Новости / Техника и вооружение

17:04 / 28.02.15

Строительство подлодок нового поколения продолжается

Строительство подлодок нового поколения продолжается

АПЛ, проекта "Ясень" / Фото: Пресс-служба МО РФ

Атомную подводную лодку (АПЛ) "Архангельск" проекта 885 "Ясень" и дизель-электрическую подлодку (ДЭПЛ) "Великие Луки" проекта 677 "Лада" заложат 19 марта — в День моряка-подводника, сообщил РИА Новости в пятницу высокопоставленный представитель Военно-промышленной комиссии. 

"Архангельск" станет пятой подлодкой проекта 885 "Ясень". В настоящее время в составе ВМФ России служит одна АПЛ данного типа — "Северодвинск", еще три строятся, а всего до 2020 года планируется заложить семь "Ясеней". 

Корпус ДЭПЛ "Великие Луки" является третьим в проекте 677 "Лада" и был заложен в 2006 году под именем "Севастополь", однако бывший главком ВМФ Владимир Высоцкий приостановил разработку данного проекта до устранения недостатков шумоизоляции подлодки. 

"В день подводника на "Севмаше" (Северодвинск) будет заложена пятая подлодка проекта 885 "Ясень", которая получит имя "Архангельск". В тот же день в Санкт-Петербурге планируется перезаложить лодку проекта 677 "Лада", которая ранее носила название "Севастополь". 

Она будет достраиваться по новому, модернизированному проекту, поэтому было принято решение заложить лодку под новым именем — "Великие Луки"", — сообщил собеседник агентства. Первая ДЭПЛ проекта "Лада" под именем "Санкт Петербург" в настоящее время проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте, а вторая — "Кронштадт" — будет достраиваться по старому проекту. 

Ранее заместитель генерального директора ЦКБ "Рубин" Андрей Баранов сообщил РИА Новости, что подводные лодки с воздухонезависимой энергетической установкой, которой планируется оснащать ДЭПЛ проекта "Лада", будут производится в России с 2016 года. 

 



Техническая справка   


Подводные лодки проекта 885 (0885) «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач.

Проектировщиком нового типа подводных лодок стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. Техзадание на проект 885 предусматривало создание многоцелевой АПЛ, которая ни в чем не должна была уступать американской серии Seawolf – подлодкам 4-го поколения, которые в США вводили в строй в конце 1980-х.   

Проект 885 был завершен в ленинградском СПМБМ «Малахит» к 1990 году. Лодка имела выдающиеся на то время характеристики. В проекте она оказалась менее шумной, чем «Морской волк», имела более мощное вооружение и большую глубину погружения. Для увеличения скрытности, в частности снижения уровня шума, создано новое поколение корабельной энергетики, малошумное оборудование корабельных систем и средства акустической защиты лодки. 

Возможность комбинирования ракетного вооружения дает гибкость в выполнении боевых задач – от поражения наземных целей до борьбы с субмаринами и уничтожения всех типов надводных кораблей сверхзвуковыми противокорабельными ракетами и торпедами. 21 декабря 1993 года проект 885 под заводским номером 160 заложили на Северодвинском машиностроительном предприятии. Назвали лодку в честь города, где она строилась. 15 июня 2010 года головной корабль проекта «Северодвинск» спущен на воду. 

12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания. Первые испытательные пуски ракет с «Северодвинска» состоялись в декабре 2011 года. Тогда подлодка осуществила бросковый запуск ракет «Калибр». В 2012 году атомная подводная лодка (АПЛ) «Северодвинск» проекта 885 в ходе госиспытаний в Белом море успешно выполнила стрельбу новейшей крылатой ракетой по морской цели.   

Головная многоцелевая АПЛ «Северодвинск» в рамках государственных испытаний из подводного положения осуществила пуск морской сверхзвуковой крылатой ракеты по морской цели в акватории Белого моря. Цель была успешно поражена. Подлодка стреляла крылатой ракетой ракетного комплекса «Калибр».  

23 ноября 2012 года впервые выполнена испытательная ракетная стрельба ракетным комплексом “Калибр” из подводного положения подводной лодкой “Северодвинск” также на максимальную дальность – 1,4 тыс. километров по береговой цели. В ходе государственных испытаний 6 ноября 2013 года атомная подводная лодка проекта «Ясень» 885 «Северодвинск» впервые провела пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».   

В 2013 году АПЛ выполнила в соответствии с программой испытаний 4 выхода, начав навигацию 30 мая, что является своеобразным рекордом для полигонов Белого моря. Все выходы прошли успешно, предусмотренные планом объемы испытаний выполнены полностью с подтверждением ТТХ вооружения и военной техники, установленных на АПЛ, в том числе скоростных и маневренных характеристик, а также всех технических параметров главной энергетической установки. Всего же в период 2011 – 2013 гг.   

АПЛ совершила 14 выходов на заводские ходовые испытания, причем такой большой объем испытаний обусловлен объективно значительной новизной проекта, большим количеством опытных образцов вооружения и боевой техники, необходимостью полного подтверждения очень высоких требований ВМФ к головной АПЛ IV Поколения по всем аспектам. 30 декабря 2013 года головная многоцелевая АПЛ 4-го поколения К-560 «Северодвинск» была передана ВМФ для опытной эксплуатации.    

Тактико-технические показатели

Водоизмещение,т:
нормальное 8500-9500
полное11800-13800
Длина, м:
наибольшая119-120,0
Ширина, м:
наибольшая13,5-15,0
Осадка, м:
средняя 10,0
Полная скорость, узлов:
подводного хода 28—31
Экипаж, чел 85-90
Автономность, суток:
по запасам 100
Вооружение:
ракетный комплекс с КР «Яхонт», 3М54Э, 3М14Э


  

Техническая справка

Подводные лодки проекта 677 «Лада» — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века, в ЦКБ "Рубин". Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин. Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено, проект будет дорабатываться. 

Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния».

История

Согласно планам модернизации российского подводного флота на 2008 год, ДЭПЛ проекта 677 «Лада» должны были стать одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

По первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка 20 единиц. Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о её переоборудовании и достройке уже заложенных трех подводных лодок по изменённому проекту. 

Конструкция

ПЛ про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са. 

Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ограждение выдвижных устройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са. 

По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 36 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток. 

Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Scorpène», обладая при этом более мощным вооружением. Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления «Литий».



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ  
www.arms-expo.ru
12            

Теги: АПЛ "Архангельск", проект 885 "Ясень", ДЭПЛ "Великие Луки", проекта 677 "Лада", День моряка-подводника, представитель ВПК