Блоги / Техника и вооружение

5:49 / 11.11.17
Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 1)

7 октября 2017 года вышла в свет редакционная статья в издании Военного обозрение, в которой сообщалось, что 11 сентября 2017 года стартовала уникальная экспедиция из Бронницкого научно-исследовательского автомобильного центра (НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ). В экстремальную экспедицию по штурму вершины Эльбруса отправились военнослужащие на новой модификации знаменитых «Тайфунов», новый броневик «Патруль» и автомобиль «Торнадо», перспективные грузовики «Урал Next» (один из которых претендует на титул самого экологически чистого военного автомобиля), а также огромный тягач, предназначенный для переброски комплексов С-400, абсолютно новая модификация знаменитого УАЗа и колёсная дорожная машина бронированная (КДМБ).

О успешном завершении экспедиции 6 октября журналистам сообщил заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков.[1]

Все эти машины по дороге на Эльбрус должны были пересечь самую глухую российскую пустыню в районе Каспия, где прошла первая серия испытаний – в песках. Только прошедшие этот этап автомобили попали в горы.

Все эти машины по дороге на Эльбрус пересекли самую глухую российскую пустыню в районе Каспия, где прошла первая серия испытаний – в песках / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев


Дмитрий Булгаков сообщил, что специалисты Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ провели определительные испытания в условиях повышенной запыленности в глухой российской пустыне и в горной местности.

0-1.jpeg

Заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков / Фото: Politikus.ru


После возвращения все результаты экспедиции будут обобщены, проанализированы для принятия дальнейших решений по тем или иным образцам. Он рассказал, что испытания прошли успешно.

Так проходила экстремальная экспедиция по штурму вершины Эльбруса / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Хорошие результаты, по словам замминистра, показал автомобиль «Торнадо-У». Генерал армии Булгаков отметил, что «Торнадо» — это семейство автомобилей многоцелевого назначения будущего, это шаг вперед и шаг в развитии военного автомобилестроения. Это будут не только грузовые автомобили, но и для монтажа вооружения, специальной техники, то есть займут полную нишу автомобилей многоцелевого назначения, грузоподъемностью от 6 до 30 тонн. По словам замминистра, они могут производиться в модульном исполнении, иметь колесную формулу 4×4, 6×6, 8×8, есть даже предложения проработать колесную формулу 10 х10.

Надо отметить, что все машины, назначенные для прохождения испытаний, были загружены балластом до нормативных (по ТТХ) значений.

Примечательно, что весь ход экспедиции документировался в форме видеорепортажа Военной приёмки: части 1, 2 и 3. [2]


Ниже предлагается читателям рассмотреть: какие образцы и какими предприятиями отправлены в экспедицию в надежде, что после успешного прохождения испытаний эти машины будут приняты на снабжение ВС РФ.

Предлагается обзор начать с самой большой машины БАЗ 69092 – продукция Брянского автомобильного завода (БАЗ), а с июня 1998 г. Брянский завод колёсных тягачей (БЗКТ). 02.12.15 г. в издании информационного агентства Оружие России появилась статья «Алмаз-Антей» выкупил крупного производителя шасси».[3]

0-2.jpg

Шасси БАЗ-69092-015 /. Фото Russianarms.ru


с-1.jpg

Использование специального шасси при строительстве средств ПВО / Изображение: Концерн ВКО "Алмаз-Антей" / Русская-сила.рф

В статье сообщалось, что Брянский автомобильный завод, выпускающий специальные колесные шасси и тягачи высокой проходимости для военно-промышленного комплекса, приобретен концерном "Алмаз-Антей", чтобы не допустить срыва гособоронзаказа (сообщает пресс-служба концерна): "В ноябре 2015 года Научно-образовательный центр ВКО "Алмаз-Антей" (входит в состав концерна) осуществил сделку по приобретению 100% уставного капитала ООО "НАМС-Спецмашкомплект", которому принадлежат акции АО "Брянский автомобильный завод" (БАЗ)".

В сообщении пресс-службы также отмечается, что решение о приобретении акций БАЗ было принято в связи со сложным финансовым положением этого предприятия.

Краткое, но ёмкое описание конструкции, представленной для испытаний во время экспедиции на Эльбрус, приводится в статье Кирилла Рябова, опубликованной издательством Военное обозрение, [4] в которой повествуется:

«Трехосная ходовая часть шасси БАЗ-69092 имеет независимую подвеску всех колес. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колеса с шинами типа ИД-370 размером 1350х550-533Р. Для правильного распределения массы машины оси расположены с разными промежутками: расстояние между двумя задними осями, поддерживающими грузовую платформу, минимально. На случай поломки машина имеет запасное колесо. Его предлагается перевозить на креплениях позади кабины, справа от двигателя. Исполнение кабины предусмотрено каркасно-панельное, что позволяет применять бронеплиты для противопульной защиты водителя и пассажиров. При этом некоторые машины на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений запасного колеса из-за габаритов установленных на шасси корпусов.

Ходовая часть укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи с большими нагрузками рулевое управление имеет гидроусилитель. Подача жидкости к последнему осуществляется основным и резервным насосами.

Задняя часть рамы предназначается для установки того или иного оснащения. Разные модификации специальной машины БАЗ-69092 получают различное оборудование, соответствующее требованиям заказчика. Это может быть грузовая платформа, закрытая кабина и т.д., вплоть до пусковых установок для ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.


Собственная длина специального колесного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 м. Ширина – 2,75 м, высота – не более 2,9 м. Снаряженная масса находится в пределах 15,5 т. Грузоподъемность – 13 т, за счет чего полный вес машины не должен превышать 28,7 т. При помощи сравнительно мощного двигателя машина способна развивать скорость до 80 км/ч на шоссе. Запас хода – 1000 км. Возможно пересечение рва шириной 0,9 м, подъем на 30-градусный склон или преодоление брода глубиной до 1,4 м.

Следует отметить, что все подобные машины имеют собственные обозначения, позволяющие однозначно определять их.

0-3.jpg

Антенное устройство РЛС 64Л6М, монтируемой на шасси БАЗ-69092-013 / Фото: topwar.ru, Кирилл Рябов

Модификации шасси БАЗ-69092-013, БАЗ-69092-015 и БАЗ-69092-017 предназначаются для установки аппаратуры радиолокационной станции 64Л6 «Гамма-С1». На грузовых площадках таких машин устанавливаются крупные корпуса со специальной аппаратурой, в том числе антенные устройства РЛС. В составе станции типа 64Л6 и ее модификаций используются три специальных шасси, несущих разное оснащение.

Специальные колесные шасси БАЗ-69092 также широко используются при строительстве современных комплексов противовоздушной обороны. Такая техника применяется в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в конфигурации тягача, работающего вместе со специальными прицепами.»

В модификации БАЗ-69092-021, которая была представлена заводом для определительных испытаний, машина выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться текстильным тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15 т.

Представленный для испытаний БАЗ-69092-021 уверенно преодолел пески, барханы и достойно показал себя в горах.

0-4.jpg

Грузовой полноприводный автомобиль УАЗ-236021 «УАЗ Профи» / Фото: Avtoaziya.ru


Следующей машиной, предоставленной заводом для определительных испытаний, можно рассмотреть УАЗ Профи – продукцию ООО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ, UAZ), публичного акционерного общества ПАО «Соллерс» (бывшего «Северсталь-авто», основанного в 2002 году. В начале 2007 года глава металлургического концерна «Северсталь» Алексей Мордашов вышел из автомобильного бизнеса, продав 49,3 % акций ОАО «Северсталь-авто» генеральному директору компании Вадиму Швецову. До этого у Швецова уже было 8,7 % акций компании.

В апреле 2014 года во время кампании по деофшоризации российского бизнеса контрольный пакет акций «Соллерса» был переведён с кипрской фирмы на специально созданную московскую компанию ООО «Эрфикс».

На январь 2008 года около 58 % акций компании принадлежало генеральному директору компании Вадиму Швецову, остальные находились в свободном обращении. По состоянию на конец 2014 года Швецову принадлежит 100 % акций компании ООО «Эрфикс», которая контролирует 53,79 % акций ПАО «Соллерс». 6,027 % акций принадлежат компании «Ист Кэпитал (Люкс) от имени Российского Фонда» (East Capital (Lux) for and behalf of Russian Fund), находящейся в Люксембурге.[5]

В своё время компания с прохладой отнеслась к сотрудничеству с силовыми ведомствами РФ. Но, осознав, что только за счёт реализации нархозовских машин и «джихад-мобилей» «УАЗ ПАТРИОТ» – пикап в Армению, во времена санкций не выжить, создала малотоннажный полноприводный автомобиль многоцелевого назначения «УАЗ Профи» и решила представить машину на определительные испытания МО РФ. (История создания машины – версия автора статьи). На испытания представили машину с одним рядом сидений – УАЗ-236021. Некоторые сведения о конструкции и ТТХ этой машины можно почерпнуть из статьи «Полуторки «УАЗ Профи» покажут на выставке «Армия-2017» в нескольких вариантах».[6]

При ограничении полной массы в 3,5 т распределение масс по осям для обеих моделей «УАЗ Профи» одинаково: 1230 кг на переднюю и 2270 кг на заднюю оси. Буксировка прицепа конструкцией для моделей 2017 года не предусмотрена, поскольку тогда по регламенту пришлось бы менять тормозную систему, вплоть до применения пневматических тормозов, вместо гидравлических.

Согласно полученному 1 августа временному ОТТС (срок заканчивается 31 декабря 2017 г.) на машине применён рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель ЗМЗ-40906, рабочим объёмом 2693 куб.см. Он развивает мощность 99 кВт или 134,6 л.с. (при 3500 об/мин) и крутящий момент 270 Н•м в диапазоне 1300-2800 об/мин.

Механическая 5-ступенчатая КП Hyundai Dymos TO32S5 со сцеплением ЗМЗ или LUK передаёт крутящий момент на главную передачу ГАЗ с числом 4,625. Для полноприводных модификаций применены раздаточные коробки УАЗ-31631-1800020 или Hyundai Dymos 31638-1800020.

Модели снабжены шинами размерностью 225/75 R16C категории скорости N, с несущей способностью 117.

Тормозная система – гидравлический двухконтурный привод с диагональным разделением на контуры, как с АБС, так и без них. Всё зависит от исполнения и конкретного заказа. Подвеска: спереди зависимая, пружинная, рычажная, с гидравлическими газонаполненными телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических малолистовых рессорах, с гидравлическими газонаполненными телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости.

Новая полуторка УАЗ-Профи для армии / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев


Оборудование для модели 236021 включает в себя кондиционер, предпусковой подогреватель, штыревую антенну, подушку безопасности водителя, противотуманные фары, контурные огни, а также другое оборудование, устанавливаемое по требованию заказчика. Для автомобиля на выбор будут предложены блокировка заднего дифференциала, зимний пакет (для комплектации «Стандарт»), система помощи при парковке, современная мультимедийная система с 7-дюймовым интерактивным экраном и возможностью интеграции навигационной системы.

По результатам испытаний УАЗ Профи неплохо себя зарекомендовал в песках (бодро побежал, но на гребне бархана застрял из-за недостаточного клиренса и узких шин) и в горной местности. Машина поднялась до станции Мир на Терсколе (3000 м., как и указано в паспортных данных). Выше руководитель экспедиции поднимать машину не решился, т.к. дорожный грунт – природная галька, а колёса машины не оснащены системой регулирования воздуха в шинах.

Кроме уже рассмотренных машин на испытания были представлены три автомобиля Урал многоцелевого назначения: две машины Урал Next и одна машина Торрнадо-У. При этом Урал Next (бортовой) и Торнадо-У это – машины собственно ОАО «АЗ «УРАЛ».

0-5.jpg

Автомобиль Урал NEXT 4320-6951-70 c двигателем «ЕВРО-5» / Фото: nasimke.ru


0-6.jpg

Автомобиль Урал-63704-0010 «Торнадо-У» / Фото: avtomobili-rnd.ru


История предприятия началась 30 ноября 1941 года – в этот день Государственный Комитет обороны СССР принял решение об организации в Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). В 1998 году УралАЗ решением арбитражного суда был признан банкротом, на период 1998-2001 годы было введено внешнее управление и с момента его реновации получил наименование – ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». С 2005 года автозавод «Урал» входит в крупнейший российский автомобилестроительный холдинг - Публичное акционерное общество (ПАО) «Группа ГАЗ». Акционерное общество находится под управлением Совета директоров, председатель совета директоров — Зигфрид Вольф, единоличным исполнительным органом является ООО «Управляющая компания Группа ГАЗ».[7]

Акционерами ПАО «ГАЗ», по состоянию на 09.05.2016, являются:

  • ООО «Русские машины» 65,56 % обыкновенных акций
  • АО УК "Ингосстрах-Инвестиции" 17,52 % обыкновенных акций
  • Государство 0,16 %.
  • Прочие 16,76 %

Капитализация компании на конец I квартала 2008 года составляла 3,3 млрд долларов.

Собственно ОАО «АЗ «УРАЛ» представляет собой дивизион «Грузовые автомобили» - один из дивизионов ПАО «ГАЗ».

Торнадо-У" испытания пустыней и горами выдержал / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев


Диапазон применения автомобилей «Урал» очень широк. Техника уральского автозавода способна работать на высоте до 4500 м над уровнем моря, при температуре окружающего воздуха от –50 до +50°С, способна преодолевать снежную целину до 1 м, ров шириной от 0,6 до 1,2 м, вертикальную стену высотой до 0,55 м, высоту до 31°, косогор до 20°, водные препятствия глубиной до 1,75 м.

В 2015 году автозавод начал производство нового семейства грузовиков «Урал NEXT». В конструкцию автомобилей внедрено около 50 изменений и технологических улучшений. Кабина для нового поколения уральских вездеходов разработана в Объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ» на основе кабин автомобилей «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», серийное производство кабинного модуля «Урала» ведется на мощностях Горьковского автозавода, современный двигатель ЯМЗ-536 производится на Ярославском моторном заводе, также входящем в «Группу ГАЗ». Чем примечательны эти кабины? В отличии от ГАЗелевских и ГАЗовских кабин, они – трёхместные. Оперение выполнено пластиковым, а сами кабины – каркасно-панельные, металлические и имеют возможность навешивания бронелистов, для защиты водителя и пассажиров от пуль стрелкового оружия. Сидение водителя имеет пневмоподвеску, крепление кабины – на резино-металлических опорах. Внутри кабина имеет кондиционер, магнитолу с USB разъёмом.

Как явствует из видеорепортажа Военной приёмки, одна из машин Урал Next оборудована краном-манипулятором автомобильным (бортовым) (КМУ). Известно, что из ОАО «АЗ «УРАЛ» часть машин передаётся в ООО «Уральский Завод Спецтехники» (УЗСТ) также расположенном в г. Миассе. Завод основан в 2006 году, ему предоставлен международный идентификационный код изготовителя транспортного средства WMI (World Manufacturer Identifier) – X89. Таким образом завод имеет право выпускать свои автомобили и выдавать на них ПТС (паспорт транспортного средства).

Завод имеет одобрение транспортного средства (ОТТС) № TC RU E-RU MT39.00067.P2.

Автомобиль с КМУ за кабиной обозначается типом, модификацией ТС: УЗСТ 483В-20. Шасси, поставляемое для данного ТС – Урал NEXT 4320-6951-70. Вот такую машину и приняли для проводимых испытаний.

Тактико-техническая характеристика (ТТХ) Урал NEXT 4320-6951-70 

                                                                                              

Базовое шасси

Урал NEXT 4320-6951-74

Колёсная формула

                         6 х 6

Грузоподъёмность, кГ

                        12500

Двигатель

ЯМЗ-53602-10 (ЕВРО-4), рядный, 6-цилиндровый, объёмом 6,7 л.

Тип двигателя

дизельный

Мощность, л.с. (кВт)

312 (228)

Ёмкость топливного бака, л

300

Коробка передач (модель)

ZF-9S1310T0

Тип КПП

Механическая, 9-ступенчатая

Раздаточная коробка

Механическая, 2-ступенчатая, с понижающей передачей, с блокируемым межосевым дифференциалом (I высш.пер.- 1,04; низш. Пер – 2,15)

Привод тормозной системы

Пневматический

Рабочая тормозная система

Пневматический 2-х контурный привод с АБС, тормозные механизмы колёс - барабанные

Шины

425/85 R21

Габариты (дл/шир/высота), мм

9000/2500/2952

Клиренс, мм

400

Колея (задняя, передняя), мм

(2000/2000)


Второй бортовой машиной являлся Урал NEXT, оснащённый двигателем, отвечающим нормам класса ЕВРО-5. Этот образец – детище собственно самого ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». Данный автомобиль многоцелевого назначения претендует на звание самого экологически чистого автомобиля ВС РФ. Задачей испытания данного автомобиля было посмотреть, как этот двигатель будет работать на высотах порядка 4000 метров над уровнем моря.

Двигатель ЯМЗ-53613 — 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель «Евро-5» мощностью 312 л.с., предназначен для автомобилей «Урал NEXT», МАЗ, городских и пригородных автобусов ЛИАЗ.[8]

Линейка шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-536 «Евро-5» имеет улучшенные технико-экономические показатели по расходу масла, топлива, расширенный диапазон мощности (240 — 330 л.с.) и крутящего момента (900 — 1370 Н.м.), с ресурсом 800-1000 тыс. км. Достижение параметров «Евро-5» обеспечивает система нейтрализации отработавших газов SCR. Данный двигатель отличает высокая степень локализации базовых узлов и деталей, достигающая 80 %.

ТТХ машины аналогичны рассмотренным выше.

И, на конец, третьей полноприводной бортовой многоцелевого назначения машиной для испытаний был представлен «Торнадо-У» с колёсной формулой 6 Х 6. Впервые эту машину представили на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Автомобиль получил индекс УРАЛ-63704-0010 «Торнадо-У» и имеет колёсную формулу 6 х 6.() У читателей может возникнуть вопрос: «А почему автомобили «УРАЛ NEXT» и «Торнадо-У» отправленные в экспедицию по своему внешнему виду отличаются от машин, представляемых на выставках?» Ответ на этот вопрос кроется в уже третий раз повторяющемся утверждении, что кабины, капоты машин выполнены по каркасно-панельной схеме.

В приведённом ниже изображении даётся объяснение каким образом при данном типе кабин осуществляется дополнительное бронирование.

с-2.jpg

Принцип бронирования каркасно-панельной кабины Урал NEXT / Изображение: Autolux.pp.ua

Таким образом обычные гражданские кабины и капоты становятся способными защищать силовую установку, водителя и пассажиров от бронебойных пуль калибром 7,62 мм и мелких осколков.

Вся трудность в создании большегрузных машин заключалась в неспособности отечественной автомобильной промышленности производить мосты (их главные передачи), выдерживающие огромнейшие нагрузки от общей массы машины, приходящейся на одну ось более 6 тонн. Первоначально для производства большегрузных машин предполагалось применять ведущие мосты иностранного производства. Но в 2014 году Европа и США фактически объявили России санкционную экономическую войну. В статье Анатолия Черкашина «Комментарии к статье «Новый вездеход на модульных мостах от компании «Русак» [9] говорилось, что фирма «Русак» - автомобильное подразделение компании «КОМ» - дочки «КАМАЗ» создано опытное изделие – многоосное транспортное средство на модульных мостах с колёсной формулой 8 х 8. Мосты для этого изделия были созданы сотрудниками Научно-образовательного центра Транспорт – детища Нижегородского технического университета, активно взаимодействующего с ПАО «ГАЗ».() Таким образом на рубеже 2015-16 годов появилась возможность создавать машины с нагрузками на ось в 10 и более тонн с использованием отечественных агрегатов конструкции трансмиссии.() По своей конструкции: общая схема конструкции, кинематическая схема трансмиссии, схемы систем управления, по кабине и её оборудованию машины УРАЛ NEXT и УРАЛ ТОРНАДО похожи, различия их конструкции можно проследить, сравнивая ТТХ.

ТТХ автомобиля ногоцелевого назначения УРАЛ 63704-0010 «ТОРНАДО-У»[1]

Колёсная формула

                         6 х 6

Грузоподъёмность, кГ

                       16000

Полная масса, кг

                       30000

Распределение полной массы, кг

            - на передний мост

            - на тележку ср. и задн. мостов

                        12000

                        22500

Масса буксируемого прицепа, кг

                        12000

Макс. Скорость, не менее, км/ч

                           100

Двигатель: ЯМЗ-652 (вероятно форсирован), тип:

Мощность, не менее, кВт (Л.С.)

Дизельный, рядный, 6-ти цилиндровый, многотопливный

                     323(440)

Трансмиссия

Механическая КПП, 2-х ступенчатая РК с межосевым блокируемым дифференциалом, ведущие мосты с центральным и колёсными редукторами, с блокировкой межколёсных дифференциалов с межосевой блокировкой на среднем мосту

Подвеска

Зависимая, рессорная

Рабочая тормозная система

2-ух контурная, с пневмоприводом и АБС

Кабина

Капотная, каркасно-панельная, 3-х местная, с возможностью установки КДЗ, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования

Шины

16.00 R 20 с рисунком повышенной проходимости

Ёмкость топливных баков, л (не менее)

                             400

Запас хода по контрольному расходу топлива, км

                           1000

Клиренс, мм

                             400

Преодолеваемые препятствия:

                    - подъём, %

                    - брод, м

            Не менее 60

                               1,8


Начало выпуска машин планируется в 2018 году. Все грузовые автомобили (автомобили многоцелевого назначения), представленные ОАО «АЗ «УРАЛ», успешно прошли все этапы определительных испытаний и, на взгляд автора статьи, достойны быть принятыми на снабжение ВС РФ.

Автор полковник в отставке Анатолий Черкашин кандидат военных наук.

Окончание следует

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта издания «Военное обозрение» редакционная статья «Минобороны: испытания военной автотехники на Эльбрусе завершились успешно». 

2. Материалы Военная приемка. Экстремальная экспедиция на Эльбрус

3. Статья Юрия Иванова «Алмаз-Антей выкупил крупного производителя шасси» в издании информационного агентства Оружие России от 02.12.15 г. 

4. Материалы сайта издания «Военное обозрение». Статья Кирилла Рябова «Специальное колёсное шасси БАЗ-69092». 

5. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Соллерс (компания)». 

6.Материалы сайта издания Грузовик Пресс.RU. от 5 ноября 2017 года , публикация «УАЗ-236021 и УАЗ-236022 – конкуренты ГАЗели». 

7. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Группа ГАЗ».

8. Статья «Группа ГАЗ» впервые представила рядный дизельный двигатель ЯМЗ-770» в издании информационного агентства Оружие России от 06.09.17 г.

9. Статья Анатолия Черкашина «Комментарии к статье «Новый вездеход на модульных мостах от компании «Русак» в издании информационного агентства Оружие России от 02.02.17 г.

Теги: экспедиция, пустыня, гора, специальное колёсное шасси, автомобиль многоцелевого назначения, бронеавтомобиль, снегоход, инженерная КДМБ, каркасно-панельная кабина, автозавод, санкции, иностранные соучредители, суд, банкротство