Новости / Гражданская авиация

15:31 / 10.02.17

Заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М

Заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М

Первый прототип Ил-96-400М построят в 2019 году / Фото: uac.defence.ru

Между Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и Объединенной авиастроительной корпорацией заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М. 

Помимо опытно-конструкторских работ, программа его создания предусматривают организацию серийного производства, разработку и внедрение системы государственной поддержки продаж самолетов лизинговыми компаниями, разработку и внедрение системы послепродажного обслуживания. 

Создание самолета Ил-96-400М будет способствовать решению задач обеспечения транспортной доступности российских регионов, удовлетворению потребности в дальнемагистральной авиатехнике отечественного производства, а также технологической независимости Российской Федкрации. 

Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М создается как дальнейшее развитие самолета Ил-96-300, сообщает «ОАО "Ил"».



Техническая справка.   


Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полёт в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.  

0-1.jpg

Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт / Фото: КБ Ильюшина  

Четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. К середине 1970-х годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолётах Ил-62. 

Однако возможности этих самолётов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объёма дальних перевозок: из-за сравнительно малой пассажировместимости число рейсов увеличивалось, соответственно, росла нагрузка на аэропорты. 

Кроме того, салон узкофюзеляжного самолёта был далёк от той степени комфорта, что была достигнута на принятом в эксплуатацию в 1969 году Боинге-747, ставшим первым в мире пассажирским широкофюзеляжным самолётом. 

В 70-е годы на базе Ил-86 началась разработка новой машины, способной с той же пассажирской нагрузкой преодолевать расстояния до 9000 км. Разработка получила название Ил-86Д и отличалась от базовой машины крыльями с увеличенной площадью и двигателями НК-56 с тягой 4х18000 кгс. 

Исследования в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. 

Предполагалось, что полная унификация с Ил-86 позволит быстро провести сертификацию самолёта и принять его в строй. Но вследствие ряда причин (загруженность куйбышевского завода военными проектами; неудовлетворение от прошлых разработок Кузнецова — двигателей НК-8 иНК-86) решено было отказаться от двигателя НК-56 в пользу пермского Д-90 с тягой 4х16000 кгс. 

Из-за чего главному конструктору разрабатываемого самолёта Новожилову пришлось уменьшить длину фюзеляжа, сократить площадь крыла и пассажировместимость машины. 

Были созданы несколько вариантов сомолета:

Ил-96-300 - Базовый вариант с двигателями ПС-90А (4х16 000 кгс). Первый полет самолет совершил 28 сентября 1988 года, 29 декабря 1992 года получил сертификат летной годности. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993 году. В настоящее время помимо Аэрофлота используется только ГТК Россия в качестве VIP-транспорта и кубинской Cubana, в том числе в качестве транспорта президента Кубы.

0-2.jpg  

Ил-96-300 Cubana / Фото: КБ Ильюшина 

Производился серийно на заводе ВАСО в Воронеже. Единственный из пассажирских самолётов серии, находящийся в эксплуатации. Было выпущено 20 самолётов, включая опытные. 


Ил-96-300ПУ / ПУ (М1) Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки президента России. Ил-96-300ПУ («пункт управления») построен в четырёх экземплярах (96012, 96016, 96020, 96021). Отличий по лётно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счёт некоторых доработок. 

На самолёте установлено оборудование, позволяющее вести управление вооружёнными силами в случаеядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа.  

0-3.jpg

Ил-96М/Т Ил-96М — это первый российский самолёт, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один, опытный образец. 

В марте 1993 года фюзеляж опытного Ил-96-300 был удлинён, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337 (впервые в истории российской авиации на самолёте были установлены американские двигатели) тягой 17 030 кгс, установлена западная авионика. Самолёт совершил первый полёт 6 апреля 1993 года. 

В 1997 году Ил-96М был сертифицирован в США. Разрабатывались другие варианты:

  • Ил-96МД — самолёт с двумя двигателями Pratt&Whitney PW4082 (в настоящее время эти двигатели используются на Боинге 777). 
  • Ил-96МК — самолёт с четырьмя турбореактивными НК-92 тягой 20 000 кгс.

На базе Ил-96М был разработан грузовой вариант Ил-96Т. В 1997 году построен единственный экземпляр (б/н RA-96101), 16 мая поднялся в воздух. 

Ил-96-400 

Самолёт Ил-96-400 является глубокой модернизацией Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-1 тягой 17 400 кгс и улучшенной авионикой. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. Ил-96-400Т Ил-96-400Т является грузовым вариантом Ил-96-400. 

Лётно-технические показатели остались неизменными. Производится на заводе ВАСО в Воронеже. Первый Ил-96-400Т был создан путём реконструкции Ил-96Т, собранного в 1997 году. В 2007 году собран целиком новый самолёт. 

Лётно-технические характеристики

Характеристика Ил-96-300 Ил-96М/Т Ил-96-400М/Т 
Первый полёт 28 сентября 1988 16 мая 1997 16 мая 1997 
Начало эксплуатации  14 июля 1993 —  23 апреля 2009 
Размах крыла, м 57,66 60,10560,105 
Длина, м 55,34563,93963,939 
Высота в хвосте, м 17,5515,71715,717 
Площадь крыла, м²350,0391,6391,6
Полезная нагрузка, кг 40 000 58 000 58 000
Макс. взлётная масса, кг 250 000 270 000 270000 
Макс. пассажировместимость, чел 300436436
Экипаж, чел  
Крейсерская скорость, км/ч870 870 870 
Максимальная скорость, км/ч 910900900
Эксплуатационный потолок, м  12 000 12 000 12 000
Дальность полёта (при макс. нагрузке), км 9 000 12 800  10 000
Двигатели  4х ПС-90A 4х Pratt&Whitney PW2337  4x ПС-90A-1 



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Юрий Иванов 
www.arms-expo.ru  
21

Теги: Авиационныq комплекс им. С.В. Ильюшина, ОАК, контракт, ОКР, Ил-96-400М