Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 06.08.18
Кремль поможет Пентагону громить Россию в космосе

Американские военные получат еще шесть РД-180.

На фото: двигатели "РД-180" (слева)

Двигатели «РД-180» / Фото: ТАСС, Борис Кавашкин

НПО «Энергомаш» подписало новый контракт с американским консорциумом United Launch Alliance (ULA). По нему в 2020 году планируется поставить в США еще шесть жидкостных ракетных двигателей РД-180. Об этом 31 июля заявил гендиректор НПО Игорь Арбузов.

«По РД-180 у нас был заключен контракт на поставку двигателей до 2019 года. Недавно ситуация изменилась, мы подписали контракт уже на 2020 год, в рамках которого поставим нашим партнерам еще шесть двигателей», — рассказал Арбузов в интервью «РИА Новости». Сумму сделки он раскрывать не стал. Есть версия, что американская сторона поставила условием неразглашение финансовой стороны контракта. Впрочем, ориентировочные цифры представить можно: первый российско-американский контракт стоимостью почти 1 млрд долларов. был подписан в 1997 году и предусматривал поставку 101 двигателя РД-180.

Напомним: российские двигатели Пентагон устанавливает на первую ступень ракеты-носителя Atlas 5. Причем, Конгресс США регулярно критиковал американских военных за использование российских двигателей. По мнению законодателей, это идет вразрез с вопросами национальной безопасности США. Дошло даже до запрета на использование РД-180 после 2019 года. Однако военное ведомство добилось отмены ограничений, поскольку свои двигатели в ближайшее время США создать не удастся.

Сразу после этого консорциум ULA по просьбе американских военных заказал у «Энергомаша» сразу 20 дополнительных РД-180. А теперь — еще шесть.

Казалось бы, за отечественных ракетостроителей можно только порадоваться. Американские двигатели, по оценке российских специалистов, смогут вытеснить российские в лучшем случае после 2025 года.

Как заявил Игорь Арбузов, NASA и ВВС США сертифицировали РД-180, используемые на первой ступени ракет Atlas 5, для полетов американских астронавтов в космос. Он также отметил, что в 2017 году американские специалисты провели на «Энергомаше» «аудит соответствия технологических процессов и системы менеджмента качества американским требованиям». «Выдано заключение, что наша система обеспечивает выполнение требований для проведения пилотируемых миссий», — рассказал Арбузов.

Словом, NASA и ВВС США без РД-180 как без рук.

Но надо понимать: русские двигатели нужны американцам, чтобы обеспечивать бесперебойную работу военной космической группировки США. Это, прежде всего, спутники системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), плюс спутники глобальной навигации. Известно, например, что для навигации необходимо как минимум 24 рабочих спутника. Если 3−4 выйдут из строя, система навигации США в значительной степени перестанет быть работоспособной и глобальной. По мнению военных экспертов, американский STRATCOM (объединяет стратегические ядерные силы, соединения ПРО и космические войска — в общей сложности 184 тыс. военнослужащих), командования на театрах военных действий, стратегическая авиация США зависят от работоспособности спутников не просто сильно, а критически.

И возникает вопрос: зачем мы снова играем на руку потенциальному противнику? Вашингтон причисляет нас к странам-изгоям и затягивает санкционную удавку. А мы в ответ делаем все, чтобы американским военным было комфортнее наносить удары по Сирии и следить за российской территорией.

По данным СМИ, Совбез РФ и Минобороны РФ выступали категорически против заключения новых соглашений с американцами. Но победил коммерческий подход: заказ позволит дозагрузить мощности НПО, а средства от него ускорят налаживание серийного производства РД-171МВ (для сверхтяжелой «Энергии-5») и РД-191 (устанавливаются на носителях «Ангара»).

"Решение о поставках РД-180 имеет политические плюсы, — отмечает военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Оно позволяет показать, что сами американцы не в состоянии сделать такие двигатели, хотя и пыжатся. Кроме того, химкинскому НПО надо работать: развивать производство, вкладывать средства в разработку новых двигателей. А заказ США — это огромные деньги, на которые можно решить массу вопросов.

Напомню, контракт на разработку РД-180 был подписан между НПО «Энергомаш» и американской компанией «Локхид-Мартин» в 1996 году. В основу двигателя легли советские разработки по РД-171 для «Энергии"-"Буран». При этом РД-180, в отличие от РД-171 — двухкамерный.

При этом в США эти двигатели специально адаптируют для установки на тяжелые ракеты-носители «Атлас-5» на совместном российско-американском предприятии «РД-Амрос». Так делается, поскольку законы США не позволяют использовать чужие двигатели в космической промышленности. Так что де-юре двигатель РД-180 вовсе не российский, а российско-американский.

Впрочем, это не означает, что США могут запросто найти замену РД-180.

«СП»: — То есть, Минобороны РФ и Совбез РФ не правы, когда требуют прекратить поставки?

— Против поставок РД-180 высказываются многие, но Россия эти двигатели все равно продает. Потому что иначе НПО «Энергомаш», что называется, ляжет. А нам этот завод нужен гораздо больше, чем американцам.

«СП»: — Если мы свернем поставки, это сильно ударит по Америке?

— Думаю, ущерб военно-космической группировке США мы нанесем сравнительно небольшой. Да, развитие в сфере военного космоса замедлится, Пентагон будет поставлен в затруднительное положение.

Но в итоге, я считаю, США без нас обойдутся. Как и мы сейчас обходимся без украинских двигателей.


Источник: издание "Свободная Пресса", Андрей Полунин
1



Теги: Армии и войны, проблемы ВПК, поставка, РД-180, США, космос