Новости / История / Памятные рубежи

11:02 / 18.03.19

100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет Як-141

100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет Як-141

Як-141 / Фото: topwar.ru

Самолет Як-141, совершивший первый полет 9 марта 1986 года, создавался как многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолёт вертикального/короткого взлёта и посадки (СВ/КВП). Он должен был стать первым в мире боевым СВВП, способным преодолевать скорость звука. Однако сложности в финансировании проекта привели к тому, что столь мощное воздушное судно так и не было запущено в серийное производство.

Разработка самолёта началась в 1974 году. За следующие 9 лет были решены все принципиальные для такой сложной машины вопросы: определена концепция, разработаны конструкции самолёта и силовой установки. Но в 1984 году, после смерти маршала Д.Ф. Устинова, поддерживавшего создание сверхзвукового СВ/КВП, проект был заморожен почти на два года.

Работы над всеми самолетами вертикального взлета и посадки велись ОКБ Яковлева в тесном сотрудничестве с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского. Так, управление вектором тяги на Як-36, первом среди летательных аппаратов такого типа, отрабатывалось на натурном самолете в самой большой аэродинамической трубе ЦАГИ. В ходе работ над проектами СВВП в институте были созданы специальные модельные стенды.

a29f2260124964107a99209bff8e33cc.jpg

Истребители вертикального взлета и посадки с комбинированной схемой силовых установок - околозвуковой Як-38 (слева) и первый в мировой практике сверхзвуковой СВВП Як-141 / Фото: tsagi.ru

Дальнейшие исследования ученых ЦАГИ доказали малую эффективность разработки самолетов с двигательной установки с поворотными соплами. Сотрудники института исследовали и предложили компромиссный вариант для самолета вертикального взлета и посадки. Комбинированная силовая установка, состоящая из подъемно-маршевого двигателя и нескольких подъемных двигателей, позволяла значительно уменьшить аэродинамическое сопротивление. Эта схема и была реализована на опытных образцах сверхзвукового Як-141.

Всего было построено 4 опытных экземпляра нового СВ/КВП. На первом и четвертом экземплярах проводили испытания работы двигателя, а также исследования на стенде моментов и сил, и статическую нагрузку. Вторая и третья машины отрабатывали программу летных испытаний. Только за две недели испытаний на Як-141 было установлено 12 мировых рекордов по скороподъёмности и максимальной боевой нагрузке для этого типа самолёта. Первые испытания на палубе корабля прошли в 1991 году.

Осенью 1992 года первый в мире боевой СВ/КВП, способный преодолевать скорость звука, участвовал в программе показательных полетов на авиашоу. Позднее машину показывали на авиасалонах МАКС-93 и 95, но лишь в статической экспозиции.

В октябре 1991 года, во время посадки Як-141 на палубу крейсера, случилась авария: самолет загорелся. Пилотировавший его лётчик-испытатель катапультировался и не пострадал. Вскоре после этого происшествия было приняло решение о прекращении программы разработки и испытаний нового самолета.

По мнению авиационных аналитиков, проект Як-141 возник, опередив зарубежных конкурентов примерно на четверть века. Однако сложности в финансировании разработки значительно сократили этот разрыв.




МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21


Оригинал

Теги: ФГУП «ЦАГИ», ОКБ Яковлева, Як-36, Як-141, СВВП, СВ/КВП