Блоги / Техника и вооружение

5:01 / 16.07.17
Баллистические ракеты подводных лодок: ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13

Баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) — баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках, которые именуются как (ПЛРБ и ПЛАРБ). Практически все БРПЛ оснащаются ядерными боезарядами и составляют Морские Стратегические Ядерные Силы (МСЯС) — одну из составляющих ядерной триады. Практически все реализованные штатные ПЛРБ являются атомными. Первые БРПЛ были малой и средней дальности.

Современные БРПЛ обладают межконтинентальной дальностью, оснащаются разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением и способны поразить одновременно несколько целей на удалении сотен километров друг от друга. [1]

Существуют также крылатые ракеты, размещаемые на соответствующих подводных лодках (ПЛАРК).

0-1.png

Французские БРПЛ M45 и M51 в корпусе ПЛАРБ / Изображение: ru.wikipedia.org


История создания

С момента создания боевых ракет витала в воздухе идея их запуска с борта подводной лодки. В силу малой дальности ракет их необходимо было запускать вблизи цели. Для стрельбы по прибрежным целям в качестве носителя ракет идеально подходила подводная лодка. С помощью неё можно было скрытно доставить к берегу ракеты и выпустить их по противнику.

0-2.jpg

Монтаж запуска БРПЛ «Trident-1» C-4 / Изображение: ru.wikipedia.org


Первый удачный старт ракет из-под воды был осуществлён в России 29 августа 1834 года на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c экспериментальной подводной лодки конструкции К. А. Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. Систему запуска ракет разработал подпоручик Санкт-Петербургского ракетного заведения П. П. Ковалевский, он же управлял запуском ракет на испытаниях. [2]

л-1.jpeg

Карл Андреевич Шильдер (27 декабря 1785 (7 января 1786) — 11 (23) июня 1854) — военный инженер, инженер-генерал (1852) / Фото: ru.wikipedia.org

Фото 1.jpg

Модель подводной лодки конструкции К.А.Шильдера. 1834 г. Масштаб 1:10 / Фото: crimeaphile.livejournal.com


Многие изобретения К.А. Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 году, сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.

и-о.jpg

Изображение: Kieuphong.xyz


Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. [3]

и-1.jpg

Испытания подводной лодки конструкции К.А. Шильдера в присутствии императора Николая I, 29 августа 1834 г / Изображение: horstveps.livejournal.com


Следующий успешный эксперимент по подводным запускам ракет был выполнен лишь более чем через сто лет в Германии. Согласно мемуарам генерала Вальтер Дорнбергера летом 1942 года рядом с Грейфсвальдер Ойе проводились эксперименты с запуском пороховых ракет с подводной лодки. На палубу было установлено импровизированное стартовое устройство для запуска тяжёлых реактивных снарядов, созданных для многоствольной установки «небельверфер». С глубины от 10 до 15 метров было произведено несколько залпов. Траектории полета ракет были безукоризненными: величина рассеяния уменьшилась, а дальность полета даже увеличилась — начальный (низкоскоростной) участок движения проходил сквозь воду, высокая плотность которой повышала эффективность стабилизаторов реактивного снаряда. Но отдел вооружений военно-морского флота, отвечавший за создание всех видов оружия морского базирования, не одобрил дальнейшую разработку, и работы были прекращены.

С осени 1943 года прорабатывались варианты удара ракетами Фау-2 по территории США. Подводная лодка должна была в течение тридцати дней со средней скоростью 12 узлов буксировать за собой три контейнера весом примерно 500 тонн. Их погружение и всплытие контролировались с подводной лодки. По прибытии к месту старта контейнеры слегка притапливались, и они занимали в воде вертикальное положение. Крышка верхнего люка откидывалась, и А-4, стоя на платформе, которая стабилизировалась гироскопами, заправлялась, подготавливалась к старту и запускалась в полет.

К середине декабря 1944 года была полностью подготовлена программа предварительных экспериментов, появились первые наброски конструкции. Но эвакуация Пенемюнде в первой половине февраля положила конец этому так и не состоявшемуся проекту.

После войны работы были продолжены в СССР и США.

26 января 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением» (тема «Волна»). В результате данной программы была осуществлена разработка ракет Р11-ФМ с пуском ракет с подводной лодки в надводном положении. 16 сентября 1955 года с борта ракетной подводной лодки Б-67 был осуществлён первый в мире запуск БРПЛ. Реализация данной программы резко повысила возможности СССР по нанесению ядерных ударов по территории Западной Европы и США.

0-3.jpg

Сравнение российских и китайских БРПЛ (Р-29 (РСМ-40), Р-29Р (РСМ-50), Р-39 (РСМ-52) — SS-N-20 «Sturgeon», Р-29РМ (РСМ-54), Цзюйлан-1, Цзюйлан-2 / Изображение: ru.wikipedia.org


Параллельно эта тематика прорабатывалась и в США. В 1956 году была начата разработка ракеты Поларис с запуском с подводной лодки из подводного положения. А уже в сентябре 1958 года были проведены пуски с борта атомной подводной ракетной лодки «Джордж Вашингтон». Было положено начало подводной гонке вооружений, венцом которой стало появление сравнимых комплексов ПЛАРБ с БРПЛ «Трайдент» в США и «Тайфун» (Д-19/Р-39) в СССР.

Помимо, ядерных сверхдержав СССР и США, в XX веке БРПЛ и ПЛАРБ были разработаны и взяты на вооружение всеми другими т.н. старыми ядерными державами — Великобританией с 1967 года (все БРПЛ - американской разработки), Францией с 1971 года, КНР с 1982 года. В XXI веке такие комплексы появились у некоторых т.н. молодых ядерных держав — Индия с 2008 года и КНДР с 2015 года.

Ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13

В начале 1954 года советская промышленность занялась разработкой первого отечественного ракетного комплекса с баллистической ракетой, предназначенного для установки на перспективные подлодки. Результатом этого стало появление комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ [4].

С целью упрощения работ было решено взять готовую ракету для сухопутных войск и адаптировать ее к применению флотом. В дальнейшем появилось предложение о создании нового комплекса с ракетой, изначально созданной для вооружения субмарин. Так появился комплекс Д-2 с ракетой Р-13. [5]

25 июля 1955 года Совет министров постановил начать разработку новой баллистической ракеты, предназначенной для вооружения подводных лодок. Создание нового проекта поручили ОКБ-1 / НИИ-88, возглавляемому С.П. Королевым. В дальнейшем роль головного разработчика передали СКБ-385 во главе с В.П. Макеевым. Кроме того, на правах субподрядчиков к проекту привлекались несколько других организаций. Так, ЦКБ-34 должно было разработать пусковую установку для новой ракеты, а НИИ-49 отвечал за создание приборного оснащения ракеты.

л-2.jpg

Сергей Королев / Фото: otdih-yuga.ru

Биографическая справка

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966 года, Москва) — советский учёный, инженер-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, председатель Совета главных конструкторов СССР (1950—1966).

Сергей Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с июля 1953 года. Полковник.

Скончался 14 января 1966 года в Москве, похоронен в некрополе у Кремлёвской стены.[6]


л-3.jpg

Виктор Макеев / Фото: Zlatmash.ru

Биографическая справка

Виктор Петрович Макеев (25 октября 1924 — 25 октября 1985) — создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор.() Доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989) от Таджикской ССР[2]. Кандидат в члены ЦК КПСС (1971—1976), член ЦК КПСС (1976—1985). [7]


Вторая половина 1955 года ушла у специалистов ОКБ-1 на создание эскизного проекта. На этом этапе были определены основные особенности перспективного комплекса и его ракеты, а также сделаны несколько важнейших предложений. К примеру, было решено унифицировать комплекс Д-2 с разрабатывавшимся в то время Д-1 под ракету Р-11ФМ.

и-2.jpg

Ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ / Изображение: topwar.ru


Предполагалось, что перспективные подлодки-носители ракет Р-13, в случае задержки с созданием последних, смогут получить вооружение в виде Р-11ФМ, хотя это и потребует некоторых доработок пусковой установки. В дальнейшем практика показала, что такое предложение имело смысл.

0-1.jpg

Ракета Р-13, ставшая памятником. Город Североморск / Фото Wikimedia Commons


Главным элементом нового ракетного комплекса должно было стать изделие Р-13 (индекс ГРАУ 4К50). Это была баллистическая ракета малой дальности (по нынешней классификации), предназначенная для атаки береговых целей с заранее известными координатами. Ракета должна была запускаться с подводных лодок на некотором удалении от берега и уничтожать цель при помощи специальной боевой части. Важной особенностью проекта было его происхождение: ракета Р-13 стала первым подобным отечественным оружием, созданным специально для применения на подлодках, а не переделанным из имеющегося «сухопутного» изделия.

К новой ракете предъявлялись особые требования, затруднявшие ее разработку. Изделие должно было иметь длину не более 12 м и диаметр до 1,3 м. При этом забрасываемый вес должен был достигать 1600 кг. Также ракета должна была отличаться прочностью конструкции, обеспечивающей ее хранение в заправленном виде и запуск в различных условиях. Решение подобных задач потребовало от разработчиков проекта применить ряд новых идей.

Изделие Р-13 представляло собой одноступенчатую жидкостную баллистическую ракету с отделяемой боевой частью и автономной инерциальной системой управления. Подобная архитектура позволяла создать оружие с требуемыми боевыми характеристиками, пригодное для использования флотом.

Ракета получила цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем, на котором имелись несколько выступающих поверхностей. В хвостовой части корпуса предусматривался набор стабилизаторов. Головная часть ракеты отдавалась под размещение специальной боевой части. Позади нее располагался бак для окислителя, под которым находился приборный отсек с частью систем управления. Хвостовая часть корпуса отдавалась под бак для топлива и двигатель. Для экономии веса было решено делать баки несущими, благодаря чему появилась возможность объединить силовой набор ракеты с топливными емкостями. Еще одним интересным нововведением было промежуточное днище в верхнем баке (для окислителя), обеспечивавшее правильную балансировку ракеты вне зависимости от расхода топлива.

0-4.jpg

0-5.jpg

Хвостовая часть ракеты с соплами двигателя. Хороши видны пазы для перемещения рулевых камер / Фото: Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота. 1945-2000"


Для ракеты Р-13 был разработан новый жидкостный двигатель С2.713 с тягой 25,7 т, работавший на горючем типа ТГ-02 и окислителе АК-27И. Новый двигатель имел оригинальную конструкцию, в определенной мере улучшавшую управление ракетой, а также повышавшую другие ее характеристики. В составе двигателя имелись одна крупная центральная маршевая камера и четыре боковые поворотные рулевые. При помощи поворота рулевых камер вокруг горизонтальной оси ракета могла маневрировать. В составе двигателя имелись два турбонасосных агрегата и два газогенератора: по одному для маршевой и рулевых камер.

В промежутке между баками топлива и окислителя, рядом с центром тяжести ракеты, помещался приборный отсек с аппаратурой системы управления. Там находился набор гироскопических приборов, задачей которых было слежение за положением ракеты в пространстве. За счет установки гироскопов вблизи центра тяжести ракеты удалось значительно повысить эффективность их работы. По данным с гироскопов автопилот должен был вырабатывать команды для приводов рулевых камер двигателя. Также автопилот должен был следить за продолжительностью полета и в нужный момент отключать двигатель, а также сбрасывать головную часть с боезарядом.

0-6.jpg

Специальное боевое оснащение помещалось в отсеке с длинным коническим головным обтекателем, коротким цилиндрическим корпусом и небольшим коническим хвостовым обтекателем / Фото: bastion-karpenko.ru

Головной отсек ракеты Р-13 / 4К50 вмещал в себя ядерный боезаряд. Специальное боевое оснащение помещалось в отсеке с длинным коническим головным обтекателем, коротким цилиндрическим корпусом и небольшим коническим хвостовым обтекателем. На последнем предусматривались стабилизирующие ребра. Внутри корпуса располагался ядерный боевой блок мощностью 1 Мт, разработанный в НИИ-1011. Интересно, что на стадии разработки боевой части возникли проблемы с интеграцией заряда в имеющийся корпус. По этой причине специалистам НИИ-1011и СКБ-385 пришлось изменить компоновку ядерного боеприпаса с целью правильного размещения внутри корпуса. При этом корпус боевой части и ядерного заряда теперь представляли собой единый агрегат. Сброс головной части должен был осуществляться при помощи порохового толкателя.

и-8.jpg

Схема пусковой установки с ракетой (слева) и ракеты Р-13 (справа). 1 - боевая часть; 2 - бак окислителя; 3 - приборный отсек; 4 - бак горючего; 5 - маршевая камера двигателя, 6 - стабилизаторы; 7 - рулевая камера. / Изображение: Rbase.new-factoria.ru


Также была разработана учебная версия боевой части. Она отличалась отсутствие делящегося вещества, однако получала полный набор прочего оборудования, в том числе 300-кг инициирующий заряд взрывчатого вещества. Головную часть с таким оснащением предлагалось применять при испытаниях и в ходе учебных пусков.

и-9.jpg

Общий вид ракеты Р-13 / Фото: bastion-karpenko.ru


Ракета Р-13 имела длину 13,745 м и диаметр корпуса 1,3 м. Размах стабилизаторов составлял 1,91 м. Сухая масса ракеты определялась на уровне 3730 кг. Максимальный стартовый вес – 13,745 т, из них более 2300 кг приходилось на горючее и более 7770 кг – на окислитель.

Изделие могло развивать скорость свыше 2 км/с и благодаря этому подниматься на высоту до 145 км. Максимальная дальность стрельбы составляла 600 км. Минимальная дальность запуска – 148 км. Для полета на максимальную дальность требовалось чуть более 7 минут. Круговое вероятное отклонение при стрельбе на максимальную дальность составляло 4 км.

Подлодка-носитель ракеты Р-13 должна была получить набор специального оборудования для хранения и применения оружия. Основным элементом комплекса Д-2 была пусковая установка СМ-60 на основе стартового стола. Перевозить ракету предлагалось внутри шахты соответствующих размеров. Внутри шахты помещался подвижный стартовый стол с цепными подъемниками для вывода ракеты за пределы объема хранения. Стартовый стол, установленный на подъемном устройстве, имел поворотную платформу с удерживающими устройствами для ракеты. С помощью этой платформы предлагалось выполнять наведение ракеты по азимуту.

и-10.jpg

Пусковая установка подлодки пр. 629 сразу после старта ракеты. Стойки-захваты разведены / Фото: Rbase.new-factoria.ru

На стартовом столе крепились четыре стойки-захвата, удерживавшие ракету в вертикальном положении. Начиная подъем, ракета должна была инициировать автоматическое разведение стоек пружинным механизмом. После старта автоматика должна была складывать их. В экстренной ситуации экипаж подлодки мог сбросить ракету за борт. Для этого подавалась команда, по которой пневматический привод должен был смещать рамку на стартовом столе. Последняя наклоняла ракету на правый борт до недопустимых углов, после чего та должна была самостоятельно срываться с креплений и падать в воду.

Для расчета полетной программы и введения данных в автоматику ракеты предлагалось использовать устройство «Доломит». Выдачу координат для использования ракет должна была осуществлять штатная навигационная система лодки-носителя. Разные носители получали различные средства навигации.

Также в состав комплекса Д-2 входили некоторые средства, предназначенные для применения на берегу, при подготовке подводной лодки к выходу на боевое дежурство. В состав береговых средств комплекса входили специальные контейнеры для транспортировки ракет и боевых частей, автозаправщики, тягачи и т.д. При помощи этих систем предполагалось выполнять загрузку ракет на подлодку и осуществлять заправку, а также проводить обследование изделия после возвращения субмарины с дежурства.

000.jpg

Дизель-электрическая подлодка проекта 629. Фото Wikimedia Commons

Перед выходом подлодки в море следовало выполнять загрузку ракет и заправлять их. В связи со специфическими особенностями использованной топливной пары предлагалось заправлять ракету только окислителем. Горючее должно было храниться в отдельной цистерне на подлодке и заливаться в бак ракеты только в ходе предстартовой подготовки. Допускалось хранение ракеты в заправленном состоянии в течение трех месяцев. После этого следовало сливать окислитель, выгружать ракету и проверять состояние ее баков. Пройдя осмотр, ракета вновь могла загружаться на подлодку.

и-3.jpg

Вариант размещения ракет Р-13 в проработках ЦНИИ-45 / Изображение: bastion-karpenko.ru

Перед стрельбой экипаж подлодки должен был рассчитывать полетное задание и вводить его в автопилот ракеты. Кроме того, в это время производилась заправка баков. Непосредственно перед запуском лодка должна была всплывать и открывать крышку пусковой установки. Далее при помощи подъемника ракета выводилась за пределы подводной лодки. По команде на запуск включался двигатель. Как и в предыдущем проекте, были предложены некоторые новые агрегаты и методики, позволявшие снизить влияние качки на старт ракеты. За счет их применения допускался запуск при скорости носителя до 15 узлов и при качке до 5 баллов. Запуск двигателя и его вывод на номинальный режим производился с учетом положения субмарины и пусковой установки.

На подготовку ракеты к старту после всплытия лодки уходило порядка 4 минут. Сразу после запуска одной ракеты подлодка могла начать подготовку к новой стрельбе. При этом уже использованный стартовый стол возвращался в шахту, и та закрывалась крышкой, после чего начиналась подготовка новой пусковой установки либо производилось погружение. Через 12-15 минут после всплытия субмарина, произведя залп тремя ракетами, могла возвращаться в подводное положение.

и-4.jpg

и-7.jpg

Варианты размещения ракет Р-13 на АПЛ проекта 660 (верхнее изображение) и проекта 629 (нижнее изображение) в проработках ЦНИИ-45 / Изображение: bastion-karpenko.ru()bastion-karpenko.ru


В 1957-58 годах стартовали работы по проектам Р-13А и Р-13М, целью которых было повышение характеристик ракеты Р-13 / 4К50. Подробные сведения об особенностях проекта Р-13А отсутствуют. Работы по проекту Р-13М продолжались в течение некоторого времени, после чего были остановлены в пользу других проектов с большими перспективами.90 С середины 1954 года велись работы над несколькими проектами перспективных подводных лодок, которые предлагалось оснащать новыми ракетными комплексами. Среди прочих в ЦКБ-16 под руководством Н.Н. Исанина разрабатывался проект дизель-электрической подлодки 629. Изначальный вариант этого проекта не получил одобрения, из-за чего в 1956 году разработка новой субмарины фактически началась заново. Новый проект предусматривал строительство подлодок, способных нести комплексы Д-1 и Д-2 с ракетами Р-11ФМ и Р-13 соответственно.

Для эксплуатации новых ракет подлодка проекта 629 должна была получать систему «Доломит», а для навигации предлагался комплекс «Сигма» с астронавигационным перископом типа «Лира». Три пусковые установки СМ-60 должны были помещаться в четвертом отсеке подлодки, внутри корпуса и прочной рубки. Для размещения пусковых установок большой длины на нижней части корпуса появился крупный выступающий агрегат.

Так же в 1956 году началось проектирование атомной подлодки «658», которая так же должна была стать носителем ракет Р-13. Этот проект создавался в ЦКБ-18 под руководством С.Н. Ковалева. Новые АПЛ должны были получать систему управления «Доломит-1» с автоматом азимута и дистанции «Марс-629». Для навигации предлагалось использовать комплекс «Плутон-658». Ввиду сравнительно крупных габаритов подлодки удалось обойтись без каких-либо агрегатов, выступающих за пределы легкого корпуса.

и-6.jpg

и-5.jpg

Варианты размещения ракет Р-13 на АПЛ проекта 658 в проработках ЦНИИ-45 / Изображение: bastion-karpenko.ru


В 1957 году началась проработка проекта 660. Такая субмарина должна была использовать энергетическую установку, использующую надперекись натрия. Предполагалось, что с помощью новых двигателей лодка сможет развивать под водой скорость до 15 узлов или преодолевать до 2800 миль на экономической скорости.

Подлодки проекта 660 должны были нести по три ракеты Р-13. К середине 1958 года был разработан предварительный вариант проекта, анализ которого показал бесперспективность разработки. Отличаясь большей сложностью, новая субмарина должна была уступать существующим лодкам по основным характеристикам. Дальнейшие работы над проектом посчитали бессмысленными.

Комплект необходимой документации по комплексу Д-2 был подготовлен в начале 1957 года. Вскоре после этого стартовала подготовка к испытаниям отдельных агрегатов и ракеты в целом. В течение нескольких следующих месяцев проводились различные испытания перспективной боевой части, систем управления и т.д. В декабре 1959 года начались проверки двигателя С2.713. К весне следующего года все отдельные испытания завершились, что позволило начать подготовку к проверкам ракеты Р-13 в сборе.

В июне 1959 года первые опытные изделия Р-13 / 4К50 доставили на полигон Капустин Яр для проведения испытаний. Первые запуски ракеты осуществлялись с неподвижного стенда, после чего начались проверки на качающемся стенде, имитирующем качку подлодки. До марта 1960 года на полигоне выполнили 19 запусков, из которых 15 были признаны успешными. К этому времени уже начались проверки ракетного комплекса в составе оборудования подлодки.

В ноябре 1959 года одна из подлодок проекта 629, служивших в составе Северного флота, получила полный набор оборудования, необходимого для эксплуатации ракет Р-13. Испытательные стрельбы продолжались до августа 60-го. За это время было израсходовано 13 ракет. 11 изделий выполнили поставленные задачи, еще два пуска были аварийными.

В конце лета и начале осени 1960 года в Кольском заливе состоялись необычные испытания комплекса Д-2 с ракетой Р-13. Для них был построен натурный макет отсека подлодки проекта 629 со всеми агрегатами ракетного комплекса. На разных расстояниях от отсека устанавливались глубинные бомбы, мины и т.д., имитировавшие различное противолодочное оружие условного противника. В ходе шести испытаний были сформированы новые требования, позволявшие повысить защищенность ракет от атаки противника. В частности, именно по результатам этих испытаний было решено окончательно отказаться от хранения топлива непосредственно в ракете.

После доработок комплекса по результатам всех испытаний систему Д-2 вновь проверили, что открыло ей дорогу к применению флотом. 13 октября 1961 года ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13 был принят на вооружение в составе средств подлодок проектов 629 и 658. С декабря 1959 года по декабрь 1962-го военно-морской флот Советского Союза получил 23 ДЭПЛ проекта 629. В тот же период боевой состав ВМФ пополнился восемью атомными субмаринами проекта 658.

Эксплуатация ракетного комплекса Д-2 продолжалась до начала семидесятых годов. За этот период субмарины-носители выполнили 311 запусков ракет. 225 стрельб завершились успешным поражением учебных целей. По имеющимся данным, по 38 неудачных стартов было связано с ошибками личного состава и неполадками различных систем. Причины 10 оставшихся аварий установить не удалось.

и-11.jpg

Запуск ракеты Р-13 / Фото: Rbase.new-factoria.ru


Особый интерес представляет запуск, выполненный подлодкой проекта 629 20 октября 1961 года. В ходе учений с кодовым названием «Радуга» одна из субмарин Северного флота выполнила стрельбу ракетой Р-13 со штатной специальной боевой частью. Ядерный боезаряд успешно поразил условную цель на полигоне на Новой Земле. Согласно открытым источникам, это был единственный случай использования ракеты Р-13 в полноценной боевой конфигурации. Более того, до или после мероприятия «Радуга» отечественные субмарины ни разу не стреляли баллистическими ракетами с ядерными боезарядами.

Ракета Р-13 была разработана специально для использования подводными лодками. Подобный подход к созданию нового вооружения полностью себя оправдал. От предыдущей Р-11ФМ новая ракета Р-13 отличалась повышенной надежностью, а также более высокими характеристиками. Изделие 4К50 получило возможность доставлять на дальность до 600 км боевую часть мощностью 1 Мт. Тем не менее, от главного недостатка предшествующей разработки в виде надводного старта избавиться так и не удалось. Эта особенность комплекса Д-2, в частности, приводила к заметному отставанию от зарубежных аналогов.

Рост основных характеристик ракеты, а также массовое строительство подлодок-носителей позволили значительно повысить ударный потенциал морской составляющей стратегических ядерных сил. Именно благодаря комплексу Д-2 с ракетой Р-13 удалось начать полноценное патрулирование вблизи территории вероятного противника и тем самым сократить имевшееся отставание в ядерных вооружениях.

Создание и эксплуатация комплекса Д-2 с ракетой Р-13 стало важным этапом в развитии отечественных вооружений для военно-морского флота. Решения, реализованные в проекте Р-13, в дальнейшем использовались при создании новых образцов аналогичного вооружения. После снятия комплекса Д-2 с вооружения эксплуатация его носителей продолжилась. Подлодки проектов 629 и 658 были перестроены по обновленным проектам и стали носителями новых ракетных вооружений.

с-1.jpg

Основные характеристики ПЛ с ракетой Р-13 [8] / Изображение: / Изображение: bastion-karpenko.ru

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Баллистические ракеты подводных лодок». 

2. Материалы сайта издания «Военное обозрение» статья Сергея Лебедева «Подводная лодка К. А. Шильдера». 

3. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Шильдер, Карл Андреевич». 

4. Материалы сайта «Военное обозрение», статья Кирилла Рябова «Ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ».

5. Материалы сайта издания RUFOR.ORG, публикация «Ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13». 

6. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Королев, Сергей Павлович». 

7. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Макеев, Виктор Петрович».

8. Материалы сайта издания «ВТС «Бастион», журнал ВПК», публикация «Ракетный комплекс Д-2 с ракетой Р-13».


Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Станислав Закарян
1

Теги: БРПЛ, оснащение, ЯБ, образование, МСЯС, составляющая ядерной триады, первые БРПЛ, малая, средняя дальность