Новости / Архив

10:26 / 24.12.11

Придут ли «Тайфун» и «Рысь» в армию?..


Бронеавтомобиль

Масштабность демонстрационного показа подчеркивало количество участников и представленных ими натурных образцов автомобильной техники. Свою продукцию представителям Минобороны и др. силовых ведомств России показали ЗАО Корпорация «Защита» и ООО «Военно-промышленная компания», ОАО «АЗ «Урал» и ОАО «КамАЗ», ЗАО «БАЗ» и ОАО «Уралавтоприцеп», ОАО «Машиностроительная компания «Витязь» и ОАО «Муромтепловоз», ОАО «Русская механика» и ООО НПФ «Трекол», а также ряд других.

 

Всего же 32 предприятия и организации отечественного автопрома на статической стоянке и в динамике продемонстрировали свыше 100 действующих образцов автомобильной и гусеничной техники военного и двойного назначения.

 


Фото Г. Будлянского

О важности мероприятия говорило и присутствие на нем руководителей предприятий, а также солидной делегации Минобороны РФ во главе с министром. Анатолий Сердюков внимательно знакомился почти с каждым из представленных на статической стоянке образцов.

 

В дальнейшем около 40 изделий различного назначения продемонстрировали свои возможности на пробеговой трассе испытательного полигона, изобилующей многочисленными препятствиями.

 


Бронеавтомобиль

Однако особое внимание глава Минобороны уделил бронированным автомобилям. Еще при осмотре статической экспозиции он внимательно знакомился с бронированными изделиями ЗАО «Корпорация «Защита», ООО «ВПК», ОАО «Камаз», «Урал» и «Муромтепловоз», а в впоследствии и демонстрации их ходовых качеств на своеобразной «полосе препятствий» пробеговой трассы.

 

После этого представителям Минобороны в рамках закрытого показа продемонстрировали новые бронеавтомобили «Тайфун» и «Рысь».

 


Специальное транспортное средство

Проблема оснащения армии и др. российских силовых структур бронеавтомобилями различного назначения весьма актуальна. Сегодня она обусловлена не только продолжающейся борьбой с незаконными вооруженными формированиями, но и необходимостью повышения защиты личного состава в боевых условиях, что давно и успешно решается в зарубежных армиях. Автомобили с усиленным бронированием, созданные путем модернизации серийных образцов, уже используются в антитеррористических операциях в России.

 

Однако окончательно решить проблему оснащения силовых структур таким путем невозможно, так как эти образцы не отвечают в полном объеме общепринятым требованиям, предъявляемых к специализированным бронеавтомобилям.

 


За рубежом такие машины созданы с использованием технологии MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), суть которой заключается в обеспечении защиты находящихся в ней людей от мин и стрелкового оружия.

 

С этой целью днище автомобиля выполняется, как правило, клинообразной формы, а сам автомобиль бронируется. В настоящее время машины типа MRAP серийно производятся в США, ЮАР, Германии, Австралии, Израиле, Иордании, Канаде и Великобритании. Работы по созданию бронемашин с повышенной противоминной защитой ведутся в России, на Украине, во Франции и Италии.

 


Бронеавтомобиль семейства

В связи с тем, что последний раз новая автомобильная платформа для войск была принята на вооружение еще в 1961 г., создание многоцелевых бронеавтомобилей можно рассматривать как новый этап в разработке отечественной автомобильной автотехники. Что же представляют собой «Тайфун» и «Рысь»?

 

Многоцелевые бронеавтомобили семейства «Тайфун» на конкурсной основе создают ОАО «Урал» и «КамАЗ», а бронеавтомобиль «Рысь» должен собираться на совместном российско-итальянском предприятии из готовых машинокомплектов.

 

Относительно бронеавтомобилей «Тайфун» ситуация достаточно понятна и работа над их созданием активно ведется. Как считают специалисты, в целом «Тайфун» не будет уступать зарубежным бронеавтомобилям типа MRAP. Еще в октябре 2010 г. автомобиль этого семейства был представлен Дмитрию Медведеву на заводе КамАЗ и тогда же Анатолий Сердюков заявил, что автомобили типа «Тайфун» будут закупаться для российской армии в ближайшие годы.

 

«Тайфун» представляет собой универсальный бронированный автомобиль военного назначения и является первой чисто российской специализированной разработкой. Проект, со сроком окончания в 2014 г., разрабатывается в различных вариантах. Официальной информации о характеристиках этих бронеавтомобилей в настоящее время нет, а данные в СМИ, в т.ч. электронных, отличаются друг от друга.

 


Бронеавтомобиль семейства

Так, в Бронницах демонстрировался модульный бронеавтомобиль «Тайфун» с колесной формулой 6х6 и полной массой 24 т. Он оснащен отечественным двигателем (450 л.с.), коробкой-автоматом, пулестойкими шинами с автоматической подкачкой и изменяемым (1-4,5 атм.), в зависимости от дорожного покрытия, уровнем давления. Защита, выполненная из комбинированной (керамическая и стальная) брони и бронестекла, обеспечивает круговую защиту от обстрела из крупнокалиберного (14,5-мм) пулемета КПВТ бронебойно-зажигательными пулями. «Тайфун»

 

Бронеавтомобиль выдерживает взрыв устройства эквивалентом 8 кг тротила под любым колесом и местом днища. Бронированный функциональный модуль на 16 человек оснащен специальными сиденьями с ремнями безопасности и съемными подголовниками, держателями для личного оружия, фильтровентиляционной установкой (ФВУА-100А) и кондиционером.

 

Огонь по противнику можно вести изнутри через бойницы и съемного дистанционно управляемого пулемета на крыше модуля. Войти внутрь модуля, крыша которого оснащена аварийными люками, можно через дверь и откидывающуюся аппарель. Трехместная бронированная кабина с одним спальным местом оснащена двумя экранами, которые могут использоваться для вождения при повреждении лобового стекла.

 


Бронеавтомобиль семейства

«Тайфун», по данным разработчиков, может быть использован в качестве разведывательной и командно-штабной машины, специализированной машины для решения задач огневой поддержки, ведения инженерной и РХБ разведки, охраны и сопровождения колонн, санитарной и перевозки личного состава и материальных средств.

 

Еще меньше известно о корпусном бронеавтомобиле. По имеющимся скудным данным, многие его узлы идентичны используемым в модульном бронеавтомобиле. Двухместная кабина бронеавтомобиля с колесной формулой 6х6 в передней части оснащена разнесенной стальной броней и выдерживает 30-мм боеприпас. В кабине справа имеется дверь для прохода в бронированный модуль, рассчитанный на 10 человек.


Перспективный бронеавтомобиль

По информации в СМИ, создается еще один бронеавтомобиль «Тайфун» на шасси КамАЗ-4310 с общей (полной) массой в 9,5 (17,5) т. При расходе горючего 35 л на 100 км машина на одной заправке способна проделать путь в 630 км, развивать максимальную скорость до 80 км/ч, преодолевать склоны с углом до 23 град. и броды до 1,75 м глубиной.

 

На стадии проектирования, по некоторым данным, находится бронеавтомобиль с неофициальным названием «Тайфуненок», на который предполагается установка 325 сильного двигателя и автоматической трансмиссии. При полной массе около 14 т (грузоподъемность около 3 т) на одной заправке машина может пройти 1200 км и способна преодолевать брод глубиной до 1,9 м.

 

Известно, что все бронеавтомобили семейства «Тайфун» будут оснащены гидропневматической независимой подвеской, двигателями нового образца и бортовой управляющей информационной системой (БУИС). Противоминная защита обеспечивается специальными креслами для экипажа и десанта, надежно фиксирующих человека и поглощающих энергию взрыва.

 

Судя по имеющимся данным о намерениях заказчиков и разработчиков, можно надеяться на завершение работ по созданию бронеавтомобилей «Тайфун» и их появление через 2-3 года в качестве штатной техники в войсках. Несомненно и то, что выделенные на эту разработку средства будут способствовать дальнейшему развитию российской оборонной промышленности и повышению оснащенности российской армии новой техникой.

 


Бронеавтомобиль

Несколько иная, мягко говоря, ситуация с бронеавтомобилем «Рысь» LMV M65, представляющего собой русский вариант итальянского бронеавтомобиля Iveco LMV M65 (колесная формула 4х4). Кроме российской армии, эта машина планируется для оснащения МВД и ФСБ. Машина оснащена дизельным 185 сильным двигателем с автоматической коробкой передач, которые обеспечивают движение с максимальной скоростью по шоссе до 130 км/ч. При полной массе 6,5 т с экипажем 4 человека (грузоподъемность 3 т) запас хода «Рыси» составляет 500 км.

 

Ранее сообщалось, что «Рысь» будет собираться на производственных мощностях автоконцерна «КамАЗ». Однако после сборки 10 машин из итальянских машинокомплектов, их испытания и передачи Минобороны, КамАЗ отказался от участия в проекте. В настоящее время сборку «Рыси» пытаются наладить, по одним данным, на одном из военных ремонтных заводов в Брянске, по другим – в Воронеже. Всего же по госпрограмме вооружений до 2020 г. Минобороны намерено закупить около 2000 таких машин.

 


Бронеавтомобиль

Однако реализация этого проекта вызывает ряд вопросов. Известно, что принятие на вооружение российской армии бронемашины «Тигр», отечественного аналога «Рыси», встретило сопротивление со стороны Минобороны.

 

Главными причинами этого явилось недостаточное бронирование и оснащение «Тигра» американским двигателем «Камминз». И то, и другое в настоящее время уже устранено и видимых препятствий для принятия «Тигра» на вооружение российской армии нет.

 


Бронеавтомобиль

При этом «Рысь», планируемая к производству с использованием иностранных комплектующих и материалов, а также американского двигателя, получает положительное решение со стороны того же Минобороны. Но ведь права на производство таких комплектующих, в т.ч. и двигателя, IVECO не передала российской стороне и в случае нелицензионного производства в России, американский Госдеп может заблокировать продажи грузовиков КамАЗ на Западе, а российская армия будет зависима от поставок зарубежных запчастей.

 

Ответ на вопрос, как воевать на машинах, запчасти для которых можно приобрести в странах НАТО, которые при любом удобном случае постараются воспрепятствовать этому, Минобороны РФ давать не торопится. Кстати, новая модель бронемашины «Тигр-М» оснащена отечественным дизельным двигателем ЯМЗ-5347-10.

 


Фото Г. Будлянского

Не меньше вопросов возникает по поводу характеристик самой машины. Так, по информации специалистов Минобороны, ОАО «КамАЗ» и компании IVECO, в марте 2011 г. итальянская бронемашина Iveco прошла баллистические испытания на немецких полигонах. При ее обстреле с разных дистанций и направлений бронебойно-зажигательными боеприпасами (210 выстрелов из стрелкового оружия) не было ни одного пробития.

 

Выдержала бронекапсула для личного состава и подрывы под передним левым колесом и днищем машины. Взрыв 6,4 кг тротила разрушил переднюю ходовую часть, сильно повредил двигатель, но манекен-водитель не пострадал, а датчики не зафиксировали превышения предела допустимых для человеческого тела перегрузок. Два взрыва оболочного взрывного устройства под пассажирским сидением справа от водителя и под задним правым сиденьем разрушили стальную противоминную защиту, но днище бронекапсулы осталось неповрежденным.

 

По утверждению представителей IVECO, за 10 лет эксплуатации в боевых условиях были подорваны 10 машин и только один раз погибли два и получили ранения три испанских военнослужащих (26.06.2011 г., Афганистан) при боковом взрыве мощностью 120 кг в тротиловом эквиваленте.

 

Высокую противоминную устойчивость «Рыси» в интервью «Российской газете» 20 декабря подтвердил и министр Сердюков. По его словам: «Подорвали, проверили - и убедились: все соответствует». Он считает, что в России необходимо наладить совместное производство с целью адаптации бронеавтомобилей к условиям РФ.

 


Сломанная

Однако на этот счет есть и другие мнения. Так, по мнению разработчиков и производителей бронеавтомобиля «Тигр», стоящего на вооружении внутренних войск и пользующегося успехом за рубежом, их машина ни в чем не уступает «Рыси», но стоит в 3-4 раза дешевле.

 

Так, согласно таможенной декларации, один машинокомплект LMV M65 для автозавода КамАЗ обошелся в 12 млн. рублей, а производство «Рыси», по другим данным, составит свыше 20 млн. рублей. Для сравнения, производство «Тигра» стоит около 5 млн. рублей. Эксперты считают, что затраченных на приобретение итальянских броневиков средств вполне хватило бы для усовершенствования российских бронемашин и поддержки отечественного ОПК.

 

Не менее красноречив и такой факт. На тренировке демонстрационного показа техники в рамках оружейной выставки «Нижний Тагил-2011» итальянский бронеавтомобиль сломался при преодолении одного из препятствий, а «Тигр» успешно преодолел все и предложил итальянскому «собрату» техническую помощь, которую хозяева итальянской машины «скромно» и вежливо отклонили.

 

Эвакуировал «Рысь» с трассы российский «Урал». В ходе же реального демонстрационного показа для «Рыси» (IVECO LMV M65) перед некоторыми препятствиями подсыпали грунта, а наиболее сложные из них машина, дабы не случился подобный конфуз на глазах гостей и потенциальных заказчиков, благоразумно обошла. И всю эту «картину в красках» зрители увидели сразу после успешного преодоления всех препятствий серийным «Тигром», прибывшим из войск для участия в показе. Вместе с тем, специалисты уже выявили и другие недостатки бронемашины «Рысь».

 

Среди них неудовлетворительное качество брони, наличие незащищенных мест в бронекапсуле и возможность извлечения раненого водителя только снаружи, что в условиях боевых действий несет прямую угрозу для спасателей. Кроме того, отсутствуют специальные бойницы для ведения стрельбы изнутри машины, а открытие окон в бою равно самоубийству. Вести стрельбу может или один человек из заднего ряда, или командир экипажа из съемного вооружения с дистанционным управлением.

 

Несет опасность для экипажа и расположение боекомплекта для съемного вооружения и табельного оружия экипажа на крыше и в незащищенном кормовом отсеке машины, что не позволяет провести перезарядку оружия под огнем противника. К этому следует добавить и тесноту, которая отрицательно будет влиять на бойцов в полной экипировке, особенно в условиях длительного марша.

 

По поводу ситуации с вопросом о принятии на вооружение «Рыси» существует сегодня несколько версий. Но результат один – в угоду, пока не очень понятно чьим интересам, но только не российским, отечественные производители теряют свои позиции даже там, где они вполне конкурентоспособны и на равных могут бороться с зарубежными. Как тут не посокрушаться по этому поводу и не вспомнить «не злым, тихим словом» тех, кто лоббирует чужие интересы ради чужих и, скорее всего, своих корыстных интересов.

 


Фото Г. Будлянского

Очень хочется надеяться на то, что определенный порядок в защите отечественных производителей, а и армии тоже, все-таки будет наведен после красноречивого ответа в прямом эфире Владимира Путина 15 декабря на вопрос представителей «Уралвагонзавода».

 

По его словам, публичные негативные высказывания руководства Минобороны и Генштаба о российской военной технике недопустимы и «… наносят ущерб России в сфере военно-технического сотрудничества».