Новости / Архив

3:48 / 17.09.07

Анатолий Соколов: Проблема защиты гражданской авиации от ПЗРК и возможные пути ее решения


ПЗРК

Сегодня одним из наиболее эффективных и распространенных средств борьбы с самолетами, вертолетами и другими воздушными объектами при ведении боевых действий стали переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). Однако их широкое  использование в террористических целях  крайне обострило проблему безопасности полетов гражданских самолетов и вертолетов, сделало ее одной из самых острых и актуальных в современных условиях.

О том, насколько эффективны ПЗРК в борьбе с летательными аппаратами различного назначения свидетельствуют далеко не все известные результаты их применения в ходе боевых действий и в мирное время.


ПЗРК

Уже первые результаты применения ПЗРК в арабо-израильской войне 1969 г. продемонстрировали их высокую эффективность. Только в течение ноября-декабря этого года с применением ПЗРК "Стрела-2" было сбито 12 самолетов и вертолетов. При этом была отмечена одна важная особенность - надежную защиту летательных аппаратов от поражения ПЗРК весьма трудно обеспечить и, несмотря на проведение комплекса технических и тактических мероприятий, требуемый уровень защиты от них достигнут не был. В ходе очередных боевых действий на Ближнем Востоке только с мая 1981 г. по июнь 1982 г. этими комплексами в районе Голанских высот было уничтожено более 10 израильских самолетов и вертолетов.

Проблема обеспечения защиты летательных аппаратов от ПЗРК сохранилась и по прошествии почти двух десятилетий, что убедительно продемонстрировала Балканская война 1999 года. Только действия с высот более 3500 м и широкое применение высокоточного оружия позволили авиации НАТО избежать значительных потерь от югославских зенитных ракет с тепловыми головками самонаведения (ГСН).

Опыт локальных войн последних десятилетий показывает, что примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов в военных конфликтах связано с попаданием в них управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения (журнал "Зарубежное военное обозрение" №4, 2002 г.).

Можно констатировать, что угроза применения ПЗРК резко ограничивает диапазон высот применения всех типов боевой пилотируемой авиации, оказывает отрицательное влияние на точность нанесения ударов по наземным и надводным целям, снижает эффективность воздушной разведки и проведение десантных операций. А использование самолетов и вертолетов для решения задач обнаружения и спасения вообще становится проблематичным.


Пуск ракеты ПЗРК

Еще большую угрозу представляют ПЗРК в случае их применения против гражданской авиации, как в военное, так и в мирное время. Это подтверждает значительная активизация деятельности террористов в последние годы с использованием этого оружия. Повышенный интерес к нему с их стороны, наряду с другими можно объяснить двумя следующими важными факторами.

Первым из них являются значительные неконтролируемые запасы различных типов ПЗРК. По оценкам экспертов, в настоящее время "черный" оружейный рынок обладает запасами этого оружия в пределах от 50 до 100 тысяч единиц.

С другой стороны, повышенный интерес к ПЗРК со стороны террористов обусловлен рядом их специфических характеристик. В первую очередь это небольшие их массогабаритные показатели, которые в совокупности с малым временем приведения в готовность к стрельбе (не более 30 с) обеспечивают скрытность расположения на местности и внезапность применения этих комплексов. Кроме того, ПЗРК отличаются простотой в обучении и боевом использовании, а также высокой эксплуатационной надежностью в различных физико-географических и климатических условиях. А если к этому добавить и значительно более низкую стоимость в сравнении с поражаемыми ими летательными аппаратами, то с достаточно высокой степенью вероятности ПЗРК можно рассматривать как "идеальное" средство терроризма.

Указанные и некоторые другие особенности позволяют без больших проблем покупать ПЗРК и доставлять их в любой регион мира.

 

Исходя из основных боевых характеристик ПЗРК, наибольшей опасности гражданские самолеты и вертолеты подвергаются на высотах до 4,5 км в зоне шириной до 10 км и протяженностью 40-80 км от внешней кромки взлетно-посадочных полос аэродромов. С учетом этих и других факторов риск их поражения при взлете и посадке весьма велик, что неоднократно подтверждалось в последние годы. Причем угроза ракетных атак по авиалайнерам с применением ПЗРК со стороны террористов непрерывно растет, что подтверждают следующие известные факты.


Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 в полете. Фото А. Соколов

Так, в августе 2002 г. с использованием ПЗРК в Чечне был сбит тяжелый транспортный вертолет Ми-26, при катастрофе которого погибло 115 человек. В ноябре этого же года только неудачно выбранный азимут пуска и относительно невысокая разрешающая способность ГСН ракет "Стрела-2" (SА-7 по классификации НАТО) спасли от гибели 261 пассажира и 10 членов экипажа самолета "Боинг-727" чартерного рейса израильской авиакомпании "Аркиа эйрлайнз". Этот самолет был обстрелян при взлете из аэропорта Момбаса в Кении. Как полагают эксперты, в случае атаки лайнера из задней полусферы и пуске ЗУР по догонной траектории его катастрофа была бы неминуема.

 

В начале ноября 2003 г. ракетой из ПЗРК был сбит американский вертолет CH-47 с большим количеством военнослужащих, шесть из которых погибли. В том же году 22 ноября одна из двух ракет подожгла немецкий транспортный самолет компании DHL в аэропорту Багдада, который сумел совершить аварийную посадку. В целом же, начиная с мая 2003 г., самолеты США и их союзников в Ираке не менее 20 раз были обстреляны ракетами из ПЗРК.

 

Из-за угрозы применения этих комплексов в октябре 2003 г. канадские власти запретили посадку двух самолетов компании "Эль-Аль" в Торонто, а в августе того же года английская авиакомпания "Бритиш эйруэйз" на неделю приостановила полеты своих самолетов в Саудовскую Аравию.

Всего же, начиная с 1978 г., в Африке, Южной Америке, на Балканах и в Чечне было зарегистрировано не менее 35 атак на различные летательные аппараты с использованием переносных зенитных ракетных комплексов. При этом, за последние 10 лет в результате обстрела гражданских самолетов с использованием ПЗРК погибло более 300 человек.

Основные характеристики наиболее известных ПЗРК

Наименование

ПЗРК

Страна-производитель

Принят на вооружение

Досягаемость, м

по дальности

по высоте

"Стрела-2М" (SA-7)

"Стрела-3" (SA-14)

"Стингер"

"Игла" (SA-16)

"Джавелин"

"Мистраль"

FN-6

"Игла-С"

Россия

Россия

США

Россия

Великобритания

Франция

Китай

Россия

1970

1974

1978

1983

1985

1988

1995

2003

4200

4500

5500

5200

5500

6000

5000

6000

2300

3000

3500

3500

3000

4000

4000

3500

Основой всех ПЗРК является зенитная ракета с пассивной головкой самонаведения (ГСН), реагирующей на исходящее от цели инфракрасное (тепловое) излучение. Для повышения их точности наведения и помехоустойчивости в условиях воздействия естественных и искусственных помех ракеты (ПЗРК типа "Игла" и "Стингер") могут оснащаться двухканальной ГСН, работающей как в тепловом, так и фотоконтрастном режимах.

 

Заметный рост угрозы для гражданской авиации со стороны террористов, применяющих ПЗРК, резко активизировал работы в ряде стран по созданию средств и систем защиты от них.

США.

Согласно акту о противоракетной защите самолетов гражданской авиации (Commercial Airline Missile Defense Act), разработанного и предложенного рядом американских сенаторов, система защиты от ПЗРК должна быть установлена на 6800 гражданских авиалайнерах. По предварительным оценкам стоимость одного комплекта этой системы составляет 1 млн. дол, а всего проекта - 6,8 млрд. дол. По инициативе Министерства национальной безопасности (МНБ) была начата реализация двух летней программы стоимостью в 100 млн. дол с целью оснащения 1000 гражданских самолетов электронной противоракетной системой, аналогичной установленной на самолете президента США и военных самолетах американских ВВС.

По мнению специалистов МНБ, наиболее перспективным средством борьбы с ПЗРК является комплект средств направленного противодействия ИК- системам DIRCM (Directional Infrared Countermeasures). Но это не исключает рассмотрение и других концепций защиты от этого оружия. Производимый компанией "Нортроп Грумман" комплект DIRCM включает станцию предупреждения о пуске ракет (РЛС или другое средство обнаружения), процессор для обработки и оценки степени угрозы, лазерный или инфракрасный постановщик помех для дезориентации системы наведения ракеты.

Комплект оборудования для противодействия ИК-системам LAIRCM (Large Aircraft Infrared Countermeasures) той же компании пригоден для установки на пассажирские лайнеры. Эти станции постановки помех стоимостью 1-2 млн. дол каждая обеспечивают обнаружение и дезориентацию приближающейся ракеты в течение одной-двух секунд.

 

Другим направлением создания подобных систем является использование дипольных отражателей и ИК-ловушек, которые предлагаются группой компаний в составе "ATK тэктикал системз", "Ависис" и "Юнайтед эйрлайнз". Подобное оборудование уже используется на 1100 военно-транспортных самолетах и самолетах-заправщиках ВВС США. Оно применялось в Косово, Ираке, Афганистане и доказало свою эффективность. После обнаружения наземного пуска ЗУР бортовая система защиты автоматически выбрасывает быстровоспламеняющиеся ИК-ловушки, которые сгорают не достигнув земли, даже при падении с высоты 30 метров и не могут стать причиной пожара.

Американская фирма "Рейтеон" выпускает аналогичные противоракетные системы, в которых для обнаружения пуска ЗУР используется радиолокационная станция. После обнаружения пуска ракеты выбрасывается облако пирофорических частиц из фольги, ИК-излучение которых дезориентирует ГСН ракеты. Стоимость комплекта оборудования составляет 650-700 тысяч долларов.

 

Однако, по мнению специалистов еженедельника "Дифенс ньюс", вопрос оснащения авиалайнеров такими системами защиты весьма противоречив, что связано, в первую очередь, с их высокой стоимостью. Из-за финансовых трудностей ряд авиакомпаний вряд ли смогут установить такое оборудование на своих самолетах. По мнению экспертов, общая стоимость оснащения американских пассажирских самолетов противоракетными системами с учетом обучения персонала может составить от 6 до 12 млрд. дол. В связи с этим высказывается мнение, что выгоднее скупить все ПЗРК или улучшить систему безопасности аэропортов, чем оборудовать каждый самолет бортовыми противоракетными системами.

 

Наряду с этим возникает вопрос и юридической ответственности авиаперевозчиков и производителей противоракетных комплексов в случае попадания ракеты в самолет. Принятый в 2002 г. закон о борьбе с терроризмом путем развития эффективных технологий (SAFETY Act) ограничивает юридическую ответственность производителей подобных средств борьбы с терроризмом. Но он еще не применялся на практике и пока не ясно, смогут ли военные противоракетные системы, результативность которых определяется их собственной эффективностью и маневренностью военных самолетов, столь же успешно применяться на гражданских авиалайнерах с ограниченной маневренностью.

 

Тем не менее, стоимость защитных систем нельзя сравнивать со стоимостью сбитого авиалайнера с сотнями пассажиров на борту. В этом случае одновременный значительный ущерб будут иметь авиаперевозчики, производители авиационной техники, предприятия смежных отраслей и компании, связанные с ними. Итогом этого может быть практически полное прекращение полетов авиации и возможной причиной мирового экономического кризиса с потерями в сотни миллиардов долларов. Поэтому, несмотря на все сомнения, министерство национальной безопасности США продолжает исследования в этом направлении.

Израиль.

Значительные работы по повышению противоракетной защиты гражданской авиации ведет компания "Рафаэль", адаптирующая системы защиты от ПЗРК, используемой на израильских военных вертолетах, к гражданским самолетам. Суть ее действия заключается в следующем.

После обнаружения ракеты по излучению ее работающего двигателя с помощью бортовых датчиков аппаратура противодействия, расположенная в подфюзеляжной вращающейся турели, генерирует световой пучок. В качестве ложной тепловой цели он направляется в сторону атакующей ракеты и дезориентирует ее ГСН. По данным специалистов компании "Рафаэль", стоимость оснащения одного самолета подобной системой составит около 2 млн. дол, а на оснащение всего парка воздушных судов может потребоваться несколько месяцев.

В июне 2003 года на авиасалоне в Ле-Бурже был продемонстрирован пассажирский самолет, оснащенный системой из шести радаров для ведения постоянного мониторинга пространства вокруг авиалайнера и специального высокочастотного излучателя под его крылом. При атаке самолета этот излучатель "ослепляет" ракету и уводит ее в сторону.

 

Новый комплекс средств направленного противодействия ИК-системам на основе лазерной технологии MUSIC (Multi-Spectral Infrared Countermeasures) разрабатывает израильская фирма "Элбит системз". Он представляет собой автоматическую систему, которая обнаруживает, захватывает, отслеживает и обеспечивает противодействие приближающейся ЗУР без участия летчика. Путем излучения узкого лазерного пучка в направлении приближающейся ракеты и постановки помех ее системе наведения MUSIC отклоняет ЗУР от курса. Считается, что этот комплекс безопасен, так как не использует ИК-ловушки, что является немаловажным фактором при получении от Федеральной авиационной администрации (ФАА) и других организаций разрешения на установку таких комплексов на гражданских самолетах.

 

Великобритания.

Конкурирующая с американскими компаниями английская фирма "БАе системз" предлагает использовать оптоэлектронный датчик для обнаружения пуска управляемых зенитных ракет (ЗУР) и лазерный постановщик помех для дезориентации их системы наведения.


ЗРК

Британская компания "Каннинг раннинг софтуэр Лимитед" (CRLS) разработала специальную программу оценки степени угрозы террористической ракетной атаки против пассажирского самолета. Она устанавливается на компьютере средств РВО ADCS (Air Defense Siting Computer), прикрывающих  аэропорты. На основе информации о рейсах самолетов с защищаемого аэропорта и тактико-технических данных ПЗРК эта программа определяет наиболее вероятные места пуска ракет и повышает шансы правоохранительных органов по своевременному обнаружению потенциальных террористов. Программа ADSC не требует специальных аппаратных средств, позволяет выполнять и хранить фотографии, диаграммы и текстовые файлы наряду с данными ПВО. Эта информация может быть распечатана или передана другим пользователям в электронном виде. Программа включена в зенитную систему "Джернас" (экспортный вариант ЗРК "Рапира"), которая поставляется Малайзии. Существующая версия программы ADSC уже несколько лет используется британскими ВВС и армией для оценки позиций при развертывании систем ПВО "Рапира".


Станция

 

Украина.

Специалистами государственного научно-производственного комплекса "Прогресс" (г. Нежин) совместно с Киевской научно-производственной фирмой "Адрон" созданы станция оптико-электронного подавления (СОЭП) "Адрос" КТ-01АВ (масса 20 кг) для круговой защиты вертолетов от поражения всеми типами управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения, а также устройство для снижения тепловой заметности вертолетов Ми-8 и Ми-24 всех модификаций с двигателями ТВ3-117.

 

Работа станции "Адрос" основана на новом способе оптико-электронного подавления и новой конструкции модулятора с электронным управлением на основе программируемых процессоров. При этом не требуется значительного превышения энергии излучения самой станции (сигнала помехи) над излучением двигателей защищаемого вертолета (сигнал от цели). Станция обеспечивает постоянно действующую круговую зону защиты, не нуждается в информации о типе и частоте работы ГСН ракеты, работает без систем обнаружения пусков ракет и их сопровождения в полете, имеет относительно простую конструкцию и, как следствие, высокую надежность. "Адрос" срывает захват цели ГСН и уводит с траектории наведения на нее ракеты ПЗРК типа "Стингер" и "Игла", а также ракеты класса "воздух-воздух" Р-60, Р-60М, Р-73, "Сайдвиндер" и другие.

 

Для сравнения: аналогичная американская разработка ANQ-12 при массе в 350 кг стоит 1 млн. долл., а украинское изделие имеет более простую конструкцию, высокую надежность и гораздо дешевле. По заявлению разработчиков, вероятность срыва атаки ракеты при использовании СОЭП "Адрос" составляет 0,8 в сравнении с 0,5 у ее известных аналогов. Станция совместима с бортовым оборудованием вертолетов российского производства типа Ми-8, Ми-24 и сравнительно легко может быть адаптирована на вертолеты  других стран.

Станция "Адрос" принята на вооружение украинской армии и вызвала определенный интерес со стороны других стран. Были сообщения СМИ о заинтересованности станцией "Адрос", которую проявил к ней крупнейший в Европе производитель вертолетов Eurocopter, не имеющий аналогичных средств защиты вертолетов от пусков ПЗРК и авиационных ракет.


Защитно-экранное устройство АП-1В. Фото Ляшко

Устройство для снижения тепловой заметности вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 представляет собой экранно-выхлопное устройство (АП-1В), устанавливаемое на выходе отработанных газов двигателя вертолета. Судя по внешнему виду можно предположить, что требуемый эффект достигается за счет его конструктивных особенностей. Выхлопные газы направляются вверх в сторону вращающегося винта вертолета и смешиваются с окружающим воздухом. При этом их температура резко падает, снижая тем самым общее инфракрасное излучение защищаемого вертолета.

Россия.

Заметных успехов в разработке и производстве систем защиты гражданской авиации от ракет класса "воздух-земля" и "воздух-воздух" с ИК- ГСН добились предприятия российского ОПК.

Как считает один из создателей отечественного ракетного оружия, доктор технических наук Юрий Сизов, Россия уже сегодня готова предложить новейшие разработки для создания международной системы противоракетной обороны, которая защитит гражданские самолеты от атак с использованием ПЗРК. Это обеспечивается высоким уровнем развития российской лазерной техники и других новейших технологий, гарантирующих высокую степень безопасности используемых летательных аппаратов.

По его мнению, эта проблема может быть решена путем использования эффективных систем военного назначения и их адаптации для гражданской авиации. В этом случае такая система должна состоять из нескольких бортовых и наземных радаров, осуществляющих поиск целей по маршруту следования авиалайнера, и бортовых средств лазерного излучения. При этом главным требованием к ней является работа в автоматическом режиме. По утверждению некоторых экспертов, новая система защиты от ПЗРК установлена сейчас на большинстве боевых вертолетов в Чечне.


Контейнер с самолетной станцией помех

В 2002-2003 гг. российская всеракурсная лазерная система защиты от ракет классов "поверхность-воздух" и "воздух-воздух" с ИК ГСН, получившая название "Клен-М", была представлена на международных авиасалонах в Сингапуре, Берлине, Фарнборо и Париже, где привлекла большое внимание иностранных специалистов. Она была создана самарским государственным унитарным предприятием (ГУП) "Конструкторское бюро автоматических систем" и представляет собой высокоэффективную самолетную станцию постановки помех. Система способна предотвращать пуск ракет по защищаемому объекту с самолета и сорвать их наведение на траектории полета после пуска. Обладая высокой точностью и быстродействием, она в равной степени может использоваться на военных и гражданских самолетах.


Самолетная станция помех

Суть действия самолетной станции помех "Клен-М" заключается в следующем. При облучении ГСН ракеты лазерным излучением в ее систему управления вносится дополнительная ошибка, которая накапливается с течением времени. В результате нарушается нормальный режим работы и ГСН ракеты теряет сопровождаемую цель. Станция "Клен-М" обеспечивает обнаружение и сопровождение ракет, а также последующее подавление их ГСН лазерным излучением с вероятностью не менее 0,9 и 0,8 (при времени воздействия на нее до 1,5 с) соответственно. Борьба с указанными типами ракет может осуществляться в зоне 360 град. по азимуту и -45 - +30 град. по углу места. Масса станции без подвесных контейнеров не превышает 300 кг.

По словам профессора Александра Кислецова, одного из авторов этой системы, "использование лазера для срыва наведения атакующей ракеты существенно повышает эффективность защиты летательного аппарата по сравнению с уже известными методами противодействия…", обеспечивает надежную их защиту при взлете, в полете на высотах до 3 км и при посадке.


Принцип создания ложной цели за счет использования топливно-воздушной смеси

Активные работы в области защиты от ПЗРК привели также к созданию нетрадиционных средств и способов защиты летательных аппаратов. Так, система фирмы "Авиаконверсия", в отличие от некоторых широко рекламируемых других систем, прошла практическое испытание и уже сегодня может быть использована. Ее действие заключается в следующем.

На опасном участке полета самолет осуществляет непрерывный дозированный слив и распыление незначительного количества топлива. При обнаружении пуска ракеты с тепловой ГСН осуществляется воспламенение образовавшейся топливно-воздушной смеси, ИК-излучение которой значительно превышает собственное излучение самолета. В результате за самолетом образуется ложная цель, которую ГСН ракеты принимает за реальную.


Ложная цель за самолетом Су-24

В состав этой системы входят  устройства  обнаружения пуска ракет, дозированного слива топлива, его дистанционного воспламенения и блок управления. Обнаружение ракет может осуществляться радаром с дальностью действия 5 км и пассивным обнаружителем по ультрафиолетовому излучению ее двигателя, а поджог образовавшейся воздушно-топливной смеси - импульсным лазером, форсункой типа "огневая дорожка" или сигнальными ракетами. Блок управления комплексом предназначен для формирования команд на начало и окончание формирования ложной цели в необходимый момент времени. Безопасность и эффективность этого способа защиты от ракет с тепловой ГСН была практически проверена на самолетах Су-24 еще в 1985 году. Как показали летные испытания, ложная цель начинается в 6-8 м и заканчивается на удалении 22 м от хвоста самолета.

Сегодня эта система значительно усовершенствована, а ее высокие возможности демонстрируются на специальном полунатурном стенде. По словам разработчиков, наряду с другими преимуществами, одним из важнейших является ее стоимость, которая значительно дешевле лазерных. Это весьма актуально в современных условиях, так как предлагаемые за рубежом системы защиты, в зависимости от количества оснащаемых ими гражданских самолетов, оцениваются в 1-2 млн. долларов за один комплект, при том, что стоимость эксплуатации и его технического обслуживания может составить 26,5 дол за один летный час.

 

Проблема защиты гражданской авиации от ракет с тепловыми ГСН является в настоящее время одной из наиболее актуальных в мире. С учетом широты распространения террористических актов против гражданских самолетов и вертолетов, а также стоимости защитных систем она может быть решена путем объединения усилий ведущих мировых разработчиков систем противоракетной защиты. О необходимости консолидации международных усилий в этом направлении заявляют представители различных стран. Так, по мнению главы американского Управления по обеспечению безопасности на транспорте адмирала Джеймса Лоя, угроза имеет международный характер и необходимо "свести воедино знания и опыт, накопленные за годы" в области борьбы с ней в разных странах. 

 

Таким образом, создание средств защиты самолетов и вертолетов от ракет с тепловыми ГСН в настоящее время идет по пути создания систем на основе лазерных технологий, ИК-ловушек, а также с использованием нетрадиционных средств и способов. Каждое из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому предпочтение должно быть отдано тем средствам и системам, которые на практике покажут наибольшую эффективность и приемлемую стоимость.