Новости / Архив

12:51 / 30.12.11

Российский флот сегодня: итоги 2011 года


Фото www.arms-expo.ru

Прошел 2011 г., который был очень важным и для армии в целом, и для ВМФ России в частности. ВМФ можно хвалить за определённые цели, которые они достигли за год. Но, как известно, сплошная "похвальба" не может быть правдой и послужит лишь во вред. Поэтому и не помешает критика для того, чтобы увидеть определенные ошибки и избавиться от них в следующем году. Что нового было у ВМФ, какие успехи или неудачи ВМФ постигли - обо всем этом специально для "Оружия России" написал военный обозреватель Михаил Иринин.

 

С 1 декабря 2011 года при отбивании корабельных склянок российские моряки приступили отмерять время уже начавшегося в объединениях и соединениях Военно-морского флота страны нового, 2012-го учебного года. За первые две декады последнего месяца уходящего года на военных советах четырех флотов, Каспийской флотилии и в Главном командовании ВМФ адмиралы проанализировали состояние боевой подготовки, правопорядка и воинской дисциплины за 2011-й год, пожурили нерадивых офицеров и поощрили достойных, а также поставили задачи подчиненным на грядущие одиннадцать месяцев.

 

Лучшим в ВМФ России флотом по итогам года признан Тихоокеанский и его соединения: базирующаяся на Камчатке в бухте Крашенинникова 182-ая бригада подводных лодок (БПЛ) и 155-ая отдельная бригада морской пехоты (ОБМП), город Владивосток.

 

Именно эти воинские формирования и были Главкоматом отмечены как правофланговые по итогам активной фазы двусторонних командно-штабных учений (КШУ) Восточного военного округа, состоявшихся в прошедшем сентябре на территории Камчатского края. В ходе КШУ боевые корабли, флотская авиация и несколько тысяч военнослужащих округа совершенствовали в районе Авачинской губы навыки ведения боя.

 


Эсминец Быстрый. Фото предоставлено автором

 

На Авачу еду, плачу, а с Авачи – хохочу…

 

В прибрежных камчатских водах были задействованы гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) "Варяг", большие противолодочные корабли (бпк) "Адмирал Виноградов" и "Адмирал Трибуц", эсминец (эм) "Быстрый", госпитальное судно "Иртыш" и другие корабли. Справедливости ради, нельзя не сказать, что впечатление об этих учениях у многих наблюдателей принципиально разные. Часть журналистов восприняла их как проведенные удачно. Минобороны России в целом, тоже отрапортавалось о них, как о проведенных успешно.

 

Так, например, был описан один из эпизодов КШУ. После завершившейся высадки морских пехотинцев Тихоокеанского флота (ТОФ) на необорудованное побережье в Авачинской бухте  на море был разыгран эпизод ведения боевых действий против условного противника с выполнением боевых стрельб. Выйдя из Авачинской бухты в открытый океан, корабельная ударная группа ТОФ во главе с ГРКР «Варяг» получила очередную вводную на отражение воздушной атаки условного противника. Перестроившись из походного порядка в боевой ордер, корабли своими радиотехническими средствами отследили мишени и приступили к их уничтожению. Первым произвел зенитно-артиллерийскую стрельбу по воздушным целям гвардейский ракетный крейсер «Варяг», а затем подключились эсминец «Быстрый» и большие противолодочные корабли «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Виноградов». Стрельба велась зенитно-ракетными комплексами «Форт» и «Кинжал», а также установками артиллерии универсального калибра. Кроме того, применялись различные средства радиоэлектронной защиты.

 

Руководство учением оценило быстроту и точность поражения воздушных целей. Как отметил руководитель розыгрыша данного эпизода учений командующий приморской флотилией капитана 1 ранга Виктора Соколова, в целом экипажи кораблей с задачей справились успешно и многомесячные их тренировки при подготовке к учению не прошли даром.

 

Однако, следившие за практическим этапом двухсторонних командно-штабных учений журналисты и блоггеры поделились по его итогам в интернет-сетях нелестными отзывами.

 

В частности, по их наблюдениям, пятьсот морских пехотинцев 155-й ОБМП десантировались с моря на авачинский пляж на БТР-80 и других морально устаревших боевых машинах, где их атаку условно отражали всего семьдесят военнослужащих. Не заглохшая еще в воде десантируемая техника на первых же метрах суши обязательно застревала в пляжном песке. Не впечатлила наблюдателей и "изюминка" наступления атакующих сил в виде выброски в тыл оборонявшихся воздушного десанта, т.к. была десантирована всего лишь одна рота (130 чел.) парашютистов.

 


Мишень. Фото предоставлено автором

 

Венцом активной фазы КШУ собственно и должна была стать совместная стрельба участников учений крылатыми ракетами с берега и моря по надводной цели. Но и здесь, по мнению независимых наблюдателей, не обошлось без курьеза, вызвавшего резонанс в блогосфере. 17 сентября с. г. руководители учений получили доклад об уничтожении мишени в результате успешно проведенной комбинированной стрельбы.

 

Однако, двумя днями позже, 19 сентября, в блогах появились фото отбуксированной в Авачинскую бухту четырехпалубной плавказармы финской постройки на триста коек - ПКЗ-35, списанной из состава флота и использованной на учениях в качестве той самой морской цели…. Информация в сети о плавказарме-мишени, возвратившейся со стрельб "без единой царапины", так и осталась не прокомментированной пресс-службой Тихоокеанского флота.

 

Таким образом, мнения наблюдавших за проведением КШУ принципиально разнятся. Собственно, как это и было всегда, а истина, очевидно, где-то посередине...

 

Вместе с тем, все из вышеперечисленных вымпелов-участников учений Восточного округа относятся уже к стареющим как физически, так и морально, надводным кораблям.

 


Вулкан. Фото предоставлено автором

 

Товарищ, я вахты не в силах стоять… 

 

Например, флагману Тихоокеанского флота, ГРКР "Варяг" проекта 1164, с момента включения в боевой состав ВМФ (1989 год) исполнилось немного-немало - 22 года. Возраст для крейсера как представителя класса кораблей, что в среднем пребывают в боевых составах флотов лет по тридцать, солидный. Но, независимо от усталости металла корпуса "Варяга", его вооружение уже нуждается в модернизации.

 

И это несмотря на размещение на крейсере ракетного комплекса "Вулкан" со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами (КР) П-1000, способными нести ЯБЧ мощностью до 350 кт на дальность до 700 км. Да, в девяностые годы залп из шестнадцати не перезаряжаемых пусковых установок комплекса "Вулкан" гарантировал "Варягу" нанесение невосполнимого урона авианосно-ударной группе (АУГ) противника. Еще задолго до материализации Объединенными ВМС НАТО решений Лиссабонского саммита о построении новой противоракетной архитектуры западные конструкторы и адмиралы по достоинству оценили возможности КР П-1000.

 


Фото предоставлено автором

 

В частности, на боевых кораблях альянса система комплексного управления вооружением Aegis ("Иджис", эгида – англ.) и противоракетами Standard Missile-3 (SM-3) безошибочно обнаруживает, определяет и уничтожает, в т. ч. низколетящие, цели на расстоянии до 700 км. Инженеры корпорации Lockheed Martin над обновлением интеллекта корабельной системы "Иджис" продолжают работать в тандеме с японскими радиоэлектронщиками. К сожалению, лучший в ВМФ России Тихоокеанский флот имеет в 3 раза меньше вымпелов, чем Морские силы самообороны (МСС) Японии. Превосходство 7-го флота ВМС США над ТОФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе измеряется в десятикратных цифрах. И это без учета кораблей ВМС Южной Кореи. Уже в обозримом будущем большинство боевых единиц МСС вооружатся Aegis последних модификаций.

 


Американский эсминец  УРО McFaull.  Фото media.defenseindustrydaily.com

 

Поэтому представляется нереальным прорвать одним залпом ПКР "Вулкан" или "Гранит" оборону современной системы "Иджис", например, американского эсминца УРО McFaull или испанского фрегата Almirante Juan de Borbon, следующих наряду с другими боевыми кораблями охранения в составе ордера. Разумеется, что Главкомату не укрепить защиту дальневосточных рубежей страны простым переводом однотипных "Варягу" ракетных крейсеров "Маршал Устинов" (СФ) и "Москва" (ЧФ) в тихоокеанскую бухту Стрелок.

Все корабли пр. 1164 требуют капитального ремонта и модернизации. Решение по ним необходимо принимать именно сейчас. В противном случае их ждет судьба тяжелых атомных ракетных крейсеров пр. 1144 (4 ед.), единственный из которых ("Петр Великий", 1998 г., СФ) находится в боевом строю. Многомиллионные ассигнования на содержание таких крейсеров непомерно дороги для государства, невзирая на непревзойденную ударную мощь кораблей этого проекта.

 


Бпк пр. 1155

 

Дислоцируемый на Тихоокеанском флоте бпк пр. 1155 "Адмирал Виноградов" (1988 г.) пребывает в кампании 23 года, а "Адмирал Трибуц" (1985) 26 лет. Эм пр. 956 "Быстрый" (1989) и его четыре находящихся в строю ВМФ "собратьев" по проекту располагают часто ломающейся и неэкономичной котлотурбинной энергетической установкой. Хотя бпк пр. 1155 в отличие от эм пр. 956 и имеет более надежную газотурбинную энергоустановку, он проектировался более тридцати лет тому назад, поэтому не обладает современными комплексами противовоздушной обороны и эффективен только для решения противолодочных задач и в составе корабельного ордера.

 

По большому счету, поочередно задействовать каждый из четырех наличествующих на Тихоокеанском флоте больших противолодочных кораблей этого проекта в районе Аденского залива в борьбе с морскими пиратами командование может лишь только потому, что сомалийские корсары пока не применяют при захвате судов противокорабельные ракетные комплексы. Приведенных неполных характеристик вымпелов лучшего в системе ВМФ России флота, коим в уходящем году стал Тихоокеанский, достаточно для понимания, что уже минуло время постоянного присутствия в Мировом океане на ротационной основе российских ордеров из боевых надводных кораблей, прежде всего, авианосно-ударных групп.

 


ТАКР

 

Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит…

 

Ведь Россия уберегла лишь один (1989 г. п.) из семи когда-то построенных в Советском Союзе тяжелых авианесущих крейсеров – ТАКР "Адмирал Кузнецов" (пр. 1143.5). Специально оборудованного пирса для поддержания жизнедеятельности крейсера по месту его постоянной дислокации в Североморске (Северный флот) инженеры не предусмотрели, равно как в конструкции "Адмирала Кузнецова" нет и вспомогательной котельной установки, что вынуждает при стоянке корабля у стенки или на рейде постоянно эксплуатировать один из восьми его главных котлов. Неэкономичный крейсер шесть лет из своей корабельной жизни потратил на три заводских ремонта и готовится к четвертому (модернизации), который ориентировочно продлится до 2017 года на "Севмаше". А начнутся модернизационные работы сразу же по возвращению в 2012 году "Адмирала Кузнецова" из нынешнего, третьего по счету, похода по Средиземному морю к российскому пункту материально-технического обеспечения в сирийском порту Тартусе.

 


ТАКР

 

Цель упомянутого похода не настолько уж политическая и заключающаяся в напоминании Россией Североатлантическому альянсу о себе как морской державе на фоне нестабильной обстановки в ближневосточном регионе. Переход крейсера к сирийским берегам наряду с военными можно рассматривать и с точки зрения коммерческих задач, т.к. поход связан с опробованием в условиях моря многофункциональных истребителей МиГ-29К, предназначенных для дальнейшей передачи индийским партнерам на "Викрамадитью" (бывший ТАКР "Адмирал Горшков"). Да и прошел "Кузнецов" атлантические широты к испанскому порту Сеуту без должного в подобных случаях корабельного охранения (бпк "Адмирал Чабаненко" (СФ), скр "Ярослав Мудрый" (БФ) и танкер "Сергей Осипов"), что свидетельствует о предстоящей миротворческой миссии крейсера на Средиземноморье.

 


Фото armstass.su.

 

Возможно к широко освещенным в отечественных и западных электронных СМИ громким заявлениям на V Международном военно-морском салоне (IMDS-2011) в Санкт-Петербурге о вступлении первого отечественного авианосца с ядерной энергетической установкой в боевой состав российского флота в 2023 году необходимо относиться как к коммерческому действу. Недаром на IMDS-2011 Главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий заявил: "Через два года мы займём мировое лидерство в проведении военно-морских салонов такого масштаба". Объективно, у России в строительстве авианосцев в ближайшие 10-12 лет нет как финансов, так и нужды. Хватило бы, прежде всего, материальных возможностей "довести до ума" предстоящую модернизацию "Адмирала Кузнецова" на "Севмаше"...

 


Авианосец Ark Royal.  Фото trendymen.ru

 

Холодному расчету и здравому смыслу следует поучиться у еще вчерашнего супостата. Например, в условиях сокращения бюджета на оборону "правящая морями" Великобритания исключила из боевого состава последний полноценный авианосец Ark Royal, переместив его авиацию на палубу французского Charles de Gaulle. Из-за финансового кризиса введённый 5 июля с. г. после прохождения ремонта в состав Королевских ВМС противолодочный авианосец Illustrious ("Илластриес") будет списан не в 2018 году, как это первоначально планировалось Уайт-холлом, а на четыре года ранее – в 2014-м. В британские стратегические прожекты к 2018 году обзавестись на верфях судостроительного гиганта BAE Systems двумя новейшими авианосцами Queen Elizabeth (2016 г.) и Prince of Wales (2018 г.) внесены временные поправки: 2020 и 2023 гг., соответственно.

 


БПК Адмирал Пантелеев. Фото предоставлено автором

 

Да и нынешняя российская морская доктрина не предусматривает развертывание в океанских широтах экспедиционных ударных групп (ЭУГ), состоящих из ударных кораблей (надводных и подводных) и амфибийно-десантных групп (АДГ). В настоящее время защитные функции ВМФ РФ ограничиваются внутренними морскими водами и территориальным морем, экономической зоной и континентальным шельфом, допуская при этом демонстрацию флага в Мировом океане (как, например, с "Адмиралом Кузнецовым") и участие в миротворческих акциях (те же бпк ТОФ в Аденском заливе). В грядущем году корабли ВМФ России примут участие в четырехсторонних международных военно-морских маневрах "ФРУКУС-2012", учениях НАТО "БАЛТОПС-2012", "ИОНЭКС-2012", а также в международных учениях поисково-спасательных сил "Болд Монарх-2012", российско-норвежских учениях "Помор-2012", международных учениях "Северный орел-2012", учениях "Римпак-2012". А Черноморский флот уже традиционно поучаствует в активации сил стран черноморского бассейна "БЛЭКСИФОР". Безусловно, участие в подобных мероприятиях приносит военным морякам столь необходимые практические навыки. Ведь, к счастью, российский флот в новейшей истории не приобрел боевой опыт. Вместе с тем, без ЭУГ проведение внезапной воздушно-наземной и воздушно-морской ударной операции с применением обычного или ядерного высокоточного оружия пока что российскому флоту "не по зубам", как и создание АДГ из обновлённого парка бронетехники.

 

Но, несмотря на свое старение силы ядерного сдерживания (СЯС) России – несущие патрулирование подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) – все же остаются надежным гарантом ее стратегической стабильности. Да, в истории государств Ядерного клуба не было примеров, когда одна страна-обладательница ядерных боезарядов со средствами их доставки (платформами) применила бы этот оружейный тандем против другой "клубной" страны. Казалось, можно не опасаться вооруженного вторжения, философски отнестись к глохнущей на учениях в камчатских водах бронетехнике и ждать реализации правительственных программ по модернизации флота. Но мы сами чаще способствуем возникновению угроз, чем они могут появиться извне.

 


РПКСН

 

Бог не выдаст, свинья не съест

 

Так, ночью 21 сентября с. г. в акватории Авачинской бухты РПКСН "Святой Георгий Победоносец" подвергся тарану со стороны рыболовного сейнера "Донец", принадлежащего местному рыболовецкому предприятию "Рыбное". Происшествие обошлось без жертв. Осмотр субмарины в доке показал отсутствие у нее серьёзных повреждений. Однако разбирательство установило, что в момент тарана подлодки экипаж сейнера был пьян, а "добро" на выход в море "Донец" получил у военных с пункта наблюдения и связи (НИС) "Восход". Рядовой для флота инцидент наглядно демонстрирует реально существующую террористическую угрозу по отношению к тем, на чью постоянную боеготовность мы рассчитываем в плане гарантированной защиты страны. Тремя годами ранее, 25 сентября в бухте Крашенинникова, на борту "Георгия Победоносца", глава государства проинформировал экипаж подлодки о поставках на флот новых типов вооружений и совершенствовании его организационной структуры.

 

В этой связи приятно отметить, что в уходящем году успешно выполнили стрельбы межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) из подводного положения моряки-северяне, проходящие службу на РПКСН "Екатеринбург" и "Тула". Несколькими пусками МБР "Булава" (SS-NX-30 - по классификации НАТО) с находящегося на испытаниях штатного их носителя - атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий" (пр. 995 "Борей") - сделаны конкретные шаги в направлении принятия ракетоносцев (планируется до 2020 г. 8 ед.) этого проекта в качестве основы морской компоненты СЯС. Не все, правда, на "Долгоруком" ладится с автоматикой, но инженеры преодолеют временно возникшие трудности. Однако сегодняшний технологический уровень западных военно-морских вооружений свидетельствует о том, что нельзя быть одержимым лишь СЯС как панацеей стратегической стабильности страны.

 

 

 

 

Несмотря на поставку некачественных комплектующих и незавершенность государственных испытаний все же оптимистично воспринимаются планы руководства "Севмаша" о передаче в грядущем году флоту многоцелевой АПЛ "Северодвинск" – головной субмарины проекта 885 "Ясень". На "Северодвинске" установлены ракетные комплексы "Калибр" и П-800 "Оникс". Уже отмечалось, что маловероятно прорвать при помощи одного залпа из ПКР "Гранит" оборону современной системы Aegis экспедиционно-ударной группы противника. Но комбинированной стрельбой по неприятельскому ордеру с использованием "Гранита" и "Оникса" ("Яхонт", BrahMos) все же можно заставить отступить и пресловутый "Иджис".

 


Брамос. Фото предоставлено автором

 

"Оникс" действительно унифицированная по носителям (от самолетов до подводных лодок) противокорабельная ракета. "Всеядность" ее размещения достигнута благодаря помещению изделия в герметичные транспортно-пусковые контейнеры (ТПК). Практически ТПК - это готовая к применению платформа с бортразъемом контроля ее технического состояния. Габариты ТПК "Оникса" таковы, что на месте одной демонтированной пусковой установки с крылатой ракетой П-15 комплекса-ветерана "Термит" можно разместить три транспортно-пусковых контейнера. Вариант воздушного базирования BrahMos будет установлен на палубной авиации "Викрамадитьи". Вслед за головной подлодкой серии "Ясень" российскому флоту передадут еще пять таких субмарин, включая строящуюся с 2009 г. лодку "Казань". Собственно, работа над проектом "Ясень" является малозаметным, но практическим вкладом в создание реального противовеса западной противоракетной архитектуре морского базирования, рожденной в кабинетах Командования военно-морских доктрин (Naval Doctrine Command) при Комитете начальников штабов (КНШ) Объединенных вооруженных сил (ОВС) США.

 

Вот только работа по строительству завтрашних кораблей российского флота в рамках гособоронзаказа продвигается весьма медленно, т.к. государство не торопится перевести исполнителям средства по гособоронконтрактам, а предлагает кораблестроителям взять деньги в кредит, но это уже "особенности национальной рыбалки". Таких особенностей в построении корабельного завтра военно-морского флота России в 2011 году было предостаточно.

 

 


Мистраль. Фото предоставлено автором

 

Напомним, что в уходящем году Главкомат ВМФ, не препятствуя (по сути, давая "добро") контракту на 1,2 млрд. евро на закупку во Франции двух десантно-высадочных корабля-дока (ДВКД) типа "Мистраль", уподобился пункту НИС "Восход", выпустившему в сентябрьскую ночь в Авачинскую бухту сейнер "Донец". Другими словами, военно-морское руководство страны понадеялось на русский авось, что найдет применение ДВКД на Тихоокеанском флоте, но корабли этого класса приобретаются в состав ЭУГ, чего у России нет, и не предвидится доктриной и госпрограммой вооружений минимум до 2020 года. Представить с наступлением времени "Ч" уже российский "Мистраль" в качестве средства доставки личного состава и техники той же 155-й ОБМП на берег о. Хоккайдо не представляется здравым.

 

Конечно, не стоит забывать, что покупка "Мистралей" позиционируется как покупка прежде всего технологий, а не техники. Для того, чтобы в России создавать уже свои современные авианосцы.

 

Но тем не менее, стоит помнить и о том, что не могут корабли ТОФ ВМФ РФ и 7-го флота ВМС США одновременно обладать исходными кодами программного обеспечения по боевой информационно-управляющей системе и комплексу связи ДВДК! Ведь "Мистраль" еще и корабль управления. А без электронной составляющей корабль-док, простите за сравнение, кастрюля, о вместимости которой можно еще поспорить, припомнив разделанные в Индии российские противолодочные крейсера проекта 1123 типа "Ленинград".

 

 

Хочется подчеркнуть, что не Россия, а Франция является партнером США по НАТО и в Йокосуке находится военно-морская база упомянутого американского флота. Приобретенный корабль за деньги, отнятые у отечественного судопрома, в России ожидает судьба "чемодана без ручки". В этом отношении "Мистраль" будет чем-то напоминать не ко времени созданный атомный ракетный крейсер пр. 1144. Разве что ДВДК задействует логистика Тихоокеанского флота для обеспечения экспедиционных завозов материальных средств с материка на острова Курильской гряды. Попавшая в 2011 году в СМИ информация о намерениях Главкомата ВМФ России устанавливать на строящихся кораблях класса "фрегат" артиллерийские системы итальянского и французского производства свидетельствует о росте в адмиральской среде близорукости при принятии судьбоносных решений по артиллерийскому оружию и коммерциализации сознания военно-морского руководства. 

Отказ от отечественных, начиная с 80-х годов, наработок в создании корабельных комплексов управляемого вооружения в угоду мнимой экономии средств угрожает интенсивности боевой учебы и с началом боевых действий ставит российский флот в прямую зависимость от поставок иностранного контрагента. Но в целом уходящий год все же удачен для отечественного флота. Главный штаб ВМФ морально не унизят до департамента Минобороны, хотя и переведут под Адмиралтейский шпиль в Санкт-Петербург. Вторым и более значимым событием является прохождение флотом точки возврата в консервацию к "глухим" бпк и крейсерам прошлого столетия.

 

 


Корвет Сообразительный. Фото topwar.ru

 

Отечественная оборонка предугадала ориентацию мирового кораблестроения на боевые корабли класса "фрегат" и "корвет", универсальность вооружения которых делает их грозными защитниками прибрежной акватории. В этой связи демонстрация на IMDS-2011 детища Центрального морского конструкторского бюро "Алмаз" - корвета "Сообразительный" проекта 20380 - стала его истинным украшением. Турецкие СМИ сразу же отметили, что новые российские корветы, сделанные по последним Stelth-технологиям и равные по боевым возможностям фрегатам предыдущего поколения.

 

Анкара будет внимательно следить за обещанным адмиралом Владимиром Высоцким перевооружением Черноморского флота России. Второй корвет, "Сообразительный", флот получил в этом году. Правда, третий серийный корабль упомянутого проекта, "Бойкий", ВМФ примет у "Северной верфи" не раньше исхода 2012 года. На верфях уже заложен четвертый корабль – "Стойкий". Согласитесь, что это самый настоящий корветный прорыв судопрома, так как головной корабль серии, "Стерегущий", был построен еще в 2007-м году. В соответствии с Госпрограммой-2020, флот до 2018 года должен получить всего шесть корветов и, до 2020 г., еще шесть новых фрегатов проекта 22350.

 

 

 

Разруха в головах

 

Вместе с тем надо признать, что в 2011 году сход со стапелей новых боевых кораблей происходил на фоне дальнейшего сокращения производственной базы и научного потенциала. Несмотря на мировой финансовый кризис, развитие флотов Североатлантического блока стремительно уходит вперед. Заморское вооружение, тактика, подготовка личного состава надводных кораблей и субмарин буквально меняются на глазах. И не только в ОВМС альянса, но и на китайском военном флоте, в МСС Японии, ВМС Австралии. При этом растет престиж корабельной службы. Например, в уходящем году глава командования сил флота ВМС США в Норфолке адмирал Джон Харви провёл церемонию награждения ведомственными медалями группы моряков (29 чел.) экипажа десантно-вертолётного корабля-дока San Antonio (LPD 17) за мужество, проявленное во время ходовых испытаний. К сожалению, в 2011 году во Владивостоке Тихоокеанская военная прокуратура пыталась найти виновных в аварии, повлекшей человеческие жертвы (20 чел.), на АПЛ Нерпа (пр. 971У), произошедшей во время ее госприемки (2008 г.), среди тех, кто ушел в Японское море жизнями своими эту технику проверять.

 

В свое время Индия, забирающая субмарину в лизинг на 10 лет, выделила $ 650 млн. на ее достройку Амурскому судостроительному заводу. Да, люди гибнут за металл. Во флоте произошло и много хорошего, но нельзя ни отметить, ни  промолчать о том, что коммерциализация генеральского и адмиральского сознания стала характерной чертой доживающего последние дни года. Боевая техника без ремонта стареет, бронетранспортеры зарываются передними шасси в песок, а Главкомат намеревается приобретать для кораблей британскую мебель и клозеты, ссылаясь на якобы наступившую в российской оборонке разруху. Невольно вспоминаются слова классика, что разруха не в клозетах, а в головах. И вот, когда Главкомат очистит себя от всяких британских и французских галлюцинаций и займется командно-штабными учениями – прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой.