Новости / Архив

">
17:24 / 08.08.12

Первый заместитель Министра обороны России А. Сухоруков назвал проблемы выполнения заданий ГОЗ


Александр Сухоруков. Фото www.mil.ru

На брифинге, который состоялся 8 августа в пресс-клубе Минобороны России по теме: "Оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации современным вооружением и военной техникой в рамках Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг.", первый заместитель Министра обороны России Александр Сухоруков рассказал журналистам о ходе выполнения ГОЗ и обозначил основные проблемы его выполнения.

 

Он подчеркнул, что оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) является неотъемлемой частью военно-технической политики, реализуемой органами государственной власти Российской Федерации в целях военно-технического обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности Российской Федерации.

 

"Напомню, что в декабре 2010 года Президентом Российской Федерации утверждена Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020) с объемом финансирования мероприятий около 20 трлн. рублей, в том числе более 19 трлн. рублей, реализуемых по линии Минобороны России. При этом в первые пять лет предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 30 % от предусмотренных ассигнований, а во второй «пятилетке» - 70 %", - заявил он.

 

Основной целью мероприятий ГПВ-2020, по его словам, является комплексное развитие системы вооружения, исходя из потребностей нового облика ВС РФ и требований нормативных документов, на основе комплектных поставок новых отечественных современных и конкурентоспособных ВВСТ с учетом возможностей оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации по реализации этих потребностей.

 


Фото ИА

 

Первый заместитель Министра обороны России отметил, что для достижения указанной цели, исходя из военных угроз, состояния системы вооружения, нового облика ВС РФ, оснащенности войск и технического состояния ВВСТ, а также финансово-экономических возможностей государства, основные усилия и ресурсы направлены на:

  • приоритетное оснащение современными и перспективными образцами ВВСТ стратегических сил сдерживания, соединений и воинских частей постоянной готовности
  • существенное обновление парка ВВСТ современными и перспективными образцами и обеспечение его поддержания в боеготовом состоянии
  • создание базовых информационно-управляющих систем, обеспечивающих применение высокоточного оружия
  • создание научно-технического и технологического заделов для реализации базовых и критических военных технологий в целях разработки новейших систем, комплексов и образцов вооружения

 

Александр Сухоруков заявил, что эти приоритеты в целом соответствуют общемировым тенденциям развития средств вооруженной борьбы и явились основой для распределения ресурсов по направлениям техники при разработке и реализации ГПВ-2020.

 

"Хочу подчеркнуть, что задачи, поставленные руководством страны по перевооружению ВС РФ, весьма масштабны и в результате выполнения программных мероприятий ГПВ-2020 доля современных образцов ВВСТ в войсках должна составить к 2016 году – 30%, а в 2020 году –70%", - заявил он.

 


Фото img.tyt.by

 

По словам А.Сухорукова, в июне-июле 2012 года, под руководством Президента Российской Федерации проведен ряд совещаний, где подробно рассматривались вопросы, связанные с перспективами развития военной авиации, Сухопутных и Воздушно-десантных войск, СЯС и ВКО, а также Военно-Морского Флота в соответствии с ГПВ-2020 и реализацией намеченных планов в рамках государственного оборонного заказа.

 

Он отметил, что в указанных совещаниях приняли участие руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ВПК при Правительстве Российской Федерации, а также ведущих предприятий и организаций ОПК.

 

На совещаниях детально рассматривались вопросы, в том числе:

 

  • текущее состояние с оснащенностью современными образцами ВВСТ видов (родов) войск
  • результаты выполнения плановых заданий ГОЗ-2011; ход контрактования заданий ГОЗ-2012
  • проблемные вопросы при реализации мероприятий, предусмотренных ГПВ-2020 в рамках выполнения заданий ГОЗ-2011 и ГОЗ-2012

 

По результатам совещаний выработаны исчерпывающие меры и даны соответствующие поручения участникам, направленные на строгое соблюдение темпов переоснащения ВС РФ новой техникой.

 

Применение такого подхода при контрактовании уже в 2012 году обеспечило размещение заданий по приоритетным направлениям, в том числе:

 

  • по поддержанию и развитию СЯС - в объеме 52,2 % от объема, предусмотренного на эти цели ГПВ-2020
  • на поддержание и развитие ВВСТ Войск воздушно-космической обороны - в объеме 36,4 % от объема, предусмотренного на эти цели ГПВ-2020
  • на поддержание и развитие морских сил общего назначения – в объеме 25 % от объема, предусмотренного на эти цели ГПВ-2020

 


Фото army-news.ru

 

"Как уже сказано, Минобороны России практически завершило договорную компанию 2012 г. При ее проведении мы столкнулись с теми же проблемами, что и в прошлом году. Прежде всего, это касается ценообразования, а точнее несовершенства системы ценообразования в целом", - отметил первый заместитель Министра обороны России.

 

Так, в соответствии с решением Президента Российской Федерации от 25 ноября 2010 г. № Пр-3443 Минобороны реализует подход к ценообразованию, исключающий «накручивание» прибыли головных исполнителей на затраты сторонних организаций. Это позволяет сократить стоимость отдельных образцов на 15-20%. Такой подход требует детального анализа исходных расчетно-калькуляционных материалов по ценам, которые своевременно запрашивались от предприятий.

 

Вместе с тем, по словам Замминистра, учитывая масштаб кооперации предприятий, участвующих в создании высокотехнологичных образцов ВВСТ с длительным циклом производства, а это - атомные подводные лодки, ракеты, самолеты и вертолеты, радиолокационные станции и другие сложные образцы, получить «прозрачность» цен в полном объеме удается не всегда.

 

"Несмотря на заблаговременно организованную работу Минобороны России по запросу РКМ, неспособность ряда предприятий ОПК представить расчеты, обосновывающие заявленные ими цены, являются главной причиной несвоевременного размещения заданий ГОЗ-2011 и ГОЗ-2012. Примером тому является ситуация с заключением контрактов на поставку практически всех типов авиационной техники в 2011 г. Предконтрактная работа затянулась до августа месяца, что в свою очередь отодвинуло заключение основных многомиллиардных контрактов на поставку самолетов и вертолетов. Поэтому, с учетом технологического цикла изготовления образцов (12-14 месяцев самолеты, 9-10 месяцев вертолеты), в ходе уточнения ГОЗ-2011 Минобороны по согласованию с ВПК установило сроки сдачи продукции в 2012 году при 100 % авансировании поставок", - отметил он.

 


Фото ИА

 

Отдельное внимание А.Сухоруков уделил проблемам выполнения заданий ГОЗ.

 

"В части характерных нарушений, допускаемых предприятиями-изготовителями – это, в первую очередь, невыполнение взятых на себя контрактных обязательств по срокам и объемам, а также поставка некачественной продукции, по которой выставляются рекламации из войск", - заявил он.

 

Причины такого положения дел, по его словам, неоднократно обсуждались на различных уровнях. К основным из них относятся:

 

  • слабая организация работ головными исполнителями государственных контрактов
  • низкий уровень технологической оснащенности производств
  • нереализованная потребность в квалифицированном персонале
  • значительное количество претензий к качеству поставляемых образцов ВВСТ при проведении испытаний и приемке

 

"Отмечу, что количество предъявляемых рекламаций не снижается", - подчеркнул Замминистра обороны.

 

А. Сухоруков отметил справочно, что за 2011 год выставлена 2271 рекламация, а за первое полугодие 2012 года - уже подготовлено 994 рекламации, при том, что поставка техники в войска в соответствии с условиями гос.конрактов намечена на 4 квартал. Кроме того, по его словам, наблюдается рост приостановок приемки финальных образцов ВВСТ. Так, в 2011 году приемка финальных образцов приостанавливалась 336 раз, а в первом полугодии 2012 г. - уже 188 раз.

 


 

"Отмечу, что несмотря на это, Минобороны России предпринимает все необходимые меры по выполнению установленных темпов переоснащения Вооруженных Сил современными вооружениями. При этом основные усилия направлены на оперативную проработку дополнительных поставок современного вооружения в войска с учетом технологической готовности предприятий по их производству с сохранением общего количества закупаемой техники в рамках программного периода", - отметил он.

 

Кроме того, по его словам, в обеспечение выполнения плановых заданий ГПВ-2020 Минпромторгом России реализуется ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», основной задачей которой является технологическое оснащение предприятий, осуществляющих разработку и производство приоритетных образцов ВВСТ.

 

Что касается предконтрактной работы по размещению заданий ГОЗ-2013 г., Александр Сухоруков отметил, что в настоящее время организован сбор расчетно-калькуляционных материалов с выдачей заключений по ценам. Для единственных поставщиков продукции надлежащим образом регистрируются цены в ФСТ. Совместно с Рособоронпоставкой готовятся конкурсная документация и проекты государственных контрактов.