Блоги / Техника и вооружение

5:06 / 06.07.18
Багги для спецназа. Сравнение багги от Чеченавто «Чаборз» с ВАЗовским багги «УРА»

18 июня 2018 года в издании Информационного агентства Оружие России появилась редакционная статья «Багги "УРА" не подведет спецназ Росгвардии».1 В статье говорится, что для спецназа Российской гвардии создаётся ударно-разведывательный автомобиль (УРА). Благодаря особенностям конструкции - багги с дугами безопасности и сеткой вместо лобового стекла - бойцы получили возможность быстро перемещаться не только по всем видам дорог, но и по труднопроходимым участкам местности. 

Проект багги «УРА» — не новый. Машина была создана еще в 2013 году по инициативе бывшего директора «Бронто» Анатолия Охримца, но за четыре года ПАО «АВТОВАЗу» не удалось привлечь к проекту ни одного крупного заказчика.2

Название машины - «УРА», расшифровывается как ударно-разведывательный автомобиль. Машина была продемонстрирована в конце мая 2018 года в Подмосковье, в Балашихе, на втором научно-техническом форуме "День передовых технологий правоохранительных органов - 2018".

В основе конструкции «УРА» — пространственный трубчатый каркас, обшитый панелями из стеклопластика. Ходовая часть собрана из серийных вазовских компонентов. Длина, ширина, высота багги составляют 3515, 2230 и 1460 мм соответственно (несколько ниже, чем предполагалось в 2013 году). Дорожный просвет превышает 300 мм, полная масса — одна тонна. «УРА» оснащен 1,6-литровым бензиновым мотором ВАЗ-21126 мощностью 98 л.с. Двигатель установлен сзади. На багги применена механическая трансмиссия. Объём топливного бака – 30 литров. Масса в снаряженном состоянии - всего 700 кг. Считается, что максимальная скорость может достигать 120 км/час. Салон машины предназначен для двух человек. При этом подразумевается, что вес перевозимого груза будет достигать 350 кГ.

8e4563dbdc9c32d47f2de871018ec3a6_cropped.jpg

Багги-болотоход «УРА» / Фото: defendingrussia.ru

На крыше заметно место под установку пулемета «Печенег» калибра 7,62-мм. Предусмотрена перевозка до 7 коробок для снаряженных пулеметных лент. Кроме того, на штурмовом автомобиле (публике ещё не представлен) имеются крепления для трех автоматов, еще одного пулемета и двух реактивных противотанковых гранатометов.

Но это всё – перспектива. Выпускать этот багги планируется на тольяттинском предприятии «Лось», собирая его из комплектующих автомобилей LADA. Детали от гражданских машин монтируются на специальном трубном каркасе.

В настоящее время, как представляется автору, багги создан только в виде концепт-кара. Это является свидетельством того, что конструкторский коллектив ПАО «АВТОВАЗа» в деле создания собственного багги от уровня 2013 года продвинулся не далеко. Вот поэтому и тактико-техническая характеристика (ТТХ) предлагаемой машины – не известна.

Следует опасаться, что судьба багги «УРА» может перекликаться с судьбой внедорожника «Сержант»3, представлявшегося на полях выставки «Форума «Армия-2017». Выставка закончилась, и о машине (из анализа имеющихся в интернете материалов) успешно забыли.

Все эти потуги напоминают уже хорошо знакомую картину с освоением денег ПАО «КАМАЗ», которые государство выделяло заводу на создание новых автомобилей, в частности, на создание шасси для замены в войсках продукции МЗКТ на отечественные машины. ПАО «КАМАЗ» передало разработку машин по «Программе 0» своим «дочкам», программа провалена, сам же «КАМАЗ», в условиях действия санкций США и Запада, отказался от создания машин в интересах силовых структур России.

К счастью, в Чеченской Республике существует ПАО «Чеченавто», в городе Аргун. Там зарождалось производство российских боевых багги.

В начале марта 2017 года отечественная промышленность объявила о запуске серийного производства новейшей многоцелевой машины, предназначенной для использования армией и силовыми структурами. Силами нескольких предприятий под руководством Рамзана Кадырова был создан проект автомобиля класса «багги». К настоящему времени одна модель такой техники доведена до серийного производства, тогда как второй аналогичный проект пока находится в разработке. На данное время предприятие уже разработало и «гражданскую» версию багги.

К работам по проекту, впоследствии получившему имя «Чаборз» (чечен. «Медведь и волк»), были привлечены несколько организаций промышленности и силовых структур. Проектирование осуществлялось подмосковной компанией «Ф-Мотоспорт». Также важную роль в проекте сыграл Международный учебный центр сил специального назначения (г. Гудермес). В качестве производителя опытной и серийной техники был выбран завод «Чеченавто» (г. Аргун). Также на правах субподрядчиков и поставщиков отдельных элементов конструкции в новом проекте участвуют некоторые другие предприятия. К примеру, на данный момент в Аргуне осуществляется только сборка техники, хотя в будущем планируется увеличить долю комплектующих, производимых в непосредственной близости от сборочной линии.

Один из представленных в начале марта образцов «Чаборза» версии М-3 получил вооружение. На уровне ветрового стекла в кабине смонтировали пулеметную установку, обеспечивающую наведение оружия в двух плоскостях. Из-за применения такого устройства, установленного на одной из труб рамы, пришлось уменьшить ширину остекления. Находящемуся рядом с водителем стрелку предлагается использовать пулемет ПКМ. Еще одна установка для оружия находится на заднем пассажирском месте. Позади третьего члена экипажа предусмотрена стойка с креплениями для вооружения. Представленный автомобиль нёс на этой установке автоматический гранатомет.

На данное время налажено серийное производство трёхместной модели багги – «Чаборз» М-3. В месяц выпускается около 30 машин.

2609327999.jpg

Багги "Чаборз" М-3 / Фото: autobelyavcev.ru

Сообщается, что в семействе «Чаборз» в обозримом будущем может появиться новая модель (ориентировочно в 2018 году). Проект с обозначением М-6 имеет своей целью создание увеличенного автомобиля с повышенной грузоподъемностью. Предполагается, что такой багги не только сохранит, но и в определенной мере, преумножит потенциал уже представленного образца. «Чаборз» М-6 будет иметь длину около 4,3 м, ширину 1,9 м и высоту 1,8 м. Полная масса – около 1500 кг. При этом следует учитывать, что в ходе дальнейшей разработки проекта эти параметры могут заметно измениться. Кроме того, возможность установки различного вооружения или оборудования и иные факторы могут соответствующим образом изменять как геометрические, так и весовые показатели готовой техники. За счет больших размеров М-6 сможет перевозить до шести человек. Кроме того, появится возможность переоборудования техники с целью решения конкретных задач. На базе более крупного багги могут быть созданы многоцелевой тягач, санитарная машина, разведывательно-ударный комплекс и т.д.

Поставляемый на вооружение багги М-3 является типичным представителем своего класса и имеет традиционную для такой техники архитектуру. С целью обеспечения требуемых характеристик применена мощная рама, сваренная из большого количества труб, поверх которой установлено всего несколько элементов внешней обшивки. При этом приняты определенные меры, направленные на решение задач боевого характера. Несмотря на малые размеры, автомобиль может перевозить людей, грузы и вооружение.

Основным элементом автомобиля «Чаборз» является собранная из труб рама. Она имеет клиновидную в плане переднюю часть, имеющую крепления для монтажа деталей передней оси. Позади переднего отсека рама расширяется, образуя кабину. Сверху экипаж машины защищается металлическим листом крыши, который также может использоваться для укладки необходимых грузов. Задняя часть рамы имеет отсек для установки двигателя и части агрегатов трансмиссии. Над мотором предусматривается небольшая площадка для тех или иных грузов.

Машина М-3 оснащается серийным двигателем марки ВАЗ. Коробка передач заимствуется у автомобиля «Гранта», а системы рулевого управления были взяты у серийной «Калины». Также предусматривается использование различных иных готовых комплектующих.

Автомобиль М-3 имеет двухосное шасси с колесной формулой 4х2. Имеющаяся трансмиссия обеспечивает привод только задней оси. Машина имеет независимую подвеску всех четырех колес с наклонным расположением упругих элементов передней оси и вертикальным на задней. На случай каких-либо инцидентов во время выполнения поставленных задач багги несет запасное колесо. Оно размещается на креплениях рамы в ее левой задней части.

Поставляемый в серию образец способен перевозить до трех человек или эквивалентный груз. Водитель помещается в открытой кабине у левого борта. На его рабочем месте имеются рулевая колонка, рычаги управления коробкой передач и стояночным тормозом, а также компактная приборная панель. Перед водителем предусматривается установка ветрового стекла небольшой высоты. Стекло не доходит до правого борта, позволяя использовать оружие. На правом кресле кабины размещается пассажир-стрелок. Третьему члену экипажа предлагается ездить на заднем кресле, находящемся над моторным отсеком. В зависимости от поставленных задач и других факторов, машина может брать на борт грузы. Их следует перевозить на крыше кабины, на бортах и т.д. Грузоподъемность багги – 250 кг.

ТТХ И БАЗОВАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ «ЧАБОРЗ» М-3

Экипаж:

2-3 человека

Грузоподъёмность:

350-400 кг

Максимальная скорость:

свыше 130 км/ч

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Температура эксплуатации:

от -25 °С (кабина открытая и без обогрева) до +50 °С

Рельеф:                                                           

степи, пустыни, горная местность, леса, овраги, заболоченные участки, броды

Углы въезда и съезда:

>60 градусов

Угол опрокидывания:

>45 градусов

РАЗМЕРЫ И ВЕС:

Габаритные размеры (д×ш×в)              

3100 мм × 1900 мм × 1460 мм

Дорожный просвет

350 мм

Развесовка (перёд/зад), %:

40/60

Масса сухая:                                                  

820 кг

Масса полная:

1270 кг

РАМА:

Конструкция:           

цельносварная со встроенной каркасом

Материал:     

труба стальная, бесшовная, диаметр 40 мм

ДВИГАТЕЛЬ:

Модель:

ВАЗ-21126, бензиновый, 1600 см³, 4 цилиндра, 16 кл.

Мощность

98 л. с.

Крутящий момент

145 Нм при 4000 об./мин.

ТРАНСМИССИЯ:

Тип:

механическая

Привод:                                                              

задний, автоматическая блокировка дифференциала

Коробка переключения передач:                         

5-ти ступенчатая, сближенные передаточные числа    

Передняя подвеска:                                            

независимая на поперечных рычагах, газовые амортизаторы

Ход передней подвески:

450 мм

Задняя подвеска:                                                       

независимая на продольных рычагах, газовые амортизаторы

Ход задней  подвески:

280 мм

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

Тип:

реечное 3,1 оборота

Усилитель руля:

электрический

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА:

Тип:

гидравлическая с усилителем

Тормоза:

дисковые

Шины:                                            

грязевые, передние 27×9–14, задние 27×11–14

Колёсные диски:                                        

легко сплавные

Запасное колесо:

27×9–14

Дополнительное оборудование

багажник на крыше; специальные крепления для вооружения и коробок с пулемётными лентами; дуги безопасности; передняя лебёдка (по требованию заказчика); передние буксировочные петли; дополнительные головные фары на крыше

Вооружение

по требованию заказчика, (7,62 мм пулемёт «Печенег» и автоматический гранатомёт АГС-17 или АГС-30)


Далее предлагается сравнить представленную модель багги «УРА» с выпускаемыми машинами «Чаборз» М-3.

По габаритным параметрам:

Габаритные размеры багги «УРА»: Д х Ш х В составляют 3515 х 2230 х 1460 мм, а у «Чаборз» М-3 соответственно – 3100 х 1900 х 1460. Проведём простейшие и приблизительные расчёты. Фронтальная площадь мишени машины «УРА» - 3,26 м2, а у М-3 она равна 2,8 м2, что на 8,6% меньше. Боковая площадь мишени у машины «УРА» - 5,13 м2, в то время как у М-3 она составит 4,5 м2, а это примерно на 8,8% меньше. Эти данные свидетельствуют о том, что поразить огнём машину «Чаборз» М-3 противнику труднее, что в сочетании с более высокой максимальной скоростью машин («УРА» - 120 км/Ч, «Чаборз» - 130 км/ч), хотя и на немного, но повышает живучесть М-3 по сравнению с «УРА».

По надёжности:

Из материалов упомянутых статей вытекает, что оба образца базируются на одних и тех же агрегатах силовой установки и трансмиссии ВАЗ. Следовательно, и надёжность их – одинаковая. Только на машинах «Чаборз» предусматривается наличие запасного колёса.

Практика боевого применения техники свидетельствует, что колёса в боевой обстановке могут повреждаться. Если на «Чаборз» можно пробитое колесо быстро заменить и продолжить движение, то на «УРА» такой возможности не имеется (на представленном образце в ходе второго научно-технического форума "День передовых технологий правоохранительных органов-2018" запасных колёс не было).

По параметрам проходимости:

Сообщалось, что у перспективной ВАЗовской модели предусматривается иметь клиренс 300 мм, а у машины «Чаборз» он составляет 350 мм, что значительно выше. Значит и проходимость М-3 выше.

По вооружению:

Багги «УРА» предполагается вооружить 7,62 мм пулемётом «Печенег» (размещение его предусмотрено на крыше); на багги «Чеборз» М-3 предусмотрены два пулемёта: «Печенег» -7,62 мм (устанавливается перед правым сидением стрелка) и «Корд» - 12,7 мм (устанавливается для третьего члена экипажа на крыше «Чаборз» М-6), и автоматический гранатомёт АГС – на турели в кормовой части машины (огонь ведётся с заднего расположенного над силовой установкой сидения третьим членом экипажа багги М-3, ну совсем как на «будённовской» тачанке).

По пассажировместимости:

Заявлено, что багги «УРА» будет перевозить двух человек, а багги «Чаборз» М-3 перевозит трёх человек.

По возможности дальнейшего совершенствования:

ВАЗовский ударно-разведывательный автомобиль ещё находится в стадии создания, заводом пока не заявлено, что планируется разработать на его базе семейство машин, а чеченская багги «Чаборз» М-3 уже выпускается и проходит войсковые испытания в условиях, приближенных к боевой обстановке, на базе багги создаётся целое семейство машин многоцелевого назначения - «Чаборз» М-6 повышенной пассажировместимости и грузоподъёмности (ожидается, что испытания машины начнутся уже в 2018 году).

Выводы:

  1. Создаваемый багги «УРА» и уже выпускаемый мелкосерийно багги «Чаборз» М-3 относятся к одному и тому же классу машин.

  2. Багги «Чаборз» М-3 уже находит применение в частях спецназа и положительно зарекомендовал себя.

  3. По своим ТТХ багги «Чаборз» существенно превосходит багги «УРА».

  4. На базе М-3 создаётся семейство машин многоцелевого назначения.

  5. Предполагается выпускать гражданскую версию для нужд населения России.

  6. Учитывая пункты выводов 1-5, автор данной статьи считает, что вкладывать деньги государства в создание машины «УРА» не целесообразно, ПАО «АВТОВАЗ» необходимо изыскать деньги самостоятельно для инициативного создания машины (причём на конкурентной основе).



Автор: Анатолий Черкашин кандидат военных наук

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников: 

1Сайт:http://www.arms-expo.ru/news/vooruzhenie_i_voennaya_tekhnika/baggi_ura_ne_podvedet_spetsnaz_rosgvardii_/ Статья «Багги «УРА» не подведёт спецназ Росгвардии»

2 Сайт: https://news.drom.ru/52619.html Статья «АвтоВАЗ» создал багги для Росгвардии в издании Всероссийского автомобильного портала drom.ru от 27 мая 2017 года.

3 Сайт: http://www.arms-expo.ru/articles/124/89221/ Статья Анатолия Черкашина «Анализ состояния производства российской военной автомобильной техники по итогам форума «Армия-2017» и ее соответствие условиям современного боя (часть 1)» в издании информационного агентства Оружие России от 18.09.17 г.



Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Черкашин
2

Теги: багги, концепт-кар, семейство машин, вооружение, ТТХ