Блоги / Техника и вооружение

5:00 / 25.03.19
Бронетанковая экзотика: железная черепаха на четырех гусеницах Объект 279 – тяжелый танк (СССР)

«Объект 279» — советский тяжёлый танк, разработанный в 1957 году в Ленинграде конструкторским бюро во главе с Жозефом Котиным. Ведущим конструктором проекта являлся Лев Троянов. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности. .[1]

012.jpg

Объект 279 — советский тяжёлый танк / Фото: cont.ws

В 1956 году ГБТУ Советской Армии разработало новые тактико-технические требования к тяжелому танку. На их основании три конструкторских коллектива в Ленинграде и Челябинске приступили фактически на конкурсной основе к разработке новой машины, призванной  заменить танк Т-10. [2]

1.jpg

Танк Т-10 / Фото: topwar.ru

Коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Льва.Троянова [3] в 1957 году разработал опытный образец тяжелого танка – «объект 279», единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.

1а.jpg


Биографическая справка

Лев Сергеевич Троянов (18 мая 1902, Большой Сундырь, Козьмодемьянский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 1984, Ленинград, СССР) — советский конструктор бронетехники, специалист в области создания танков и самоходных артиллерийских установок. Дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1943, 1946). Доктор технических наук,

Происхождение

Родился 18 мая 1902 года в селе Большой Сундырь Татаркасинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье земского врача. Позднее семья переехала в Астрахань, где Лев Троянов в 1919 году окончил реальное училище и поступил добровольцем на службу в РККА.

В конце 1921 года он приезжает в Ленинград и поступает на механический факультет Ленинградского технологического института, совмещая учёбу с работой в инженерно-технических должностях на ряде промышленных предприятий.

Конструкторская работа

В 1929—1942 годах — работает в Опытно-конструкторском машиностроительном отделе (ОКМО) завода «Большевик» (завод завод № 174).

Во время эвакуации в ноябре 1941 года в Чкалове, а затем в апреле 1942 года в Омске — заместитель начальника КБ завода № 174. Участвовал в налаживании выпуска танков на новых производственных площадях, сначала Т-50 из ленинградского задела, а затем Т-34, на выпуск которых был переведен завод № 174 в Омске.

С 1942 года — заместитель главного конструктора Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) («Танкоград») Жозефа. Котина, отвечал за создание артсамоходов. Доктор технических наук.

C 1949 года, со дня основания ВНИИТрансмаш, работал в нём до 1973 года в должностях начальника отдела, старшего научного сотрудника. В 1969—1973 годах, после ухода с должности начальника отдела ВНИИтрансмаш, Троянов продолжал трудиться старшим научным сотрудником, передавая свой опыт молодым инженерам.

Основные работы

  • 203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года.
  • 76-мм СУ-5 в трех модификациях — с 76, 122 и 152-мм орудиями, зенитную 76-мм САУ СУ-6 — 1932—1936 годы.
  • Шасси для СУ-14, СУ-14-1 с 203-мм гаубицей и СУ-14-2 со 152-мм пушкой — 1936—1939 годы.
    Т-100 и артсамоход Т-100У со 130-мм морским орудием.
  • артсамоходы СУ-122, КВ-14 со 152-мм пушкой, СУ-152 с гаубицей МЛ-20С.
  • ИСУ-152-1, ИСУ-152-2, БЛ-8, БЛ-10, ИСУ-130, ИСУ-122БМ — не были приняты на вооружение.
  • тяжёлые танки ИС-2, ИС-3, ИС-4.
  • танк Т-50.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1943) — за разработку нового вида артиллерийского вооружения (СУ-122, КВ-14, СУ-152).
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за создание конструкции танка ИС-1 и коренное усовершенствование существующего танка
  • орден Отечественной войны I степени
  • орден Отечественной войны II степени
  • два ордена Красной Звезды
  • орден «Знак Почёта»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Описание конструкции танка "Объект 279"

Танк был спроектирован по классической схеме общей компоновки. Оригинальные конструктивные решения позволили получить наименьший заброневой объём (11,47 м³) среди всех тяжелых танков. Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами [4], дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.

Броневой корпус и башня

Корпус танка был сварен из четырёх крупных литых броневых элементов криволинейной формы. Толщина лобовой брони корпуса более чем в два раза превышала аналогичный показатель корпуса танка Т-10М и составляла 269 мм. Верхняя лобовая деталь с максимальной толщиной 192 мм была наклонена под углом 60° от вертикали, а бортовые детали толщиной 182 мм — под углом 45°.



Максимальная толщина литой башни сферической формы по всему её периметру составляла 305 мм при угле наклона 30°. Снаружи корпус танка и борта башни имели несъемные тонколистовые противокумулятивные экраны, дополняющие их обводы до вытянутого эллипсоида. Принятая схема бронирования обеспечивала надежную защиту лобовой части танка и его бортов от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов на всех дальностях стрельбы.

Вооружение

Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 [5] и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ [6]. Пушка имела систему продувки канала ствола сжатым воздухом.

001.jpg

130-мм пушки М-65 / Изображение: Wiki.warthunder.ru

002.jpg
14,5-мм пулемета КПВТ / Фото:soldats.club


В боевом отделении были размещены двухплоскостной стабилизатор «Гроза», оптический прицел-дальномер ТПД-2С, ночной прицел ТПН и механизированная укладка снарядов и зарядов с электромеханическим досылателем. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.

Двигатель

В танке устанавливался 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный дизельный двигатель ДГ-1000 (950 л.с.) или 2ДГ-8М (1000 л.с.) с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения. Однопоточная гидромеханическая трансмиссия включала двухреакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач с тремя степенями свободы и двухступенчатые ПМП. Для изменения скорости движения танка использовались три передачи переднего хода, при этом переключение двух высших передач было автоматизировано.

Ходовая часть

В ходовой части применялась нерегулируемая гидро-пневматическая подвеска и ленточный четырёхгусеничный движитель.

1-1.jpg

Пара гусеничных лент / Фото:www.dogswar.ru

В состав движителя входили 4 гусеничные ленты с закрытым металлическим шарниром, 4 ведущих колеса, 4 направляющих колеса, 24 опорных катка малого диаметра и 12 поддерживающих катков. Подобными по системе жидкостной подвески Объекту 279 являются японский танк Тип 74 и шведский Stridsvagn 103.

Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.

013.jpg

Преодоление вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи) / Фото: tankolet.ru

Благодаря оригинальным техническим решениям ходовая часть этого 60-тонного танка была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10М. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.

02.jpg
Танк "Объект 279"  / Фото: otvaga2004.ru


Другие системы

Танк оснащался системами ПАЗ, ППО, ТДА, ОПВТ и системой обогрева боевого отделения. Экипаж состоял из четырёх человек.

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка ещё двух танков не была завершена.

Итоги проекта

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена. Танк «объект 279» удачно прошел все испытания. Однако, весь проект, как и разработки всех новых тяжёлых танков в 1959 году закрыл Никита Хрущев, который активно поддерживал ракетное вооружение и одобрил развитие ракетного танка ИТ-1 (Истребитель танков–1) с ракетами «Дракон», непопулярного в войсках и быстро закрытого позднее. 

Единственный экземпляр уникального танка «Объект 279» сегодня экспонируется в Бронетанковом музее, в 50км от Москвы.

с3.jpg
Проекции танка «Объект 279» / Изображение: i.ytimg.com

Тактико-технические характеристики танка «Объект 279»

Боевая масса, т 60
Экипаж, человек
4
Длина корпуса, мм  6770
Длина с пушкой вперёд, мм 10238
Ширина корпуса, мм 3400
Высота, мм 2475
Бронирование, мм/град.:  лоб корпуса (верх) - 93 / 75 — 269 / 45;
лоб корпуса (низ) - 121 / 70 — 258 / 45;
борт корпуса - 100 / 65 — 182 / 45;
лоб башни - 217 / 50 — 305 / 30;
борт башни - 217 / 50 — 305 / 30
Вооружение:
Калибр и марка пушки 130-мм М-65 
Тип пушки  нарезная пушка 
Длина ствола калибров 59
Боекомплект пушки   24 
Прицелы:   стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С;
ночной ТПН-1 
Пулеметы
1 x 14,5-мм КПВТ 
Двигатель
2ДГ8-М дизельный с наддувом, макс. мощность 735 кВт (999 л.с.) 
Скорость по шоссе, км/ч  55 
Запас хода по шоссе, км   250 
Преодолеваемый подъём, град. 35 
Преодолеваемый брод, м  1,2
Произведено, шт 1


При написании материала использовались данные открытых интернет - источников:

1. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация "Объект 279".

2. Статья издания "Военное обозрение" - "Тяжелый танк Т-10".

3. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация "Троянов, Лев Сергеевич".

4. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация "Противокумулятивный экран".

5. Материалы сайта Raigap.livejournal.com, публикация "Опытная нарезная 130-мм танковая пушка М-65 (СССР. 1955 - 1956 год)".

6. Материалы сайта Soldats.Club, публикация "Пулемет КПВТ: ТТХ, конструкция, модификации",


Материал к публикации подготовил Станислав Закарян.


Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ"
12

Теги: Бронетанковая экзотика, железная черепаха, четыре гусеницы, "Объект 279", тяжелый танк