Новости / Космос

5:00 / 10.05.19

Интервью с основателем компании SpaceX Элоном Маском

Интервью с основателем компании SpaceX Элоном Маском

Основатель компании SpaceX Элон Маск / Фото: www.popmech.ru

Нынешний год у предпринимателя Элона Маска сложился весьма удачно. Обе его компании, Space Exploration Technologies и Tesla Motors, достигли в этом году эпохальных рубежей. SpaceX стала первой частной компанией, которая смогла самостоятельно построить и запустить в космос космический корабль, а также успешно провести от начала до конца его полет, включая состыковку с Международной космической станцией. Тем временем компания Tesla представила публике первый в мире седан премиум-класса с полностью электрическим силовым агрегатом, и этот электромобиль заслужил положительные отзывы в прессе при цене в 49 900 долларов.

Как частное лицо, Элон Маск имеет все основания для беспокойства. Этот миллиардер родом из ЮАР в 41 год оказался в довольно зыбком положении. Все его средства вложены в дело, которое может радикально изменить облик нашего будущего — или лопнуть с изрядным грохотом. После создания и продажи системы интернет-платежей PayPal Маск обратился к тем видам деятельности, которые, как ему представлялось, обещали расширить потенциал человечества: электромобилям и доступным космическим полетам.

Но Маск держится вполне хладнокровно. Устроившись за своим столом в штаб-квартире компании SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, он спокойно поведал редакторам Popular Mechanics, как он собирается реализовать свой план по спасению нашей планеты и/или сбежать с нее.

 Основатель компании SpaceX Элон Маск / Фото: www.popmech.ru


Биографическая справка

Элон Маск, руководитель Space Exploration Technologies и Tesla Motors. Год и место рождения: 1971, Претория (ЮАР). Место жительства: Лос-Анджелес, Калифорния, США. Образование: Университет Пенсильвании, бакалавр в области физики и экономики. Детища: Zip2, PayPal, SpaceX, Tesla Motors. Должность: исполнительный директор и директор по технологиям SpaceX, исполнительный директор Tesla Motors, президент энергетической компании SolarCity. Капитал: $2,4 млрд, занимает 190-е место в списке Forbes 400. Хобби: новые проекты в области солнечной энергии, космических перевозок и электромобилей. Общественная нагрузка: член Планетарного общества США, попечитель фонда X Prize, член консультативного совета Стэнфордского университета и Калифорнийского технологического института. Кино: послужил прототипом гения-миллиардера Тони Старка в фильме «Железный человек» (сам Маск тоже снялся в маленьком эпизоде второй части). Мечта: умереть на Марсе.

- Как опыт, приобретенный при организации компании, занимающейся программным обеспечением, повлиял на ваши подходы к реализации крупномасштабных инженерно-технических проектов?

На мой взгляд, в сфере высоких технологий любые новшества очень быстро берутся на вооружение. Таковы традиции бизнеса в Кремниевой долине: либо вы двигаетесь вперед очень быстро, используя любую возможность для совершенствования своей конструкции или своего технологического процесса, или вы проигрываете конкурентам. Я стараюсь не отклоняться от этих принципов. Я пережил немало моментов, когда моя компания оказывалась на грани смерти. Это случалось еще в истории моей первой компании Zip2 (которая разрабатывала программное обеспечение для онлайн-публикаций и была куплена подразделением AltaVista компании Compaq в 1999 году за более чем $300 млн) и в истории компании PayPal.

- Если с космическим кораблем Dragon возникнут проблемы или сбыт электромобиля Model S окажется не таким уж успешным, компании, производящие эту технику, будут обречены на гибель. Помогает ли опыт руководства предыдущими компаниями, которые находились «на грани смерти», не страшиться подобного будущего?

Я бы не сказал, что я не страшусь. Я был бы рад избавиться от страхов, поскольку они отвлекают от дела и изнашивают нервную систему. Да, меня постоянно преследует это дурацкое чувство, что вот-вот случится что-нибудь ужасное, что сорвутся все наши космические полеты, что разорится Tesla, что обанкротится SpaceX. Эти страхи не покидают меня никогда, даже в нынешнем году, хотя он прошел весьма удачно. Я все время боюсь чего-нибудь, но тем не менее работаю.

- Вы как-то говорили, что желаете организовать компанию космических перевозок, которая позволила бы человечеству расселиться на других планетах. Почему?

- Во-первых, из соображений безопасности. Шансы человечества на долгую жизнь существенно повысятся, если оно расселится по нескольким планетам. Мы можем представить себе немало катастроф, способных уничтожить жизнь на Земле: здесь и природные стихийные бедствия, и рукотворные катастрофы. Но меня больше вдохновляют другие аспекты. Представьте себе автономную базу на Марсе — это же фантастическое, захватывающее приключение. Лично я мечтаю о таком будущем. И я уверен, что о нем, кроме меня, мечтают многие, особенно среди американцев.

- Почему вы думаете, что именно американцев следует считать носителями такого импульса?

- Американский народ по самой своей природе — носитель исследовательского духа. Люди съезжались сюда из самых разных стран, так что Америку можно с полным правом назвать страной первопроходцев. Уверен, что множество американцев испытывают досаду и разочарование от того факта, что пик самых захватывающих космических исследований пришелся на 1969 год! Во многих душах уже почти умерла мечта о космических путешествиях. Компания SpaceX нацелена на то, чтобы возродить эту мечту.

- Когда вы собираетесь на Марс?

- Если у меня будут достаточно веские основания полагать, что моя компания без меня справится, если мои дети успеют повзрослеть, тогда я запишусь в первый экипаж, отправляющийся на Марс. Разумеется, сначала Марс будет колонизироваться силами роботов. Космические корабли должны подтвердить свою способность уверенно приземляться и взлетать с этой планеты. Автономные роботы-шахтеры должны накопить сырье для производства прямо на поверхности планеты ракетного топлива. Для того чтобы организовать на Марсе постоянное поселение, туда следует отправить миллионы тонн грузов и миллионный контингент колонистов. Чтобы наладить такую крупномасштабную операцию, у нас должна быть многоразовая транспортная система для грузоперевозок Земля — Марс.

- В отличие от других игроков в сфере автомобилестроения и аэрокосмических исследований, ваши компании предпочитают самостоятельно производить многие компоненты. Почему?

- Налаживая работу компаний SpaceX и Tesla, мы заказывали сторонним компаниям практически все необходимое, но со временем все активнее стали производить детали и компоненты собственными силами. Используя компоненты, произведенные на стороне, вы неизбежно наследуете у вашего поставщика его ограничения в плане стоимостных категорий. Кроме того, вам будет трудно сконструировать изделие, которое заработает как единая гармоничная система. А вот если вы сами разрабатываете все элементы, сразу имея в виду их правильное взаимодействие, у вас больше шансов сотворить нечто красивое — и в техническом, и в эстетическом плане.

- Вы были совершенно уверены, что компания Tesla сможет выпустить на рынок Model S уже в нынешнем году, да еще и по обещанной цене?

- Не то чтобы полностью уверен, но полагал, что у нас получится. Я понимал, что от нас требуется построить нечто в ценовой категории машин Mercedes, BMW или Audi, но лучшего качества.

- Компанию Tesla часто упрекают в том, что она пользуется государственными субсидиями.

- Я считаю, что экономическое вмешательство государства в частный бизнес должно быть минимальным. Но если существует какая-то проблема (например, высокие выбросы CO2 в атмосферу), а государство не хочет повышать налоги, заложив их в цену товаров и услуг, в его распоряжении остается лишь один путь — экономическая поддержка тех начинаний, которые защитят нас от вышеупомянутой проблемы.

Но я хочу подчеркнуть, что, даже если бы наша компания не получила финансовых вливаний от минэнергетики, мы все равно были бы близки к нынешнему положению. Государственная поддержка ускорила наши разработки, но не была ответом на фундаментальный вопрос «быть или не быть». Нам помогли, но это не значит, что мы стали иждивенцами.

- Вы не раз говорили, что не против провести последние годы своей жизни пенсионером на Марсе.

- Ну да! На пенсию нужно выходить задолго до того, как впадешь в старческий маразм, иначе успеешь под занавес принести своему делу немало вреда. И потом подумайте, как это здорово — родиться на Земле и умереть на Марсе!

Беседовал Джо Паппалардо.



МОСКВА, журнал "Популярная механика"
12


Оригинал

Теги: Интервью, основатель компании SpaceX Элон Маск, рассказ, реализация плана, спасение нашей планеты, разработки, SpaceX