Новости / Архив

13:41 / 11.01.12

Многоцелевой вспомогательный авианесущий крейсер с малой площадью ватерлинии – альтернатива или мечта?


Фото RusAviаShip (предоставлено автором)

Небезызвестный эксперт и деятель Петр Францевич Хомутовский специально для ИА «Оружие России» излагает свой взгляд на состояние российского флота и возможные перспективы его развития. Некоторое время назад он представил на рассмотрение новый инновационный проект о проектировании и строительстве 400-местного круизно-пассажирского судна-носителя экскурсионной подводной лодки и самолета амфибии с шасси на воздушной подушке. На основе этого проекта также рассматривался вопрос о создании нового проекта многоцелевого вспомогательного авианесущего крейсера и госпитального судна с телемедицинским оборудованием. Именно об этом проекте – проекте «три в одном стакане», как он его называет, П. Хомутовский хотел бы рассказать и представить его на страницах нашего портала на рассмотрение и обсуждение читателей. Этот проект, по его мнению, может и должен стать новым направлением в судостроении России. Статью, в которой полностью выражено его мнение, мы приводим практически без изменений.

 

Многоцелевой вспомогательный авианесущий крейсер с малой площадью ватерлинии – альтернатива авианосцам и вертолетоносцам или каждому субъекту России свое морское круизное судно

 

Как говорил Петр Столыпин: «России необходим такой флот, который в каждую данную минуту мог бы сразиться с вражеским флотом, стоящим на уровне новейших научно-технических требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающего врага…».

 

Нужно отметить, России не особенно везет на ниве развития и становления военного, торгового и круизного морского флота. Петровские флотские реформы привели к тому, что Московия, превратившись в Российскую империю в 18 веке, впервые в своей истории стала называться морской державой.

 

По иронии судьбы, в течение трех следующих столетий, флот России, действуя на различных морских театрах военных действий, добивался как блестящих побед, воспитав целую плеяду выдающихся флотоводцев России, так и терпел сокрушительные поражения, вплоть до полного уничтожения, как это было на Черном море и в Цусимском проливе. Балтийские матросы, поддержав в 1917 году революцию в России, уничтожили практически все командование Балтийского флота и Морского Генерального штаба России, а бывший главнокомандующий Черноморским флотом России адмирал Колчак, приняв на себя нелегкую ношу Верховного правителя России после отречения от престола императора России Николая II, был предательски убит большевиками в Сибири. Вследствие поражения белых армий в гражданской войне и изменения государственного строя в России, даже Андреевский флаг был сменен краснозвездным, «серпасто-молоткастым» флагом советского ВМФ. Под этим флагом в течение, более чем, 70 лет военный и торговый флот СССР продолжил свое поступательное развитие, став океанским и ракетно-ядерным, практически на равных соревнуясь с флотами США и европейских стран. Крах СССР привел к тому, что военно-морской флот страны, на долгие годы прекратил свое целенаправленное развитие и постепенно деградируя – утратил те преимущества, которые были достигнуты в советское время. Были утрачены практически все зарубежные базы и пункты обеспечения и в настоящее время флот России лишь изредка показывает, вновь обретенный, Андреевский флаг в дальних плаваниях.

 

Что касается торгового и круизного флота, то на пике существования в Советском Союзе было 17 пароходств и более сотни портов, а на морских торговых и круизных линиях находилось около двух тысяч торговых и пассажирских судов, из них более 20 морских круизных лайнеров. Правда, однобокое развитие флота привело к тому, что стало бытовать выражение – в СССР нет судостроения, а есть военное кораблестроение.

 

Внедрение рыночных отношений в экономику России нанесло смертельный удар, особенно, по военно-морскому и круизному флоту. Военные корабли сдавались на металлолом, на «Иголки», что бы в некоторых случаях превратиться в полноценный корабль-авианосец, как это было с недостроенным авианосцем «Варяг», а торговые и круизные суда «прихватизировались» и уводились под «удобные» флаги оффшорных юрисдикций. Это привело к тому, что сегодня под российским флагом не ходит ни одно крупное пассажирское круизное судно и утрачены более половины портов, а в речном флоте средний возраст речных судов составляет 40-50 лет. Такова не очень радостная краткая историческая ретроспектива состояния флота России на начало ХХI века…

 

Рассматривая перспективу развития флота в современных условиях плаваний на морских и океанских коммуникациях, можно сделать вывод о том, что ведущие военно-морские державы проводят между собой, своего рода, негласные спортивные состязания на обладание такими военными кораблями и морскими торговыми и круизными судами, которые способны были бы дать отпор различным угрозам открытого моря и океана и быть комфортными для экипажа и пассажиров.

 

Не искушенному в морских реалиях человеку может показаться, что военные моряки иногда становятся жертвами паранойи политиков, которые закладывают в государственные бюджеты огромные средства на проектирование, строительство и содержание военно-морских сил в мирное время. Для примера можно взять военно-морские силы США, которые имеют 12 авианосных ракетно-ядерных группировок океанского плавания, размещенных на всех морских театрах военных действий. Эта военно-морская паутина США опутала весь земной шар, словно предвестник апокалипсиса, о котором трубят средства массовой информации в преддверии 2012 года. Руководство США действует с учетом того, что авианосные ударные группировки, построенные в годы холодной войны – это основной и незаменимый инструмент его имперской внешней политики, даже после крушения основного геополитического противника США – Советского Союза. По сути, существование и развитие США в ХХ и начале XXI века происходит за счет увеличения государственного долга в сотни миллиардов долларов на создание и эксплуатацию авианосцев, кораблей сопровождения и судов обеспечения. Если страны Евросоюза постепенно сокращают свои военно-морские силы из-за отсутствия военной угрозы со стороны нынешней России, то правящие круги США, начиная со времен Великой депрессии и Второй мировой войны, пошли по пути развертывания беспрецедентной гонки морских вооружений и не прекращают ее до настоящего времени, хотя госдолг США уже зашкаливает за 15 триллионов долларов.

 

Однако, судя по информации из различных источников, военно-морские теоретики США начинают переосмысливать значение авианосцев и постепенно теряют к ним интерес. Судя по всему, из-за огромных расходов по содержанию авианосцев. К примеру, стоимость содержания одного авианосца более $10 млн. не считая зарплаты личного состава.

 

Совсем недавно в США был разработан и прошел ходовые испытания военный корабль прибрежной зоны нового поколения «Independence» - корабль, создаваемый по программе литоральных боевых кораблей (Littoral Combat Ship). И хотя ходовые испытания выявили ряд недостатков, программа постройки литоральных боевых кораблей - одна из основных, реализуемых сегодня ВМС США.

 


Военный корабль прибрежной зоны нового поколения «Independence». Фото korabley.net

 

Ее цель - серийная постройка и ввод в боевой состав флота более пятидесяти быстроходных и высокоманевренных боевых кораблей, оснащенных самыми современными комплексами ударного, оборонительного и радиотехнического вооружения.

 

Главная задача кораблей прибрежной зоны - борьба с нетрадиционными для американского ракетно-ядерного океанского флота силами и средствами противника в прибрежной акватории, причем не своей, а противника. Программа воплощается в жизнь с подачи командующего военно-морских операций ВМС США адмирала Кларка. По его мнению, корабли прибрежной зоны должны занять ту зону военно-морских операций, где применение авианесущих кораблей океанской зоны является либо слишком рискованным, либо чрезмерно дорогим удовольствием.

 

В России, на возникающие военно-морские угрозы, реагируют довольно своеобразно. Задачи о соревновании с ведущими в военно-морском отношении державами в создании нового вида кораблей и судов даже не ставится.

 

Более того, даже не принята общероссийская концепция развития военно-морского, торгового и круизного флота. Судоверфи и обслуживающие предприятия, которые в советское время позволяли производить сход со стапелей первоклассных военных кораблей, будучи хаотически приватизированными, вошли в различные группы компаний либо госкорпораций с разными направлениями интересов. В настоящее время, практически все они находятся в кризисном состоянии и, напрягая все силы, работают над выполнением нескольких экспортных контрактов для зарубежных стран, что бы окончательно не обанкротиться.

 

За предыдущие два десятилетия ВМФ России получил около десяти боевых кораблей. Это привело к тому, что когда было принято решение о патрулировании акваторий Аденского залива и Индийского океана, поставленная задача была на грани срыва, так как оказалось, что участвовать в борьбе с сомалийскими пиратами имеют возможность два корабля Северного флота, один корабль Балтийского флота и один корабль Тихоокеанского флота. В Черноморском флоте вообще нет кораблей, пригодных для патрулирования в Аденском заливе.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что за исключением состоящих на боевом дежурстве атомных подводных лодок, военно-морской флот России находится в кризисном, небоеготовом состоянии и, к тому же, этому способствуют ежегодные срывы выполнения гособоронзаказа, о котором говорил недавно президент России.

 

Заявления о том, что планируется к строительству авианосец нового поколения для военно-морского флота России можно рассматривать лишь, как декларирование.

 

Для того, чтобы спроектировать и построить новый атомный, водоизмещением до 60 тысяч тонн, авианосец, как заявляет руководитель направления гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации вице-адмирал Анатолий Шлемов, нужно не менее пяти лет и до $2 млрд. Хотя А.Шлемов утверждает, что ученые и конструкторы уже приступили к работе над моделью будущего корабля и даже определен его облик, - выработка проектных требований, тактико-технических заданий, выполнение различных технических советов займет не менее двух лет. И хотя на новом авианосце предполагается, что будет базироваться новый палубный самолет, который придет на смену действующему сегодня Су-33 с классическим горизонтальным взлетом и посадкой, а также, беспилотные летательные аппараты, разработка которых уже началась в России, но на этом новом авианосце не будут размещаться крылатые ракеты, как это было на предыдущих авианесущих крейсерах. Мотивируется отказ от размещения ракет тем, что корабль должен выполнять функции авианосца, а значит, все конструкции корабля должны быть разработаны для базирования и полетов палубных самолетов, которые сами по себе являются носителями ударного оружия. Но здравый смысл подсказывает, что каким бы всепогодным не проектировался палубный самолет для базирования на авианосце, в шторм он взлететь не сможет. Запуск же ракет можно произвести при любой погоде…

 

Исходя из этого, в средине 2010 года, в целях разработки нового направления в военном и гражданском судостроении я предложил работникам Объединенной судостроительной корпорации Баранову и Малярову рассмотреть вопрос создания авианесущего судна двойного назначения.

 


Фото RusAviаShip (предоставлено автором)

 

С этой целью я представил перед ними на рассмотрение новый инновационный проект о проектировании и строительстве 400-местного круизно-пассажирского судна-носителя экскурсионной подводной лодки и самолета амфибии с шасси на воздушной подушке. На основе этого проекта также рассматривался вопрос о создании нового проекта многоцелевого вспомогательного авианесущего крейсера и госпитального судна с телемедицинским оборудованием. Сразу скажу, эти работники подошли к рассмотрению проекта несерьезно и не творчески. Такой постановки вопроса они не ожидали и восприняли мои предложения с явным скептицизмом, а моя попытка переговорить с президентом ОСК Р. Троценко, не удалась, так как он нашел времени для разговора со мной.

 

Тем не менее, именно об этом проекте, проекте «три в одном стакане», я хотел бы рассказать и представить его на страницах  ИА «Оружие России» на рассмотрение и обсуждение читателей.

 

Именно этот проект, по моему мнению, может и должен стать новым направлением в судостроении России.

 

…Каждый, кто выходил когда-либо в море и попадал в шторм или бурю, вне зависимости от того страдает он морской болезнью или нет – всегда мечтал о судне, которое стоит на воде подобно скале, даже во время самого сильного шторма, то есть мало подвержено качке.

 

Решением проблемы качки во время шторма стала идея постройки судна представляющего собой некую площадку, опирающуюся на два корпуса, напоминающие по форме подводную лодку, каждый из которых обладает отдельным винтом. Такие морские суда – совершенно новый пример в проектировании и строительстве судов морского флота. Суда строятся по технологии, называемой «Small Waterplane Area Twin Hull» (S.W.A.T.H.), т. е. двухкорпусное судно с малой площадью ватерлинии. Люди, которые профессионально занимаются проектированием и строительством морских судов, знают, что есть только один тип судна, поведение которого не зависит от площади ватерлинии, – это подводные лодки, так как они перемещаются под водой на глубине. Так как качка под водой не чувствуется - это вдохновило ученых на поиски вариантов создания нового типа морских судов - двухкорпусных судов с малой площадью ватерлинии.

 

Работая по контракту в Канаде, в порту Ванкувера, я совершенно случайно узнал о выдающемся канадском изобретателе судов с малой площадью ватерлинии. Его имя - Фредерик Крид (Frederick Creed), изобретатель из Канады, родившийся в провинции Новая Шотландия. Фредерик Крид на себе прочувствовал все «прелести» нахождения на судне в шторм, когда путешествовал из Галифакса в Лондон на круизном судне, когда волны поднимают и бросают круизное судно из-за его большой площади ватерлинии. Занимаясь исследованиями в области судостроения, он, впервые в мире, осуществил замысел создания такого судна и в результате его исследований была создана радикально новая технология проектирования и строительства морских судов.


Frederick Creed (Фредерик Крид) Канадский изобретатель двухкорпусного судна с малой площадью ватерлинии «Small Waterplane Area Twin Hull». Фото korabli.ukoz.ru

Фредерик Крид впервые разработал концепцию судов с малой площадью ватерлинии и начал проектирование новой архитектуры судна, которое должно было вести себя намного стабильнее во время качки. Фредерик Крид рассчитывал, что такое судно будет практически неподвержено качке, даже в сильный шторм. В 1938 Фредерик Крид представил проект своего судна для рассмотрения в британское Адмиралтейство и в 1946 году получил патент в Великобритании. Представленная Фредериком Кридом форма судна имела два торпедообразных понтона под водной поверхностью. Расположенная над водой платформа стоит на них, несколькими опорами, которые образуют минимальную площадь ватерлинии.

 

Суда, спроектированные по этому принципу, стали обозначаться как SWATH. Также употребляются названия Trisec, Sea Sulky, российское обозначение суда с малой площадью ватерлинии (СМПВ), а также название полупогружаемый катамаран (англ. semi-submerged catamaran — SSC). Он пытался убедить представителей военно-морского флота США в необходимости использования такого корпуса при постройке авианосцев, которая обеспечивала бы безопасную посадку самолетам, но тогда его проект рассмотрен не был, так как в моде в то время была концепция однокорпусных плашкоутов.

 


Проект судна с малой площадью ватерлинии. Фото korabli.ukoz.ru

 

Предложенная Фредериком Кридом форма корабля SWATH использовалась военными США и Великобритании в глубоководных исследованиях и вследствие того, что была засекречена, была длительное время недоступна для использования в мировом судостроении. Фредериком Кридом также была предложена концепция проектирования и строительства судна - морского аэродрома (seadrome).

 

 


Проект судна с малой площадью ватерлинии. Фото korabli.ukoz.ru

 

На базе проекта судов с малой площадью ватерлинии в 2002 году было спроектировано и построено научно-исследовательское судно «Kilo Moana». Судно «Kilo Moana» - одно из самых совершенных в мире, как плавучая лаборатория с автоматизированными рабочими местами для проведения экспериментов, цель которых исследование океанов и его взаимосвязь с окружающей средой.

 


Судно «Kilo Moana». Фото korabli.ukoz.ru

 

Судно «Kilo Moana» изначально было разработано ВМС США и построено для исследовательских целей. Этим обусловлена его способность принимать на борт модульные лаборатории. Судно, находясь в водах Тихого океана кроме занятия научной работой, столкнулось с проблемой давних времен - морская болезнь. Преимущество на судне с малой площадью ватерлинии не только в комфорте передвижения. На судне «Kilo Moana» люди не подвержены качке при шторме до 6 балов и могут спокойно проводить изучение вод морей и океанов.

 


Сравнение устойчивости судна при волнении 6 баллов. Фото korabli.ukoz.ru

 

Ежегодно двести ученых проводят на корабле около 300 дней, составляя карты океанского дна, собирая данные о жизни живых организмов, солености воды и течениях. Они ищут выход из кризиса, который может коснуться каждого на перенаселенной планете. Судно делает таким устойчивым и уникальным погруженные в воду на глубину 2,5 метра две подводные мини-лодки. Расположение винтов на расстоянии друг от друга делают судно хорошо управляемым даже при боковом ветре.

 


Подводная часть судов с малой площадью ватерлинии. Фото korabli.ukoz.ru

 

Отличительной особенностью этого судна является отсутствие киля. Между понтонами и корпусом судна есть пространство, о которое рассеивается вся ярость океана. При бортовых волнах сила волн направлена вертикально, а не горизонтально, т. е. волна идет вверх, а потом вперед. Но большинство волн попадают в пространство между понтонами судна, а они находятся намного ниже поверхности океана. Суда, спроектированные по технологии SWATH имеют два торпедообразных понтона под водной поверхностью, и расположенная над водой платформа крепится к ним опорами, которые образуют минимальную площадь ватерлинии. Именно за счет этой узкой части корпуса корабль способен преодолевать высокие волны. Корабль плывет сквозь волны и над ними, вместо того чтобы преодолевать их всей поверхностью судна. Даже когда преобладают бортовые волны, корабль с таким устройством плывет спокойно, его не качает из стороны в сторону, как судно с монолитным корпусом. В таких условиях энергия волн распределяется по вертикали, а не по горизонтали, толкая и болтая судно традиционной конструкции вперед-назад.

 

В случае с использованием технологии SWATH энергия воды направляется между двумя подводными корпусами и понтоны хорошо поглощают волны. Усилия проектировщиков различных типов и водоизмещений судов направлены на то, что бы судно было устойчивым в любых экстремальных ситуациях. Дополнительную остойчивость обеспечивает большая ширина судна.

 

Большое преимущество кораблей типа SWATH в том, что они при сильных волнениях очень спокойно ведут себя на водной поверхности, что, например, предотвращает морскую болезнь у находящихся на борту людей. В зависимости от погоды, судно может изменять свои характеристики и приспосабливаться к существующим условиям.

 

Поэтому технология SWATH – это подходящая основа для строительства военных кораблей, круизных и госпитальных судов, на которых экипаж и пассажиры даже при сильном волнении могут продолжать работу или отдыхать, также такое судно может быть использовано для посадки людей при осуществлении спасательных операций.

 

На основании того, что данная концептуальная платформа судна мало восприимчива к волнениям, следует, что она прекрасно подходит не только для исследовательских судов, но и для создания боевых кораблей, особенно для строительства различных типов многоцелевых вспомогательных авианесущих крейсеров, а также круизных и госпитальных судов.

 

Технология SWATH в последнее время получает широкое распространение. На основании этой технологии строятся яхты, пассажирские паромы и лайнеры, исследовательские корабли, суда для вспомогательного и военного флотов.

 


Фото korabli.ukoz.ru

 

Большое распространение SWATH получили в США (особенно в военной области) и Канаде. В Европе данная технология осваивается в таких странах, как Норвегия, Португалия, Испания, Франция, Италия, Германия, Греция. В Азии большим количеством кораблей такого типа обладает Китай. Кроме того, их используют Япония, Турция, Филиппины, Индонезия.

 

В России корабли и суда, построенные по технологии SWATH, отсутствуют. Столетие назад, когда паровой двигатель и атомная паросиловая установка пришли на смену паруса, миллионы моряков и путешественников оставались и остаются во власти настроения океана. Если океан начинает бесноваться однокорпусному судну приходится не очень комфортно. Если посмотреть на море во время шторма, то кажется, что волны переносят воду с одного места на другое, но это не так. Подобно толпе людей на трибуне, которые делают «волну» и не двигаются при этом со своего места, вода тоже остается на месте. Чем ближе к поверхности, тем сильнее движение, как раз это та поверхность воды, с которой соприкасается днище корабля - это и называется площадью ватерлинии. Сила, с которой море бросает судно по волнам, зависит от его площади ватерлинии, т. е. от площади корпуса, которая находится непосредственно в контакте с водой. Когда вода поднимается и опускается, судно перемещается вместе с ней, результатом может стать морская болезнь, которая приводит к недееспособности команды и подвергает судно опасности.

 

Создание авианосных кораблей нового типа по технологии означает создание нового вида морских вооружений для российского ВМФ. Потому что защищать интересы России и интересы каждого россиянина в частности, нужно в любой точке акваторий мирового океана, не только при хорошей погоде. Исходя из этого, новый авианосец должен иметь тактико-технические характеристики авианесущего крейсера, со всеми необходимыми вооружениями на борту и способностью к одиночным плаваниям. В пользу этого говорит здравый смысл и то, что Россия не может позволить себе наличие большого спектра эскортных кораблей и судов обеспечения.

 

Сейчас в боевом составе ВМФ России находится единственный авианосец "Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов", который имеет водоизмещение 55 тысяч тонн, созданный еще в советское время.

 

Другие военные корабли и суда обеспечения строятся по обычной схеме однокорпусного плашкоута, но настало время пересмотра концепции проектирования, строительства и применения авианесущих кораблей и обычных кораблей с приданием ей целенаправленного характера по использованию технологии SWATH, как в военном, так и гражданском судостроении.

 


Проект многоцелевого вспомогательного авианесущего крейсера с малой площадью ватерлинии. Фото предоставлено автором

На борту таких морских судов предполагается разместить целый комплекс, как палубных самолетов-истребителей, так и легких гидросамолетов-амфибий с шасси на воздушной подушке и тяжелых, типа Бе-200, скоростные катера и другие морские средства, такие как малые подводные лодки, а также самые современные комплексы ударного, оборонительного и радиотехнического вооружения.

 

Принятие единой концепции построения военных кораблей и судов обесечения на базе технологии SWATH позволит создать стандартную платформу-носитель и на ее базе спроектировать суда различного тоннажа и назначения с дедвейтом от 1 000 до 20 000 брутто-регистровых тонн. Применение технологии SWATH в гражданском судостроении позволит создать классы морских круизных и госпитальных судов, а также скоростных судов-катамаранов для возобновления деятельности Крымско-Кавказской линии на Черном море, развития круизных линий на Балтийском море и Тихом океане, проложить перспективные круизные и торговые линии в страны Средиземного, Красного Морей и Индийского океана.

 

Присутствие российских военных кораблей в Средиземном море должно стать постоянным, по примеру нахождения там в советское время, 5-ой Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, что оказывало стабилизирующее влияние на политические процессы в ближневосточных странах.

 

В настоящее время, страны блока НАТО спровоцировали целую серию «цветных» революций из-за того, что отсутствует сдерживающий фактор в виде российского присутствия, а руководство России, занимая соглашательскую политику по отношению к военным авантюрам блока НАТО в Египте, Тунисе и Ливии. Дело уже дошло до того, что в Катаре бьют «морду лица» послу России, издеваясь над явной беспомощностью российского МИДа и руководства России в целом.

 

Граждане России уже устали ждать, когда им будет предоставлена возможность путешествий на судах под российским флагом, а российские моряки ждут, когда Андреевский флаг взлетит на флагштоках военных кораблей, построенных по последнему слову техники, обеспечив им право гордиться российским судостроением.

 

На просторах мирового океана должны появиться новые военно-морские суда под сенью Андреевского флага, а у каждого субъекта России должно появиться свое круизное судно.

 

Боже, храни русского моряка!