Новости / Силовые структуры

11:59 / 15.04.12

Пентагон: секретная миссия экспериментального американского космоплана Х-37В проходит успешно


Миссия экспериментального беспилотного космоплана США X-37B. Фото www.csmonitor.com

Глава Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон встретился в прошлом месяце с группой журналистов, пишущих на темы обороны и безопасности, и ответил на их вопросы, касающиеся, прежде всего «военного космоса». По его словам, секретная миссия экспериментального американского космоплана Х-37В, находящегося на околоземной орбите уже больше года, проходит успешно, но точная дата возвращения аппарата пока не установлена. Этот экспериментальный беспилотный аппарат, напоминающий уменьшенную копию шаттла, «действует на орбите очень хорошо» и его миссия проходит успешно. При этом генерал утверждал, что у Пентагона «нет точной даты вхождения аппарата в плотные слои атмосферы», то есть его возвращения на Землю, пишет газета «Красная звезда».

 

Предоставлять какие-либо сведения о задачах, которые решает на орбите космоплан, а также раскрывать данные о бюджете этой миссии Шелтон категорически отказался. «Имеются веские причины на то, чтобы хранить по этому поводу молчание как можно больше», – отметил военачальник.

 

Х-37В был запущен на борту носителя «Атлас-5» с мыса Канаверал (штат Флорида) 5 марта 2011 года. Вся информация о приборах, установленных на его борту, в том числе о содержимом грузового отсека, засекречена Пентагоном. Первоначально предполагалось, что полёт продлится 9 месяцев.

 

Это уже второй подобный аппарат, находящийся в распоряжении Космического командования ВВС США. Первый был испытан в 2010 году. Он провёл в космосе 225 дней. Весь полёт и приземление в Калифорнии проходили в автоматическом режиме и, по оценкам экспертов, были исключительно удачными.

 

Лишь при посадке после касания взлётно-посадочной полосы разлетелась покрышка одного из колёс шасси, но в целом космоплан не пострадал.

 


Полет экспериментального беспилотного орбитального самолета X-37B Космического командования ВВС США продолжается.   Фото www.militaryparitet.com

 

X-37B разработан корпорацией «Боинг», он имеет взлётную массу почти 5 тонн, достигает 8,9 м в длину, 2,9 м в высоту. Размах его небольших треугольных крыльев составляет 4,5 м. Оборудован панелями солнечных батарей, которые при развёртывании на орбите служат источником электроэнергии. Согласно изложенным ранее Пентагоном данным, космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 км, способен быстро менять орбиты и маневрировать.

 

Может выполнять разведзадачи, доставлять небольшие грузы в космос, удобен для испытаний новых приборов, которые можно применять, к примеру, на спутниках-шпионах. Ряд экспертов видит в X-37B прототип будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать и при необходимости выводить из строя вражеские спутники, а может быть, и наносить ракетно-бомбовые удары с орбиты. Пентагон это отрицает, заверяя, что данный аппарат – всего лишь «платформа для проверки новых технологий».

 

Начало следующей – третьей по счёту – миссии X-37B в предварительном порядке запланировано на осень текущего года. В продолжительный полёт снова отправится аппарат, спустившийся с орбиты два года назад. По свидетельству Шелтона, у Пентагона на данном этапе нет ни планов, ни финансовых возможностей «увеличивать размер флота» аппаратов Х-37В. Однако шеф Космического командования отказался отвечать на уточняющий вопрос о том, действительно ли вооружённые силы США сейчас обладают только двумя такими аппаратами.

 

Как пояснил Шелтон, он не уверен в том, что информация о точном числе этих космопланов не имеет грифа секретности. Затронув проблему «космического мусора», находящегося на околоземной орбите, командующий сообщил, что его количество с течением времени практически не уменьшается, а остаётся неизменным. Шелтон отметил, что объёмы «космического мусора» остаются «относительно постоянными», при этом улучшается способность США отслеживать находящиеся на разных орбитах обломки: датчики, используемые в таких системах контроля за околоземным пространством, «становятся более точными».

 

Тем не менее, опасность, которую представляет собой этот «мусор» для космических аппаратов, включая пилотируемые, нисколько не уменьшается. Так облако обломков, которое образовалось вследствие уничтожения китайского метеоспутника (выработавший свой ресурс аппарат был сбит китайской баллистической ракетой в 2007 году), будет существовать десятилетия, сообщил Шелтон. Когда же США в 2008 году сбили при помощи противоракеты свой вышедший из строя спутник-шпион, то они специально сделали это на сравнительно небольшой высоте, и его обломки сгорели в атмосфере или упали в течение нескольких дней либо даже часов.

 

Коснувшись темы создания работающего в инфракрасном диапазоне новейшего американского военного спутника системы предупреждения о ракетных пусках, Шелтон информировал о том, что полноценная эксплуатация этого аппарата откладывается до 2016-2017 годов. Речь идёт о спутнике нового поколения «Гео-1» для создаваемой министерством обороны США инфракрасной системы космического базирования (ИСКБ). Первый аппарат был выведен на геостационарную орбиту в мае прошлого года.

 

Сейчас в ИСКБ входят также два обращающихся по эллиптическим орбитам спутника, оснащённых датчиками, которые работают в инфракрасном диапазоне. Следом за «Гео-1» планируется вывести на геостационарные орбиты ещё три аналогичных аппарата (последний из них – в 2016 году), которые станут составной частью ИСКБ. Каждый из этих спутников снабжается двумя инфракрасными приборами. Один из них является сканирующим, охватывающим значительные площади земного шара, а второй – узконаправленным, держащим «в поле зрения» какой-то конкретный район.

 


Это уже второй подобный космоплан, Фото kosmostar.com

 

Как заявил Шелтон, у ВВС США возникли сложности с разработкой программного обеспечения, позволяющего получать от второго сенсора данные в режиме реального времени. Ожидается, что это программное обеспечение будет готово только в 2016-2017 годах, отметил генерал. Кроме того, подчеркнул он, ВВС столкнулись с «денежными проблемами» в реализации данной программы.

 

Далее Шелтон рассказал, что вооружённым силам США в ближайшие несколько лет, видимо, придётся столкнуться со значительным ростом стоимости ракетных пусков – не исключено, что примерно на 40 процентов. Отвечая на вопросы об американской навигационной системе Джи-пи-эс – так называемой «системе глобального позиционирования», используемой, в том числе вооружёнными силами США для ориентирования на местности, Шелтон заявил, что наибольшей угрозой для неё Пентагон считает глушение её сигнала.

 

«Вероятно, самая большая наша обеспокоенность связана с очень слабым... сигналом, который несложно заглушить», – заявил командующий. При этом он указал, что незаконно аппаратуру для глушения сигнала системы Джи-пи-эс можно практически свободно приобрести через глобальную компьютерную сеть Интернет.

 

«Мы начинаем наблюдать глушение сигнала Джи-Пи-Эс даже уголовными элементами для «заметания следов», – отметил Шелтон. Угроза же уничтожения или выведения из строя спутников орбитальной группировки Джи-Пи-Эс при помощи кинетической энергии, то есть посредством физического воздействия на них, министерство обороны США тревожит гораздо меньше, сказал американский военачальник.

 

Он пояснил, что это объясняется, в том числе значительным числом спутников, входящих в эту группировку. Пентагон, чтобы противостоять возможным попыткам глушения сигнала системы Джи-Пи-Эс, намерен усиливать её сигнал, сказал Шелтон. Это предусматривается техническими характеристиками спутников третьего поколения системы.

 

Говоря о воздействии вспышек на солнце на спутники, генерал рассказал, что даже в случае самых сильных таких потоков заряженных частиц, летящих от нашего светила, с серьёзными разрушительными последствиями для спутников военное ведомство США до сих пор не сталкивалось.

 

Поэтому Вашингтон не усматривает угрозу потери спутников или целых группировок спутников в результате вспышек на солнце. Тем не менее, признал он, Пентагон неоднократно фиксировал случаи сбоев в работе спутников вследствие солнечных вспышек. Это выражалось, в частности, в несанкционированной «перезагрузке» бортовых компьютеров на таких спутниках, которые затем продолжали нормально функционировать.