Новости / История / Памятные рубежи

15:01 / 07.10.17

Крупнейшее двигателестроительное предприятие «Кузнецов» отмечает 105 лет

Крупнейшее двигателестроительное предприятие «Кузнецов» отмечает 105 лет

Самарское предприятие ОДК «Кузнецов» / Фото: img-fotki.yandex.ru

Входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию предприятие «Кузнецов» из Самары сегодня отмечает 105-ю годовщину с момента образования. За более чем вековую историю завод прошел путь от выпуска поршневых моторов Gnome до производства двигателей для самолетов дальней авиации, космических ракет-носителей типа «Союз» и газотурбинных установок промышленного назначения.

История «Кузнецова» началась в 1912 году с открытия в Москве механического завода французского Общества моторов «Гном». Двигателями, произведенными на заводе, оснащались самолеты, на которых Валерий Чкалов, Михаил Громов, Георгий Байдуков совершали свои рекордные полеты. После начала Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Куйбышев, где сразу же приступил к изготовлению авиадвигателей для штурмовика Ил-2. Производительность завода достигала полусотни моторов в сутки.

После окончания войны, в 1958 году, предприятие перешло на выпуск гражданской продукции. В частности, в интересах космической отрасли было освоено серийное производство двигателей РД-107/РД-108 для ракет типа Р-7. С этого момента и до сегодняшнего дня на самарском предприятии производят двигатели I и II ступеней для ракет-носителей «Союз». Их статистическая надежность достигает 99,9% и подтверждена многочисленными испытаниями.

Кроме того, еще в 50-е годы прошлого века завод приступил к серийному производству газотурбинных двигателей «НК» разработки конструктора Николая Кузнецова для военной и гражданской авиации. Всего под руководством талантливого ученого было создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей, в том числе НК-12, самый мощный серийный турбовинтовой двигатель; работавший на криогенном топливе НК-86 и другие. В настоящее время двигатели НК-32 устанавливаются на стратегических бомбардировщиках Ту-160 «Белый лебедь». Сейчас на предприятии собирают и проводят стендовые испытания модернизированных двигателей НК-32 серии 02.


Одним из направлений работы завода стало создание двигателя НК-33 для доставки на Луну ракеты Н-1Л3. Хотя программа была закрыта и долгие годы не разрабатывалась, в 2013 году НК-33 снова оказались востребованы для запуска российских и американских ракет-носителей. Таким образом, «космическое» направление необычайно важно для предприятия, доля от реализации такой продукции достигает около 40% от объема общей выручки.

Сфера деятельности «Кузнецова» не исчерпывается космической сферой: здесь также разрабатывают и серийно производят газотурбинные двигатели для газовой промышленности. Кроме того, в активной стадии находятся работы по двигателю НК-361 для магистральных газотурбовозов РЖД. 


МОСКВА, Ростех
21


Оригинал

Теги: ОДК, «Кузнецов», моторы Gnome, «Союз», Ил-2, РД-107/РД-108, Ту-160 «Белый лебедь», «НК»