5:00 / 19.12.17
Бронебульдозер для Миноборны России, созданный на Челябинском тракторном заводе
В издании Новости ВПК от Вестника Мордовии 27.10.2017 года появилась статья «Бульдозеры для МО РФ начали делать на ЧТЗ».[1] В статье отмечено, что права на данный материал принадлежат Вестнику Мордовии и материал размещён правообладателем в открытом доступе. Поэтому позволим себе только процитировать статью в вольном пересказе, не заявляя на авторство в этих материалах. В статье сообщается, что на заводе освоили уникальную технологию сварки броневых листов.

На ЧТЗ освоили уникальную технологию сварки броневых листов / Фото: chtz-uraltrac.ru
В частности, эту технологию, в рамках контракта с МО РФ, решено применить для бронирования тракторов Б12 и на их базе создать бронированный бульдозер. На тракторе будут выполнены бронированными кабина, элементы капота, топливный бак и ряд других узлов.

Трактор Б-12 / Фото: www.skyscanner.ru
Бронированное изделие будет способно защитить оператора машины от камнепада, падающих деревьев, а также пуль и осколков при выполнении инженерных задач в условиях боевых действий.
По сообщению Пресс-службы ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»): «Технологическая операция сварки бронелистов ведется так называемым прерывистым швом: пять сантиметров вперед, потом с другой стороны на пять сантиметров навстречу первому шву. Это необходимо, чтобы избежать перегрева металла. Работа выполняется с помощью полуавтоматов и требует особой тщательности и строгого контроля качества. Основная проверка идет по твердости брони, для чего применяется специальный твердомер. Серия замеров делается на всех основных деталях, что обеспечивает надежный контроль».
В статье также уточнили, что бронированный бульдозер Б12 был представлен на выставке-форуме Миноборны Росии в 2017 году. Представленный экспонат вызвал большой интерес у представителей ряда зарубежных армий и российских военных, так как в отличие от используемых в войсках бульдозерных агрегатов, созданных на базе шасси танка, имеет более низкую цену, высокую экономичность и большой ресурс эксплуатации. До войны на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 годы выпускался трактор «Сталинец-65» (С-65).

Трактор «Сталинец-65» (С-65) / Фото: Vgtz-traktor.ru
Цифры в марке означали количество лошадиных сил в дизельном двигателе М-17.[2] Известно, что в годы Великой Отечественной войны в нашей армии применялись поставляемые в СССР по ленд-лизу тракторы Caterpillar D7.

Поставляемый в СССР по ленд-лизу трактор Caterpillar D7 / Фото: Racem.org
После окончания войны на Кировском заводе на Урале восстановили тракторостроение. Было принято решение скопировать этот трактор, причём требовалось вносить минимум «улучшений» в конструкцию трактора. [3]
В настоящее время завод – заслуженное предприятие России.

Основные награды ЧТЗ / Фото: Bitbazar.ru
Особую гордость ЧТЗ испытывает и за государственные награды: предприятие награждено орденом Ленина (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом Кутузова 1-й степени (1945), орденом Красной Звезды (1944), Вьетнамским Орденом Дружбы (2003), Орденом Святого благоверного князя Дмитрия Донского (2008). Орденом Ленина награждены опытный завод ЧТЗ (1944) и конструкторское бюро ЧТЗ по дизелям (1945).
Далее, несколько слов о истории боевого применения бульдозеров в мире. Первое боевое применение тракторов D американскими военными состоялось во время войны во Вьетнаме (D7). Военные инженеры США использовали большое количество таких бульдозеров с целью расчистки местности во время боевых действий в джунглях.() Израильская фирма Israeli Military Industries для американских машин, применяемых в своей армии, разработала специальные броне-комплекты (Tractor Protection Kits) для бульдозеров D9.

Защищённый боевой бульдозер D9 инженерных войск ЦАЃАЛа / Фото: www.ejwiki.org
Эти бульдозеры применялись при ведении боевых действий в секторе Газа, в Иудее и Самарии. На этих бульдозерах водитель, а также двигатель и важные узлы бульдозера надежно защищены от стрелкового оружия, мин и фугасов. При использовании разнесенного бронирования Slat Armor, D9 может выдерживать даже прямые попадания гранат, выпущенных из РПГ.[4]
Следует заметить, что военные бульдозеры и в Советской армии были в достаточной степени востребованы в инженерных, дорожных и железнодорожных частях, не говоря уж, о строительных войсках. Невозможно представить, как можно обойтись без оборудования подходов к местам форсирования водных преград и подходов к мостовым переправам.
Опыт ведения боевых действий в Сирии показал необходимость применения бронированных бульдозеров для проделывания проходов в завалах для продвижения вперёд танков и другой боевой техники.
При создании данных бульдозеров всецело учтен сирийский опыт. В ходе военного конфликта на Ближнем Востоке стало ясно, что кроме инженерных машин на дорогих и тяжелых танковых шасси существует острая необходимость обеспечить войска простыми и дешевыми бульдозерами, которые для защиты личного состава оборудовали броней. В условиях Сирии такие машины встречались очень часто, причем на всех участках фронта борьбы с международным терроризмом.
За прототип при создании такой машины боевого обеспечения на ЧТЗ применили бульдозер Б12, созданный на базе трактора Т12.6020 (тяговый класс 15). Трактор Т12.6020 и агрегаты на его базе предназначены для выполнения больших объемов землеройных работ при широком диапазоне температур окружающего воздуха от +45° до -50° С. Кроме того, трактор может использоваться для разработки различных грунтов с малой несущей способностью, таких как болото, снежный покров, оттаявший мерзлый грунт и другие.
Тактико-техническая характеристика трактора Т12.6020 [5] Таблица 1.
Двигатель
|
Модель
|
ЯМЗ-236Б-4
|
Мощность, кВт/л.с
|
158.1 (215)
|
Частота вращения коленвала, номин., об/мин
|
1800
|
Система пуска двигателя
|
Электростартерная
|
Управление
|
Механизмы поворота
|
Постоянно замкнутые бортовые фрикционы и ленточные тормоза с элементами трения высокой износостойкости, сервированные по усилию
|
Ходовая система
|
Тележки гусениц
|
С подшипниковыми опорами под вынесенную ось прокачки и устройством крепления поперечной балки. Семь опорных катков и направляющие колеса на подшипниках скольжения с уплотнениями типа Duo Cone. По два консольных поддерживающих катка с таким же уплотнением
|
Длина опорной поверхности
|
3182 мм
|
Колея
|
2080 мм
|
Ширина гусеницы, мм
|
500 / 690
|
Давление на грунт (БРА), Мпа:
|
-
с полусферическим отвалом
|
0,070
|
|
0,068
|
Заправочные емкости
|
Охлаждающая жидкость, л
|
60
|
Топливный бак, л
|
360
|
Картер двигателя, л
|
31
|
Трансмиссия, л
|
90
|
Гидробак, л
|
90
|
Бортовой редуктор (каждый), л
|
10
|
Гидросистема
|
Гидросистема
|
Раздельноагрегатная
|
Гидронасос
|
Шестеренного типа НШ-100А-3Л
|
Производительность, л/мин
|
180 (при оборотах 1823 об/мин, с давлением 20 Мпа)
|
Учитывая характер использования тракторов Т12, в его конструкции использованы как технические решения, апробированные на тракторах Т10М, так и оригинальные разработки по важнейшим системам трактора.
Трактор Т10М / Фото: Novokuzneck.chtz-trak.ru
Реализация высоких тяговых усилий обеспечивается существенными изменениями в конструкции ходовой системы трактора. Колея трактора увеличена на 200 мм (2080 мм), что позволяет устанавливать башмаки гусеницы шириной 560 или 690 мм. Длина опорной поверхности на грунт увеличена до 3182 мм за счет установки тележек гусениц с семью опорными катками на подшипниках скольжения.
На этот трактор устанавливается 6-цилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-236Б-4, размерностью 130х140 мм с номинальной мощностью 230 л.с. при 1800 об/мин. Двигатель оснащен турбонаддувом и жидкостно-масляным теплообменником для охлаждения масла. Удельный расход топлива не более 162 г/л.с.ч, а относительный расход масла на угар 0,5% от расхода топлива.
Двигатель установлен на раме трактора на амортизаторах. Вентилятор "толкающего" типа обеспечивает необходимый температурный режим охлаждающей жидкости двигателя и масла трансмиссии за счет "обратного" потока воздуха, в результате чего уменьшается засоряемость радиаторов и тепловая нагрузка на кабину в летнее время года. При необходимости, в холодное время года может быть установлена крыльчатка вентилятора прямого потока.

Габаритные размеры бульдозера Б12 / Изображение: Truck.ironhorse.ru
Тракторы Т12 оборудуются реверсивной гидромеханической трансмиссией (ГМТ), обеспечивающей три передачи вперед (максимальная скорость движения по передачам 3,42; 6,07 и 9,57 км/час) и три назад (максимальная скорость движения 4,25; 7,54 и 11,87 км/час). Трехколесный гидротрансформатор с активным диаметром 410 мм и повышенным до 2,95 (против 2,2 у трактора с двигателем Д-180) коэффициентом трансформации скомпонован в едином корпусе с редуктором, обеспечивающим привод гидронасосов систем трактора, а также возможность независимого отбора мощности на различные агрегаты (например, тяговые лебедки).
Планетарная пятирядная коробка передач соединена карданом с ведомым валом гидротрансформатора и крепится на передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Конструкция планетарной коробки передач в основном идентична применяемой на тракторах типа Т10.
Применение силовой установки с двигателем ЯМЗ и новым гидротрансформатором широко опробовано на промышленных партиях тракторов типа Т10М (Т-10М).
Совмещение характеристик элементов моторно-силовой установки выполнено таким образом, что увеличенные тяговые усилия трактора при необходимых значениях скоростей движения на рабочем ходе при бульдозерно-рыхлительных работах могут выполняться на первой передаче с высоким значением коэффициента полезного действия ( КПД гидротрансформатора не менее 0,8)
Автоматическая приспособляемость силовой передачи к внешним нагрузкам в широком диапазоне их значений освобождает оператора от необходимости переключения передач в период рабочего хода агрегата, который в большинстве случаев выполняется на первой передаче. Это, в сочетании с сервированным управлением трактором и навесными орудиями, существенно облегчает условия труда оператора и обеспечивает увеличение производительности агрегата.
Балансирная балка шарнирно соединена с тележками, связывая их в единую систему, что повышает надежность составных частей, а также осей качания тележек.
Повышена надежность бортовых редукторов. Прокачка тележек относительно осей, вынесенных из зоны бортовых редукторов, дала возможность убрать раскосы тележек, обеспечить лёгкий монтаж-демонтаж бортовых редукторов, исключить передачу на них нагрузок от навесного оборудования при копании и перемещении грунта, увеличивая надежность этих важнейших узлов трансмиссии, Бортовые редукторы выполнены в виде самостоятельного узла (модуля), позволяющего устанавливать его целиком на раму трактора.
Это двухступенчатые механизмы: первая ступень - цилиндрическая пара шестерен, вторая - планетарный ряд. Повышенное до 19,63 передаточное число бортового редукторов (у Т10 - 14,79) позволяет обеспечить увеличение тягового усилия при значительном уменьшении нагрузок, действующих на все элементы силовой передачи (в т. числе бортовые фрикционы и тормоза, коническая передача и др.).
Ведущие колеса с секторами, замена которых при износе не требует разборки трактора. После монтажа на трактор бульдозерного оборудования он получает обозначение Б12.
Основные параметры трактора Т12 и навесного оборудования (Б12) Таблица 2.
Таблица 2.
Показатель
|
Бульдозерное оборудование с полусферическим отвалом (Е)
|
Бульдозерное оборудование с прямым отвалом (В)
|
Ширина отвала, мм
|
3730
|
3860
|
Высота отвала, мм
|
1575
|
1440
|
Объем призмы волочения, куб.м.*
|
7,5
|
5,5
|
Максимальный подъем, мм
|
1220
|
1220
|
Максимальное заглубление, мм
|
520
|
520
|
Максимальный перекос, мм (град)
|
648 (10)
|
Масса бульдозерного оборудования, кг
|
3570
|
2850
|
|
Трехзубый рыхлитель (Р)
|
Однозубый рыхлитель (Н)
|
Максимальное заглубление Н, мм
|
500
|
650
|
Максимальный подъем зуба над опорной поверхностью, мм
|
715
|
780
|
Количество установок зуба по высоте
|
2
|
3
|
Масса рыхлительного оборудования, кг
|
2230
|
1550
|
|
Длина трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием, мм
|
7490
|
7148
|
Масса эксплуатационная, кг:
|
- трактора
|
18960
|
- трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием
|
24520
|
2630
|
Примечание: * Для простоты понимания призма волочения – объём грунта, перемещаемого отвалом перед бульдозером без пересыпания грунта через верх отвала в подднищевое пространство бульдозера (при пионерском способе перемещения грунта) и после создания грунтом с права и с лева от отвала валов из грунта. Другой способ перемещения (волочения) грунта – траншейный, но при этом боковых валиков не образуется.

Бульдозер Caterpillar D9R / Фото: Sepeb.com
Для сравнения рассмотрим ТТХ бульдозера Caterpillar D9R
Технические характеристики Caterpillar D9R [6] Таблица 3.
Полное название
|
Бульдозер Caterpillar D9R
|
Общий вес, кг
|
48784
|
Двигатель
|
Модель двигателя
|
3408C
|
Тип двигателя
|
дизельный
|
Рабочий объём двигателя, см3
|
18000
|
Мощность двигателя, кВт (л.с.)
|
330(405)
|
Диаметр цилиндра и ход поршня
|
137x152
|
Производитель двигателя (марка)
|
Caterpillar
|
Коробка передач
|
Число передач КП
|
3/3
|
|
Максимальная скорость, км/ч
|
14,7
|
|
Дорожный просвет, мм
|
591
|
Ширина гусеницы, мм
|
610
|
Заправочные ёмкости
|
Топливный бак, л
|
889
|
Система охлаждения, л
|
125
|
Гидробак, л.
|
77,2
|
Колёса
|
Колея передних/ задних колес, мм
|
2250
|
Навесное оборудование
|
Вид рабочего органа
|
отвал
|
Характеристики бульдозера
|
Тип бульдозерного отвала
|
9SU
|
Ширина х Высота отвала, мм
|
4310x1934
|
Емкость отвала, куб.м.
|
13,5
|
Максимальное заглубление/подъем отвала, мм
|
1422/1014
|
Выводы: Из сравнения ТТХ можно сделать вывод, что российский бульдозер примерно вдвое легче, мощность двигателя – соответственно меньше примерно вдвое. Габариты трактора совместно с навесным оборудованием меньше, что способствует его лучшей проходимости в узких местах и облегчает транспортировку в боевой обстановке. А производительность российской машины (удельная в пересчёте на массу машины и на мощность двигателя) не уступает, а может и превосходит по некоторым показателям американский бульдозер.
Вероятно, что по этой причине многие иностранные посетители выставки Форума «Армия-2017» и проявили повышенный интерес к защищённому бульдозеру Б12.
Автор: Анатолий Черкашин кандидат военных наук
При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:
1. Материалы сайта издания «Новости ВПК», статья «Бронебульдозеры для МО РФ начали делать на ЧТЗ».
2. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Сталинец-65».
3. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Сталинец-80».
4. Материалы из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам, публикация «Боевой бульдозер D9».
5. Пресс-служба Уральского завода спецтехники, статья «Трактор Т12.6020».
6. Материалы сайта «Погрузчики.com.», статья «Бульдозер Caterpillar D9R».
Источник: материалы сайта ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Черкашин.
12
Теги: Трактор, бульдозер, бронезащита, бульдозерное оборудование, производительность, ТТХ