Новости / Архив

15:57 / 05.01.12

Отечественный ракетный комплекс «Ярс»


АПУ 15У175М комплекса РС-24

Предположительно, РС-24 «Ярс» появилась в результате работ по ракете 15Ж65 для комплекса «Тополь-М» со специальной платформой размещения боеголовок нового образца. 15Ж65 – совместная разработка КБ «Южное» и МИТ. Начало разработок – решение ВПК от 9 сентября 1989 г. №323. Тема разработок – НИР «Универсал». Ракету в исполнении разведения боеголовок с реактивным двигателем на твердом топливе без комплексных средств для преодоления противоракетной обороны, создавал МИТ. Комплекс разрабатывался как мобильный грунтовый гомплекс.

 

Такую же платформу, но с однотопливным жидкостным двигателем и системой преодоления ПРО, создавало КБ «Южное». Первую ступень общей платформы проектировало КБ «Южное», вторую и третью степени проектировал МИТ. Образец «1Л» созданный КБ «Южное» был готов пройти испытания на полигоне "Плесецк" в конце 1991 г. Однако, тогда главком РВСН отменил испытания.

 

В 1992 г. была попытка создания совместного Российско-Украинского предприятия для продолжения работ по созданию ракеты. Но никакого решения по данному вопросу принято не было. К середине 1992 г. КБ «Южное» полностью прекращает участие в проекте создания МБР. Всю проектную документацию передают в Российский МИТ, испытательный образец «1Л» также передан России в начале 1995 г.

 

Все сведения, представленные в статье, взяты из опубликованной и обнародованной информации в СМИ. Данные сведения сведены в один обзор и не претендуют на роль первоисточника, а являются информацией к ознакомлению.

 

 

Информация о службе РК «Ярс»

  • Первое появление в вооруженных силах – декабрь 2009 г., опытно-боевое дежурство «Ярс» в составе 1-го дивизиона, состоялось в Тейковской дивизии.
  • Конец ноября 2010 г., главком РВСН заявляет о постепенном перевооружении - «Тополь-М» заменят комплексами «Ярс».
  • Декабрь 2010 г., 2-й дивизион в составе трех СПУ входит в состав в Тейковской дивизии.
  • Март 2011 г., официально объявлено о заступление первого полка имеющим на вооружении ракету РС-24 «Ярс», из состава Тейковской дивизии, на боевое дежурство.
  • Август 2011 г., 3-й дивизион «Ярсов» входит в состав Тейковской дивизии. Формируется полноценный 3-х дивизионный ракетный полк с новейшим вооружением – МБР «Ярс».
  • Сентябрь 2011 г., военное ведомство России сообщает о формировании и заступление на боевое дежурство 2-го полка с ракетами «Ярс» до конца 2011 г.
  • Начало декабря 2011 г., в Тейковской дивизии заступает на дежурство (опытно-боевое) 2-й обещанный полк «Ярсов». Состав полка – подвижный КП полка и 1-й дивизион с тремя СПУ.
  • Середина декабря 2011 г., официально объявляют о перевооружении одного полка Глуховской дивизии в 2012 г. комплексами «Ярс».
  • Конец декабря 2011 г., второй полк Тейковской дивизии с ракетами «Ярс», официально заступает на боевое дежурство.

 


Командир боевого расчета пуска. ТПК ракеты

 

Ракеты РC-24 – 15Ж67 и шахтная 15Ж55М

 

Конструктивно РC-24 похожа на «Тополь-М», и имеет три ступени. Отличается от РС-12М2 "Тополь-М":

  • новой платформой разведения блоков с боеголовками
  • переоснащением некоторой части системы управления ракеты
  • увеличенной полезной нагрузкой.

 

На вооружение ракета поступает в заводском транспортно-пусковом контейнере (ТПК), в котором и проводит всю свою службу. Корпус ракетного изделия покрыт спецсоставами для уменьшения воздействий ядерного взрыва. Вероятно, дополнительно нанесен состав по технологии «стелс».

 


Старт ракеты 15Ж67. Фото topwar.ru

 

Система наведения и управления (СНУ)

 

СНУ – автономная управляющая система инерциального исполнения с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), вероятно используется астрокоррекция. Предположительный разработчик управляющей системы Московский НПЦ приборостроения и автоматики.

 

Использование активного участка траектории сократили. Для улучшения скоростных характеристик в конце отработки третей ступени, возможно, используют разворот с направлением нулевого приращения расстояния до полной отработки запаса топлива последней ступени.

 

Отсек приборного оборудования полностью герметичен. Ракета способна преодолеть на старте облако ядерного взрыва и совершить программный маневр. Для проведения испытаний ракету, скорее всего, оборудуют телеметрической системой – приемоиндикатор Т-737 «Триада».

 

Для противодействия средствам ПРО, ракета оборудуется комплексом противодействия. С ноября 2005 г. по декабрь 2010 г. были произведены испытания комплексов противодействия ПРО с использованием ракет «Тополь» и К65М-Р.

 

 


АПУ 15У175М комплекса

 

Ступени МБР «Ярс»

 

Ступени являются ракетными двигателями на твердом топливе. Топливо для ступеней «Ярса» разработки ФГУП "Союз" город Дзержинск.

 

  • Первая ступень – двигатель разработки Пермского НПО «Искра», предположительно используемое топливо Т-9БК-8Э.
  • Вторая ступень – вероятно, использует раздвижные насадки на сопло двигателя ступени, предположительный разработчик – МИТ. Используемое топливо – АП-65.
  • Третья ступень - вероятно, использует раздвижные насадки на сопло двигателя ступени, предположительный разработчик – МИТ. Используемое топливо – АП-65.

 

Возможно, 2 и 3 ступени используют технологию раздвижения насадков на сопла двигателей ступеней разработанную еще в 80-е годы Днепропетровским КБ «Южное» - раздвижение происходит продуктами отработки двигателей 2 и 3 ступеней.

 

Платформа разведения блоков с боеголовками, вероятно, использует специализированный двигатель с регулируемой тягой. Топливо платформы - разработка ФГУП "Союз" город Дзержинск. Существует вероятность использования двигателя для платформы разработок Днепропетровского КБ «Южное» прототип, которого использовался еще на первом образце - «1Л».

 

Двигатель работал на топливе «Пронит», регулируемая тяга – большая 300 кг. в безвоздушном пространстве и малая соответственно 3-6 кг.

 


ПГРК

 

Состав ПГРК "Ярс"

Предположительно именно МБР 15Ж67 установлена на мобильную АПУ 15У175М. Шасси – многоосное МЗКТ-79221. АПУ соответствует используемой АПУ «Тополь-М». Вероятно, шасси будем модифицировано со временем. Топопривязка производится в любом месте пребывания АПУ, для чего используют ИНС со спутниковой поправкой. Имеются данные об отличиях топопривязочной системы «Ярса» от «Тополь-М».

 

АПУ:

  • навигационная система с комплексом пересчета заданий
  • комплексное оборудование связи, для обеспечения качественного приема сигнала от ВЗУ и передачи информации о состоянии установки
  • аппаратура управления боевого запуска
  • автономная система подачи энергии
  • стрела размещения контейнера с ракетой
  • система гидравлики для управления горизонтированием АПУ
  • система контроля за температурно-влажностным режимом в контейнере и наземной аппаратуре
  • наземная система управления
  • комплекс прицеливания

 

Основные характеристики:

  • холодный старт с пороховым аккумулятором давления (ПАД)
  • формула колес 16 на 16
  • двигатель ЯМЗ-847.10 дизельного исполнения в 800 л.с
  • длина 22.65 м
  • ширина 3.35 м
  • высота 3.27 м
  • поворотный радиус 18 м
  • преодоление брода до 110 см
  • шины ВИ-178А / АУ регулируемого давления
  • вес 44 т
  • заправка топлива 0.82 т
  • скорость хода 45 км/ч
  • дальность хода 500 км

 

15Ж55М используется в шахтном исполнении по типу отдельный старт. Вероятно, ракета будет установлена в шахты от ракет РС-20, РТ-2ПМ2 и РС-18.

 

Характеристики ракеты:

  • длина 22 м
  • длина ступени 8 м
  • диаметр 2 и 3 ступеней 158 см
  • вес боеголовок 1.2 т
  • дальность применения до 12 тыс. км
  • время АУТ не более 200 с
  • отклонение до 150 м (КВО)
  • гарантированный срок эксплуатации более 10 лет

 

Возможные варианты БЧ:

  • до четырех РГЧ ИН до 300 клт
  • шесть РГЧ ИН в 150 клт
  • ведутся активные разработки новых маневрирующих управляемых боевых блоков, вероятно, используются наработки НИР «Альбатрос»

 

КСП ПРО предположительно создан на основе КПС ПРО "Сура".

 

Структура: Один дивизион «Ярс» состоит из трех самоходных ПУ и одного КП на шасси МКЗТ.

 

Даты:

  • декабрь 1991 г. – готов к испытаниям первый экземпляр-прототип «1Л»
  • май 2007 г. – 1-й пуск МБР «Ярс»
  • декабрь 2007 г. – 2-й пуск МБР «Ярс»
  • ноябрь 2008 г. – 3-й пуск МБР «Ярс».