Новости / Космос

16:31 / 07.12.15

Двигатель НК-33 успешно отработал на запуске ракеты-носителя «Союз-2-1в»

Двигатель НК-33 успешно отработал на запуске ракеты-носителя «Союз-2-1в»

РД НК-33 / Фото: sdelanounas.ru

Ракетный двигатель НК-33, разработанный и произведенный на самарском предприятии «Кузнецов» Объединенной двигателестроительной корпорации успешно отработал при запуске легкой ракеты-носителя «Союз-2-1в», сообщает Ростех. 

Новейшая отечественная ракета «Союз-2-1в» стартовала с космодрома Плесецк 5 декабря в 17.08 по московскому времени. Это второй испытательный пуск носителя легкого класса, оснащенного двигателем НК-33. «Союз-2-1в» доставил на орбиту российские спутники, которые, в том числе, будут осуществлять дистанционное зондирование Земли в интересах Министерства обороны. 

Подготовкой изделий к старту и наблюдением за работой в воздухе занимались технические специалисты «Кузнецова». Двигатель, установленный на первой ступени ракеты-носителя, отработал штатно.

«Мы уделяем очень серьезное внимание такому направлению нашей деятельности как ракетное двигателестроение и рассчитываем, что помимо двигателей РД-107/108А, с помощью которых сегодня осуществляется 100% пилотируемых пусков, НК-33 и его модификации будут также востребованы в рамках различных проектов, – отметил генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов. – Среди преимуществ этого семейства – возможность многоразового использования, отвечающие современным требованиям показатели удельного импульса тяги и удельного веса, а также надежность, подтвержденная многократными стендовыми и летными испытаниями».




Техническая справка 


НК-33 (11Д111) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный СНТК им. Н.Д. Кузнецова.

Основные сведения 

Разработан на базе двигателя НК-15, устанавливавшегося на 1-й ступени ракеты-носителя Н-1. После четырёх испытательных полётов Н-1, завершившихся авариями, работы по ней были прекращены, несмотря на то, что была изготовлена следующая ракета с установленными двигателями НК-33, отличавшимися возможностью проведения многократных огневых испытаний и увеличенным ресурсом. Некоторые экземпляры НК-33 наработали в общей сложности до 14 тыс. секунд. Двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность — 999,4. «Николай Дмитриевич Кузнецов в свое время решил это доказать, были проведены длительные испытания до отказа. НК-33 отработал без съема со стенда 16 пусков, наработал 15 тысяч секунд».

Использование его модификаций планируется на первых ступенях следующих ракет-носителей:

  • РН «Союз-2-3»
  • РН Kistler K-1
  • РН "Союз-2.1В"
  • Антарес (Taurus II) компании Orbital Sciences Corporation.

Однокамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин c дожиганием окислительного газа. Не имеет ни рулевых камер, ни поворотных сопел — при изначальном применении на ракете-носителе Н-1 для управления по каналам тангажа и рысканья использовалось рассогласование тяги противоположных двигателей.

Изначально не планировалось возобновление производства этого ЖРД и предполагалось использование готовых двигателей со склада из запаса для ракета-носителя Н1 советской лунной программы. Однако в 2009 году появились сообщения о планах начать производство НК-33 в России в интересах российских и зарубежных заказчиков начиная с 2014 года

По состоянию на 26 апреля 2012 года двигатель НК-33А завершил цикл межведомственных испытаний. В течение полутора месяцев с этой даты Межведомственная комиссия вынесет решение о допуске к серийному производству НК-33А, а также к летным испытаниям.

В апреле 2013 года Владимир Солнцев сообщил, что производство НК-33 возобновляться не будет. По исчерпанию запаса старых двигателей (их имеется около 20 штук) на "Союз-2.1в" будет устанавливаться новый двигательРД-193, разрабатываемый на основе РД-191.

В августе 2014 года на площадке в посёлке Винтай прошли новые испытания двигателя НК-33 специалистами ОАО «Кузнецов» при участии специалистов американской двигателестроительной компании «Аэроджет Рокетдайн». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя. Общая наработка по итогам трёх стендовых проверок составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры.

Модификации НК-33 

НК-33-1

НК-33-1 — разработанная СНТК им. Н.Д. Кузнецова модификация двигателя НК-33. Планируется применение этой модификации на второй ступени ракеты-носителя «Союз-2-3» (ранее РН «Аврора»).

Эта модификация, в отличие от базового НК-33, имеет узел управления вектором тяги (карданный шарнир для отклонения камеры) и выдвигающийся насадок для оптимизации степени расширения сопла на высоте больше 10 км.

НК-33А

Модификация двигателя НК-33, производство которой планируется для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков. В апреле 2012 года завершены межведомственные испытания двигателя НК-33А.

AJ-26 — семейство разработанных компанией Аэроджет и лицензированных в США модификаций двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62) для использования на американских ракетах-носителях (в том числе Антарес), создаваемых путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, проверки двигателя на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги (аналогично НК-33-1).

Первый полет ракеты Антарес с двумя двигателями AJ-26 состоялся 21.04.2013

По предварительным данным причиной крушения Антареса 31 октября 2014 года стала авария этого двигателя. Это стало причиной отказа от их использования.

Тактико-технические показатели

Тип:     ЖРД         
Топливо:

керосин

Окислитель:жидкий кислород
Камер сгорания:1
Страна:СССР
Использование:
Время эксплуатации:2013 год — настоящее время
Применение:«Н-1» (первая ступень); 
«Антарес» (первая ступень); 
«Союз-2.1в» (первая ступень)
Развитие:НК-33-1
Производство:
Конструктор:СНТК им. Н.Д. Кузнецова
Производитель:ОАО «Моторостроитель»
Варианты:НК-33-1; 
AJ-26
Массогабаритные 
характеристики

Масса, кг 
1393
Сухая масса, кг 
1240
Длина, мм 
3705
Диаметр, мм 
1490,5
Рабочие характеристики
Тяга, Тс 
в вакууме - 171; 
на уровне моря - 154 
Удельный импульс, с 
в вакууме - 331; 
на уровне моря - 297
Время работы, с 
365
Давление в камере сгорания, кгс/см2 (атм.)142 (147)
Тяговооружённость:136
Зажигание:химическое


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Юрий Иванов
www.arms-expo.ru 
21

Теги: НК-33, РД-107/108А, «Союз-2-1в», «Кузнецов», Артюхов, МО РФ