Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 16.04.19
Ракетная экэотика: проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К716 «Волга»

«Волга» – фронтовой (оперативно-тактический увеличенной дальности) ракетный комплекс. НИОКР с использованием опыта разработки ОТР «Ока» велись КБ Машиностроения (город Коломна) в первой половине 1980-х годов (главный конструктор – Сергей Непобедимый). [1]

В 1987 году СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, запрещавший разработку, строительство и эксплуатацию комплексов с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км. Выполняя условия этого соглашения, наша страна была вынуждена отказаться от продолжения эксплуатации нескольких существовавших ракетных комплексов. Кроме того, договор привел к закрытию нескольких перспективных проектов. Одной из разработок, не доведенных до эксплуатации из-за появления Договора о РСМД, был проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К716 «Волга». [2]

01.jpg

Работает комплекс «Волга» / Фото: allocer.nxt.ru

По имеющимся данным, создание проекта с условным обозначением «Волга» началось не позже середины восьмидесятых годов. Головным разработчиком комплекса стало Конструкторское бюро машиностроения (г. Коломна) во главе с Сергей Непобедимым [3], ранее создавшее проекты комплексов «Ока» [4] и «Ока-У». [5]

л1.jpg

Знаменитый конструктор, разработчик 28 российских ракетных комплексов, член-корреспондент Российской академии наук Сергей Непобедимый / Фото: lemur59.ru


Биографическая справка

Конструктор ракетной техники, создатель легендарных ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, противотанкового и переносного зенитного ракетного вооружения, член-корреспондент Российской академии наук Сергей Павлович Непобедимый родился 13 сентября 1921 года в городе Рязани.

В 1945 году окончил факультет боеприпасов Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана) по специальности "инженер-механик по боеприпасам", доктор технических наук, профессор.

1945-1989 годах работал в Специальном конструкторском бюро гладкоствольной артиллерии в городе Коломна (с 1964 года — Конструкторское бюро машиностроения), где прошел путь от инженера-конструктора до генерального конструктора.

В 1965-1988 годах под его руководством сданы на вооружение советской армии 28 ракетных комплексов различного назначения, среди них противотанковые ракетные комплексы "Шмель", "Малютка", "Малютка-ГГ, "Штурм-В", а также "Штурм-С", оснащенный впервые в мире сверхзвуковой ракетой, "Атака", высокоточные мобильные тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы "Точка", "Точка-У", "Ока", "Ока-У", переносные зенитные ракетные комплексы "Стрела-2", "Стрела-2М", "Стрела-3", "Игла-1" и "Игла".

Под руководством Непобедимого был разработан эскизный проект оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер", который был сдан на вооружение в 2006 году, создано принципиально новое направление в области вооружения — комплексы активной защиты бронетанковой техники и спецобъектов.

Под его руководством развернулась работа по созданию единственного в мире противотанкового ракетного комплекса, который способен обнаруживать и поражать цель при отсутствии оптической видимости, — "Хризантемы-С".

В 1989 году, после того, как по договору с США о сокращении ракет средней и меньшей дальности были уничтожены комплексы "Ока", которые формально не должны были подпадать под действие договора, Непобедимый подал в отставку с поста генерального конструктора и покинул КБМ.

С 1990 года Сергей Непобедимый работал главным научным сотрудником Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ, Москва), был научным руководителем научно-технического центра "Реагент" (Москва), советником начальника и главного конструктора ФГУП КБМ (Коломна).

В 2008 году вышла книга Непобедимого "Оружие двух эпох. Записки генерального конструктора ракетных комплексов".

11 апреля 2014 года Сергей Непобедимый скончался на 93-м году жизни.

Он был членом-корреспондентом РАН, действительным членом Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), Международной академии информатизации, Академии проблем космонавтики имени К.Э. Циолковского, Академии безопасности, обороны и правопорядка.

Входил в два диссертационных совета (РАРАН и ФГУП ЦНИИАГ), вел большую работу по подготовке научных кадров, читая лекции и доклады в ряде вузов и организаций, консультируя соискателей ученых званий.

Непобедимый был автором 350 научных работ, изобретений и одного открытия.

Заслуги конструктора были отмечены Ленинской премией (1964) и тремя Государственными премиями (1969, 1976, 1981). В 1971 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями.

В 2001 году Непобедимому было присвоено звание Заслуженный конструктор РФ.

Лауреат премии В.И. Вернадского, Премии имени Г.К. Жукова, главной премии фонда Российский национальный Олимп — "Человек-эпоха".

В 1999 году ООО ММП "Илиос" учредило три стипендии имени С.П. Непобедимого на кафедре СМ-6 факультета "Специальное машиностроение" МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Почетный гражданин Московской области, Рязанской области, города Коломны Московской области, города Щигры Курской области.


Главной задачей проекта «Волга» было создание современного оперативно-тактического ракетного комплекса, предназначенного для замены существующей системы 9К76 «Темп-С» [6]. При создании нового проекта планировалось использовать имеющийся опыт и существующие наработки по уже существующим комплексам, в первую очередь системам семейства «Ока».

В 1980 году полигон Капустин Яр начал подготовку к испытаниям ракетного комплекса "Волга" с дальностью действия 600 км (вероятно, такая дальность закладывалась в первый вариант ТТТ заказчика). В связи с тем, что дальность оказалась нестандартной для конфигурации полигона рассматривался вариант обустройства стартовой позиции на площадке 4А. .

В 1987 ггоду изготовлен опытный образец шасси для СПУ и ТЗМ комплекса, начаты испытания шасси, в КБМ оборудован опытный образец ТЗМ. Разработка прекращена в конце 1980-х годов (вероятно, в 1988-1989 годы)  на этапе проектирования комплекса и опытной отработки обеспечивающих систем (ТЗМ и т.п.) в связи с заключением Договора о сокращении РСМД.

Пусковое оборудование:

Самоходная пусковая установка на колесном шасси БАЗ-69481М [7] Брянского автозавода (опытный образец изготовлен в 1987 году). ТЗМ на таком же шасси (опытный образец оборудован КБМ в г.Коломна). Шасси создано на базе БАЗ-69481, не плавающее, по составу оборудования предположительно унифицировано с СПУ и ТЗМ комплекса "Ока". По нашему мнению, ТЗМ перевозит 2 ракеты и оснащена краном для заряжания ПУ.

2а.jpg

Шасси БАЗ-69481М / Изображение: models-online.ru

Тактико-технические показатели шасси БАЗ-69481М

Колесная формула 10 х 8
Расположение осей 2-3 (передние две оси поворотные, третья ось не ведущая)
Двигатель, количество, марка, мощность 2 х дизель КамАЗ-740.3 мощностью по 260 л.с.
Клиренс, мм 480
Ширина колеи, мм 2275
Радиус поворота, м
16,5
Масса, кг:
снаряженная - 21500 (без ракеты);
полная - 40500 (с ракетой и расчетом)
Грузоподъемность, кг 18600
Запас хода, км
900
Скорость максимальная по шоссе, км/ч 74
Боевой расчет, человек
4

02.jpg

Шасси БАЗ-69481М до переоборудования в ТЗМ комплекса "Волга" / Фото: www.russianarms.ru

03.jpg

Вариант 1 ТЗМ фронтового ракетного комплекса "Волга" на шасси БАЗ-69481М на испытаниях, 1987 г. / Фото: www.autocatalogue.ru

04.jpg

Вариант 2 ТЗМ фронтового ракетного комплекса "Волга" на шасси БАЗ-69481М / Фото: www.russianarms.ru

05.jpg

ТЗМ ракетного комплекса "Волга" на испытаниях / Фото: MilitaryRussia.Ru.


Есть вероятность того, что вариант 2 ТЗМ это опытная машина БАЗ-69481ТГ с газотурбинным двигателем.

Ракета комплекса "Волга":

0001.gif

Предполагаемая компоновка ракеты / Изображение: weapon.temadnya.com


Конструкция - количество ступеней - 2, в качестве первой ступени вероятно предполагалось использование ракетного блока ракеты комплекса "Ока" или "Ока-У".

Характеристики перативно-тактической ракеты

Класс ракеты
ОТР
Дальность пуска (предположительно), км 900-1000
Боевая часть отделяющаяся: специальная;
обычное снаряжение (фугасная или кассетная)
Управление БЧ на конечном учаске траектории использование аэродинамических рулей
Система наведения: инерциальная на новой элементной базе;
инерциальная с радиолокационной ГСН корреляционного типа (по цифровой карте местности в районе цели) для наведения на конечном этапе
Число ступеней 2 (в качестве первой ступени вероятно предполагалось использование ракетного блока ракеты комплекса «Ока-У»)
Двигатели РДТТ

с1.gif

Предположительные проекции различных вариантов ракет 9М714 комплекса 9К714 "Ока" / SS-23 SPIDER и предположительное изображение ракеты 9М714 "Ока-У" добавлено гипотетическое изображение ракеты комплекса "Волга" / Изображение: military.tomsk.ru

07.jpg

Предположительные проекции СПУ комплекса "Волга" с ракетой / Фото: allocer.nxt.ru

Двигатели - 1 х РДТТ, 4 поворотных сопла с двумя степенями свободы сопряженных с аэродинамическими рулями. На стадии НИОКР предполагалось использование дополнительных двигателей раскрутки, которые должны были придать вращение отделившейся БЧ с целью улучшения точности, но в процессе испытаний улучшения точности БЧ не произошло и в серийных специальных БЧ двигатели раскрутки не подключены к системе управления (см. ниже - Боевые части). В нижней части РДТТ в корпусе ракетного блока по окружности находятся окна обнуления тяги, которые по команде системы АПР (аварийного подрыва ракеты) вскрываются вышибными зарядами, давление в камере сгорания понижается и двигатель перестает работать. Для управления соплами и аэродинамическими рулями предназначены рулевые машинки 9Б89 для работы которых задействован газогенератор 9Д153. Электропитание всех систем ракеты обеспечивается турбогенератором 9Д154.

Тяга двигателя стартовая - 14820 кг

Время работы РДТТ максимальное - 70 с



Двигатель ракеты / Изображение:  Цифрами обозначены: 1 - торцовая часть корпуса РДТТ; 2 - заряд топлива; 3 - цилиндрическая часть корпуса; 4 - клапан; 5 - обруч-стяжка; 6 - задняя часть РДТТ; 7 - поворотное сопло; 8 - торцовая часть корпуса РДТТ; 9 - основная опора РДТТ; 10 - запал; 11 - чехол; 12 и 13 - тепловая защита;


Сопла двигателя и аэродинамичекие рули ракеты / Фото: forum.valka.cz.

009.jpg

Сопло двигателя ракеты / Фото: forum.valka.cz.

В хвостовой части ракетного блока между соплами маршевого двигателя установлена тормозная двигательная установка, используемая для торможения ракетного блока при отделении БЧ. Испытания тормозной двигательной установки проводлись с 1978 по 1983 годы

0011.jpg

Тормозной двигатель ракеты / Фото: commons.wikimedia.org

Система управления и наведение - система управления ракеты - автономная инерциальная (разработка ГосНИИАГ), коррекция траектории осуществляется на активном участке с помощью поворотных сопел двигателя и на протяжении всего полета с помощью решетчатых аэродинамических рулей. В состав управляющего оборудования входят командно-гироскопический прибор (КГП) 9Б86 (разработан НПО Электромеханики, город.Миасс) с гиростабилизированной платформой на которой установлены датчики угловых скоростей и ускорений, а так же датчики НИС (нуль-индикаторы скорости - для определения боковых скоростей); цифровое вычислительное устройство 9Б84, аналоговый вычиситель 9Б83, блок автоматики 9Б85 и блок управления электропитанием 9Б813. НИСы так же используются для горизонтирования платформы т.к. реагируют в т.ч. на земное тяготение. Рулевые машинки с газодинамическим движителем (от газового генератора, работу которого можно определить по дыму перед стартом). Отделение БЧ происходит за пределами атмосферы на нисходящем участке траектории. Траектория конечного этапа полета БЧ - почти вертикальное падение. Для оснащения БЧ ОТР "Ока" в ГосЦНИРТИ (главный конструктор И.Куприянов) был создан комплекс средств преодоления ПРО (предположительно ложные БЧ, средства постановки пассивных помех). Сектор наведения ракеты при старте 180 град. Система прицеливания на СПУ - оптико-электронная 9Ш133 (аналогична системе прицеливания ОТР "Точка").

002.jpg

Командно-гироскопический прибор системы управления ракеты смонтированный на гиростабилизированной платформе в состав которого входят три гироинтегратора, три гироблока и два НИС / Изображение: russianarms.ru

003.jpg

Командно-гироскопический прибор 9Б86. Хорошо видна гиростабилизированная платформа.
Существует не менее трёх модификаций КГП в разных корпусах / Изображение:www.rwd-mb3.de

Прицеливание ракеты осуществляется при горизонтальном её положении в СПУ. В направлении цели разворачивается гиростабилизированная платформа в командно-гироскопическом приборе. После старта ракета разворачивается в сторону цели, отрабатывая введеный угол. Благодаря изменению угла разворота ракеты после пуска возможно быстрое перенацеливание ракеты без перезаряда пусковой установки в секторе 180 градусов. Управление ракетой в полёте производится поворотом сопел двигателя и решетчатыми аэродинамическими рулями. По окончании активного участка траектории система управления продолжает работать. При входе в плотные слои атмосферы решетчатые аэродинамические рули управляют ракетой на нисходящем участке траектории, за счет чего повышается точность.

Для противодействия ПРО использованы почти все доступные в то время средства:

  • маневр после старта
  • необычно высокая траектория
  • высокая скорость
  • термозащитное покрытие головной части
  • разбрасываемые после отделения БЧ активные и пассивные помехи и имитаторы БЧ

Для затруднения точного наведения ПРО на активном участке траектории с целью придания пламени мерцания в состав топлива могли вводиться специальные присадки (теоретически такое возможно, но о практической реализации данных нет).

Компоненты оптико-электронной системы прицеливания ракетного комплекса серийно производились Уральским Оптико-Механическим Заводом (УОМЗ) с 1976 году.

004.jpg

Гирокомпас системы прицеливания 9Ш133 / Фото: www.rwd-mb3.de

Комплекс РЛ ГСН на БЧ и аэродинамические рули на БЧ  для наведения на конечном участке траектории. Предусмотрена возможность использования в составе разведывательно-ударных комплексов с получением целеуказания с удаленного источника информации с корректировкой и перенацеливанием БЧ на среднем участке траектории (с самолета разведки или ДРЛО).

Боевые части: по данным СМИ при разработке БЧ учитывался фактор радиолокационной заметности. Форма БЧ и расположение центра тяжести обеспечивают аэродинамическую стабилизацию БЧ на конечном участке полета. Для компенсации массы ядерного заряда, который по габаритам находится в широкой части конуса БЧ, в носовой части БЧ располагается компенсирующий груз. БЧ соединялась с ракетным блоком ракеты через переходный отсек, который у БЧ разного типа отличался.

В случае с ядерными БЧ в переходном отсеке размещались (по состоянию на середину 1980-х годов) обрезки фольги, пружинные самораскрывающиеся отражатели, малогабаритные источники активных помех и ложная БЧ (имитатор БЧ). Переходный отсек монтировался с БЧ на заводе-изготовителе и отдельно в войска не поставлялся. Конструкция переходного отсека ядерных БЧ 9Б513 отличается от конструкции переходного отсека других типов БЧ. При создании ракеты и комплекса предусматривалась возможность раскрутки БЧ после отделения от носителя с целью улучшения точности.

В переходный отсек ядерной БЧ перпендикулярно оси изделия установлены два двигателя раскрутки, однако к системе управления они не подключены и не использовались в серийных БЧ т.к. в процессе испытаний улучшения точности БЧ не произошло. По свидетельству очевидцев на некоторых ракетах переходный отсек был пустой - без двигателей раскрутки. Помимо боевых частей в комплектность комплекса входили габаритно-весовой макет и учебная (учебно-тренировочная) БЧ.

Для уничтожения БЧ в комплект поставки входил специальный кумулятивный заряд. Размещался заряд в контейнере для хранения БЧ. Габариты - цилиндр длиной 70-100 см и диаметром до 15 см. Заряд устанавливался на БЧ на специальную круглую метку темного цвета.

- кассетная 9Н74К с кассетным боезарядом 9Н224 включающим в себя 95 фугасных суббоеприпасов 9Н225 (масса - 3,84 кг, масса ВВ - 0,64 кг, габариты - 328 х 64 мм, образует 300 осколков массой 5 гр), центральный заряд 9Х313 (иногда пишут 9Ч313), комбинированный взрыватель 9А253, устройство разделения боевых элементов 9Ч59, резервный взрыватель 9А133, электрическую батарею 9Б246 (напряжением 28,5 вольт) и радиовысотомер 9А333-1. Перевозка и хранение осуществлялось в контейнере 9Я251. Кассетные БЧ поставлявшиеся на экспорт возможно не несли средств преодоления ПРО и вероятно оснащались фугасными боевыми элементами 9Н225.

На вооружении ВС СССР состояли ракеты с БЧ 9Н74К оснащаемыми самонаводящимися кумулятивно-фугасными боевыми элементами, которые в полете вращаются вокруг своей оси в поисках массы металла. Если при подлете к земле масса металла была обнаружена, то на низкой высоте срабатывает двигатель, направляющий суббоеприпас к цели, которая поражается кумулятивной струей. Если цель не обнаружена, то происходит подрыв боевого элемента при ударе о землю как обычного осколочно-фугасного боеприпаса. Если взрыватель при ударе о землю не сработал, то по прошествии некоторого времени срабатывает взрыватель самоуничтожения.

  Тактико-технические показатели БЧ

Длина, мм 2755
Диаметр, мм 800
Масса, кг 716
Масса в контейнере 9Я251, кг 1297
Высота подрыва, м 3000
Время работы электрической батареи БЧ, с 430
Время активации электрической батареи БЧ - не более 16 с не более 16

0012.jpg

Кассетная БЧ 9Н74К (габаритно-весовой макет) в контейнере 9Я251 на тележке 9Т114 / Фото: www.rwd-mb3.de

0014.jpg

БЧ 9Н74К / Фото: russianarms.ru

 

- ядерная 9Н74Б (ракета 9М714Б) мощностью 10-50 кт. Перевозка и хранение осуществлялось в контейнере 9Я252. БЧ соединяется с ракетой переходным отсеком 9Б513. 

Масса БЧ - 375 кг.

- термоядерная 9Н63 с зарядом АА-75 мощностью 200 кт . Перевозка и хранение осуществлялось в контейнере 9Я252. БЧ соединяется с ракетой переходным отсеком 9Б513.

Масса БЧ - 375 кг.

При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Материалы издания «Росинформбюро», статья Влада Зазарова «Нереализованные проекты: непобедимая «Волга»».

2. Материалы издания «Военное обозрение», статья Кирилла Рябова «Проект оперативно-тактического ракетного комплекса 9К716 «Волга»»,

3. Материалы РИА Новости, публикация «Биография Сергея Непобедимого».

4. Материалы сайта «Отечественная техника», публикация «Комплекс 9К714 Ока, ракета 9М714 - SS-23 SPIDER».

5. Материалы сайта «Отечественная техника», публикация «9К714У / 9К717 "Ока-У" - SS-23 SPIDER-B».

6. Материалы сайта «Отечественная техника», публикация «Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76 - SS-12 / S-22 SCALEBOARD».

7. Материалы сайта tech.wikireading.ru, публикация «БАЗ-69481М»


Материал к публикации подготовил Станислав Закарян


Источник : ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ»
1

Теги: Ракетная техника, экзотика, ОТРК "Ока", "Волга", разработка, КБ Машиностроения, Коломна, главный конструктор Сергей Непобедимый