Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 14.07.18
Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года

На сайте Министерства промышленности и торговли РФ опубликован проект Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Посмотрим, что же нам по мнению светлых министерских голов готовят грядущие года в части военного кораблестроения.

В разделе "Глобальные тренды судостроения" указано, что наряду с Россией, ключевыми игроками в области военного кораблестроения являются США, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швеция, Китай, Япония, Южная Корея, Индия и Бразилия. Страной задающей эти самые глобальные тренды обозначены Соединенные Штаты. Отдельно отмечены усилия Китая и Индии:

Китай нацелен на формирование к 2050 году вооруженных сил, способных одерживать победу в конфликтах любого масштаба и продолжительности. Индия, претендуя на роль лидера в бассейне Индийского океана, последовательно создает мощный флот с авианосными силами, атомными и неатомными подводными лодками, десантными кораблями и морской авиацией.

В области военно-технического сотрудничества наиболее перспективным направлением названа передача иностранным государствам лицензионных прав на строительство судов и кораблей. Лидерами данного направления являются Россия, Франция, Нидерланды, Великобритания, Германия и Турция.

Авторы Стратегии считают, что продажа кораблей из наличия флота того или иного государства имеет тенденцию к сокращению, а постройка кораблей для продажи постепенно теряет свою привлекательность.

Наибольшим спросом в среднесрочной перспективе будут пользоваться корабли ближней и дальней морской зоны (патрульные корабли, корветы, фрегаты), а также неатомные подводные лодки.

В разделе "Российское судостроение" сказано, что отечественная судостроительная промышленность имеет преимущественно оборонную направленность, а объемы гражданской продукции "остаются относительно невысокими и нестабильными".

В последние 5 лет военная продукция составляла до 90% товарного выпуска предприятий.
[...] Россия занимает 12% мирового рынка военного кораблестроения и находится по этому показателю на 2-м месте после США. АО «ОСК» по объему выпуска продукции в военном кораблестроении занимает седьмое место в мире. В гражданском секторе позиции России слабее – последние строчки в списке 15 – 20 стран-лидеров (в зависимости от вида морской техники).

Данные по экспорту демонстрируют ту же тенденцию:

В последние годы объем экспорта военной продукции составил около 10% от объема выпуска отрасли, экспорт гражданской продукции – лишь около 2%.

В российском военном кораблестроении основной упор делается на строительство многоцелевых и стратегических атомных подводных лодок, а также "кораблей "москитного флота" (корабли малого водоизмещения, предназначенные для ведения боевых действий в прибрежных районах)".

Малый ракетный корабль проекта 21631 перед вводом в состав Черноморского флота. Фото ©А.Бричевский

Малый ракетный корабль проекта 21631 перед вводом в состав Черноморского флота / Фото:А.Бричевский

Строительство серийных надводных кораблей (НК) и подводных лодок (ПЛ) по текущим проектам будет завершено к 2022 – 2025 годам. В этот же период будет начато создание головных надводных кораблей (в том числе дальней морской и океанской зон действия) и подводных лодок новых проектов.

Несовершенство государственного планирования названо фундаментальной проблемой. Авторы Стратегии отмечают, что без ее решения невозможно преодолеть прочие негативные факторы, мешающие выполнять гособоронзаказ. Перечень негативных факторов достаточно печален:

  • сложности промышленной кооперации, что зачастую ведет к срывам сроков поставки комплектующего оборудования по проектам новых кораблей
  • отсутствие системы ритмичного и непрерывного финансирования мероприятий по разработке, закупке и ремонту образцов ВМТ
  • недостаточная гибкость ценообразования на военную продукцию
  • отсутствие благоприятных условий для международной интеграции, расширения рынков сбыта продукции, совершенствования сотрудничества в военно-технической сфере
  • нехватка современной стендовой и испытательной базы на многих предприятиях отрасли

Экспорт военно-морской техники

Россия по состоянию на 2018 год является одним из мировых лидеров среди экспортеров. Лучше всего продаются "сторожевые корабли, дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), патрульные корабли морской зоны водоизмещением около 1800 т, имеющие соответствующее авиационное вооружение и возможность нести палубный вертолет, патрульные катера водоизмещением от 120 до 400 тонн, малые и сверхмалые подводные лодки водоизмещением менее 1000 т, малые ракетные корабли и катера".

Церемония ввода в состав ВМС Вьетнама фрегатов проекта 11661Э, построенных в России. Фото ©Министерство обороны Вьетнама

Церемония ввода в состав ВМС Вьетнама фрегатов проекта 11661Э, построенных в России / Фото: Министерство обороны Вьетнама

Потребность мирового рынка в неатомных подводных лодках авторы Стратегии оценивают в 60-70 единиц. Отмечается, что крупные заказчики в лице Китая, Индии, Индонезии не стремятся покупать только лишь готовые корабли, а желают лишь заказать 1-2 единицы, а затем наладить их серийное производство на собственных верфях. Предполагается, что Россия может претендовать почти на треть портфеля заказов на неатомные подлодки.

В военном кораблестроении отмечается возрастающая роль Китая, Индии и Вьетнама, которые намерены как самостоятельно строить корабли для своего флота, так и продавать их на экспорт, составляя конкуренцию российским корабелам.

Отставание в производственно-технологической сфере

В Стратегии названы следующие области наибольшего отставания от ведущих верфей мира:

  • строительство судов и надводных кораблей крупноблочным способом
  • изготовление корпусных конструкций и элементов систем «в чистый размер» в единой системе допусков
  • использование оптико-электронных компьютеризированных систем измерений
  • использование средств автоматизации и роботизации производства
  • работы по 3D-моделям судов и кораблей в тесном контакте с проектантами.

Перечисление всевозможных проблем в данной сфере очень пространно. Здесь и высокая степень износа производственных мощностей:

В отрасли до сих пор эксплуатируется порядка 60% морально устаревшей и до 80% физически изношенной активной части производственных фондов, многие капитальные сооружения устарели, требуют реконструкции и глубокой модернизации.

И невозможность постройки судов и кораблей крупными блоками на большинстве предприятий:

На производствах отсутствуют средства межцехового транспортирования и погрузки крупногабаритных и тяжеловесных сборочных единиц. Модульно-агрегатные методы применяются в полном объеме только при строительстве подводных лодок. При проектировании и производстве надводных судов и кораблей применение сборочно-монтажных единиц и крупных зональных блоков носит эпизодический характер и ограничивается, как правило, установкой узкой номенклатуры агрегатированных механизмов: главных двигателей, дизель-генераторов, конденсационных и опреснительных установок и др., поставка которых традиционно производится в модульном исполнении.

И использование автоматизированных систем, которые устаревают еще на стадии внедрения:

Применение автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов на всех производственных уровнях и видах производств носит фрагментарный характер. Системы устаревают быстрее, чем осуществляется их внедрение и освоение.

В цеху Севмаша. Фото ©sevmash.livejournal.com

В цеху Севмаша / Фото: sevmash.livejournal.com

Использование станков с ЧПУ и обрабатывающих центров составляет весьма незначительную долю. Даже наличие уникальных технологий, превосходящих мировой уровень, нивелируется отсталостью в области механизации и автоматизации производства.

Ряд судостроительных предприятий обладают уникальными технологиями (обработка и сварка титановых конструкций, оборудование для монтажа крупных сборочных единиц, измерительные и проверочные комплексы и др.), превосходящими мировой уровень по техническим характеристикам, но уступающими ему в общей механизации и автоматизации производства.

Лишь несколько заводов способны строить крупнотоннажные суда:

В отрасли длительное время сохраняется дефицит крупногабаритных построечных мест, ограничивающий возможности строительства крупнотоннажных кораблей и судов. Только несколько судостроительных заводов способны строить плавсредства длиной более 170 м. Суда дедвейтом до 70-80 тыс. т можно строить на наклонных стапелях АО «Балтийский завод», АО «Адмиралтейские верфи», а также в эллингах предприятий г. Северодвинска; в сухом доке ООО «СЗ «Залив» возможна организация строительства судов дедвейтом до 250 тыс. тонн.

Отмечается, что резервы для наращивания производства судов и кораблей есть, но деньги на него достанутся не всем:

Ввиду того, что российское судостроение традиционно осуществляет выпуск конечной продукции мелкосерийно либо единичными образцами, масштабные инвестиции в модернизацию являются целесообразными для ограниченного числа верфей.

В бочках дегтя есть и ложки меда: констатируется появление тенденции по снижению степени износа производственных фондов.

Благодаря реализованным проектам по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции действующих производственных мощностей в последние годы на предприятиях судостроительной отрасли отмечена устойчивая тенденция снижения степени износа основных производственных фондов. С 2013 г. наблюдается устойчивый рост доли оборудования с возрастом до 10 лет. В 2013 г. данный показатель по отрасли составлял 27,7%, в 2016 г. – 38,1%. Доля активной части обновленных и новых основных производственных фондов организаций судостроительной промышленности от общего объема активной части основных производственных фондов отрасли в 2016 г. увеличилась до 20,8%, демонстрируя тенденцию роста с 2013 г. (17,2%).

Состояние опытно-экспериментальной базы судостроительной промышленности охарактеризовано авторами документа как "неконкурентоспособное по многим видам испытаний", даже несмотря на усилия, принимаемые в этом направлении в последние годы. Отмечается, что уровень развития данной базы "имеет особое значение для реализации НИР и ОКР оборонной направленности по созданию новых перспективных образцов военно-морской техники".

Узкая специализация, масштабность и достаточно высокая стоимость объектов ОЭБ приводят к высоким постоянным накладным расходам и низкой загрузке объектов ОЭБ (отсутствие диверсификации ОЭБ, низкая доля исследований на объектах ОЭБ по работам двойного или гражданского назначения).

В качестве главных приоритетов научно-технологического развития отечественного военного кораблестроения заявлены:

  • защита надводных кораблей и подводных лодок по физическим полям
  • решение проблем развития энергетики и электроэнергетики
  • создание перспективных корабельных навигационных, радиолокационных, гидроакустических комплексов, средств связи создание перспективных систем управления различного назначения
  • решение проблем в области гидродинамики и прочности
  • разработка перспективных материалов и покрытий
  • обеспечение живучести и безопасности использования военно-морской техники.

Производство комплектующих

Здесь все очень печально, зависимость от иностранных комплектующих огромна и в военном, и в гражданском судостроении:

В настоящее время в гражданском судостроении доля импорта судового комплектующего оборудования составляет от 70% до 90%. Высокая степень использования импортных комплектующих и материалов характерна и для военного кораблестроения, особенно при строительстве надводных кораблей малого и среднего водоизмещения (до 80%).
В части гражданского судостроения отечественные производители практически по всей номенклатуре судового комплектующего оборудования не конкурентоспособны, основные поставки осуществляются из-за рубежа или предприятиями, осуществляющими «отверточную» сборку на российской территории. Особенно критическая ситуация сложилась в области производства энергетического оборудования (дизельные двигатели, дизель-генераторы, газотурбинные двигатели и др.), кранов, вспомогательных механизмов, насосов и т.д., а также оборудования для нефтегазового сектора.

В Стратегии указано, что составлены отраслевые планы по импортозамещению и "снижению зависимости от поставок продукции производства стран ЕС и НАТО", но ничего не говорится об успехах в этой области. В качестве одного из способов преодолеть зависимость от импорта названо "расширение кооперационных связей с предприятиями малого и среднего бизнеса в части разработки и поставок мелкосерийного судового комплектующего оборудования и оснастки".

Судоремонт

Судоремонтные мощности ориентированы, в основном, на оборонку, где есть стабильный госзаказ. Например, на предприятиях АО "ОСК" 95% заказов на ремонт приходится на корабли и суда ВМФ.

Вывод из цеха РПКСН "Екатеринбург" после ремонта. Фото ©Центр Судоремонта "Звездочка"

Вывод из цеха РПКСН "Екатеринбург" после ремонта / Фото: Центр Судоремонта "Звездочка"

В целом же "судоремонт и сервисное обслуживание в России в настоящее время являются низкорентабельным направлением, что приводит к финансовой нестабильности и банкротству предприятий".

Кадры

Застарелая проблема с кадрами, характерная для всей оборонки, не обошла и кораблестроение. основные негативные факторы:

  • неблагоприятные и зачастую сложные условия труда, неконкурентоспособный уровень заработной платы в некоторых регионах и, как следствие, низкий уровень конкуренции за вакантные места на судостроительных предприятиях несоответствие многих программ обучения текущим потребностям отрасли и, как следствие, необходимость дополнительного обучения на месте работы
  • нехватка специалистов широкого профиля, в том числе в области металлообработки, приборостроения, машиностроения, энергетики

Уровень зарплаты хоть и растет, но не превышает среднерегиональный:

Среднемесячная заработная плата работников предприятий, находящихся в контуре управления Департамента СПиМТ, в 2017 году составила более 60 тыс. руб., причем в научных организациях она в 1,7 раз выше, чем на промышленных предприятиях. В последние годы среднемесячный уровень заработной платы стабильно растет, однако, как правило, не превышает среднерегиональный.

Это давно привело к тому, что основной контингент работников - люди немолодые.

Средний возраст работников на этих предприятиях составляет около 45 лет. Более 24% работников имеют средний стаж более 20 лет.

Сценарии развития отрасли

В Стратегии представлены три сценария, которые зависят от состояния российской экономики в целом.

Консервативный сценарий

В консервативном сценарии замедление роста экономики негативно сказывается на развитии судостроительной отрасли. В силу снижения конкурентоспособности экономики, сохранения жесткой бюджетной политики, перехода к денежно-кредитной политике с положительной реальной ключевой ставкой в 2 – 3%, а также снижения цен на нефть до 40 долл./барр. в постоянных долларах 2017 года рост ВВП составит 0,2% в 2018 – 2020 гг., 1,8% в 2021 – 2025 гг., с последующим замедлением до 1,0% в 2031 – 2035 гг., а в среднем за 2018 – 2035 гг. рост ВВП составит 1,2%. Инфляция будет оставаться на уровне около 4,0%, курс доллара будет плавно расти с 58,3 руб. в 2017 году до 94,2 руб. в 2035 году.
[...] На фоне в целом довольно слабого спроса, действия запрета на импорт технологий и растущего технологического отставания отрасли производство судостроительной продукции в постоянных ценах 2017 года по отношению к 2017 году (413 млрд руб.): в 2025 году сократится на 10% и составит 370 млрд руб., в 2035 году увеличится на 34% и составит 553 млрд руб.

Низкий уровень государственного финансирования, низкий уровень спроса на продукцию, но поддержка и сохранение ключевых стратегических мощностей для выполнения гособоронзаказа.

Для военного кораблестроения это будет означать следующее:

Ожидается перенос сроков начала НИОКР и серийных закупок по ряду перспективных кораблей и судов на период после 2025 г. по причине существенного секвестирования бюджетных ассигнований на оборону, а также полный отказ от закупок ряда крупных надводных кораблей (перспективный эсминец, МАК (морской авианесущий комплекс)) до 2035 г.

Инновационный сценарий

В инновационном сценарии судостроительная отрасль развивается умеренными темпами на фоне умеренного роста экономики. В силу стабилизации конкурентоспособности экономики, сохранения жесткой бюджетной политики, перехода к денежно-кредитной политике с положительной реальной ключевой ставкой в 2 – 3% и сохранения цен на нефть на уровне около 60 долл./барр. в постоянных долларах 2017 года рост ВВП ускорится с 1,2% в 2018 – 2020 гг. до 2,1% в 2021 – 2035 гг., а в среднем за 2018 – 2035 г. рост ВВП будет составлять около 2%. Инфляция будет удерживаться на уровне около 4%, курс доллара будет плавно расти с 58,3 руб. в 2017 году до 85,4 руб. в 2035 году.
[...] На фоне довольно позитивного спроса, средней достаточности инвестиционных ресурсов и ограниченной модернизации старых и ввода новых мощностей производство судостроительной продукции в постоянных ценах 2017 года по отношению к 2017 году (413 млрд руб.): в 2025 году увеличится на 49% и достигнет 616 млрд руб., в 2035 году увеличится на 127% и достигнет 937 млрд руб. В силу довольно активного, но замедляющегося роста производства численность работников отрасли увеличится с 154 тыс. чел. в 2017 году до 175 тыс. чел. в 2025 году и составит 170 тыс. чел. в 2035 году.

Нейтральный уровень государственного финансирования, высокий уровень спроса на продукцию, значительный объем средств выделяется на развитие и реструктуризацию производственных мощностей, доля закупок военной продукции в расходах бюджетной системы будет медленно расти.

Для военного кораблестроения это будет означать следующее:

Ожидается завершение в период 2020-2022 годов. строительства основных серий кораблей, заложенных до 2018 года, а также интенсификация НИОКР и начало закупок головных и серийных перспективных образцов военно-морской техники (в т. ч. крупных надводных кораблей дальней морской и океанской зоны действия) после 2020 года.

Целевой (форсированный) сценарий

В целевом сценарии судостроительная отрасль развивается быстрыми темпами на фоне ускорения роста экономики. В силу улучшения конкурентоспособности экономики, умеренного смягчения бюджетной и денежно-кредитной политики, а также роста цен на нефть примерно до 75 долл./барр. в постоянных долларах 2017 года рост ВВП ускорится с 1,5% в 2017 г. до 2,5% в 2018 – 2020 гг. и далее до 3,8% в 2031 – 2035 гг., а в среднем за 2018 – 2035 гг. рост ВВП составит 3,4%. Инфляция будет удерживаться на уровне около 4%, курс доллара будет плавно расти с 58,3 руб. в 2017 году до 77,2 руб. в 2035 году.
[...] На фоне растущего спроса, а также модернизации старых и ввода новых мощностей производство судостроительной продукции в постоянных ценах 2017 года по отношению к 2017 году (413 млрд руб.): в 2025 году увеличится на 99% и достигнет 823 млрд руб., в 2035 году увеличится на 245% и достигнет 1423 млрд руб. Вследствие растущего производства численность работников отрасли увеличится со 154 тыс. чел. в 2017 году до 182 тыс. чел. в 2025 году и 190 тыс. чел. в 2035 году.

Высокий уровень государственного финансирования, высокий уровень спроса на продукцию, высокий уровень развития кадрового потенциала. Широкомасштабное создание новых и модернизация действующих производственных мощностей, значительный рост производительности труда , доля закупок военной продукции в расходах бюджетной системы будет медленно расти.

Для военного кораблестроения это будет означать следующее:

Ожидается интенсификация НИОКР и начало закупок головных и серийных перспективных образцов военно-морской техники (в т. ч. крупных надводных кораблей дальней морской и океанской зоны действия) после 2020 г., а также интенсивный рост объемов поставок кораблей и судов на экспорт.

Цели и задачи Стратегии

Оные направлены на устранение указанных выше недостатков и развитие отрасли.

1. Обеспечение безусловного выполнения Программы кораблестроения до 2050 года и государственной программы вооружения в части военно-морской техники.
2. Повышение эффективности всего «жизненного цикла» разработки, производства и эксплуатации продукции гражданского судостроения на основе передовых цифровых технологий.
3. Формирование опережающего научно-технологического задела, наращивание научной базы и научных школ в судостроении, судовом машиностроении, приборостроении и электротехнике.
4. Повышение эффективности производства и технологическая модернизация предприятий судостроительной отрасли.
5. Создание эффективной системы продвижения, продаж, ремонта и сервисного постпродажного обслуживания судостроительной продукции.
6. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции судостроения и морского транспорта; развитие перспективной продуктовой линейки, востребованной на внутреннем и международном рынках.
7. Структурные преобразования и оптимизация производственного потенциала отрасли, совершенствование организационно-технологической, институциональной структуры, формирование новых центров компетенций судового машино- и приборостроения.
8. Обеспечение инвестиционной привлекательности и достижение устойчивого роста основных показателей финансово-экономической и производственной деятельности предприятий отрасли.
9. Сохранение, оптимизация и развитие кадрового потенциала отрасли.
Устранение административных барьеров и совершенствование нормативно-правового регулирования судостроительной отрасли.


Реализация Стратегии разбита на три этапа. Применительно к военному кораблестроению предстоит сделать следующее:

Первый этап 2018 - 2020 гг.

Актуализация документов стратегического планирования. Решение первоочередных вопросов импортозамещения. Начало работ по госпрограмме "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2018-2027 годы". Завершение строительства ряда кораблей и судов.

Второй этап 2021 - 2025 гг.

Формирование единого цифрового пространства. Преодоление последствий введенных санкций. Завершение строительства серии кораблей и начало строительства головных кораблей новых проектов.

Третий этап 2026 - 2035 гг.

Значительный рост доли продукции отечественного судостроения на мировом рынке. Достижение полной импортонезависимости.

В итоге в рамках гособоронзаказа к 2030 году планируется построить 533 единицы военных кораблей, судов и плавсредств.



Источник: сайт twower.livejournal.com, блог Дениса Мокрушина "Записки русского солдата"
12

Теги: ВМФ, ВПК, флот