Блоги / Техника и вооружение

5:05 / 02.04.19
Военноморская экзотика: уникальная подводная лодка МС-520 и МС-521 «Пиранья» (СССР)

Среди целого ряда военноморских проектов СССР одним из наиболее интересных и в какой то степени экзотичных является создание мини-подлодки типа «Пиранья».

4.jpg

Лодка проекта 865 «Пиранья» / Фото: Pinterest.ru

Быстрое развитие военно-морских сил стран НАТО и их противостояние ВМФ СССР стали причиной поиска советского военно-политического руководства путей противодействия этому. В числе таких был и вариант ведения боевых действий с использованием подводных лодок (ПЛ), способных действовать на мелководье и прибрежных реках. [1]

Во второй половине 1970-х годов командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит» техническое задание на разработку первого проекта советской сверхмалой подводной лодки. Согласно тактико-технического задания (ТТЗ), такая лодка предназначалась для использования на морских театрах с обширной мелководной акваторией шельфа с глубинами от 10 до 200 м.[2]

Подлодка должна была решать задачи противодействия противнику и ведения разведки. Для этого на ней планировалось установить радиоэлектронные средства, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 м. По требованию ТТЗ общее водоизмещение подводной лодки не должно было превышать 80 т. Главным конструктором проекта был назначен Л.В. Чернопятов, а с 1984 года - Ю.К. Минеев.

Так как более ранние наработки Остехбюро по сверхмалым ПЛ были засекречены и прочно забыты, вновь потребовалось начинать проектирование «с нуля». На этой стадии был выполнен значительный объем опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

Подводная лодка «Пиранья»

В матералах Википедии — свободной энциклопедии [3] дается следующее описание ПЛ «Пиранья»:

«Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» — проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 года по 1999 год. Всего было построено две подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года»


Опытная подводная лодка была заложена на Ленинградском Адмиралтейском объединении в июле 1984 года. Проект под номером 865 имел собственное имя «Пиранья». Впоследствии были разработаны и построены две сверхмалые подводные лодки – опытная МС-520 и головная МС-521. Лодки были построены и спущены на воду в ленинградском адмиралтейском объединении.

Строительство МС-520 началось в 1984 году, а МС-521 – в 1087 г., а спуск на воду - 20 августа 1986 года и 31 мая 1990 года соответственно. На вооружение советского ВМФ они поступили 30 декабря 1988 года (МС-520) и 25 декабря 1990 года (МС-521). Лодки были сделаны из легкого титанового сплава.

Внутренняя конструкция имела ряд особенностей. В центральном посту располагались все органы управления и весь экипаж. Электромеханический отсек, необитаемая часть лодки, предназначался для размещения двигателя и остальных элементов жизнеобеспечения экипажа, который посещал этот отсек только для ремонта оборудования. Гребной винт в поворотно-кольцевой насадке использовался по прямому назначению, а также в качестве руля при всплытии.[4]

В носовой части лодки размещались две насадки, на которые могли крепиться две мины или ракеты как в обычном, так и ядерном снаряжении. Здесь же была и шлюзовая камера, которая позволяла водолазам покидать лодку под водой и использовать ее как декомпрессионный отсек. Кроме того, водолазы могли получать воздух непосредственно из лодки по специальным шлангам. Экипаж мини подлодки состоял из 3 человек и 6 водолазов-диверсантов.

9.jpg

Однако заметного интереса у военных построенные подлодки не вызвали, т. к. их эксплуатация было сложной и они не отвечали необходимым характеристикам. В результате значительного боевого опыта использования «Пираней» нет, или о нем мало известно. Одна из лодок участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».[5]
Чертежи и макеты лодки демонстрировались на военной выставке в 1993 году в Абу-Даби и вызвали большой интерес специалистов и посетителей мероприятия. Известно также, что во время переговоров России и США о разоружении, американцы очень настаивали на включение подлодок «Пиранья» в список ликвидируемых образцов оружия.

016.jpg

Так предполагалось использовать подводную лодку «Пиранья» / Изображение: Nickol1975.livejournal.com


Подводная лодка «Пиранья» предназначена для решения различных задач противодействия противнику в условиях мелководного шельфа на глубинах 10-200 м. Может взаимодействовать с водолазами и боевыми пловцами на глубинах до 60 м.

Имеет двухкорпусную конструкцию. Сборочно-сварочные работы прочного корпуса проводились в цеха №9 «Адмиралтейских верфей». Цистерны главного балласта изготовлены на заводе «Пелла» из стеклопластика. Прочный корпус испытывался внутренним гидравлическим давлением.


Для последующего монтажа оборудования корпус ПЛ после испытаний был разрезан на две части. Спуск лодки на воду осуществлял плавкран «Демаг» с использованием специальной балки и штатных штоков спасательного устройства ШУ-200. Двигательная установка - дизель-генератор и гребной электродвигатель мощностью 220 л.с. и 82 л.с. соответственно с одним валом и гребным винтом фиксированного шага в поворотной кольцевой насадке. Электроэнергией лодку обеспечивали свинцово-кислотные или серебряно-цинковые аккумуляторы емкостью до 1200 киловольт. [6]

Габаритные размеры ПЛ «Пиранья» не превышали 28,2 м и 4,7 м в длину и ширину, осадка – 3,9 м. Водоизмещение надводное (подводное) - 218 (319) т. с топливом 6500 кг. Лодка могла двигаться со скоростью 6,43 (6,65) узлов в надводном (подводном) положении, скорость подводного экономического хода - 4 узла. Лодка могла действовать на дальность до 1450 миль в надводном положении, до 1000 миль – в режиме РДП, 250-260 (134) миль – под водой с использованием серебряно-цинковых (свинцово-кислотных) аккумуляторов. Максимальная глубина погружения - 200 м, автономность - 10 суток. 

015.jpg
Конструктивные особенности / Изображение: www.moremhod.info


Вооружение:

2 минно-торпедных аппарата (боезапас - 2 мины типа ПМТ, или 4 донных мины большой мощности, или 2 торпеды «Латуш»), 2 наружных контейнера для груза (4 буксировщика водолазов типа «Протон», или 2 транспортных средства водолазов «Сирена-У»). ПЛ имела шлюзовую камеру, комплект водолазного снаряжения для работы боевых пловцов (в носовой части ПЛ пристыковывалась к носовой переборке). Специальное оборудование: ГАК, РЛС, система обнаружения сигналов, комплекс средств радиосвязи, навигационный комплекс, перископ. 

Экипаж – 3 офицера (командир-штурман, помощник по электромеханической части, помощника по радиоэлектронному оборудовании). Лодка могла принять разведывательно-диверсионную группу из шести человек. Водолазный комплекс ПЛ позволял высаживать и принимать легких водолазов на глубинах до 60 м.

16.jpg


После выпуска двух экземпляров дальнейшее строительство сверхмалых подводных лодок в Советском Союзе остановилось. Серия ПЛ «Пиранья» ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521 (сдана флоту в 1990 году). Для каждой лодки были сформировано по два сменных экипажа и технический экипаж, обслуживающий обе лодки.

В марте 1999 года обе ПЛ отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Причины заключались в недостатке финансирования, бытовавшее мнение о нецелесообразности применения этих ПЛ, недостатки проекта (большое водоизмещение, трудности эксплуатации и др.)

В настоящее время ОАО «СПМБМ «Малахит» [7] предлагает производство под заказ улучшенный вариант подлодок «Пиранья» с современным оборудованием и практически теми же характеристиками с возросшим до 220 т водоизмещением.

с5.jpg

Устройство лодки проекта 865 «Пиранья» / Изображение: nevskii-bastion.ru

Тактико-технические показатели лодки проекта 865 «Пиранья»

Основные характеристики
Тип корабля малые ДПЛ
Разработчик проекта СПМБМ «Малахит»
Главный конструктор Л. В. Чернопятов, Ю. К. Минеев (с 1984 года)
Кодификация НАТО Losos class
Скорость, узлов: надводная - 6;
подводная - 6,7
Глубина погружения, м: рабочая - 180;
предельная -200
Автономность плавания, суток 10
Экипаж 3 + 6 водолазов
Размеры   
Водоизмещение, тонн: надводное - 218;
подводное - 319 
Длина наибольшая (по КВЛ), м   28,3 
Ширина корпуса наиб., м  4,7
Высота, м  5,1 
Средняя осадка (по КВЛ), м 3,9
Силовая установка  дизель + электродвигатель, 220 л. с.  
Вооружение 
Торпедно-минное вооружение 2 400-мм торпеды;
4 мины ПМТ 

При написании материала использовались открытые интернет-источники:

1. Публикация издания «Росинформбюро»,статья Влада Захарова «Нереализованные проекты: уникальная подводная лодка МС-520 и МС-521 «Пиранья» (СССР)».

2. Материалы издания «Уникальные технологии», публикация «Подводная лодка МС-520 и МС-521 Пиранья».

3. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»».

4. Cтатья Сергея Юферева в издании «Военное обозрение» - «Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»».

5. Статья Дмитрия Юрова «Зубы Пираньи. Россия начала производство сверхмалой подводной лодки П-650 Пиранья» на сайте Tvoi54.ru «Новосибирск»

6. Сайт издания «Подводный флот России», публикация  «Малая ПЛ проекта 865 «Пиранья» («Losos»)»

7. Материалы сайта пресс-службы ОАО «СПМБМ «Малахит».


Материал к публикации подготовил Станислав Закарян


Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ»
12


Теги: Военноморская экзотика, уникальная подводная лодка МС-520, МС-521 «Пиранья», разработка, СМБМ "Малахит" (СССР)