Россия обеспечивала украинские предприятия очень серьезным пакетом контрактов, что прекратилось только по причине той торгово-экономической войны, которую Киев начал вести с Москвой после государственного переворота на Майдане.

«Чтобы заместить эту недостачу, уйдут году, поэтому это естественно, что многие наши проекты в сфере ОПК имеют из-за этого серьезные проблемы. И здесь можно отметить, что по корабельным двигателям эта проблема проявилась сегодня наиболее ярко», - заключает А. Храмчихин.

При этом, это все решаемые задачи, а основной вопрос для нас заключается здесь в том, как задержка в реализации проекта 22220 скажется на планах России в Арктическом регионе.

Этот проект по плану должен заменить собой ледоколы классов «Арктика»(одноименного советского проекта семидесятых годов) и «Таймыр», поскольку он является двухосадочным ледоколом – при высокой посадке может проламывать толстые океанские льды, а при мелкой – работать в руслах северных рек, и это позволяет считать это судно новаторским.



Источник: ФБА «Экономика сегодня»
2

Теги: Россия, Украина, ВПК, Путин, перенос сроков сдачи, ледокол «Арктика», проект 22220, с 2017 на 2019 год