Новости / История / Памятные рубежи

7:02 / 24.09.18

100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет-амфибия Бе-200

100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет-амфибия Бе-200

Российский самолёт-амфибия Бе-200 / Фото: avia.pro

Тушение возгорания в ущелье Уч-Кош над Ялтой, лесных пожаров в Якутии, спасение от огня села в Амурской области — можно долго перечислять заслуги самолета-амфибии Бе-200

В 2015 году он привлекался к поиску обломков Airbus A320-216 в Яванском море, участвовал в спасательной операции МЧС России после крушения траулера «Дальний Восток» в Охотском море. 

Amphibious в переводе с греческого — ведущий двойной образ жизни, и Бе-200 полностью соответствует этому определению. Самолет может взлетать как с земли, так и с водной поверхности — при высоте волн до 1,2 метра.

Бе-200 — «потомок» другого самолета-амфибии, А-40 «Альбатрос», разработанного Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Г.М. Бериева. В «Альбатросе» сошлись практические исследования гидродинамиков ЦАГИ в 1970–1980-х годах, в его компоновке использован ряд новейших достижений. Лодка имела очень большое удлинение, дополнительный прирост мореходности был получен за счет применения аэродинамического демпфера колебаний в канале тангажа. Но в серийное производство самолет не запустили, поэтому эти решения «по наследству» перешли к Бе-200.

Самолет-амфибия Бе-200 представляет собой высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением и лодкой большого удлинения. Он вдвое легче «Альбатроса», что позволяет ему эффективно и маневренно решать главную задачу — бороться с пожарами. Для этого специалисты Центрального аэродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского разработали систему забора воды на режимах глиссирования. С помощью специальных водозаборников вода забирается с поверхности водоема в темпе до одной тонна-силы при скорости около 50 м/с. У самолета имеется восемь баков под полом грузового отсека, поэтому он способен взять на борт до 12 т воды.


Первый полет самолета-амфибии Бе-200 состоялся 24 сентября 1998 года. Существует несколько модификаций этой машины — для тушения пожаров, проведения поисково-спасательных работ, патрулирования. Например, модификация Бе-200ЧС оснащена специальным пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим двум членам экипажа и управлять самолетом, и проводить тушение пожаров, и выполнять забор воды.



МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21


Оригинал

Теги: ФГУП «ЦАГИ», ТАНТК имени Г.М. Бериева, Бе-200, А-40 «Альбатрос»