Блоги / Техника и вооружение

5:04 / 11.03.18
Комментарий к фоторепортажу Алексея Китаева «Тактический автомобиль МЗКТ-600203»

23 февраля на 84-м году жизни скончался главный инженер-конструктор «АвтоВАЗа» Георгий Константинович Мирзоев кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент Российской инженерной академии. Конструктор работал над созданием легендарных автомобилей ВАЗ-2121 "Нива", "пятым" и "восьмым" поколениями ВАЗ, "десяткой", "Окой" и ВАЗ-2123, известным как "Шевроле-Нива", в период с 1976 по 1988 год.

0-1.jpg

Георгий Константинович Мирзоев / Фото: Carzclub.ru

Светлой памяти этого легендарного человека посвящается данная статья. [1]

22 февраля 2018 года в информационном агентстве Оружие России опубликован фоторепортаж [2] Алексея Китаева «Тактический автомобиль МЗКТ-600203».

Впервые о этих машинах читатель мог узнать из статьи Дмитрия Гладкого «Volat на IDEX-2015. Премьера МЗКТ-600203», опубликованной в издании Машинный парк mpark.pro 26 февраля 2015 года. [3]

В статье сообщалось, что сам по себе МЗКТ-600103 был разработан еще в 2008 году, а первое его появление на публике состоялось в 2009-м. В дальнейшем на базе этого шасси были построены спецмашина для транспортировки взрывоопасных предметов «Скарабей» и командно-штабная машина.

Предлагается поближе познакомиться с этими машинами. Давайте рассмотрим их тактико-технические характеристики (ТТХ).[4]

Volat презентовал 2 автомобиля перспективного поколения многоцелевых унифицированных шасси в новом дизайнерском исполнении на IDEX-2015.


В рамках семейства «6001» были созданы сразу несколько унифицированных шасси с колесной формулой от 4х4 до 8х8, пригодные для перевозки грузов или людей, либо для монтажа специального оборудования. К настоящему времени линейка МЗКТ-6001 включает в себя пять образцов автомобильной техники.[5]

01.jpg

Базовый МЗКТ-600103 с колесной формулой 6х6 / Фото: mpark.pro

К отличительным особенностям этих машин относятся: уникальная подвеска МЗКТ-600103 - гидропневматический вариант. Разработчики называют ее даже не совсем подвеской, а ходовым модулем. Этот ходовой модуль устанавливается, например, на новейший российский бронеавтомобиль Урал «Тайфун-У», право применения которого МЗКТ получил в результате сотрудничества с ОАО «УралАЗ».

02.jpg

Так выглядит уникальная подвеска МЗКТ-600103 на «рентгене». Здесь показан гидропневматический вариант. Разработчики называют ее даже не совсем подвеской, а ходовым модулем / Изображение: mpark.pro

МЗКТ-600103, показанный на IDEX 2015, заметно отличается внешне от ранее демонстрировавшихся машин. Применена каркасно-панельная кабина (идея заимствованная от ОАО «АЗ «УралАЗ»). Такая кабина позволяет применять дифференцированное бронирование. Изменен экстерьер кабины, в крыше появился люк, интерьер также доработан.

0-3.jpg

МЗКТ-600103, показанный на IDEX 2015 / Фото: mpark.pro

Семейство МЗКТ-6001 – это модельный ряд унифицированных колесных шасси дорожного габарита. Ключевой особенностью автомобилей семейства является использование инновационной независимой подвески Volat. Шасси оборудованы автоматической коробкой переключения передач собственной разработки.

Совокупность высокой проходимости, плавности хода и скорости движения по бездорожью делает шасси данного семейства идеальным вариантом для размещения дорогостоящего и прихотливого оборудования, которое нуждается в повышенной мобильности.

Компоновка данных автомобилей наглядно отражает возможность широкого выбора комплектующих от ведущих производителей мира.

Volat оснащает шасси семейства МЗКТ-6001 не только передовыми технологиями, улучшающими ходовые характеристики машин, но и кабинами с обновленным экстерьером и повышенным уровнем комфорта.

с-1.jpg

Изображение: mpark.pro

Технические характеристики шасси специального полноприводного МЗКТ-600103

Колёсная формула  6 Х 6
Грузоподъёмность, кГ 12500
Снаряжённая масса, кг  13300
Полная масса (экипаж 2 человека), кг  26000
Распределение полной массы по осям, кг: первая ось - 8000;
вторая ось - 9000;
третья ось - 9000
Максимальная скорость, км/ч 110
Минимальная устойчивая скорость, км/ч  5
Габариты (Ш/В/Д), мм*  2550/3195/9470
Клиренс, мм  420
Брод, м:   1,4 - с ходу;
1,8 - с подготовкой  
Минимальный радиус поворота по оси переднего внешнего колеса не долее, м   11,5 
Количество и емкость баков, л   2 Х270  
Запас хода по контрольному расходу топлива, км
1000 
Максим. угол подъёма, град./проценты
35 /70  
Двигатель
ЯМЗ-7513 
Тип
дизельный, V-образный с турбонаддувом (с охлаждением нагнетаемого воздуха) 
Число цилиндров   
Максимальная мощность, кВт (л.с.)
309 (420) при 1900 об/мин 
Максимальный крутящий момент, Н х м (кГс х м)  1765 (180)  
Предпусковой подогреватель  ПЖД-30 (по требованию заказчика) 
Трансмиссия   ГМП – 4361 
Тип  автоматическая (гидромеханическая)  
Число передач 6 (вперёд), 1 (назад) 6 (вперёд), 1 (назад) 
Диапазон   4,15 – 0,63  
Раздаточная коробка
с блокируемым межосевым дифференциалом    
Число передач 
Передаточные числа
1,601 – 1,0 
Ведущие мосты   разрезные, с центральными редукторами, полуосевыми карданными валами и колёсными передачами, с межосевыми и межколёсными дифференциалами с принудительной блокировкой 
Подвеска
независимая, гидропневматическая, с регулируемым клиренсом 
Колёса   оборудованы системой типа «bead-lock» 
Шины
16.00R20, бескамерные, с универсальным протектором, с регулированием давлением из кабины  
Рулевое управление
с гидравлическим усилителем, с механической связью между управляемыми колёсами, распределителем, с дублирующим насосом   
Тормозная система   колодочные механизмы на колёсах, 2-х контурная схема с пневмогидравлическим приводом, с АБС, запасная (она и стояночная) система, вспомогательная (моторный тормоз)  
Рама   лонжеронного типа, с передним и задним буксирными устройствами 
Кабина   2+1 место, каркасно-панельная, металлическая, отапливаемая, опрокидываемая, оборудована климатической установкой 
Электрооборудование   24 В. Однопроводная (2-ух проводная для розеток переносных ламп)  
Аккумуляторная батарея
2 шт. 190 А/ч 24 В   
Дополнительное оборудование
Лебёдка самовытаскивания (гидравлическая)   

Примечание: * ширина машины дана по внешним бортам шин, высота – по тенту.

Следующим автомобилем, показанным на IDEX 2015, является абсолютно новая модель МЗКТ-600203 с колесной формулой 8х8.

3-1.jpg

Новинка и премьера выставки IDEX - 2015. Долгожданный четырехосник из семейства 6001 / Фото: mpark.pro


Автомобиль предназначен под монтаж и транспортирование специального оборудования по всем видам дорог и разведанной местности при температурах окружающего воздуха от -40ºС до +55ºС. Машина оснащена шинами Run Flat (такие шины с утолщёнными бортами мировые производители позаимствовали от советского БТР-80), шины позволяют МЗКТ-600203 без проблем добраться до точки назначения даже на спущенных шинах.

3-2.jpg

У шасси те же преимущества по подвеске, а грузоподъемность увеличена до 16,5 т. / Изображение: mpark.pro



03-6 схема.jpg
Изображение: mpark.pro

Автомобиль предназначен для эксплуатации с прицепами массой до 16 т.

с-2.jpg

Изображение: mpark.pro


Технические характеристики шасси МЗКТ-600203. Колёсная формула 8 Х 8

Грузоподъёмность, кГ  17000
Снаряженная масса (без экипажа), кг  17000
Полная масса (экипаж 2 чел.), кг  34000
Распределение полной массы по осям, кг: первая ось – 8000;
вторая ось – 8000;
третья ось - 9000;
четвёртая ось – 9000
Максимальная скорость, км/ч  105
Минимальная устойчиваая скорость, км/ч  5
Минимальный габаритный радиус поворота по оси переднего колеса внешнего, м  12,8
Габариты (Ш/В/Д), мм*  2550/3430/9430
Брод, м: 1,5 - с ходу;
1,8 - с подготовкой 
Клиренс, мм
370 
Количество и емкость топливных баков, л   2 х 312  
Запас хода по контрольному расходу топлива, км   1000 
Максимальный угол подъёма, град. / процент   35/70  
Двигатель
CATERPILLAR C13  
Тип дизельный, рядный, с турбонаддувом и охлаждением надуваемого воздуха  
Число цилиндров
Максимальная мощность, кВт (л.с.)
403 (540) при 2100 об/мин   
Максимальный крутящий момент, Н х м   2466  
Трансмиссия   автоматическая (гидромеханическая) Allison 4500SP 
Число передач
6 (вперёд), 1 (назад) 
Диапазон
4,40 – 0,65 
Раздаточная коробка   2 шт. с блокируемым межосевым дифференциалом
Число передач
Передаточные числа   1,57 – 0,99  
Ведущие мосты  разрезные, с центральными редукторами, полуосевыми карданными валами и колёсными передачами, с межосевыми и межколёсными дифференциалами с принудительной блокировкой  
Подвеска
независимая пружинная
Колёса    16.00R20 с универсальным протектором с регулируемым давлением из кабины, выполнены по технологии Run Flat 
Рулевое управление
с гидравлическим усилителем, с механической связью между управляемыми колёсами, распределителем, с дублирующим насосом   
Тормозные системы    колодочные тормозные механизмы колёс, с АБС, пневмогидравлическим приводом, 2-ух контурная схема, запасная система (она и стояночная), вспомогательная система (моторный тормоз)  
Рама   лонжеронного типа, с передним и задним буксирными устройствами 
Кабина
каркасно-панельная, металлическая, отапливаемая, опрокидываемая, оборудована климатической установкой  
Число мест   2 + 1  
Электрооборудование
24 В, электропроводка однопроводная (2-ух проводная для розеток переносных ламп)    
Аккумуляторные батареи
2 шт., 190 Ач/24 В  
Дополнительное оборудование   лебёдка самовытаскивания гидравлическая  

Примечание: * ширина машины дана по внешним бортам шин, высота – по тенту


Далее представляется интересным сравнить минские тактические автомобили с наиболее массовыми армейскими машинами Уральского автозавода. Сравнение представляется необходимым провести с Урал NEXT 4320-6951-70 с колёсной формулой 6 Х 6 и с новыми машинами семейства «Торнадо-У».

1-1.jpg

Урал NEXT 4320-6951-70 с колёсной формулой 6 Х 6 / Фото: St-kt.ru

В 2015 году автозавод начал производство нового семейства грузовиков «Урал NEXT». В конструкцию автомобилей внедрено около 50 изменений и технологических улучшений. Кабина для нового поколения уральских вездеходов разработана в Объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ» на основе кабин автомобилей «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», серийное производство кабинного модуля «Урала» ведется на мощностях Горьковского автозавода, современный двигатель ЯМЗ-536 производится на Ярославском моторном заводе, также входящем в «Группу ГАЗ».

IMG_9601.JPG

Урал NEXT 4320-6951-70 с колёсной формулой 6 Х 6 / Фото: St-kt.ru

Чем примечательны эти кабины? В отличии от ГАЗелевских и ГАЗовских кабин, они – трёхместные. Оперение выполнено пластиковым, а сами кабины – каркасно-панельные, металлические и имеют возможность навешивания бронелистов, для защиты водителя и пассажиров от пуль стрелкового оружия. Сидение водителя имеет пневмоподвеску, крепление кабины – на резино-металлических опорах. Внутри кабина имеет кондиционер, магнитолу с USB разъёмом. Каркасно-панельные обычные гражданские кабины и капоты становятся способными защищать силовую установку, водителя и пассажиров от бронебойных пуль калибром 7,62 мм и мелких осколков после навески на них бронелистов.

с-3.jpg

Урал NEXT 4320-6951-70 с колёсной формулой 6 Х 6 / Изображение: St-kt.ru


Тактико-техническая характеристика Урал NEXT 4320-6951-70

Базовое шасси  Урал NEXT 4320-6951-74
Колёсная формула  6 х 6
Полная масса, кг 22500
Масса в снаряженном состоянии, кг 8500
Двигатель  ЯМЗ-53602-10 (ЕВРО-4), рядный, 6-цилиндровый, Объёмом 6,7 л.
Тип двигателя
дизельный, Евро-4
Мощность, л.с. (кВт)  250 (312/285) при 2300 об/мин
Ёмкость топливного бака, л  300
Коробка передач (модель) ZF-9S1310T0
Тип КПП   механическая, 9-ступенчатая  
Раздаточная коробка   механическая, 2-ступенчатая, с понижающей передачей, с блокируемым межосевым дифференциалом ( высш.пер.- 1,04; низш. пер – 2,15)  
Привод тормозной системы пневматический  
Рабочая тормозная система
пневматический 2-х контурный привод с АБС, тормозные механизмы колёс – барабанные   
Шины   425/85 R21  
Габариты (дл/шир/высота), мм   9000/2500/2952  
Клиренс, мм   400
Колея (задняя / передняя), мм   2000/2000 
Брод, м:   без подготовки – 0,7;
с подготовкой – 1,2  
Дополнительное оборудование   лебёдка заднего расположения  

С «Торнадо» ситуация следующая. На вооружении российской армии состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г» – модернизированная РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм – и «Торнадо-С» – модернизированная РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм. Обе системы смонтированы на шасси Урал-4320, разработанном еще в 1977 году.

3-1.jpg

Урал-63704-0010 «Торнадо-У» / Фото: St-kt.ru

На Международном военно-техническом форуме в 2015 году был впервые публично продемонстрирован автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704-0010 «Торнадо-У». Этой модели нет на официальном сайте автозавода «Урал», поскольку машина изначально предназначалась для транспортировки вооружений, а также военной и специальной техники, а не для продажи на «гражданке».[6]

3-2.jpg

Фото: St-kt.ru

Та же механическая КПП и двухступенчатая механическая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколёсных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту. Подвеска, в отличие от «Тайфуна-У», – зависимая, рессорная. Рабочая тормозная система – двухконтурная с пневматическим приводом и АБС. Как утверждает главный конструктор завода «Урал» по военной технике Олег Якупов, при производстве «Торнадо-У» применяются только российские комплектующие.

Попытки заменить шасси второй половины ХХ века на более современное предпринимались неоднократно. Поэтому неудивительно, что новое оригинальное шасси от Уральского автозавода получило унифицированное название «Торнадо-У», в качестве специально созданного для систем залпового огня «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».

В качестве одной из главных особенностей машины производитель называет кабину: она капотная, каркасно-панельная, трехместная, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования. Имеется возможность установки на кабину комплекта дополнительной защиты (КДЗ) – брони 5-го класса защиты по ГОСТ 50963-96 (от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, выпущенных из АКМ с расстояния 5-10 м).

3-3.jpg

УРАЛ 63704-0010 «ТОРНАДО-У» Колёсная формула 6 х 6 / Фото: St-kt.ru


 ТТХ автомобиля многоцелевого назначения УРАЛ 63704-0010 «ТОРНАДО-У»

Колёсная формула  6 х 6
Грузоподъёмность, кГ  16000
Полная масса, кг  30000
Распределение полной массы, кг: на передний мост – 12000;
на тележку ср. и задн. мостов – 22500
Масса буксируемого прицепа, кг  12000
Максимальная скорость, не менее, км/ч  100
Двигатель:  ЯМЗ-652 (вероятно форсирован), тип;
мощность, не менее, кВт (Л.С.)  323(440);
дизельный, рядный;
6-ти цилиндровый, многотопливный
Трансмиссия  механическая КПП, 2-х ступенчатая РК с межосевым блокируемым дифференциалом, ведущие мосты с центральным и колёсными редукторами, с блокировкой межколёсных дифференциалов с межосевой блокировкой на среднем мосту
Подвеска    зависимая, рессорная  
Рабочая тормозная система   2-ух контурная, с пневмоприводом и АБ 
Кабина  капотная, каркасно-панельная, 3-х местная, С возможностью установки КДЗ, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования
Шины   16.00 R 20 с рисунком повышенной Проходимости  
Ёмкость топливных баков, л  (не менее) 400 
Запас хода по контрольному расходу топлива, км   1000 
Габариты (Д/Ш/В), мм
9000/2500/2952 
Клиренс, мм
400 
Преодолеваемые препятствия: подъём, процентов - 60;
брод, м - не менее 1,8 


Далее, что касается машины с колёсной формулой 8 Х 8, то «Торнадо-У» с колесной формулой 8х8 на пружинной подвеске задних осей, информация о этой машине (концепткар впервые показан на выставке Форума Минобороны россии в 2015 году) появилась в интернете в начале осени 2016 года. На выставке перспективный седельный тягач имеет необычную схему расположения осей: одна спереди и три сзади.[7]

000.jpg
«Торнадо-У» с колесной формулой 8х8 на пружинной подвеске задних осей / Фото: auto.mail.ru

Для читателей вполне понятно, что пока машины семейства «Торнадо-У» с колёсными формулами 4 Х 4 и 8 Х 8 находятся в стадии проектирования и создания опытных образцов, то их ТТХ не раскрываются и не публикуются в открытой печати.

Однако, следует понимать, что у конструкторов ОАО «АЗ «УРАЛ» в запасниках имеется масса наработок по новым машинам, к примеру, таких, как плавающий Урал-4320П.[8]

Так, что если МО РФ потребует создать даже плавающий тактический автомобиль в семействе «Торнадо-У», то на предприятии готовы такие машины поставить в армию.() Далее представляется возможным сравнить машины, производимые в Минске, с наиболее распространёнными в армии машинами ОАО «АЗ «УРАЛ».

По предназначению. Из ТТХ и заводского описания условий эксплуатации следует, что автомобили МЗКТ-600103 и МЗКТ-600203 предназначены для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -40 до +55 градусов Цельсия. Из этого вытекает, что машины будут непригодны к эксплуатации в условиях Сибири, Дальнего Востока и Заполярья. Скорее всего белорусские производители в большей степени ориентируются на европейских и африканских потребителей.

По конструкции. Уральские машины производятся с соблюдением требований ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию по назначению в любое время года и суток при безгаражном хранении: - при рабочих температурах окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 °С - запыленности воздуха до 1,5 г/м3 и скорости ветра до 20 м/с - в горной местности (с превышением над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м), с соответствующим снижением показателей тягово-динамических характеристик и топливной экономичности, - при относительной влажности воздуха до 100 % при температуре до 25 °С - при интенсивности осадков 180 мм/ч - при интегральной плотности теплового потока 1125 (0,027) Вт/м2 (кал/см2.с).[9] Эти данные подтверждены при испытаниях и опытной эксплуатации в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и экспедицией ГАБТУ МО РФ на Эльбрус в 2017. году. [10] Уральские автомобили, предназначенные для оснащения ВС РФ положительно зарекомендовали себя в ходе испытаний.

Минские производители предлагают свои машины в качестве тактических автомобилей, предназначенных и для использования на дорогах общего назначения. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Для машин, предназначенных для движения по этим дорогам накладываются ограничения по габаритам. Так ширина транспортного средства не должна превышать 2,55 метра.[11] Пункт23.5 гласит: «Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными "правилами"».

Из выше упомянутой статьи от ОАО МЗКТ (смотри источник 4) становиться очевидным, что реально габарит по ширине у машин Volat больше, хотя бы из-за выступающих за предельный размер отбортовки крыльев и зеркал.

В то время как отечественные УРАЛы вкладываются в нормы по габариту.

Двигатели автомобилей Volat соответствуют экологическому классу 3 (Caterpillar C-13) и экологическому классу 2 (ЯМЗ-7513), в то время как на Эльбрус поднимался Урал Next с целью проверить, как поведёт себя на высоте двигатель выполненный по нормам экологического класса 5.

По размещению силовой установки, на автомобилях Volat она размещается между кабиной и кузовом. Такое размещение имеет свои минусы. Во-первых, значительно снижается длина грузовой платформы. Во-вторых, поднятие двигателей выше рамы приводит к перемещению центра тяжести вверх от дороги. Видимо по этой причине минские производители не указывают предельный угол бокового крена.

По ходовой части. На автомобилях Volat применена независимая подвеска колёс, в то время как все Уралы имеют рессорную мостовую схему. Независимая подвеска даёт очевидное повышение скорости движения, особенно на пересечённой местности, и защищает машину от раскачивания кузова при наезде на неровности местности – явное преимущество. Применённая на МЗКТ-600203 (модификация 600201) схема приблизительно равно разнесённых по бортам машины колёс способствует повышению её живучести при потере от подрыва одного из колёс (автомобиль способен выполнять боевую задачу). Эта же схема обеспечивает лучшую траншееходимость машины.

Применение боестойких шин (с увеличенной толщиной борта) даёт возможность двигаться даже при атмосферном давлении воздуха в шине – явное преимущество. Но такие шины не могут в значительной степени разплющиваться, что снижает проходимость по грунтам с низкой несущей способностью (удельное давление на грунт больше, чем у обычных шин).

По дополнительному оборудованию. Применение на МЗКТ-600203 камер кругового обзора значительно облегчает управление машиной.

По экономическим показателям. Эффективность применения грузовой машины можно оценить по коэффициенту использования веса (отношение веса перевозимого груза к весу машины в снаряженном состоянии).

Для МЗКТ-600103 этот коэффициент равен 0,94; для МЗКТ-600203 – 1,0; для Урал Next 4320-6951-74 – 1.67; для Урал 63704-0010 «Торнадо-У» -1,14. То есть, Уралы перевозят груз больший, чем их масса в снаряжённом состоянии, их экономические показатели выше, чем у машин МЗКТ и находятся на уровне лучших мировых образцов.

Выводы:

  1. Минские машины в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к тактическим автомобилям.
  2. По ряду показателей: независимая подвеска колёс, приблизительно равномерное распределение колёс по бортам автомобиля, применение камер бокового обзора минские машины превосходят уральские.
  3. На уральских машинах применяются более современные силовые установки.
  4. Минские машины не могут в России использоваться по дорогам общего назначения из-за большой ширины, уральские машины для этих дорог приспособлены.
  5. Минские машины не предназначены для эксплуатации в районах Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Арктики, уральские машины для этих климатический условий приспособлены.
  6. Экономические показатели уральских машин выше, чем у минских.

Автор: полковник кандидат наук Анатолий Черкашин.

При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Статья Екатерины Михайловой «Умер советский конструктор, создавший легендарный автомобиль "Нива"» в издании LIFE#НОВОСТИ от 25 февраля 2018 г. 

2. Алексей Китаев фоторепортаж «Тактический автомобиль МЗКТ-600203» в издании информационного агентства Оружие России от 21 февраля 2018 г. 

3. Статья Дмитрия Гладкова Volat на IDEX-2015. Премьера МЗКТ-600201 в издании Машинный парк mpark.pro от 26 февраля 2015 года.

4. Статья от ОАО МЗКТ «Volat демонстрирует свои новинки на IDEX-2015» в издании Новости ВПК от 27.02.2015 г. 

5. Статья Кирилла Рябова «Тактическое шасси МЗКТ-600203 (Республика Беларусь)» в издании ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ от 05 марта 2018 г.

6. Статья Виктора Николаева «Тайфуны» и «Торнадо»: новые армейские «Уралы» в издании Колёса.ру от 25.06.2015 года. 

7. Статья «Секретный армейский «Урал» 8 х 8: первое фото» в издании АВТО@mail.ru от 12 сентября 2016 года 

8.Статья в блоге автора Stranger_NN «Крокодил не ловится, не плывет «Урал». Испытательный стенд «Урал-4320П» в издании LIVEJOURNAL от 30 ноября 2012 года. 

9. ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды».

10. Статья Анатолия Черкашина «Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус» в издании информационного агентства Оружие России от 15.11.17 г.

11. Правила Дорожного Движения, пункт 23.5 в редакции от26 октября 2017 года.


Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Черкашин
1

Теги: главный инженер-конструктор, тактический автомобиль, ТТХ, природно-климатические условия эксплуатации, дорога общего пользования, габарит по ширине, экологический класс, коэффициент использования веса машины