Блоги / Техника и вооружение

7:44 / 08.09.17
Непреодолимый «Витебск»

Сообщение Минобороны о поставках ВКС России бортовых комплексов обороны (БКО) «Витебск» (экспортный вариант «Президент-С») подтвердили информацию об использовании этих комплексов в Сирии. Комплекс используется для оснащения ударных вертолетов Ка-52 и Ми-28, штурмовиков Су-25, транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ и Ми-8АМТШ.

!-Вертолет с БКО Витебск. Фото topwar.ru.jpg

Вертолет с БКО "Витебск" / Фото: topwar.ru

Он предназначен для защиты летательных аппаратов от зенитных ракет с инфракрасными, радиолокационными или комбинированными головками самонаведения. «Витебск» способен отслеживать пуск ракет в радиусе несколько сотен километров от самолета и «увести» ракету от цели.

Ранее, 30 марта текущего года ТАСС сообщало о планах модернизации «Витебска» с учетом сирийского опыта. Опытно-конструкторские работы по новому комплексу должны быть завершены к 2018 г. и по завершению госиспытаний он будет поставляться в войска. По словам заместителя главы Минобороны Юрия Борисова, сегодня этим комплексом оснащаются практически все вертолеты. Он же заявил, что модернизированный «Витебск» будет работать в более широком диапазоне частот, на больших дальностях и лучше защищать все летательные аппараты от атак перспективных управляемых ракет и ПЗРК.

2-Комплекс Президент. Фото rufor.org.jpg

Комплекс "Президент" / Фото: rufor.org

Индивидуальный БКО «Витебск» разработан ФГУП НИИ «Экран» (Самара), производит КРЭТ. Комплекс был заказан Минобороны РФ в 2011 г., испытан в 2015 г. на полигоне под Ахтубинском. По вертолёту на земле МИ-8 с «Витебском» были выпущены 20 ракет типа «Игла». Все они шли на некотором расстоянии от вертолета резко меняли курс в связи с потерей цели и ни одна из них не попала в цель. В 2015 г. начались первые поставки.

3-Состав базового комплекса Президент-С. Фото www.russianarms.ru.jpg

Состав базового комплекса "Президент-С" / Изображение: www.russianarms.ru

Конструктивно комплекс Л-370 «Витебск» выполнен в виде блоков, которые могут размещаться внутри фюзеляжа и на внешних узлах крепления самолета или вертолета. Основные элементы комплекса – аппаратура обнаружения лазерного облучения, ультрафиолетовый пеленгатор пуска ракет, система управления, станция оптико-электронного подавления и устройства выброса ложных тепловых целей (ЛТЦ). Известные модификации БКО – Л-370В52 (для Ка-52), Л-370Э8 (для Ми-8МТ), Л-370Э26Л (для Ми-26), Л-370Э50 (для Ка-50).

4-Вертолет Ми-8АМТШ с комплексом Витебск. Фото fishki.net.jpg

Вертолет Ми-8АМТШ с комплексом "Витебск" / Фото: fishki.net

В частности, на вертолеты Ми-8АМТШ установлен «Витебск» в составе трех станций оптико-электронного подавления Л370-5 (ПО «Стрела»), четыре ультрафиолетовых пеленгатора пуска ракет Л370-2 (выпускает НПО «ГИПО»), два устройства выброса ЛТЦ УВ-26.

Основной элемент «Витебска» - цифровая станция активных помех (ЦСАП) Л-370-3С. По скорости реакции она превосходит станции «Сорбция» (Су-27), «Омуль» (Су-25), «Гардения» (МиГ-29) и подавляет РЛС противника в более широком диапазоне частот. В комплекс кроме ЦСАП входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН), которая ослепляет ракеты противника лазерным прожектором.

5-Станция активных помех Л-370-3С. Фото www.russianarms.ru.jpg

Станция активных помех Л-370-3С / Фото: www.russianarms.ru

Интересен следующий факт. Интеллектуальная аппаратура борьбы с ракетами с инфракрасным наведением начала появляться в середине 80 гг. На отечественные вертолетах в верхней части фюзеляжа стала устанавливаться станция оптико-электронных помех «Липа» в виде мощной ксеноновой лампы в инфракрасном спектре. Она создавала для головок ИК-наведения большое пятно неправильной конфигурации с постоянно меняющимся центром. Их использование в Афганистане снизило количество потерь вертолетов Ми-8 и Ми-24.

6-Станция Л370-5 и УФ пеленгатор пуска ракет Л370-2. Фото fishki.net.jpg

Станция Л370-5 и УФ пеленгатор пуска ракет Л370-2 / Фото: fishki.net

Но в США увеличили чувствительность и избирательность ИК-приемников путем смещения рабочей частоты с 1-3 мкм до 3-5 мкм, что обеспечило захват излучения двигателя. В настоящее время на Украине производится аналог «Липы» - станция «Адрос». Она была создана на основе переданных им чертежей и опытного образца инфракрасной лампы директора фирмы «Адрон» (осужден брянским судом). Позднее контрразведкой Украины был арестован сотрудник предприятия «Завод 420 гражданской авиации», который передал материалы по «Адросу» чешскому атташе.

7-Президент-С на Ка-52. Фото www.russianarms.ru.jpg

"Президент-С" на Ка-52 / Фото: www.russianarms.ru

Похожую на «Липу» станцию «Сухогруз» предполагалось использовать для защиты штурмовика Су-25Т, который в серию не пошел. Однако «Сухогруз» обеспечивал защиту только задней полусферы самолета. Предполагается, что доработанный аналог «Сухогруза» может быть использован на самолете Су-25ТМ (Су-39).



Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов
12

Теги: МО РФ, поставка, ВКС России, БКО «Витебск», экспортный вариант «Президент-С», использование, Сирия, оснащение, Ка-52, Ми-28, Су-25, Ми-8МТВ, Ми-8АМТШ