Блоги / Техника и вооружение

5:03 / 09.02.18
Снова о ремонте автомобильной техники в вооруженных силах России (часть 2)

Автору представляется, что такие же отделения следует иметь в ротах материального обеспечения, в авторотах; в батальонах связи и в батальонах РХБЗ, а также в дивизионах: ракетном, реактивном и оснащённом 2С-1. В дивизионах, вооружённых САО 2С-34 в ото АТ целесообразно применять ремонтную машину гусеничную (РМ-Г), выпускаемую в ОАО НПК «Уралвагонзавод», либо проработать создание новой мастерской на однотипной с САУ базе.

0-1.jpg

САО 2С34 "Хоста" модернизированная САУ 2С1 / Фото night-panther.com

0-2.jpg

РМ-Г «Десна» - ремонтная гусеничная машина / Фото: http://oruzhie.info


В составе танковых (мотострелковых) бригад, в их ремонтных ротах необходим ремонтный взвод автомобильной техники (ремв АТ), который следует оснастить мастерской типа ПАРМ-1АМ1.

0-3.jpg

Новые мобильные ремонтные комплексы ПАРМ-1АМ1 / Фото: 77rus.smugmug.com

Такие же ремв АТ целесообразны в отдельных батальонах материального обеспечения вновь создаваемых дивизий, для автотранспортных батальонов, для ракетных частей СВ РФ, для инженерно-сапёрных батальонов и для полков: реактивного, артиллерийского и связи.

В составе орвб вновь создаваемых дивизий необходимы ремр АТ, которые следует оснащать мастерскими типа ПАРМ-3М1 модернизированными с учётом изменения марочного состава машин частей и соединений.

Все устаревшие колёсные эвакуационные тягачи лёгкие (КЭТ-Л) на шасси Урал-4320 необходимо заменить более совершенными, способными эвакуировать современную автомобильную технику.

0-4.jpg

Эвакуационный тягач КЭТ-Л на базе Урал 4320 / Фото: Com-drive.com

В составе окружных рвп (либо на отдельных операционных направлениях) необходимы отдельные ремонтно-восстановительные батальоны машин и агрегатов автомобильной техники (орвбма АТ). Аналогом такого батальона был орвбма АТ 40 армии, действовавшей в Афганистане. При этих батальонах следует иметь обменные пункты агрегатов (ОПА).

С целью обеспечения снабжения частей и соединений отремонтированными агрегатами в Центре (для европейской части РФ и для дальневосточной и арктической группировок войск представляется целесообразным развернуть и иметь в постоянной готовности по одному отдельному ремонтно-восстановительному полку агрегатов АТ (по аналогии с советскими ФРВБ агрегатов АТ). Но только ФРВБа АТ не были развёрнутыми и содержались на хранении, но предусматривались по числу формируемых фронтов.

Для частей, предназначенных действовать в арктических условиях, предусмотреть разработку комплектов мастерских на базе ДТ-10П, соответственно для батальонного и бригадного звеньев войск, в корпусном звене необходим рвп для комплексного ремонта ВВСТ облегчённого, по сравнению с другими объединениями, состава. При этом следует учесть возможность применения оборудования этих мастерских и для целей утилизации техники и очистки Арктики от металлолома.

0-5.jpg

ДТ-10П "Витязь" / Фото: rutube.ru

0-5а.png

Габариты вездехода «Витязь» ДТ-10 / Изображение: 2auto.su

В Воздушно-десантных войсках следует для оснащения парашютно-десантных батальонов применять бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМД).

Образец БРЭМ-Д (собрана для загрузки в самолет) в музее Кубинки / Фото: Ruskompas.ru


Данную машину создали на базе гусеничного бронетранспортёра (БТРД) специально для обслуживания и ремонта десантируемой автомобильной техники.

Можно создать десантируемую мастерскую технического обслуживания (по аналогии с советской МРС-ДАТ и РМ-ВДВ, разработанной на шасси ГАЗ-66Б с низкими кузовами К-66НН) но уже на шасси КамАЗ-43501, прошедшем все испытания и признанным годным для десантирования.

8-1.jpg

ГАЗ-66 Б / Фото: DRIVEDrive2.ru



Мастерские представляется возможным разработать в Шумерле в АО Шумерлинский завод специализированных автомобилей.[1]

Кроме этого, в округах для подготовки техники ВДВ создаются, как следует из доклада МО генерала армии С. Шойгу ремонтно-восстановительные батальоны для ВВТ ВДВ. Представляется, что в этих батальонах следует иметь ремонтную роту АТ.

Во флотах, в составе тыловых баз флотов, следует предусмотреть наличие ремрАТ для оборудования передовых тыловых баз флотов на случай перебазирования в ходе стратегических операций. Эти ремонтные роты способны восстанавливать не только автомобильную, но и бронетанковую технику ВМС.

В частях и соединениях Воздушно-космических сил России. В дивизионах С-300, С-400 и С-500, где в качестве шасси для пусковых установок применяются брянские машины необходимо иметь ото АТ с мастерской ремонтно-эвакуационная машина средняя (РЭМ-КС). Такая машина весной 2017 года была представлена на обозрение в Подмосковье.

9-1.jpg

РЭМ-КС - ремонтно-эвакуационная машина / Фото: Exarmy.ru

Ремонтно-эвакуационная колёсная машина средняя [2] предназначена для проведения технического обслуживания и текущего ремонта в полевых условиях и эвакуации специальных колесных шасси БАЗ-592, БАЗ-5922, БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-69092, БАЗ-6402, БАЗ-69501, БАЗ-69441, БАЗ-6306, БАЗ-6909, БАЗ-6910 и их модификаций, а также армейских автомобилей производства УралАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ.

Основные характеристики РЭМ-КС

Базовое шасси  специальное колесное шасси БАЗ-6910
Снаряженная масса, кг  не более 28700
Габаритные размеры, мм:  длина – 10738;
ширина – 2750;
высота – 3945
Экипаж, чел  3
Максимальная нагрузка на транспортное устройство, кН(кгс)  83 (8470)
Способы эвакуации:  вытаскивание прямым перемещением; транспортирование полупогрузкой;
транспортирование буксированием
Допустимая масса транспортируемых машин, кг: полупогрузкой по грунтовым дорогам – 30000;
полупогрузкой по дорогам с твердым покрытием – 38000;
буксированием – 38000
Кран-манипулятор  установка ИМ-240
грузовой момент наибольший, кН•м (т•м)  228,3 (23,3)
грузоподъемность, т
8,4 
максимальная грузоподъемность на максимальном вылете, т   2,2 
вылет, м:   максимальный - 6,37;
минимальный - 2,5 
максимальная высота подъема, м
10,9 
Устройство для закрепления на грунте:
сошники с гидравлическим приводом  
Транспортное устройство    стрелочного типа с траверсой на сферической опоре 
Максимальное давление в гидросистеме, МПа
25 
Максимальная скорость при транспортировании поврежденных машин, км/ч:
по дорогам с твердым покрытием – 50;
по грунтовым дорогам – 30   
Время подготовки эвакомашины к вытаскиванию прямым перемещением, мин  не более 10  
Время подготовки эвакомашины к транспортированию полупогрузкой, мин
не более 12   
Возможные виды транспорта
железнодорожный,
водный,
воздушный

Оснащение:

  • кран-манипулятор ИМ-240
  • комплект грузоподъемного оборудования
  • комплект ремонтный
  • оборудование сварочно-зарядное
  • инструмент абразивный
  • инструмент для пайки
  • инструмент для пробивки, рубки, резки, фиксирования и шабрения
  • инструмент малярный
  • инструмент медницко-жестяницкий
  • инструмент электрифицированный
  • инструмент столярный
  • инструмент швейный
  • комплект инструмента автомеханика
  • приборы и инструменты для измерений механических величин
  • приборы электроизмерительные
  • оборудование диагностическое
  • оборудование смазочно-заправочное
  • оборудование для проверки и ремонта приборов электрооборудования
  • оборудование для ремонта автомобильных шин

Комплект эвакуационный:
  • эвакуационное оборудование
  • гидравлическое оборудование для эвакуационных работ
  • пожарно-технические средства.

Функциональные возможности, конструкция и комплектация:

Оборудование машины позволяет выполнять следующие виды работ:
  • вытаскивание застрявших машин
  • приведение поврежденных машин в транспортабельное состояние
  • транспортирование поврежденных машин
  • контрольно-диагностические

Выполнять ремонтные работы:
  • смазочно-заправочные
  • регулировочные; демонтажно-монтажные
  • ремонтно-слесарные
  • электротехнические
  • ремонт топливной аппаратуры и гидравлического оборудования
  • сварочные
  • медницко-жестяницкие
  • вулканизационные
  • столярные
  • грузоподъемные
  • малярные

1.png
2.png

3.png

Схема размещения производственного оборудования в РЭМ-КС / Изображение: russianarms.mybb.ru

В полковом звене (два зрдн и дивизион Панцирь-С), представляется целесообразным, иметь ремвАТ, а в соединениях (зрбр) – ремрАТ.

Кроме этих дивизионов (в которых в качестве базы применяются брянские машины БАЗ-64022) применяются так же и дивизионы (в Крыму), использующие в качестве базы минские машины МЗКТ-7310/МАЗ-543М [3] .

В таких дивизионах целесообразно использовать ремонтно-эвакуационную машину колёсную тяжёлую. Задачу на разработку такой машины необходимо поставить в плане ОКР по программе «Платформа-0» перед ОАО «Ремдизель». За прототип можно принять разработанные в СССР в 21 НИИИ, с 1988 года выпускавшуюся на ВАРЗ № 172 машину с индексом МТП-А4.1. [4]

10-1.jpg

Машина технической помощи МТП-А4.1 на базе МАЗ-537Г / Фото: maz-rf.ru

Машина с экипажем из 3-х человек снабжалась штатной лебёдкой (тяговое усилие – 15т), сошником, ремонтным и такелажным оснащением, инструментом, комплектом запасных частей, материалами и ёмкостями с различными жидкостями. Она предназначалась для устранения мелких неисправностей, для заправки топливом, маслами и спецжидкостями; для эвакуации машин на жёсткой сцепке или в полупогруженном состоянии, а также позволяла устанавливать на колёса опрокинувшиеся тяжёлые самоходные системы.

11.1.jpg

Машина технической помощи МТП-А4.2 на базе КЗКТ-74281 / Фото: Exarmy.ru

В начале 1990-х годов эту модель сменила модернизированная машина МТП-А4.2 на шасси КЗКТ-74281. Остались ли в ВС РФ эти машины автору неизвестно. Представляется, что такая машина крайне необходима для войск.

В авиации в составе отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения необходим ремвАТ с мастерской ПАРМ-1АМ1.

В РВСН обслуживание и ремонт АТ осуществляется на станциях технического обслуживания заводов промышленности. Это и понятно, ведь подвижные грунтовые ракетные комплексы используются на территории РФ. Но представьте, что автономная ПУ съехала с трассы и застряла или потеряла способность двигаться, но способна осуществить пуск. Значит, необходим тягач или ремонтно-эвакуационная машина колёсная тяжёлая. Отсюда вытекает, как и в случае с зенитными ракетными комплексами, РЭМ-КТ. Поэтому в ракетных полках РВСН необходимо иметь ремонтный взвод АТ с мастерской ПАРМ-1АМ1 и эвакоотделением, оснащённым несколькими РЭМ-КТ. Потребность в количестве таких машин должны определить в РВСН.

Следует отметить, что воссоздать ремонтно-восстановительные органы в войсках это – половина дела. Наличие подготовленных специалистов и технологического оборудования ещё не могут гарантировать качественное выполнение работ по обслуживанию и восстановлению машин. Специалисты всегда в своей работе пользуются справочными материалами. Большое значение в этом играет разработанный технологический процесс.

Во времена СССР в каждой развёрнутой воинской части имелись книги Технические условия на выполнение капитального ремонта машин (по маркам).

Да и понятно, что без сборочных чертежей, без указания допусков и посадок, классов чистоты поверхностей, без усилий затяжки резьбовых соединений, ремонтных размеров, без разъяснения порядка установки и регулировок практически невозможно обеспечить качественный ремонт узлов и агрегатов, да и всей машины.

Технологический процесс должен быть разработан специалистами заводов-производителей под контролем сотрудников Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники (НИИЦ АТ) МО РФ.

Учитывая, что процесс издания таких книг – затяжной, в век цифровых технологий представляется целесообразным эти материалы передать в войска в оцифрованном виде, скажем на флешках. А в войска поставить военные ноутбуки с принтерами, которые можно будет в единой системе применять и для представления отчётов по Табелю срочных донесений, ведения учётно-отчётной документации, представления заявок на поставку запасных частей и составления актов технического состояния при передаче ремонтного фонда из воинских частей в вышестоящие органы и приёме техники в ремонт.

И, вполне естественно, что функционирование ремонтно-восстановительных органов не возможно без обеспечения автомобильным имуществом.

В целях обеспечения постоянной деятельности войск запасные части и материалы делятся на: автомобильное имущество текущего довольствия; автомобильное имущество неприкосновенного запаса.

Автомобильное имущество текущего довольствия:

  • одиночные (индивидуальные) комплекты (ЗИП-0), предназначенные для обеспечения эксплуатации одной машины в течение заданной наработки или срока службы и устранения отказов и неисправностей в ходе эксплуатации машины силами водителя
  • групповые эксплуатационные комплекты (ГЭК, ЗИП-Г), предназначенные для обеспечения эксплуатации группы однородных или однотипных машин одной марки в течение заданной наработки или срока службы, а также для выполнения ремонта машин силами части
  • комплекты для регламентированного технического обслуживания (РТО) автомобильных базовых шасси (АБШ) и автомобильной техники, буксирующей вооружение и военную технику, используемых с ограниченным расходом ресурса, содержащихся на длительном хранении

ЗИП-0 разрабатывается заводом-изготовителем и поставляется в войска, что отмечается в комплектовочной ведомости. Кроме того, ЗИП-0 должен поставляться из предприятий народного хозяйства при поставке машин по мобилизационным планам.

ГЭК, ЗИП-Г и РТО также разрабатывается заводами-изготовителями ВАТ с учётом проводимой опытной эксплуатации машин и по результатам испытаний.

В связи с поставками в войска новых, современных машин представляется необходимым провести корректировку номенклатуры этих комплектов имущества.

Автомобильное имущество неприкосновенного запаса:

  • комплекты возимых запасов автомобильного имущества № 1 и 2 - для текущего ремонта автомобильной техники*
  • № 3 - для среднего (на готовых агрегатах) и текущего ремонтов машин
  • № 5 и 6 - для капитального ремонта основных агрегатов гусеничных и колесных машин

Комплекты разрабатываются по маркам машин.

В связи с тем, что в армии и флоте взят курс на обновление парка машин на современную технику, что вытекает из доклада Министра обороны, коллективу НИИЦ АТ МО РФ предстоит большая работа по созданию номенклатуры этих комплектов для новейших марок машин.

Очевидным становится вопрос, что формирование ремонтно-восстановительных органов в войсках, отладка вопросов их функционирования и логистики потребует некоторого увеличения численности специалистов ГАБТУ, занимающихся вопросами ремонта и снабжения. Представляется необходимым начальнику ГАБТУ выйти на заместителя МО РФ с обоснованными предложениями для Генерального штаба по совершенствованию структуры управления.

Выводы:

  1. Создания в РФ армии нового технологического уклада невозможно без совершенствования ВАТ и структуры ремонтно-восстановительных органов, без совершенствования системы управления службами технического обеспечения в рамках единой системы материально-технического обеспечения.
  2. Назрела необходимость пересмотреть Типаж ВАТ, который должен отвечать требованиям ведения войны с применением ОМП.
  3. В целях повышения эффективности ВС РФ необходимо завершить создание ремонтно-восстановительных органов ВАТ во всех видах и родах войск от первичного звена и до Центра.

Автор Анатолий Черкашин кандидат военных наук.

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Шумерлинский завод специализированных автомобилей». 

 2. Статья nik-45 Администратор «РЭМ-КС - машина ремонтно-эвакуационная колёсная средняя» от 28.09.2014 г. 

 3. Статья «России не получается отжать МЗКТ. Получится ли заменить минские шасси собственными?» в издании Новости ВПК от 21.04.2016 г.

4. Автор Кочнев Евгений Дмитриевич Секретные автомобили Советской Армии Статья «Ремонтно-эвакуационные машины». 


Источник: ИА  "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Черкашин
12

Теги: Президент РФ, Министр обороны РФ, военная автомобильная техника. типаж, современный автомобиль, ремонтно-восстановительные органы, ремонтные средства, технологический процесс, комплекты автомобильного имущества