Новости / Наука и производство / Экология

18:00 / 26.06.17

Виктор Сементин: "Человеческий глаз способен охватить большую площадь, чем камера беспилотника"

Виктор Сементин: "Человеческий глаз способен охватить большую площадь, чем камера беспилотника"

Начальник летно-производственной службы ФБУ "Авиалесоохрана" Виктор Сементин / Фото: aviales.ru

Россия обладает самыми обширными лесными богатствами, требующими постоянных мероприятий по охране их от пожаров, проведение которых невозможно без авиации. Еще 20 лет назад федеральный орган управления лесным хозяйством ежегодно привлекал для этих целей около 500 ВС.


Сегодня в качестве одного из перспективных направлений в мониторинге лесных пожаров рассматриваются беспилотные летательные аппараты (БПЛА). О том, какая роль им отводится в лесном хозяйстве, в интервью изданию ATO.ru рассказал начальник летно-производственной службы ФБУ "Авиалесоохрана" Виктор Сементин.

— Виктор Леонидович, какова предыстория использования БПЛА в системе авиационной охраны лесов?

— Беспилотные технологии существуют давно. Сначала они были сложными и дорогостоящими комплексами, имевшими только военное применение. Но в течение последнего десятилетия в этой области произошел настоящий прорыв. Миниатюризация вычислительных систем и развитие спутниковой навигации (GPS/ГЛОНАСС) позволили создавать БПЛА, у которых габариты, масса, а главное — стоимость на порядок меньше прежних. По доступности беспилотные технологии приближались к уровню бытовых технологий. Сейчас прогресс в развитии гражданских беспилотных систем имеет высочайший темп, сформировалась новая индустрия услуг.

В 2006–2012 гг. специалистами "Авиалесоохраны" проводились исследовательские работы по оценке перспектив применения беспилотных комплексов для лесного хозяйства. Первый эксперимент был проведен 7 августа 2006 г. на аэродроме г. Владимира специалистами "Авиалесоохраны" (г. Пушкино) и ЗАО "Эникс" (г. Казань). Использовался 3-килограммовый аппарат "Элерон", способный летать на высоте до 3 км со скоростью до 100 км/ч.

Весной 2008 г. были проведены полеты по осмотру ветровалов в лесах Московской области летчиками-наблюдателями "Авиалесоохраны".

Летом того же года два беспилотника "Элерон" использовались специалистами Томской базы авиационной охраны лесов при тушении лесных пожаров в Томской области. Данный регион был выбран сознательно, так как имел активно эксплуатируемую лесосырьевую базу с высокой природной пожарной опасностью, а также развитую сеть дорог. При этом организация регулярного авиапатрулирования была проблематична в связи с сокращением числа посадочных площадок и расположением базовых аэродромов не ближе 200 км. С июля по сентябрь было проведено 17 полетов БПЛА, при выполнении которых 2 сентября в лесах Верхнекетского лесничества обнаружен пожар на 0,2 га. После своевременного направления туда наземных сил пожаротушения пожар был ликвидирован на площади 0,3 га.

В августе 2009 г. получен успешный опыт мониторинга состояния торфяных пожаров в Шатурском лесничестве Московской области с помощью тепловизора на базе комплекса Zala 421-04М.

В 2010 г. в лесах Вологодской области и Красноярского края специалистами "Авиалесоохраны" отрабатывались методики применения БПЛА для противодействия нелегальным рубкам. Специалисты Красноярского лесозащитного центра "Рослесозащита" и Красноярского лесопожарного центра участвовали в разработке методик оценки повреждений еловых и сосновых насаждений в местах массового размножения насекомых-вредителей.

В мае этого же года комплекс Zala 421-04М был задействован летчиками-наблюдателями "Авиалесоохраны" в мониторинге крупного лесного пожара в Ивановской области. Пожар действовал на площади более 5 тыс. га в зоне наземной охраны. Применение для этих целей классической пилотируемой авиации затрудняла высокая степень задымления, к тому же использование авиации выходило на порядок дороже. Комплекс обеспечил информационную поддержку руководителя тушения лесных пожаров, что позволило скоординировать действия наземных команд. За проведение данной операции специалисты "Авиалесоохраны" были удостоены правительственной грамоты от губернатора Ивановской области.

В этот же период в Рязанской области нужно было подтвердить данные космического мониторинга о крупном пожаре площадью 4,3 тыс. га. Подобную задачу можно выполнить только авиационным методом. Из-за особого режима использования воздушного пространства в данном районе выполнить полеты на самолете Ан-2 не представлялось возможным. В район на автотранспорте была направлена мобильная группа с БПЛА, которая выполнила задачу.

Полученный опыт показывает, что использование беспилотных комплексов исключительно для решения задач обнаружения пожаров малорезультативно. Применение затрудняется действующим воздушным законодательством, а также небольшим радиусом передачи видеосигнала. Современные автоматизированные системы, включая беспилотные летательные системы, должны рассматриваться как элементы единой информационной системы, формируемой наземными, авиационными и космическими техническими средствами.

– Вы привели очень интересные данные. А что все-таки вас мотивирует для дальнейшего применения БПЛА в системе авиационной охраны лесов?

— Сегодня из-за финансовых и административных трудностей использования ВС явно недостаточно. Поэтому чрезвычайно важным становится поиск новых технологий, способных изменить негативную ситуацию. Новейшим направлением в авиации стала беспилотная авиация.

Многолетняя практика авиалесоохранных работ показывает, что только в 65–70% случаев полеты сочетаются с транспортной задачей. Третья часть полетов проводится с одной целью — получить "око в небе". Именно адресный характер применения БПЛА обеспечивает положительный эффект, а часть классических задач решается на качественно ином, более высоком уровне.

Развитие технологий БПЛА для лесного хозяйства будет в реализации потенциала систем малого и среднего классов, способных использовать сложные высокоэффективные системы, которые всегда будут лишь вспомогательным инструментом при авиационных работах по охране лесов. Это высокоэффективные камеры и тепловизоры с дальномерами с радиусом обзора 20 км и более, которые может поднять беспилотный комплекс.

— Интересно, а кем произведены БПЛА, используемые сегодня в системе авиационной охраны лесов?

– В этом году мы закупили семь БПЛА двух типов: три самолетного и четыре вертолетного типа производства компаний Zala Аеrо и Supercam (ООО "Беспилотные системы", Ижевск. — Прим. ATO.ru).

— И для каких целей в системе авиационной охраны лесов чаще всего на сегодняшний день используются БПЛА?

— Считаем целесообразным использовать их на землях особо охраняемых природных территорий, для информационной оценки лесопожарной обстановки, на ценных участках леса, в пригородных лесах с массовым посещением людьми, на территориях лесного фонда с торфяными залежами или зараженных радионуклидами, то есть на ограниченных территориях на площади до 30 тыс. га.

В настоящий момент с разработчиками рассматривается вопрос о применении БПЛА вертолетного типа грузоподъемностью до 150 кг с целью искусственного вызывания осадков, а также для доставки небольших объемов грузов и снаряжения к месту пожара. Летные испытания планируется провести в июле. Также рассматривается вопрос о применении легких беспилотников для инструментальных замеров площадей крупных лесных пожаров с помощью фото- и видеосъемки высокого разрешения.

— На ваш взгляд, в каких нишах в системе авиационной охраны лесов БПЛА пока не могут заменить вертолеты и самолеты?

— Заменить вертолеты и самолеты в системе авиационной охраны лесов БПЛА не могут, так как беспилотники при всех своих плюсах всегда будет лишь дополнять обеспечение авиационных работ. Несмотря на значительную дальность полета, у рассматриваемых образцов радиус передачи сигнала ограничен 50–60 км, увеличить который можно путем усложнения и удорожания комплекса. На определенном этапе стоимость БПЛА начинает превышать стоимость легкого самолета. Как уже отмечалось, организация авиапатрулирования больших по размерам территорий затруднительна. Минусом является и отсутствие оборудования для автоматического фиксирования пожаров при авиапатрулировании. К тому же человеческий глаз способен охватить бóльшую площадь, чем камера БПЛА, он лучше воспринимает обстановку, что важно для анализа ситуации и прогноза развития. Следовательно, в отношении авиапатрулирования говорить о замене пилотируемой авиации беспилотными системами пока преждевременно.

— То есть утверждать, что БПЛА позволили снизить расходную часть на авиационную охрану лесов все-таки нельзя?

— Уже на начальном этапе исследований определено, что главным критерием внедрения БПЛА в лесном хозяйстве является экономическая целесообразность. Это значит, что для решения лесохозяйственных задач целесообразно применение беспилотников малых классов (менее 20 кг). Более крупные и дорогие системы не могут конкурировать с классической авиацией при обслуживании значительных площадей из-за низкой производительности и высокой стоимости содержания. Высокая стоимость летного часа работы ВС и удаленность базового аэродрома делают это мероприятие исключительно затратным. Использование БПЛА малых классов повышает гибкость организации осмотров участка, снижает удельные затраты; при этом осмотры могут быть проведены по потребности в любое время.

— Понятно. А каков актуальный ареал использования БПЛА?

— К 2011 г. первыми лесными организациями, взявшими на вооружение новую технологию, стали "Авиалесоохрана", Департамент лесного хозяйства Ростовской области, Ханты-Мансийская база авиационной и наземной охраны лесов, Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов и Красноярский лесопожарный центр. С помощью БПЛА специалисты осуществляли мониторинг лесных пожаров, лесопатологический осмотр, препятствовали незаконной хозяйственной деятельности в Ханты-Мансийском АО (Югра), в Томской, Ростовской и Иркутской областях, в Красноярском крае. В Свердловской области был заключен контракт с внешней организацией.

Сегодня беспилотники используются на ОГСУ "Томская авиабаза", ОГБУ "Иркутскавиалесоохрана", КГАУ "Охрана Камчатских лесов". В перспективе рассматривается применение БПЛА в Бурятии.

Беседовал Артем Кореняко


МОСКВА, издание ATO.RU
12


Оригинал

Теги: Интервью, начальник летно-производственной службы ФБУ "Авиалесоохрана" Виктор Сементин, вертолеты, БПЛА