Новости / Безопасность / Безопасность на дорогах

7:09 / 27.08.16

Виктор Коваленко: столичные ноу-хау снижают аварийность

Виктор Коваленко: столичные ноу-хау снижают аварийность

Начальник Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по г. Москве полковник полиции Виктор Коваленко / Фото: Ольга Чумаченко

О новациях в работе столичной Госавтоинспекции наш корреспондент беседует с начальником Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по г. Москве полковником полиции Виктором Коваленко. 


Парадокс или закономерность? 


- В Москве зарегистрировано свыше четырёх с половиной миллионов транспортных средств. С каждым годом автопарк растёт, а дорожно-транспортная аварийность снижается. Как объясните этот парадокс? 

- Никакого парадокса нет, всё закономерно. Мировой опыт показывает, что на 80% успех в обеспечении безопасности движения зависит от дорожно-мостового строительства, развития транспортной системы. И примерно 20% приходится на изменение законодательства, на решение общеполицейских задач, пропаганду безопасности дорожного движения и т.д. Только за последние пять лет в Москве реконструировано восемь вылетных магистралей, на которых создано 150 км выделенных полос, построено 10 транспортных развязок на МКАД. Средняя скорость движения выросла на 13%. Посмотрите на центр города, он больше не задыхается от пробок. На обустроенных старых улочках появились заездные карманы, больше машины поставить негде, и движение пошло! Усилилось взаимодействие всех городских служб, в том числе коммунальных, аварийно-спасательных. Этот комплекс мер приводит к тому, что в столице становится всё более комфортно и безопасно. 

- В этом году положительная динамика изменения показателей состояния аварийности сохраняется? 

- Аварийность в Москве снижается на протяжении 10 лет, и 2016 год не стал исключением. Вот передо мной лежат свежие сводки. Каждый день я считаю, сравниваю статистику аварийности по годам, месяцам, суткам. Если хоть чуть-чуть эти цифры отклоняются в худшую сторону, вызываю на беседы командиров подразделений, выясняю: где мы упустили, что не так, какие меры следует предпринять, чтобы выправить ситуацию. Могу сказать, что на сегодняшний день количество дорожных аварий в городе уменьшилось на 729 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительно меньше зарегистрировано ДТП с тяжкими последствиями. Мы фактически спасли 71 человеческую жизнь, уберегли от гибели восемь детей. А количество раненых на дорогах за год снизилось на 811 человек. 

- Подразделения ГИБДД принимают активное участие в общегородской оперативно-профилактической операции «Заслон». Какие задачи решают ваши подчинённые? 

- Одна из важных задач операции «Заслон» - выявить незаконный частный извоз. Москва проводит очень большую работу, чтобы упорядочить таксомоторные перевозки. В городе уже 65 тысяч легальных такси - это больше, чем в Нью-Йорке. Работа эта шла планомерно, изменялся стандарт, был введён единый цвет для такси - жёлтый, появились жёлтые номерные знаки. Чтобы сразу было видно машины такси, которые отвечают всем требованиям столичного региона. Но пока нелегальные таксисты никуда не делись, хотя их ряды существенно поредели. Поэтому наша служба особое внимание уделяет нелегальным пассажирским перевозчикам. Первые же дни операции показали, что есть юридические лица - компании, водители которых осуществляли таксомоторные перевозки по поддельным водительским удостоверениям. Мы также задерживали водителей, которые были лишены права управления транспортным средством. Они вообще не должны были садиться за руль, а не то что перевозить людей. К пассажирским компаниям, допустившим грубые нарушения, конечно, будут приниматься административные меры, вплоть до лишения лицензии. 

- Как вы координируете свои действия с коллегами из Московской области и других регионов России? 

- Московская ГИБДД сотрудничает с коллегами практически из всех субъектов Федерации. У нас есть общая координирующая и связывающая структура - Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Кроме того, налажена ведомственная связь, в том числе по видеоканалам. Из моего кабинета можно связаться с любым российским регионом, переговорить с руководителем территориального органа Госавтоинспекции. Отлажено и оперативное взаимодействие, коллеги готовы прийти нам на помощь, ну а мы - им, чтобы решить какие-то задачи. 

В Ситуационном центре УГИБДД Москвы мы видим практически все города в ближайшем Подмосковье. Получаем картинки с трасс на подступах к столице, сведения о погоде, температуре асфальта. В целях оперативного получения информации о транспортных средствах, их собственниках и сведений о перемещениях по территории прилегающего региона наши сотрудники имеют доступ к базе данных Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области.

Интеллектуальная система


- Говорят, система фотовидеофиксации в Москве - одна из лучших в мире. Это так? 

- Не скажу про весь мир, но в России эта система - точно лучшая. Безусловно, Москва - это особый субъект, мегаполис, поэтому здесь сосредоточено и огромное количество камер видеонаблюдения. В ходе выполнения мероприятий по развитию интеллектуальной транспортной системы города на улично-дорожной сети установлено 932 стационарных комплекса автоматической фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения, есть ещё 34 передвижных, которые можно выставить на любой трассе. В среднем за сутки они выявляют порядка 100 тысяч нарушений Правил дорожного движения. Плюс таких комплексов - исключение контакта и лишнего общения с сотрудником полиции, что позволяет убрать коррупционные риски. К тому же, это и сдерживающий фактор. В местах установки таких комплексов намечается устойчивая тенденция сокращения аварийности. Никто не преследует цель зарабатывания на штрафах как можно больше денег. Для нас главное - безопасность на дорогах. Потому эта система будет и дальше развиваться. По информации ГКУ ЦОДД правительства Москвы, в 2016 году планируется дополнительно установить 500 комплексов фотовидеофиксации. 

- Как вы относитесь к антирадарам, которые используют водители? И есть ли такие комплексы фиксации нарушений, к которым эти приборы не чувствительны? 

- На улично-дорожной сети города действуют как радарные, так и безрадарные комплексы фотовидеофиксации. Последние выявляют нарушения с помощью средств фотографирования и поэтому не могут быть зафиксированы антирадаром. Кстати, мы также используем и муляжи камер. Всего в Москве их установлено 307, причём 177 - активных, то есть реагирующих на антирадары. 

Что касается моего отношения к этим устройствам. В столице при такой плотности размещения камер, фиксирующих правонарушения, антирадар больше мешает, чем помогает водителю. 

Радары заменит «БАРС» 


- Инспекторам ГИБДД в регионах России запретили использовать ручные радары. Лихачам дан зелёный свет? 

- Нет, конечно. И об отмене радаров речь не идёт. Решение о том, использовать их или нет, отдано на усмотрение руководителей территориальных органов внутренних дел субъектов Федерации. В Москве уже давно не используются ручные радары для измерения скорости движения. Мы в этом не видим необходимости. В городе достаточно комплексов автоматической фотовидеофиксации. Кроме того, у нас есть уникальный способ контроля, который ещё нигде не используется в России. Это аппаратно-программный комплекс «БАРС» с программой «Пит-стоп». Он позволяет сотруднику ГИБДД, стоящему на своём посту с планшетным компьютером, подключиться к ближайшим камерам видеонаблюдения. На экране планшетника можно видеть машину, которая идёт со значительным превышением положенной скорости. Тут же будут указаны её скоростные данные и время прохождения через пост ДПС.

«БАРС» - это наш ответ лихачам на дорогах. За серьёзные нарушения нужно привлекать к серьёзной ответственности. Сейчас за превышение скорости, зафиксированное камерой, предусмотрена административная ответственность - максимум, штраф в 5000 рублей. Но лишить прав водителя-нарушителя можно лишь тогда, когда инспекторы ДПС остановили его «вживую». Теперь ситуация кардинально меняется. Фотовидеофиксация происходит автоматически, и сведения поступают на компьютер сотрудника. Если инспектор не смог остановить нарушителя в потоке, они уйдут в базу данных ГИБДД, и он свой штраф всё равно получит. Если же транспортное средство удалось задержать, материалы на лихача будут переданы в суд, который может лишить его водительских прав. Комплекс «БАРС» мы пока тестируем. В ближайшее время начнём с ним активно работать.

- Вы упомянули планшетный компьютер. Такое устройство имеет каждый инспектор ДПС? 

- Сейчас в подразделениях Госавтоинспекции почти 59% административных материалов оформляются с помощью программного обеспечения «Мобильный инспектор». Сотрудники дорожно-патрульной службы на 80% оснащены планшетами. С ними работают также инспекторы розыска, сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений. Первостепенной задачей использования данного технического устройства является снижение коррупционных рисков в работе ГИБДД. Ведь при занесении информации о дорожно-транспортном происшествии или составлении протокола об административном правонарушении исключена возможность каких-либо исправлений или уничтожения вынесенных постановлений, то есть не действует «телефонное право». Время и место вынесения постановления устанавливаются автоматически. Кроме того, у инспектора ДПС появилась возможность при несении службы на дороге обращаться к базам данных на предмет проверки сведений о транспортном средстве и его водителе. «Мобильный инспектор» значительно усовершенствует нашу работу, позволяет в режиме реального времени выявлять автотранспорт или лиц, находящихся в розыске. В общем, проект хорошо себя зарекомендовал. 

- Какие ещё проекты на подходе? Когда сотрудники ГИБДД получат персональные носимые видеорегистраторы? 

- Есть приказ министра внутренних дел, который запрещает эксплуатацию служебного транспорта без видеорегистраторов. Мы пошли дальше, опробовали персональные видеорегистраторы на Садовом кольце - территории 6-го специализированного батальона ДПС ГИБДД. И увидели, что это даёт очень хороший эффект. Видеорегистратор может использоваться для доказательства вины. Это позволяет удерживать участников движения от необдуманных поступков, да и самих сотрудников контролировать. Прибор небольшой, со спичечный коробок, его удобно носить, охват обзора - 180 градусов, качественная картинка, хороший звук. Протестировав новое оборудование, могу сказать, что оно необходимо для 100% личного состава. В настоящее время столичным главком полиции получено около 700 персональных носимых видеорегистраторов. Они уже поступили в 1-й спецбатальон, сотрудники которого работают у Кремля. Рассчитываем, что во второй половине сентября москвичи увидят на многих улицах города инспекторов ДПС с видеорегистраторами. 

К победе… на двух колёсах 


- Виктор Васильевич, вас можно поздравить с красивой победой команды московской ГИБДД на недавнем Всероссийском чемпионате МВД России по автомобильному многоборью в Лужниках. Пригодится ли опыт победителям в повседневной службе? - 

Экстремальные ситуации в нашей службе бывают нередко. Например, в погоне за нарушителем полицейская машина на большой скорости входит в поворот, и вот здесь навыки управляемого заноса очень пригодятся. Или представьте ситуацию, когда нужно преследовать преступника, а машина стоит на дороге в противоположном направлении. Сотруднику ДПС нужно выполнить разворот на 180 градусов… В этом смысле мы приобрели уникальный опыт. И победа нашей команды это ещё раз доказала. 

При поддержке ГУ МВД России по г. Москве создана пилотажная группа «Каскад». В неё входят специально обученные и подготовленные сотрудники дорожно-патрульной службы. Их навыки вождения, мастерство управления транспортными средствами приводят наблюдателей в восторг, когда проводятся какие-либо праздничные мероприятия или соревнования. Инспекторы ДПС научились управлять автомобилем на двух колёсах, маневрировать, выходить из машины на ходу. Безусловно, полученные навыки позволят нашим сотрудникам на профессиональном уровне выполнять свои обязанности. Кстати, все 30 членов пилотажной группы являются инструкторами по экстремальному вождению и теперь передают свои знания товарищам по службе.  


Беседу вёл Александр Роменский 



МОСКВА, Объединенная редакция МВД России "Щит и меч"
2


Теги: МВД России, Виктор Коваленко, столичная Госавтоинспекция, интервью, ГИБДД, «Заслон», «БАРС», ДПС