НК-33 (11Д111) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный СНТК им. Н.Д. Кузнецова.
Фото: Виталий Кузьмин
Основные сведения
Разработан на базе двигателя НК-15, устанавливавшегося на 1-й ступени ракеты-носителя Н-1. После четырёх испытательных полётов Н-1, завершившихся авариями, работы по ней были прекращены, несмотря на то, что была изготовлена следующая ракета с установленными двигателями НК-33, отличавшимися возможностью проведения многократных огневых испытаний и увеличенным ресурсом. Некоторые экземпляры НК-33 наработали в общей сложности до 14 тыс. секунд. Двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность — 999,4. «Николай Дмитриевич Кузнецов в свое время решил это доказать, были проведены длительные испытания до отказа. НК-33 отработал без съема со стенда 16 пусков, наработал 15 тысяч секунд».
Использование его модификаций планируется на первых ступенях следующих ракет-носителей:
- РН «Союз-2-3»
- РН Kistler K-1
- РН "Союз-2.1В"
- Антарес (Taurus II) компании Orbital Sciences Corporation.
Однокамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин c дожиганием окислительного газа. Не имеет ни рулевых камер, ни поворотных сопел — при изначальном применении на ракете-носителе Н-1 для управления по каналам тангажа и рысканья использовалось рассогласование тяги противоположных двигателей.
Фото: engineeringrussia.files.wordpress.com
Изначально не планировалось возобновление производства этого ЖРД и предполагалось использование готовых двигателей со склада из запаса для ракета-носителя Н1 советской лунной программы. Однако в 2009 году появились сообщения о планах начать производство НК-33 в России в интересах российских и зарубежных заказчиков начиная с 2014 года.
По состоянию на 26 апреля 2012 года двигатель НК-33А завершил цикл межведомственных испытаний. В течение полутора месяцев с этой даты Межведомственная комиссия вынесет решение о допуске к серийному производству НК-33А, а также к летным испытаниям.
В апреле 2013 года Владимир Солнцев сообщил, что производство НК-33 возобновляться не будет. По исчерпанию запаса старых двигателей (их имеется около 20 штук) на "Союз-2.1в" будет устанавливаться новый двигатель РД-193, разрабатываемый на основе РД-191.
В августе 2014 года на площадке в посёлке Винтай прошли новые испытания двигателя НК-33 специалистами ОАО «Кузнецов» при участии специалистов американской двигателестроительной компании «Аэроджет Рокетдайн». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя. Общая наработка по итогам трёх стендовых проверок составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры.
Фото: gallery.military.ir
Модификации НК-33
НК-33-1
НК-33-1 — разработанная СНТК им. Н.Д. Кузнецова модификация двигателя НК-33. Планируется применение этой модификации на второй ступени ракеты-носителя «Союз-2-3» (ранее РН «Аврора»).
Эта модификация, в отличие от базового НК-33, имеет узел управления вектором тяги (карданный шарнир для отклонения камеры) и выдвигающийся насадок для оптимизации степени расширения сопла на высоте больше 10 км.
НК-33А
Модификация двигателя НК-33, производство которой планируется для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков. В апреле 2012 года завершены межведомственные испытания двигателя НК-33А.
AJ-26 — семейство разработанных компанией Аэроджет и лицензированных в США модификаций двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62) для использования на американских ракетах-носителях (в том числе Антарес), создаваемых путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, проверки двигателя на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги (аналогично НК-33-1).
Первый полет ракеты Антарес с двумя двигателями AJ-26 состоялся 21.04.2013
По предварительным данным причиной крушения Антареса 31 октября 2014 года стала авария этого двигателя. Это стало причиной отказа от их использования.
Фото: ru.wikipedia.org
Тактико-технические показатели
Тип: | ЖРД |
Топливо: |
керосин
|
Окислитель: | жидкий кислород |
Камер сгорания: | 1 |
Страна: | СССР |
Использование: |
|
Время эксплуатации: | 2013 год — настоящее время |
Применение: | «Н-1» (первая ступень);
«Антарес» (первая ступень);
«Союз-2.1в» (первая ступень) |
Развитие: | НК-33-1 |
Производство: |
|
Конструктор: | СНТК им. Н.Д. Кузнецова |
Производитель: | ОАО «Моторостроитель» |
Варианты: | НК-33-1;
AJ-26 |
Массогабаритные
характеристики |
|
Масса, кг
| 1393 |
Сухая масса, кг
| 1240 |
Длина, мм
| 3705 |
Диаметр, мм
| 1490,5 |
Рабочие характеристики |
|
Тяга, Тс
| в вакууме - 171;
на уровне моря - 154
|
Удельный импульс, с
| в вакууме - 331;
на уровне моря - 297 |
Время работы, с
| 365 |
Давление в камере сгорания, кгс/см2 (атм.) | 142 (147) |
Тяговооружённость: | 136 |
Зажигание: | химическое |