Блоги / Техника и вооружение

5:00 / 18.09.17
Анализ состояния производства российской военной автомобильной техники по итогам форума «Армия-2017» и ее соответствие условиям современного боя (часть 1)

В современных условиях, в связи с возрастанием со стороны США угрозы развязывания мировой ядерной войны, необходимо качественно повысить оснащённость ВС РФ, в частности, современной ВАТ. Учитывая складывающуюся международную обстановку и результаты проведённого 22-27 августа 2017 года Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2017», представляется необходимым провести анализ работы предприятий по созданию новой ВАТ и сделать выводы по соответствию машин условиям ведения будущей войны, если таковая случится.

Немного истории вопроса.

25 марта 2015 года появилась статья «Несостоявшаяся ядерная война 2015». [1] В ней говорилось, что Президентом США Обамой был отдан приказ, обязывающий Великобританию нанести по РФ ограниченный ядерный удар.


0-1.jpg

Капитан ВМС США Хизер Е. Коул / Фото: russkievesti.ru

Но приказ не прошёл, так как прохождение его было заблокировано капитаном ВМС США Хизер Е. Коул, за что последняя и была отстранена от занимаемой должности по причине её служебного несоответствия.

А 11 марта 2015 года Верховный Главнокомандующий Президент РФ В.В. Путин неожиданно для всех убыл в Национальный центр управления обороной РФ.

В выше указанной статье довольно подробно, хотя и по-дилетантски, изложена масса занятной информации - от сосредоточения войск НАТО на границе между РФ и Норвегией до активации системы «Периметр».

Таким образом, в результате эффективных принятых мер нашим Президентом и действий капитана ВМФ США Коул России удалось предотвратить ядерную войну в 2015 году.

Кроме этого следует отметить, что ЦРУ США ещё в мае 2013 года представило Президенту США стратегический план войны с Россией. [2] В этом плане, в частности, при описании фаз ведения войны предусмотрено применение климатического оружия: «Фаза V. Стерилизация и уничтожение населения России Использование климатического оружия (станции на Аляске и спутники на геостационарной орбите для уничтожения озонового слоя над Россией) для создания периодов аномальной жары и уничтожения таким образом урожаев зерновых».

Следует заметить, что применение такого оружия, по последствиям, вполне сопоставимо с применением ядерного оружия.

Все события 2017 года, начиная от выступлений молодёжи в Москве и Санкт Петербурге и заканчивая событиями в Польше по провозглашению СССР в равной степени ответственным совместно с Германией в развязывании Второй Мировой войны, являются свидетельством продолжающихся попыток претворения этого плана в жизнь.

Автор считает для себя возможным напомнить читателям, что наши вероятные противники не гнушаются применением боевых отравляющих веществ. Заместитель главы сирийского МИД Фейсал Микдад заявил об обнаружении на складах оружия, покинутых боевиками, запасов отравляющих веществ, поставленных из США и Великобритании. [3]

Все эти факты свидетельствуют о снижении со стороны США и ряда стран, в частности и КНДР, испытавшей водородную бомбу [4] , порога ответственности за применение оружия массового уничтожения в своём безудержном стремлении сохранить своё превосходство либо отстоять свою независимость, невзирая на предупреждения со стороны ООН. И это очень хорошо понимают некоторые страны. Так Германия, в достаточной степени ощутившая на себе все ужасы мировых войн, трезво оценивая складывающуюся обстановку и опасаясь за своё существование, по сообщению в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, в лице министра иностранных дел Зигмара Габриэлла в ходе его визита в США в конце августа заявила о необходимости вывода ядерного оружия США с территории ФРГ.[5] В своё время человечество провело массу испытательных взрывов ядерного оружия. Только в СССР, начиная с 1949 и по 1962 годы были произведены 221 испытание такого оружия, не считая промышленных взрывов.[6] Кроме этих взрывов проводились и ряд имитационных взрывов при помощи обычных взрывчатых веществ, последний такой взрыв проводился в 1991 году в районе космодрома под Плесецком.[7]

0-2.jpg

Имитационный взрыв при помощи обычных взрывчатых веществ в районе космодрома «Плесецк», 1991 год / Фото: www.gazetamir.ru


По результатам этих испытаний установлено, что на ВАТ влияют следующие поражающие факторы: световой импульс, скоростной напор и избыточное давление во фронте ударной волны, проникающая радиация и электромагнитный импульс, радиоактивное заражение местности. Примерно 50% энергии идёт на образование ударной волны и воронки в земле, 30-40% - на световое излучение, порядка 5% - на проникающую радиацию и электромагнитное излучение и до 15% энергии взрыва уходит на радиационное заражение местности.[8]

Установлено, что световое излучение приводит к поражению зрения человека, к обугливанию кожных и волосяных покровов, к возгоранию деревянных деталей, непропитанных тканей и лакокрасочных материалов, могут гореть (обугливаться) шины и другие расположенные открыто РТИ.

Скоростной напор ударной волны переворачивает корпусную технику с плоскими днищами (например, танки, гусеничные тягачи), вблизи эпицентра автомобили переворачиваются и агрегаты, обрывая болты крепления, отрываются от рам шасси, ломает шейные позвонки человека, рвёт и гнёт то, что легко изгибается и рвётся, выбивает стёкла машин, несёт с собой тучи песка и гальки, которые также наносят повреждения в результате удара, песок и галька даже через фильтры забивает цилиндро-поршневую группу работающих двигателей.

Давление во фронте ударной волны сминает полупустые и пустые топливные баки, радиаторы и другие ёмкости, повреждает ушные перепонки. Техника, находящаяся в капонирах, из-за возрастания давления, повреждается в большей степени, чем на открытой местности.

Радиоактивное излучение и электромагнитный импульс вызывают лучевую болезнь, в результате ионизации клеток тела человека, приводят к повреждению электроприборов и замкнутых электрических сетей, нарушают на некоторое время радиосвязь.

Образовавшаяся радиоактивная грязь и пыль оседает на поверхности, забивается в поры и трещины (щели) и служит дополнительным источником радиоактивного заражения человека.

Кроме ядерного оружия существует и другое оружие массового поражения: химическое оружие, бактериологическое и другие виды биологического оружия.

К слову сказать, Россия, взявшая на себя международные обязательства, по состоянию на 03.08.2017 года, вслед за уничтожением зарина, уничтожила последнюю партию люизита.[9] Осталось только незначительное количество отравляющих веществ типа «ви-икс» (VX), уничтожение которых – дело нескольких недель. Но известно, что террористы снабжаются химическим оружием. Следовательно, и от этих веществ необходимо предусматривать защиту на ВАТ.

Инженерная мысль уже давно предусмотрела применение различных путей и способов защиты личного состава и техники от воздействия оружия массового поражения. К ним следует отнести, прежде всего применение брони. Как оказалось, броня, причём в герметичном исполнении, является лучшей после свинца защитой от проникающей радиации, от светового импульса, от скоростного напора ударной волны и от отравляющих веществ. Выполненные в противовзрывном исполнении (U-образные) корпуса в какой-то мере также должны способствовать снижению эффекта «всплытия» машины от воздействия скоростного напора. Применение на машинах систем противоатомной и противопожарной защиты (ПАЗ и ППО), фильтровентиляционных установок (ФВУ) способствует повышению живучести машин при ядерном взрыве и повышению защищённости личного состава при действиях в зонах заражения.

Кроме сказанного уже общеизвестно, что в целях повышения средних скоростей движения по пересечённой местности и повышения взрывозащищённости автомобилей необходимо перейти от мостовой схемы шасси к схеме с независимой подвеской колёс, как, например, на БТР-82А и БТР-87.

Ещё во времена СССР военные задумались об оснащении техники комплектами ЗИП, инструментов и принадлежностей для дезактивации и дегазации машин. В ВС РФ это определяется приказом МО РФ от 2006 года №170. [10]

В статье Анатолия Черкашина «К вопросу повышения готовности автомобильной техники российской армии к ведению боевых действий» рассматривалась возможность подготовки машин ещё на заводах-изготовителях для установки приспособлений, устройств и принадлежностей с целью передачи их с готовыми к боевому применению машинами в войска. [11] Следует отметить, что ещё во времена СССР на проводимом на базе 21 НИИ в Бронницах одном из последних координационном научно-техническом совете (КНТС) ставилась задача о разработке систем автоматической защиты водителей и экипажей ВАТ от поражающих факторов оружия массового уничтожения.

Предполагается, что одним из направлений защиты личного состава водителей и экипажей могло бы стать разработка автотранспортных средств, способных управляться в беспилотном режиме. К слову сказать, такая задача перед конструкторскими коллективами ставится и Президентом РФ. [12] А создание таких машин, на взгляд автора статьи, выглядит затруднительным без применения автоматических коробок передач (АКПП) и без боевых информационно-управляющих систем (БИУС).

С воссозданием в последние годы танковых армий - оперативных объединений для прорыва оборонительных рубежей вероятного противника и последующего развития успеха в наступлении, на повестку дня при подготовке войск поднимаются вопросы отработки задач по форсированию водных преград. Так на Сергеевском полигоне в Приморье прошло показное учение под руководством командующего 5-й армии по форсированию водной преграды.[13] А в июне 2017 года прошли учения Славянское братство-2017 на полигоне «Брестский» с участием воинов России, Белоруссии и Сербии, на которых проводилось форсирование реки Мухавец. [14]

Из опыта учений в СССР известно, что после огневой обработки противоположного берега артиллерией под прикрытием ударов армейской авиации, наносимых по разведанным и вновь обнаруженным целям противника, передовой отряд (обычно разведывательный батальон дивизии) вплавь форсирует реку и захватывает плацдарм. За передовым отрядом к форсированию приступают батальоны полков первого эшелона для расширения плацдарма и развития наступления с плацдарма. За батальонами первого эшелона подходят понтонёры для наведения моста (мостов), по которому (которым) должны переправляться подразделения и части второго эшелона. При развитии успеха противник пытается атаковать наши войска силами стягиваемых резервов. Чтобы воспрепятствовать этому наносится удар тактическим ядерным оружием…

Естественно, при этом наступающие подразделения и части будут нуждаться в пополнении запасов боеприпасов (патронов, мин, снарядов, зенитных ракет и т.п.) и горючего. А это обеспечивается за счёт подвоза из тылов полков и дивизии, который осуществляется автомобилями. С целью обеспечения своевременной подачи запасов очень желательно иметь амфибийные автомобили. И такие во времена СССР разрабатывались Уральским автозаводом, например, Урал-43221. [15]

7-1..jpg

Плавающий «Урал-43221» («Урал-4322П») 1978 года семейства «Суша» / Фото: www.gruzovikpress.ru


Из отмеченного закономерным становиться рассмотрение вопроса о соответствии предлагаемой промышленностью ВАТ условиям ведения такой войны.

Поэтому и предлагается рассмотреть материалы «Форума «Армия-2017» и на их основе показать, как разработанные образцы автомобилей соответствуют условиям ведения войны с применением оружия массового поражения.

На взгляд автора, представленные большинством предприятий образцы военной техники являются свидетельством попытки предприятий при действии объявленных России международных санкций, в условиях завершающейся в 2020 году программы перевооружения армии и при новых возможностях, связанных с созданием Российской гвардии, за счёт минимальных интеллектуальных и материальных затрат «срубить» деньги за счёт государственного заказа. () Далее автором предлагается рассмотреть некоторые конкретные экземпляры, представленные на Форуме. И давайте начнём с самого молодого предприятия советского автопрома – Автозавода в Тольятти (ВАЗ).


Заводом на Форуме представлена новая машина – ВАЗ «Сержант», выполненная в единственном экземпляре, за основу для которой взяли ВАЗ-21213 – общеизвестная «Нива».

0-5-1.jpg

На форуме «Армия» представили прототип новой «Нивы» - «Сержант» / Фото: «РГ», Сергей Михеев


Следует напомнить читателям. Что в XX веке ВАЗ уже предпринимал попытку пойти «на службу» в армии. В 1985 году был разработан автомобиль на базе ВАЗ-2121 для армии. Им являлся ВАЗ-5Э 2121 (2121.500) «Река» (окончательная версия – 2121.600) - плавающий с кузовом, имеющим складной верх. На машине в качестве водоходного движителя применялся колёсный. [16]

0-6-1.jpg

Плавающий вариант легендарного вездехода ВАЗ-2121 «Нива», который по велению Министерства обороны был преобразован в разведывательную амфибию ВАЗ-2122 «Река» / Фото: cont.ws


Опытная эксплуатация показала, что у машины недостаточный клиренс, она не может ходить на полигоне за грузовиками и БТР. Кузов при эксплуатации по соли ржавел, истонщался, терял герметичность, безрамная конструкция имела недостаточный, по сравнению с УАЗ-469, ресурс, отсутствие крыши уменьшало общую жёсткость кузова и было не безопасным при опрокидывании. В итоге, военное ведомство поставило условие увеличить ширину шин, надеясь, что ВАЗовцы не смогут сменить конструкцию трансмиссии и военным не придётся вкладывать деньги на финансирование производства такой машины.


Поэтому ВАЗовцы особо подчёркивают, что «Сержант» - машина на широких шинах и особенно рекламируют свой неметаллический кузов. Забывая при этом, что тепло от выхлопа горячих отработавших газов может быть обнаружено в виде движущегося пятна тепловизором разведчиков противника. Машина не имеет АКПП, не оснащена БИУСом, и имеет, незначительный клиренс (в зависимости от типоразмера шин клиренс-расстояние от дороги до балки заднего моста составляет на ВАЗ-21213 от 231 до 220 миллиметров) и, на взгляд автора, вполне подходит для охотников, рыболовов и агрономов.

Кроме «Сержанта» ВАЗ рекламирует для перевозки командного состава седан. Среди машин самым неожиданным экспонатом выставки «Армия-2017» стала черная LADA Vesta «предназначенная для обеспечения служебной деятельности руководящего состава Министерства Обороны».

0-8.jpg

Черная LADA Vesta «предназначенная для обеспечения служебной деятельности руководящего состава Министерства Обороны» / Фото: Marketingpluspr.ru


Машина представлена в чёрном варианте окраски кузова с блестящими хромом деталями. Очень сомнительно, что в этой тесной и совершенно не защищённой машине будет отправляться в служебную поездку руководящий состав, памятуя о трагическом случае 06.10.1995 года с генералом Романовым, происшедшем в Грозном. [17]

Следующим по возрасту является автогигант, оставшийся после развала СССР – Камский автомобильный завод (КамАЗ). Примечательно, что в настоящее время КамАЗ является по сути совместным с иностранными партнёрами предприятием.


Из сообщения ТАСС известно, акционеры «КамАЗа» - крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей - на общем собрании утвердили кандидатуру бывшего министра обороны России Анатолия Сердюкова в совет директоров «КамаАЗа». Это следует из материалов российской компании. В совете директоров «КамАЗа» он сменил экс-председателя ВЭБ Владимира Дмитриева.[18] В новый состав совета директоров переизбраны гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, замглавы Ростеха Игорь Завьялов, глава подразделения Daimler AG Вольфрам Шмид, вице-президент по развитию бизнеса грузовых автомобилей Daimler в России Геральд Янк, председатель профсоюзного комитета работников «КамАЗа» Александр Васильев, бывший премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Скворцов, а также гендиректор и президент ООО «Варданян, Бройтман и партнеры» Михаил Бройтман и Рубен Варданян.

Крупнейшим акционером «КамАЗа» является ГК «Ростех» (контролирует 49,9%). Среди прочих акционеров - зарегистрированное на Кипре Avtoinvest limited (20,81%) и кипрское Decodelement Services Limited (2,73%). Также среди акционеров германский автоконцерн Daimler (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%) и ООО «Финансово-лизинговая компания «КАМАЗ» (3,72%).

Продукция КамАза востребована за рубежом и производится в ряде стран. Так, например, в Индонезии создано сборочное производство, в Бразилии собирают КамАЗовские моторы, сборочное производство машин имеется в Литве – стране Евросоюза, в Индии создано совместное предприятие с компанией Vectra. Имеются сборочные заводы в Казахстане, Вьетнаме, в Эфиопии и в Пакистане.[19]

КамАЗ получил право производить итальянский бронеавтомобиль конструкции прошлого века – «Рысь», который используется военной полицией ВС РФ в Сирии.

0-9.jpg

Бронеавтомобиль «Рысь» / Фото: hodor.lol


Всё это и наличие зарубежных компаньонов и капиталов в доле КамАЗа позволило внедрить в конструкции машин новую трансмиссию, включая и АКПП, начать производство дизельных двигателей серии 740 и дизелей Cummins по стандартам Евро-4 и Евро-5, использующих продукт AdBlue (мочевину). Принцип её применения: в струю горячих отработавших газов за цилиндром впрыскивается мочевина, при высокой температуре преобразующаяся в аммиак. А уже в катализаторе оксиды азота при взаимодействии с аммиаком превращаются в обычную воду и безопасный для окружающей среды и живых организмов азот. Эта реакция необходима для соответствия нормативам Euro-4, 5 и 6.() Но применение данной технологии в России по ряду причин не приживается, поэтому весь интернет заполнен предложениями по установке на автомобили эмуляторов AdBlue, с эмуляцией датчика Nox.[20]

И, наконец, «приехали», вероятнее всего ПАО КамАЗ в 2016 году не пожелало продлевать лицензии на производство военной техники.[21]

В последние несколько лет КАМАЗ плавно отделял от основного производства активы, связанные с производством военной техники. Яркий пример выделения таких активов - завод «Ремдизель».


Так Сергей Макаров на портале Defence.ru опубликовал видео и фотографии с производства и испытаний новейших российских бронемашин «Заводом специальных автомобилей» АО «Ремдизель». [22] И уже не случайно в подроликовом тексте изменена маркировка машин: К4386 «Тайфун-ВДВ», К53958 «Торнадо», К43269 «Выстрел», модульный автомобиль К63968 «Тайфун-К» и однообъёмный автомобиль К53949.


Как представляется, всё это связано с присутствием в Дирекции ПАО «КАМАЗ» иностранных партнёров и с опасениями о применении к предприятию санкций, объявленных Евросоюзом.

Таким образом, можно считать, что ОАО «Завод специальных автомобилей» (ЗСА), расположенное в г. Набережные Челны, отвечает за выпуск широкого спектра специальной продукции, включая бронированные автомобили семейства «Тайфун», бронированные машины семейства «Выстрел», а также ведет сборку опытных шасси в рамках ОКР «Платформа».[23]

Следует отметить, что все вышеназванные модели бронеавтомобилей представлены на Форуме Армия-2017 и по большому счёту отличаются от ранее разработанных машин уже не КамАЗ, а КАМАЗ только маркой, в которой буквы «КАМАЗ» заменены на «К», и эти машины читателям известны.

Особо следует отметить К4386 – курированного бывшим командующим ВДВ генералом-полковником В.А. Шамановым.

0-10.jpg

Общий вид броневика К4386 «Тайфун-ВДВ»/ Фото: integral-russia.ru

0-14.jpg

Командующий ВДВ генерал-полковник В. Шаманов во время ознакомления с новейшим броневиком, 2 июня 2016 г. »/ Фото: integral-russia.ru


На этой машине с несущим бронекорпусом впервые внутри боевого отделения предусмотрены места для крепления личного и группового оружия и соответствующие ниши для перевозки личных вещей военнослужащих. Но ведь без этого никак не обойтись на раскачиваемой под парашютами боевой машине.

0-15.jpg

Вид на кормовую дверь, десантное отделение и опору боевого модуля/ Фото: integral-russia.ru

0-11.jpg

Броневик К4386 «Тайфун-ВДВ»на испытаниях / Фото: integral-russia.ru

0-13.jpg

Боевой модуль с 30-мм пушкой, представленный на форуме «АРМИЯ-2016» / Фото: integral-russia.ru

Но, к сожалению, на машине не предусмотрены устройства для сбора гильз и система отсоса пороховых газов, хотя это можно, в какой-то мере, объяснить минимальным количеством бойниц в бронекорпусе. А они, бойницы, необходимы для защиты бронеавтомобиля в слепых зонах для пушки и пулемёта ДУБМ, устанавливаемого на крыше.

1-1.jpg

Следует заметить, что на «Тайфун-К» применены камеры кругового обзора.[24]

Ряд бронеавтомобилей «Тайфун» вообще лишены бойниц, следовательно, и отпадает необходимость в гильзосборниках и системе отвода сгоревших пороховых газов. А раз нет бойниц, то зачем же конструировать места для закрепления личного оружия. Так и поступают создатели «Тайфунов».

Далее представляется необходимым сказать несколько слов о бронеавтомобиле К43269 «Выстрел».

При конструировании этой машины учёными из научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ имени Баумана машину задумывали как «Бронированную машину патрульную» образца 1997 года, её аббревиатура – БМП-97.

3-1.jpg

Машину собирали на агрегатной базе серийного КамАЗ-4326, бронекорпус для неё строили в ОАО «КурганмашЗавод».[25]

Машиной заинтересовались пограничная служба и части специального назначения ВС СССР. В 2001 году началась поставка машин в войска, в 2005 году машины были закуплены МВД Казахстана и Азербайджана.

При эксплуатации от резких динамических нагрузок на машинах ломались рессоры, обрывались карданные валы, от попадания пуль появлялись трещины на листах бронекорпуса. В 2008 году МО РФ было вынуждено выкупить эти машины обратно.

В настоящее время, по заявлениям производителя, эти недостатки устранены. Но машина прошлого века таковой и осталась.

Определённый интерес могут представить выставленный на Форуме «Армия-2017» ещё две модели машин этого производителя.

Первая из них – машины семейства «Торнадо» (КамАЗ-53958/6560М), работы над которыми были начаты ещё в 2012 году.[26] На машинах КамАЗ-6560М предусмотрено применение кабины от «Тайфун-К», защищённой по классу защиты «6а». Машины с колёсной формулой 8Х8, шасси – рамное с рессорной подвеской колёс.

4-1.jpg

В трансмиссии применяется, по заявлениям автора указанной статьи, американская АКПП Alisson, раздаточная коробка от фирмы Steyr, светотехника – от итальянского производителя Cobo, шины – белорусского производителя. То есть – конструктор «Лего».

Зачем создавать своё, напрягать мозги, когда «с мира по нитке-голому рубаха»? Во времена СССР конструкторы ЗИЛ, создававшие КамАЗ, закупали иностранные образцы, анализировали их и конструировали свои изделия, отвечающие уровню передовых зарубежных машин.

Другая модель – машина с трудом создаваемого семейства машин по программе «Платформа 0» для замены машин МЗКТ. Предприятием ОАО «ЗСА» была продемонстрирована машина КамАЗ-78504 на Параде Победы 9 мая 2017 года.

Об этой машине также рассказано в статье Кирилла Рябова.

А об особенностях конструкции этой машины, применённой для создания транспортно-установочного агрегата РВСН поведал Константин Закурдаев. [27] Машина оснащена дизельным силовым агрегатом, приводящим электрический генератор. Ток от генератора приводит во вращение электромоторы мотор-колёс,

Колёсная формула – 8Х8, все колёса – управляемые. [28] Машина может управляться дистанционно с применением выносного пульта. А это – уже хоть и не большой, но шажок к беспилотному автомобилю.

Выводы:

  1. Предприятие КАМАЗ в настоящее время проводит политику по дистанцированию от производства ВАТ.
  2. Предусмотренные к созданию до 2020 года семейство машин «Тайфун-К» (машины6 4 Х 4 КАМАЗ-53949, 6 Х 6 КАМАЗ-63968 и 8 х 8 КАМАЗ-63988) на вооружение не приняты, в производство не запущены, войска обходятся без них. В ВС на автомобилях необходимо подвозить боеприпасы, ГСМ, другое военно-техническое имущество и вывозить раненых и убитых. А для этих целей семейство «Тайфун» не предназначено.
  3. Задание МО РФ по созданию специальных колёсных шасси для РВСН не выполнено.


Следующим по возрасту (началу производства) можно считать Уральский автомобильный завод (УралАЗ), который осенью 1941 и зимой 1942 года приступил к производству автомобилей на базе оборудования эвакуированного с московского автозавода ЗИС.


В настоящее время это – ОАО «Автомобильный завод «Урал» и с 2005 года входит в группу ГАЗ. [29]

Во время проведения Форума «Армия-2017» появилась статья в издании ВОЕННОЕ.РФ, в которой сообщается от источника на предприятии, что «Урал» и Минобороны РФ завершат государственные испытания линейки машин «Тайфун-У» до конца 2017 года.[30]

Источник добавил: «После окончания всех тестов семейство получит литеру «О1». В случае успешного завершения испытаний «Тайфуны-У» порекомендуют к принятию на снабжение российского военного ведомства». По словам представителей «Урала», капотная версия «Тайфуна» лучше защищена в сравнении с бескапотным вариантом «Тайфун-К». В случае подрыва это сыграет решающую роль в сохранении жизней и здоровья членов экипажа и бойцов.

6-1.jpg

Урал-53099 «Тайфун-У» / Фото: Виталий Кузьмин

Элементная база машин семейства «Тайфун-У» - российская на 85-90%, добавил источник на предприятии. При этом на серийной технике этот показатель доведен почти до 99%.

В статье издательства Военное.РФ отмечается, что «Тайфуны-У» с колесной формулой 4х4 уже поставляются в войска, машины версии 6х6 сейчас заканчивают испытания. [31]

Урал-53099 состоит из шасси, включающего в себя раму с установленными на ней узлами и агрегатами, капота и однообъемного броневого корпуса, изготовлены в исполнении “О” по ГОСТ 15150-69 и рассчитан на эксплуатацию по назначению в любое время года и суток при безгаражном хранении:

  • при рабочих температурах окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 °С
  • запыленности воздуха до 1,5 г/м3 и скорости ветра до 20 м/с
  • в горной местности (с превышением над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м) с соответствующим снижением показателей тягово-динамических характеристик и топливной экономичности
  • при относительной влажности воздуха до 100 % при температуре до 25 °С
  • при интенсивности осадков 180 мм/ч
  • при интегральной плотности теплового потока 1125 (0,027) Вт/м2 (кал/см2.с)

Основные тактико-технические характеристики Урал-53099

Общие данные
Тип машины:
колесная, бронированная, двухосная со всеми ведущими колесами., закрытая
Масса автомобиля, кг: снаряженного - не более: 14 000;
полная с грузом и экипажем - не более: 16 000
Масса снаряженного автомобиля при ее распределении, кг:
на передний мост - не более: 8000;
на заднюю тележку - не более: 6 000
Полная масса буксируемого прицепа по всем видам дорог и местности, кг:  5 000
Вместимость, чел:  кабина – 2;
обитаемый отсек- 8
Масса перевозимого груза, кг:
2 000
Основные размеры, мм:
длина - 8 065;
ширина – 2550;
колея – 2100
Высота, мм: 
при полной массе и клиренсе 420 мм. по наивысшей точке - 3 645;
при полной массе и клиренсе 420 мм. по наивысшей точке (без учета высоты боевого модуля) - 3 245
Клиренс, мм:
300...500 (регулируется гидроподвеской)
Углы свеса (при клиренсе 420 мм), град.:
передний - не менее: 45;
задний - не менее: 40
Минимальный радиус поворота по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса, м 
не более: 8,5
Внешний габаритный радиус поворота автомобиля по буферу, м, 
не более: 11
Ширина коридора, занимаемая автомобилем при повороте с внешним габаритным радиусом 11 м, м, 
не более: 4,2
Скорости движения, км/ч:
максимальная по шоссе при полной массе автомобиля - не менее 110

Машина оснащена бортовая информационно-управляющей системой (БИУС), которая состоит из системы контроля и диагностики, системы управления электрооборудованием, системы управления гидромеханической коробкой передач, системы управления двигателем, системы управления гидроподвеской, АБС. Становится очевидным, что БИУС может быть первым шагом на пути создания беспилотного автомобиля.

Кроме этого семейства предприятие представило всю линейку машин «Мотовоз», «Мотовоз-М» и машину «Торнадо-У». Это – уже давно известные читателям машины с рессорной подвеской колёс (мостовые), с защищёнными кабинами.

8-1а.jpg

Урал -4320-31 семейства «Мотовоз» / Фото: topwar.ru

8-1.jpg

Урал-4320-7811-31 «Мотовоз-М» / Фото: Виталий Кузьмин

9-1а.jpg

Урал-63708 «Торнадо-У» / Фото: Виталий Кузьмин

6-2.jpg

Представлены бронеавтомобили Урал-432009 «Урал-ВВ» и Урал-53099 «Тайфун-У» / Фото: Виталий Кузьмин


На выставке были широко представлены машины со скрытым бронированием, в кузова которых, под тентами, вставляются легкосъёмные бронированные контейнеры, что позволяет незаметно перевозить бойцов Российской гвардии в защищенных модулях. Причем, на выставке был представлен и санитарный модуль.

10а.JPG

Ремонтно-эвакуационная машина РЭМ-КЛ на базе на шасси "Урал-532362" / Фото: www.drive2.ru

0-2а.jpg

МТП А-2.1-102 на базе «Урал-5323» / Фото: Armyman.info

Особо необходимо отметить, что множество специальных автомобилей, создаваемых для вновь формируемых ремонтных органов ВС РФ, разработаны на шасси «Урал». В связи с этим интересным было ознакомиться, с созданными ещё в досанкционный период машинами: ремонтно-эвакуационная машина колёсная лёгкая (РЭМ-КЛ) и машина технической помощи (МТП-А2.1-120), созданные, испытанные и принятые на вооружение ещё в 2015 году. Базой для их создания послужило бескапотное шасси «Урал-5323».

Выводы:

  1. К сожалению, приходится констатировать, что «УралАЗ» в годы действия санкций, по большому счёту, ничего нового не предложил на этой выставке, но остаётся, в отличие от «КАМАЗ», приверженцем производства ВАТ для ВС РФ и является производителем наиболее массовых военных автомобилей.
  2. Из анализа представленных на форуме экспонатов очевидно, что на заводе не проводятся работы по созданию и испытаниям машины «Тайфун-У» с колёсной формулой 8 х 8, и необходимости в создании подобных машин для ВС РФ, по мнению автора, в перспективе не видно.

Следующим по возрасту, практически ровесником, автопредприятию «УралАЗ» является «Ульяновский автозавод», приступивший к производству автомобилей также на эвакуированном производственном оборудовании завода «ЗИС». Предприятие начало выпуск автомобилей в мае 1942 года. [32]


Автор: Анатолий Черкашин кандидат военных наук.


Продолжение следует.


При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Материалы сайта www.liveinternet.ru, статья «Несостоявшаяся ядерная война 2015. После 15 марта Великобритания готовила первый ядеоный удар по России».

2. Материалы сайта www.liveinternet.ru, статья «План ЦРУ по уничтожению России».

3. Материалы сайта издания «Газета.ru», статья Екатерины Сусловой «США уличили в поставках химоружия боевикам». 

4. Материалы сайта издания REACTOR, публикация ««Альтернативы мирному разговору нет»: Клинцевич заявил, что КНДР «перешла черту», осуществив испытание водородной бомбы...»

5. Материалы сайта издания «Военное обозрение», редакционная статья от 31 августа 2017 года «МИД Германии призвал США вывезти ядерное оружие из ФРГ».

6. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Хронология ядерных испытаний СССР (1949—1962)».

7. Материалы сайта www.gazetamir.ru, публикация ««Атомный взрыв» на космодроме «Плесецк». Опыт «Сдвиг»». 

8. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Поражающие факторы ядерного взрыва». 

9. Материалы сайта издания «Интерфакс», статья «Россия уничтожила все запасы боеприпасов с люизитом». 

10. Приказ Министра обороны РФ от 2006 года № 170. Руководство «о порядке обеспечения воинских частей и организаций Вооружённых Сил РФ парковым оборудованием и укомплектованию бронетанкового вооружения и техники, автомобильной техники комплектами запасных частей, инструментов, принадлежностей, материалов и резервными группами аккумуляторных батарей».

11. Материалы сайта ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Статья Анатолия Черкашина «К вопросу повышения готовности автомобильной техники российской армии к ведению боевых действий» в издании информационного агентства Оружие России, М., от 15.06.2016 года.

12. Материалы сайта автопортала Auto Vesti, публикация «Владимир Путин поручил создать в РФ среду для беспилотных автомобилей».

13. Материалы сайта ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», статья Юрия Иванова «На Сергеевскомполигоне в Приморье прошло показное учение по форсированию водной преграды», от 09.08.15 г.

14. Материалы сайта издания клуб любителей переводов «Усадьба Урсы», публикация «Беларусь: учения коммандос из Беларуси, России и Сербии рядом с Брестом».

15. Материалы сайта ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Статья Анатолия Черкашина «Ещё раз об амфибиях (часть 3)» в издании информационного агентства Оружие России, М., от 22.10.16 года. 

16. Материалы сайта издания КОНТ, блог «Совершенно секретно: уникальные советские амфибии...».

17. Материалы сайта издания «Собеседник.ru», статья «Что стало с генералом Романовым за 19 лет, прошедших с момента трагедии».

18. Материалы ТАСС, статья «Анатолий Сердюков вошел в состав совета директоров «КамАЗа»».

19. Материалы сайта издания «Сделано у нас», статья «Главный производитель грузовых автомобилей в России –КамАЗ – расширяет свою экспансию за рубежом».

20. Материалы сайта ECU.tool, статья «Adblue эмулятор 7 в 1 - эмулятор мочевины для дизельных двигателей». 

21. Материал сайта деловой электронной газеты Татарстана «БИЗНЕС Online», публикация «КАМАЗ сообщил о прекращении действия лицензий на производство военных тягачей».

22. Материалы сайта Defence.ru, публикация Сергея Макарова «Появилось видео с производства и испытаний новейших бронированных «Тайфунов» и «Торнадо»».

23. Материалы сайта издания «Военные новости Gun Man News», публикация «ОАО «Завод специальных автомобилей» в Набережных Челнах».

24. Материалы сайта издания YAPLAKAL.COM, публикация «Тест-драйв КАМАЗ-63968 «Тайфун-К», по полигону с климат-контролем».

25. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «КамАЗ-43269».

26. Материалы сайта издания «Военное обозрение», статья Кирилла Рябова «Многоцелевое шасси КамАЗ-53958 «Торнадо» от 16 февраля 2016 года.

27. Материалы сайта издания «Спецтехника и коммерческий транчпорт ST-KT.ru», статья Константина Закурдаева «АРМИЯ-2017. Броня, огонь и колёса» от 28.08.2017 г.

28. Материалы сайта ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», публикация «В России испытали тягач для тяжелых ракет, который заменит белорусские машины».

29. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Уральский автомобильный завод». 

 30. Материалы сайта ИА «Военное.РФ», публикация «Госиспытания «Тайфунов-У» завершат к концу 2017 года» от 22 августа 2017 года.

31. Материалы сайта издания Russian Arms Forum, публикация «Урал-53099 "Тайфун-У" - защищённый автомобиль». 

32. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Ульяновский автомобильный завод».



Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Черкашин
12

Теги: война, ядерное оружие, химическое оружие, поражающие факторы, конструкция автомобиля, автомобильный завод, защищённый автомобиль, двигатель, трансмиссия, подвеска.