Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 02.10.17
Баллистические ракеты подводных лодок: Ракетный комплекс Д-11 с баллистической ракетой Р-31

Р-31 (индекс УРАВ ВМФ — 3М17, код СНВ — РСМ-45, по классификации МО США и НАТО — SS-N-17 Snipe) — первая советская двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках проекта 667АМ в составе ракетного комплекса Д-11.

00-1.jpg

Ракета Р-31 / 3М17 / SS-N-17 SNIPE / фото: nnm.ru

Разработана в КБ «Арсенал». Первый успешный пуск с подводной лодки — 22 декабря 1976 года. Принята на вооружение в 1980 году. Испытания показали высокую скорострельность комплекса и некоторые преимущества при подготовке к стрельбе: залп всех 12 ракет занимал около минуты, предстартовая подготовка занимала около трёх минут, при этом старт происходил из «сухих» шахт при помощи пороховых аккумуляторов, что исключало демаскирующие звуки при заполнении ракетных шахт водой. [1]

На сайте Википедии — свободной энциклопедии [2] говорится, что Баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) это — баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках, которые именуются как (ПЛРБ и ПЛАРБ). Практически все БРПЛ оснащаются ядерными боезарядами и составляют Морские Стратегические Ядерные Силы (МСЯС) — одну из составляющих ядерной триады. Практически все реализованные штатные ПЛРБ являются атомными. Первые БРПЛ были малой и средней дальности.

Современные БРПЛ обладают межконтинентальной дальностью, оснащаются разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением и способны поразить одновременно несколько целей на удалении сотен километров друг от друга.

Существуют также крылатые ракеты, размещаемые на соответствующих подводных лодках (ПЛАРК).

История создания

С момента создания боевых ракет витала в воздухе идея их запуска с борта подводной лодки. В силу малой дальности ракет их необходимо было запускать вблизи цели. Для стрельбы по прибрежным целям в качестве носителя ракет идеально подходила подводная лодка. С помощью неё можно было скрытно доставить к берегу ракеты и выпустить их по противнику.

Первый удачный старт ракет из-под воды был осуществлён в России 29 августа 1834 года на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c экспериментальной подводной лодки конструкции К. А. Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. Систему запуска ракет разработал подпоручик Санкт-Петербургского ракетного заведения П. П. Ковалевский, он же управлял запуском ракет на испытаниях. [3]

1а.jpeg

Карл Андреевич Шильдер (27 декабря 1785 (7 января 1786) — 11 (23) июня 1854) — военный инженер, инженер-генерал (1852) / Фото: ru.wikipedia.org

2а.jpg

Модель подводной лодки конструкции К.А.Шильдера. 1834 г. Масштаб 1:10 / Фото: crimeaphile.livejournal.com

Многие изобретения К.А. Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 году, сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.

3а.jpg

Изображение: Kieuphong.xyz

Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения.


Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. [3]

4а.jpg

Испытания подводной лодки конструкции К.А. Шильдера в присутствии императора Николая I, 29 августа 1834 г / Изображение: horstveps.livejournal.com


Следующий успешный эксперимент по подводным запускам ракет был выполнен лишь более чем через сто лет в Германии. Согласно мемуарам генерала Вальтер Дорнбергера летом 1942 года рядом с Грейфсвальдер Ойе проводились эксперименты с запуском пороховых ракет с подводной лодки. На палубу было установлено импровизированное стартовое устройство для запуска тяжёлых реактивных снарядов, созданных для многоствольной установки «небельверфер». С глубины от 10 до 15 метров было произведено несколько залпов. Траектории полета ракет были безукоризненными: величина рассеяния уменьшилась, а дальность полета даже увеличилась — начальный (низкоскоростной) участок движения проходил сквозь воду, высокая плотность которой повышала эффективность стабилизаторов реактивного снаряда. Но отдел вооружений военно-морского флота, отвечавший за создание всех видов оружия морского базирования, не одобрил дальнейшую разработку, и работы были прекращены.

С осени 1943 года прорабатывались варианты удара ракетами Фау-2 по территории США. Подводная лодка должна была в течение тридцати дней со средней скоростью 12 узлов буксировать за собой три контейнера весом примерно 500 тонн. Их погружение и всплытие контролировались с подводной лодки. По прибытии к месту старта контейнеры слегка притапливались, и они занимали в воде вертикальное положение. Крышка верхнего люка откидывалась, и А-4, стоя на платформе, которая стабилизировалась гироскопами, заправлялась, подготавливалась к старту и запускалась в полет.

К середине декабря 1944 года была полностью подготовлена программа предварительных экспериментов, появились первые наброски конструкции. Но эвакуация Пенемюнде в первой половине февраля положила конец этому так и не состоявшемуся проекту.

После войны работы были продолжены в СССР и США.

26 января 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением» (тема «Волна»). В результате данной программы была осуществлена разработка ракет Р11-ФМ с пуском ракет с подводной лодки в надводном положении. 16 сентября 1955 года с борта ракетной подводной лодки Б-67 был осуществлён первый в мире запуск БРПЛ. Реализация данной программы резко повысила возможности СССР по нанесению ядерных ударов по территории Западной Европы и США.

5а.jpg

Сравнение российских и китайских БРПЛ (Р-29 (РСМ-40), Р-29Р (РСМ-50), Р-39 (РСМ-52) — SS-N-20 «Sturgeon», Р-29РМ (РСМ-54), Цзюйлан-1, Цзюйлан-2 / Изображение: ru.wikipedia.org

Параллельно эта тематика прорабатывалась и в США. В 1956 году была начата разработка ракеты Поларис с запуском с подводной лодки из подводного положения. А уже в сентябре 1958 года были проведены пуски с борта атомной подводной ракетной лодки «Джордж Вашингтон». Было положено начало подводной гонке вооружений, венцом которой стало появление сравнимых комплексов ПЛАРБ с БРПЛ «Трайдент» в США и «Тайфун» (Д-19/Р-39) в СССР.

Помимо, ядерных сверхдержав СССР и США, в XX веке БРПЛ и ПЛАРБ были разработаны и взяты на вооружение всеми другими т.н. старыми ядерными державами — Великобританией с 1967 года (все БРПЛ - американской разработки), Францией с 1971 года, КНР с 1982 года. В XXI веке такие комплексы появились у некоторых т.н. молодых ядерных держав — Индия с 2008 года и КНДР с 2015 года.

Теперь вернемся к рассматриваемому ракетному комплексу Д-11 с баллистической ракетой Р-31. Проект был признан весьма перспективным, но в серию не пошёл. Ракетами этого типа в качестве эксперимента был вооружён один корабль, РПКСН К-140. Всего было произведено 36 ракет Р-31. 20 из них были выпущены в ходе испытаний и 5 ракетных стрельб в 1976—1988 годах. Остальные 16 ракет были утилизированы осенью 1990 года путём отстрела. При этом 10 ракет были успешно запущены, а 6 в связи с различными неполадками были уничтожены на берегу.

0-1.jpg

Ракета Р-31 в сборе / Фото Bastion-karpenko.ru

Авторы некоторых материалов опубликованных в российских СМИ упорно доказывают: разработчики ракетных комплексов (РК) для РВСН принципиально не способны создать РК для Военно-морского флота. Основной аргумент – «сухопутчики» не имеют опыта конструирования баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ).

Это, однако, вызывает большие сомнения, поскольку есть исторический пример, опровергающий данное утверждение. Речь идет о комплексе Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS-N-17) – «детище» ленинградского КБ «Арсенал».

Потрудились и поделились

Напомню, что завод «Арсенал» ведет свою историю с основанных Петром Великим в 1711 году Пушечных литейных мастерских. Почти вся трехвековая деятельность «Арсенала» связана с развитием отечественной артиллерии: от первых орудий петровской эпохи до современных корабельных автоматизированных артиллерийских систем, ракетных комплексов и автоматических космических аппаратов.

В конце 1950-х годов в КБ «Арсенал» были начаты работы по проектированию первых боевых ракетных комплексов (БРК) стратегического назначения с твердотопливными баллистическими ракетами. В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 года бюро приступило к разработке РК Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев.

Однако создание двигателя на смесевом топливе требовало решения ряда сложных научных, технических и технологических задач, которые на рубеже 1950–1960-х годов оказались еще «не по плечу» советскому ракетостроению. Возник и ряд чисто организационных трудностей. В результате в соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 года работы по программе Д-6 были прекращены. С 1961 года создавался ПБРК (подвижный боевой ракетный комплекс) с твердотопливной ракетой РТ-15 средней дальности.

Тем же правительственным постановлением СКБ-385, получившее в 1966 году открытое название Конструкторского бюро машиностроения (КБМ, в настоящее время – ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»), поручалось приступить к работам по новому твердотопливному «лодочному» комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку проекта 667А. При этом всю техническую документацию, подготовленную «арсенальцами» по программе Д-6, передали СКБ-385.

Предполагалось, что ракета РТ-15М будет иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БРПЛ UGM-27A «Поларис-А1») и дальность полета 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, но в 1962 году, когда заказчик выдвинул требование увеличения боекомплекта ракетоносцев (и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году ее вовсе прекратили из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требований.

Новое предложение

Накопленный к 1970 году опыт создания твердотопливных ракет позволил КБ «Арсенал» под руководством главного конструктора П.А.Тюрина [4] выйти с предложением о разработке БР для модернизированной атомной субмарины проекта 667А.

л-1.jpg

Пётр Александрович Тюрин / Фото: ru.wikipedia.org


Биографическая справка

Пётр Александрович Тюрин (1917—2000) — советский конструктор артиллерийской и ракетной техники. Лауреат Государственной премии СССР.

Родился 25 июня 1917 года в Брянской области.

Окончил Московское Высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (МВТУ) в 1945 году.

С июня 1941 года по февраль 1953 года работал в Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ), где под руководством главного конструктора В. Г. Грабина принимал участие в создании полевых артиллерийских систем, в частности, 100-мм пушки БС-3, 122-мм пушки С-4, 85-мм противотанковой пушки С-15 и других образцов артиллерийского вооружения. С 1944 года был представителем Главного конструктора на заводе № 7 («Арсенал», Ленинград), на котором в условиях военного времени серийно выпускались эти пушки.

В 1953 году был назначен начальником ЦКБ-7 и главным конструктором завода № 7. Под его руководством были разработаны многие образцы корабельных универсальных установок, а также пусковые установки для зенитных ракетных комплексов для вооружения кораблей ВМФ («Волна» и «Оса-М»).

В качестве главного конструктора ракетного направления КБ «Арсенал» Тюрин руководил работами по созданию твердотопливных ракет и их двигательных установок для комплексов наземного базирования РТ-2П. В 1963—1969 годах под его руководством в КБ «Арсенал» были разработаны многие образцы корабельных пушек и ракет (наземный подвижной ракетный комплекс РТ-15 с твердотопливными ракетами), а также пусковые установки для зенитных ракетных комплексов для вооружения кораблей ВМФ («Волна» и «Оса-М»).

В июне 1971 года началась разработка комплекса ракетного оружия Д-11 стратегического назначения с твердотопливной баллистической ракетой Р-31 (3M17). В этих работах участвовал и Тюрин.

В созданном комплексе для пусков ракеты из подводных лодок впервые был применен принципиально новый тип катапультируемого старта ракеты с помощью порохового аккумулятора давления из «сухой» шахты подводной лодки с запуском двигателя 1-й ступени после выхода ракеты из воды. Эта ракета была родоначальницей отечественного твердотопливного ракетостроения для вооружения подводных лодок. Комплекс находился в боевой эксплуатации в период 1980—1990 годов и ликвидирован по договору ОСВ-1.

В 1981 году Пётр Александрович вышел на пенсию, но продолжал работать в народном музее ПО «Арсенал», публикуя свои воспоминания в газетах и журналах.

Умер П. А. Тюрин в Санкт-Петербурге 26 февраля 2000 года.

Сын — Александр Петрович Тюрин — также работник «Арсенала».

Награды и звания

  • Лауреат Государственной премии СССР (1968).
  • Почетный член научно-технического совета КБ «Арсенал».
  • Награждён многими правительственными наградами.

Инициатива ленинградцев получила поддержку, и в начале 1970-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, «Арсенал» получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31.

00-2.jpg

Проекции ракеты Р-31 и продукция НПО "Искра" - двигатель 2-й ступени и ПАД / Изображение: НПО "Искра"

00-3.jpg

Изображение: Энциклопедия отечественного ракетного оружия, А.Б. Широкорад


Новая БРПЛ со стартовой массой 26 840 кг имела дальность 4200 км (круговое вероятное отклонение порядка 1400 м). Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся головной частью (ГЧ), однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной ГЧ мощностью 500 Кт.

Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 присвоили индекс «667АМ» (шифр «Навага-M»). Он разрабатывался в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин» (ЛПМБ «Рубин») под руководством главного конструктора О.Я.Марголина. Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках 667-го проекта оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа.

л-2.jpg

Главный конструктор О.Я. Марголин / Фото: Moremhod.info


Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ проекта 667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Возросло и полное водоизмещение подводной лодки.

1а.jpg

Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 присвоили индекс «667АМ» (шифр «Навага-M») К-140 / Фото Bastion-karpenko.ru

Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как шумы, возникавшие при поступлении воды в кольцевой зазор, демаскировали корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течение одной минуты единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 минуты.

00-4а.jpg

Погрузка ракеты Р-31 в АПЛ К-140 / Фото: / Фото Bastion-karpenko.ru

00-4.jpg

Пуск ракеты Р-31 с АПЛ К-140 / Фото Bastion-karpenko.ru

Для переоборудования по проекту 667АМ выделили подводную лодку К-140 – второй корабль проекта 667А. [5] Субмарина была построена на Северном машиностроительном предприятии и введена в состав Северного флота 30 декабря 1967 года. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого субмарине пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77± северной широты стрелять по боевому полю «Кура» на Камчатке.

00-5.jpg

Подлодка К-140, модернизированная по проекту 667АМ / Фото Wikimedia Commons

К-140 — советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, второй корабль проекта 667А «Навага», единственный корабль модернизированный по проекту 667АМ «Навага-М».

История службы

Постройка

Зачисление подводной лодки К-140 проекта 667А «Навага» в списки кораблей ВМФ произошло 21 января 1965 года. 19 сентября того же года корабль был заложен на стапеле цеха № 50 на «Севмашпредприятии». 23 августа 1967 года состоялся вывод из цеха и спуск на воду. 30 декабря 1967 года лодка вступила в строй и 11 января 1968 года была зачислена в состав 31-й дивизии 12-й эскадры подводных лодок Северного флота с базированием на Сайда-губу.

00-6.jpg

Подлодка К-140, модернизированная по проекту 667АМ / Фото Wikimedia Commons

1960-е годы

Авария ГЭУ 27 августа 1968 года, когда К-140 находилась в Северодвинске, после модернизационных работ произошёл несанкционированный выход ядерного реактора на мощность. Реактор левого борта, вследствие самопроизвольного поднятия компенсирующей решетки на верхние концевики, вышел на мощность превосходящую номинальную в 18 раз. Давление и температура в реакторе превысили номинальные параметры в 4 раза. При этом контролирующие приборы пульта управления реакторами были отключены и дежурная служба не обнаружила признаков ЧП. Причиной самопроизвольного пуска ядерного реактора явился неправильный монтаж сети питания компенсирующих решеток и ошибки обслуживающего персонала. В результате аварии активная зона и реактор были выведены из строя и заменены. Радиационная обстановка в реакторном отсеке резко ухудшилась, однако разгерметизации первого контура не произошло. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, окружающей среды и уровнях облучения личного состава нет. Погибших среди личного персонала не было.

Рекордная стрельба

20 декабря 1968 года с К-140 была произведена залповая стрельба баллистическими ракетами. Впервые в мире был выполнен залп из 8 ракет.

1970-е годы

14 ноября 1971 года крейсер К-140 прибыл на предприятие «Звёздочка» в Северодвинске для прохождения капитального ремонта в связи с выходом из строя реактора левого борта. Ремонт реактора был осуществлён путём его замены. Аварийный реактор был в 1972 году затоплен в Карском море.

4 ноября 1972 года на «Звёздочке» начато переоборудование корабля по проекту 667АМ «Навага-М». В ходе работ произведена замена ракетного комплекса Д-5 с жидкотопливными ракетами Р-27 на разработанный в КБ «Арсенал» комплекс Д-11 с первыми советскими твердотопливными баллистическими ракетами морского базирования Р-31. В связи с возросшими габаритами ракет количество ракетных шахт сократилось с 16 до 12, увеличилась высота «горба» надстройки.

00-7.jpg

Подлодка К-140, модернизированная по проекту 667АМ / Фото Wikimedia Commons

4 сентября 1976 года К-140 вышел на сдаточные испытания. На борту кроме сдаточной команды находилось большое количество разработчиков и конструкторов различных систем корабля во главе с заместителем главного конструктора Е. А. Горигледжаном. Всего на лодке находилось более 400 человек при штатной численности экипажа около 120. Испытания завершились 8 октября, после чего до декабря продолжались доработки систем и подготовка к запуску ракет. 21 декабря в Кандалакшском заливе (Белое море) состоялся первый в СССР подводный запуск твердотопливной ракеты с сухим стартом. Пуск был осуществлён с глубины 50 метров на скорости 5 узлов.

В 1977 году было произведено 6 пусков ракет, из них успешно осуществлён только один. С июня 1977 года по февраль 1978 года производились доработки проекта. Корабль перебазировался в бухту Ягельная. В течение 1978 года произведено 7 пусков ракет, большинство завершились успешно. Летом 1979 года на «Звёздочке» проходили работы по устранению замечаний, и в сентябре 1979 года К-140 успешно прошёл государственные испытания, в том числе осуществив пуск двух ракет на полную дальность от оконечности Новой Земли по полигону Кура на Камчатке.

1980-е годы

Всего в период с 1980 года по 1988 год К-140 с первым экипажем совершила 8 дальних автономных походов, выполнила 5 ракетных стрельб, дважды награждалась призом по ракетной подготовке Главкома ВМФ. С 14 сентября по 2 декабря 1980 года — первая боевая служба в Атлантике. С 2 апреля по 17 июня 1981 года — вторая боевая служба в Атлантике.

22 октября 1984 года в Мотовском заливе следовавшая в надводном положении К-140 в условиях плохой видимости столкнулась с К-373. Обе лодки получили повреждения лёгкого корпуса.

В декабре 1984 года К-140 направилась в Атлантику для несения очередной, предположительно пятой, боевой службы. Так как допуск к командованию кораблём этого проекта имел на тот момент только капитан 1-го ранга А. Н. Козлов, то он командовал кораблём и в этом походе. Для командира это была уже третья в течение года боевая служба, вместо неё он планировал отправиться в отпуск и уже имел приказ о переводе в Москву. Через неделю после выхода с базы у А. Н. Козлова произошёл инфаркт миокарда, однако Козлов принял решение продолжить боевую службу. Командира заменили молодой капитан 2-го ранга А. Г. Лашин и старший помощник, капитан 3-го ранга С. Н. Егоров. К январю состояние командира улучшилось настолько, что он сам стал нести ходовую вахту. В феврале 1985 года К-140 вернулась на базу. Шифровка об инфаркте командира была дана за двое суток до планируемого возвращения, в связи с этим сообщением лодке разрешили вернуться на сутки раньше. За успешное проведение боевой службы командир корабля был представлен к ордену Красной Звезды, а начальник медицинской службы — к медали «За боевые заслуги».

В 1989 году был расформирован 2-й экипаж корабля.

Вывод из эксплуатации

19 апреля 1990 года в соответствии с договором ОСВ-1 К-140 был исключён из состава ВМФ.

00-8.jpg

Испытания проводились с АПЛ проекта 667АМ «К-140» / Фото: bastion-karpenko.ru

C 17 сентября по 30 ноября 1990 года К-140 выполнила 4 выхода в море для утилизации 16 ракет Р-31 путём отстрела. 10 ракет были выпущены успешно, 6 ракет по различным причинам были утилизированы на берегу. После отстрела ракет К-140 была поставлена на прикол в Северодвинске. Первый экипаж корабля был расформирован только в 1997 году.

В 1997—1998 годах, после вырезки реакторных отсеков, ракетный крейсер К-140 был разделан на металл. Некоторые реликвии с него ныне хранятся в музее АО «ЦС «Звёздочка».

00-9.jpg

Создатели комплекса Д-11 / Фото: / Фото Bastion-karpenko.ru


Тактико-технические показатели

История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки губа Сайда, бухта Ягельная
Спуск на воду 23 августа 1967
Выведен из состава флота 19 апреля 1990
Современный статус разделана на металл
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 667АМ «Навага-М»
Разработчик проекта ЛПМБ «Рубин»
Главный конструктор О. Я. Марголин
Кодификация НАТО «Yankee-II»
Скорость, узлов:  надводная - 6;
подводная -28
Рабочая глубина погружения, м:
рабочая - 320;
предельная -450
Автономность плаваниясуток 70 
Экипаж: 119 человек:
32 офицера,
38 мичманов,
49 матросов,
Размеры
Водоизмещение, т:  надводное - 7 760;
подводное - 11-500
Длина наибольшая (по КВЛ), м
128 
Ширина корпуса наибольшая, м 11,7 
Средняя осадка (по КВЛ), м
7,9 
Силовая установка
2 водо-водяных реактора ВМ-2-4
2 паротурбинных установки ОК-700
2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635
2 турбогенератора (52 000 л.с.)
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
ТА 4 x 533-мм, 2 x 400 мм, 22 торпеды.
Ракетное вооружение 12 ПУ БРПЛ Р-31 комплекса Д-11
ПВО 1 ПЗРК «Стрела-3М»

00-8-а.jpg

Р-31 в транспортном контейнере / Фото: Militaryrussia.ru

Пусковая установка: шахтная ПУ, 12 ШПУ устанавливались на ПЛАРБ пр.667АМ - модернизация ПЛАРБ заключалась в замене 12 шахт из 16 на удлинённые ПУ такого же диаметра (вырезка и вварка на существующие комингсы) и заварке 4 оставшихся комингсов. Старт ракеты происходит с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД) без заполнения кольцевого зазора водой. При старте осуществляется наддув двигателей обоих ступеней воздухом с давлением 10 атмосфер. Сабилизация ракеты на подводном отрезке траектории производилась отстреливаемым после выхода из воды кавернообразующим устройством.[6] Маршевый двигатель запускался после выхода ракеты из воды. так же сбрасывалось давление наддува ступеней. После включения двигателя 2-й ступени сбрасывается головной обтекатель ракеты. Первая ступень предохранения БЧ снимается после окончания работы и отстыковки 2-й ступени.

00-8а.jpg

Шахтная пусковая установка для ракеты Р-31 / Фото: Militaryrussia.ru

Тип старта - "сухой" Глубина старта - до 50 м Скорость носителя при старте - до 5 уз Время полного залпа (12 ракет) - около 1 мин Волнение на море при старте - до 8 баллов.

Опытная шахтная ПУ - стенд 15П098 использовалась для испытаний ракеты на площадке №86 полигона Капустин Яр (испытания начаты в 1973 г.).

И-1.jpg

и-2.jpg

Пуск ракеты Р-31 с наземного стенда НС-11 15П098 / Фото: bastion-karpenko.ru


Ракета Р-31 / 3М17 [7]

Конструкция:

Количество ступеней - 2 ступени и ступень разведения боевых блоков. Ракета оснащена пороховым аккумулятором давления для обеспечения старта и кавернообразующим устройством для прохождения подводного участка траектории. Конструкция 2-й ступени - органопластиковый корпус типа "кокон". Кавернообразующее устройство включается после выхода ракеты из шахты и за счет работы газогенератора на твердом топливе обеспечивает поддержание газового пузыря (каверны) на подводном участке траектории.

00-10.jpg

Кавернообразующее устройство на ракете Р-31 / 3М17 / Фото: bastion-karpenko.ru

Система управления и наведение:

  • Автономная инерциальная система управления с БЦВМ разработки НИИ Автоматики (г.Свердловск).
  • Комплекс командных приборов создан в НИИКП.
  • Управление дальностью стрельбы безотсечное по маршевым двигателям, осуществляется маневрирующей ступенью разведения боевых блоков.
  • КАСУ (корабельная аппаратура системы управления) разработки НИИ Автоматики (г.Свердловск).
  • СПр (система прицеливания) разработки Киевского ПО "Арсенал».
  • СДР (система документирования регистрирующая) разработки НПО измерительной техники.
  • АУ КСППО (аппаратура управления корабельными системами овседневного и предстартового обслужиания) разработки КБ "Арсенал.
  • "Атолл-АМ" (автономная корабельная цифровая вычислительная система) разработки ЦНИИ "Агат»

Двигатели:

  1 ступень 2 ступень Ступень разведения
Тип двигателя РДТТ 3Д17 / 3Д17А разработки ЦКБ-7 (КБ "Арсенал", разработчики - А.Т.Гулин, Э.В.Кейль, А.Ф.Мадисон, Л.И.Шувалов). 4 управляемых сопла
РДТТ, утопленное в камеру сгорания сопло. Разработчик - пермское КБ машиностроения / СКБ-172 (ныне НПО "Искра"), главный конструктор - Л.Н.Лавров
4 РДТТ с повортными соплами с управлением по трем осям. Разработчик - ЦКБ-7 (КБ "Арсенал"), ведущие конструкторы - Разработчики кавернообразующего устройства - И.И.Криворогов, Ю.А.Павлов, В.Л.Седых и др.
Конструкция обечайка корпуса, переднее днище с воспламенительным устройством, заднее днище с 4 управляемыми соплами, органы управления вектором тяги, рулевой привод, кабельные каналы, теплозащита органопластиковый корпус типа "кокон" разработки ЦНИИСМ, управляемое сопло, рулевой привод, воспламенительное устройство, РДТТ управления по крену
корпус, двигатели с поворотными соплами, газогенератор, газогидравлические приводы управления (рулевые машинки)
Топливо одноканальный 8-ми щелевой моноблок бутилкаучукового смесевого твердого топлива с добавлением перхлората аммония Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск)

заряд прочно скреплен с корпусом двигателя, заливка заряда производилась непосредственно в корпус

передний и задний торцы заряда имели раскрепляющие манжеты, выполнявшие одновременно роль бронировок торцов. Щелевой компенсатор горящей поверхности был представлен разновысокими щелями, расположенными в районе соплового днища, а размах больших щелей превышал диаметр полюсного отверстия. Для изготовления заряда использовалась технологическая оснастка с разъёмными элементами, извлекаемыми после вулканизации и охлаждения заряда.
одноканальный 26-и щелевой моноблок пластифицированного бутилкаучукового смесевого твердого топлива с добавлением перхлората аммония Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск)

заряд прочно скреплен с корпусом двигателя, заливка заряда производилась непосредственно в корпус, такой тип заряда создан впервые в СССР
заряд твердого топлива торцевого горения
Органы управления 4 разрезных управляемых сопла с электро-гидравлическим приводом и рычажно-поршневыми компенсаторами разрезное управляемое сопло в карданной подвеске с управлением по осям тангажа и рыскания и 2 РДТТ управления креном 4 РДТТ с повортными соплами
Тяга в пустоте 59000 кг 23800 кг 4 х 60 кг
Тяговооруженность 1.9    
Длина корпуса 6228 мм 3000 мм  
Диаметр корпуса 1540 мм 1540 мм  
Расширение сопла dα/dкр 477 / 143 1092 / 240  
Масса заряда 15760 кг 6280 кг  
Масса пустого двигателя 1595 кг 580 кг  
Время работы 84 с 73.6-74 с 95-120 с
Среднеинтегральное давление 34-50 кг/кв.см 30 кг/кв.см 45-57 кг/кв.см
Среднеинтегральный секундный расход 157-214 кг/с    
Давление на срезе сопла 0.5-0.7 кг/кв.см 0.17 кг/кв.см  
Пустотный удельный импульс 269 ед 279,5 ед  
Материал днища корпуса сталь ЭП6783Д титановый сплав ВТЗ-1  
Материал обечайки корпуса сталь ЭП-679ВД органопластики СВМ, ВТЗ-1  
Материал теплозащитного покрытия корпуса фенол-каучуковая композиция ФК-36-65 (защищает от работы ПАД при старте)
резина 5А-2058  
Материал входного воротника соплового блока пирографит В-1, пресскомпозит П-5-12 углепластик УП-ТМ-3  
Материал раструба соплового блока углепластик УПТКК-2 / титановый сплав ВТ-5 углепластик П-5-13Н / титановый сплав ВТЗ-1  
Материал критического сечения соплового блока вольфрамо-никелевый сплав ВНДС-1 вольфрамовая облицовка ВРФ  
Материал входного и выходного вкладыша соплового блока пирографит В-1 пирографит В-1  


РДТТ 1-й ступени оснащен воспламенительным устройством и устройством аварийного выключения РДТТ. Двигатель включается после выхода ракеты из воды. Маршевые двигатели ракеты работают без отсечки.

д-1.jpg

Разрез двигателя 1-й ступени ракеты Р-31, пропорции примерные / Изображение forums.airbase.ru

д-2.jpg

Двигатель 2-й ступени ракеты Р-31 / Фото: www.npoiskra.ru

д-3.jpg

Двигатель управления креном 2-й ступени ракеты Р-31 / Фото: www.npoiskra.ru

д-4.jpg

Двигатель ступени разведения боевых блоков ракеты Р-31 / 3М17 / Фото: military.tomsk.ru/forum

Пороховой аккумулятор давления разработки НПО "Искра" (г.Пермь) осуществляет выброс ракеты из шахтной ПУ. Конструктивно состоит из верхнего и нижнего полукорпусов, бронированного по торцам многоканального заряда, сопла с сопловыми заглушками и ловителями, регулируемого упора для установки заряда, крышки с пиропатроном, воспламенителя.

Заряд 3Ш131 - цилиндрическая шашка смесевого топлива Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск) с большим количеством круглых отверстий. Шашка выполнена отливкой в цилиндрический стакан из композиционного материала. Отверстия формируются вынимаемыми стержнями, поверхность которых обработана антиагдезивными составами.

Масса заряда - 180 кг. Время работы - ок.1.2 с

Тактико-технические показатели

Длина, мм
11 060
Длина 1-й ступени, мм
6228
Диаметр корпуса, мм
1540
Массовые хараетеристики ракеты Р-31, кг: масса стартовая - 26840;
масса 1-й ступени - 17355;
масса 2-й ступени - 6860;
масса ГЧ - 450
Дальность максимальная, км 3900 (до 4200 по данным Широкорада и официальным данным)
Время, мин:
предстартовая подготовка - 3.5:
пуск всего боекомплекта ПЛАРБ пр.667АМ - 12 ракет - 1
Гарантийный срок хранения ракет (согласно ТТЗ), лет:
на ПЛАРБ - 7;
на складах - 10
Статус: . СССР -1990 год
 КВО, м
1 400
Тип БЧ:  моноблог

БЧ оснащена двигателем закрутки, включаемым после отделения от ступени разведения боевых блоков.

1990 г. 17 сентября - начало утилизации ракет Р-31 методом пуска, остатки ракет Р-31 в ВМФ - 16 шт.

Пуски ракет Р-31 в ходе утилизации:

Дата Описание Процент успешных пусков
17.09.1990 Успешный одиночный пуск 100% (1)
18.09.1990 Двухракетный залп, одна ракета не вышла 66.6% (3)
29.09.1990 Успешный одиночный пуск 75% (4)
30.09.1990 Два успешных одиночных пуска 83.3% (6)
01.10.1990 Трехракетный залп из шахт №№1, 2 и 3. При срабатывании ПАДа первой ракеты разорвало трубу наддува шахты, в отсек прошел выборос газов, после выхода ракеты - воды. Старт остальных ракет не состоялся. 66.6% (9)
10-11.09.1990 Пять одиночных пусков. Одна ракета не вышла. 71.4% (14)
30.11.1990 Три одиночных старта нестартовавших ранее ракет. Отказ при старте одной из ракет (неисправность). 70.6% (17)

1990 г. 1 декабря - прекращение программы утилизации ракет Р-31. Произведено 4 выхода ПЛАРБ К-140 в море. Из 16 ракет успешно стартовали с первого раза 10 ракет (62.5%), из оставшихся 6 повторно успешно стартовали 2 ракеты. Позже 4 ракеты утилизированы на берегу. Общий процент успешных пусков (включая повторные) - 70.6%.

Тем и ограничились

В заключении командующего Северным флотом, датированным 14 сентября 1979 года, комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: «Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса... позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр.667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов».

Собственно, «накоплением опыта» все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде. В 1978 году на вооружение флота поступил модернизированный комплекс Д-9Д с усовершенствованной жидкостной БРПЛ Р-29Д, обладающей дальностью полета до 9100 км, а также повышенной точностью (КВО порядка 1000 м). Комплекс Д-11 в 1979 году был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течение 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II.

Промышленность выпустила в общей сложности 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 года К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл...

Что касается современных реалий, то при нынешнем проблемном состоянии российского ОПК не нужно делить конструкторские коллективы на «свои и чужие». Необходимо объединить накопленный опыт и знания всех разработчиков БРПЛ и создать оружие, достойное России.


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Р-31».

2. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Баллистические ракеты подводных лодок».

3. Материалы сайта издания «Военное обозрение» статья Сергея Лебедева «Подводная лодка К. А. Шильдера».

4. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Тюрин, Пётр Александрович».

5. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «К-140».

6. Материалы сайта журнала ОПК «Военно-технический сборник «БАСТИОН»».

7. Материалы сайта издания отечественная военная техника MILITARY RUSSIA, публикация «Р-31 / 3М17 - SS-N-17 SNIPE».



Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Станислав Закарян
12



Теги: Разработка, КБ "Арсенал", Р-31, индекс УРАВ ВМФ — 3М17, код СНВ — РСМ-45, классификация МО США, НАТО — SS-N-17 Snipe, двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета, размещение, АПЛ проекта 667АМ, комплекс Д-11