Новости / Политика и общество / Законодательство

18:00 / 05.12.18

Олег Безбабнов: "Законодательство должно совершенствоваться"

Олег Безбабнов: "Законодательство должно совершенствоваться"

Начальник юридической службы Вооружённых Сил РФ Олег Безбабнов / Фото: Пресс-служба МО РФ

Внедрение единой правовой информационной системы влечёт за собой изменение традиционных форм правового обеспечения.

В правовом государстве деятельность его любого института немыслима без опоры на закон. Не является исключением и военное ведомство. О правовом обеспечении деятельности Минобороны России, итогах работы в 2018 году и перспективных задачах на очередной встрече в пресс-клубе «Красной звезды» рассказал директор Правового департамента Министерства обороны РФ (начальник юридической службы Вооружённых Сил РФ) Олег  Безбабнов.

– Олег Геннадьевич, позвольте начать беседу с истории формирования Правового департамента. Когда он появился в структуре Минобороны России? Какие задачи в настоящее время стоят перед департаментом?

– Правовой департамент появился в структуре Министерства обороны в декабре 2011 года. До этого времени правовое обеспечение деятельности министерства осуществлялось Главным правовым управлением, а ранее – Управлением делами.

В настоящее время Правовой департамент осуществляет весь комплекс мероприятий по правовому обеспечению деятельности Минобороны России, к которым относятся задачи по правовому обеспечению нормативного правового регулирования деятельности Вооружённых Сил, правовому и организационному обеспечению законопроектной деятельности и деятельности в области международного военного сотрудничества, правовому сопровождению отдельных вопросов управления имуществом Вооружённых Сил, договорной и претензионной работы, организации досудебного урегулирования споров, организация и осуществление судебной защиты министерства обороны и методическое руководство подразделениями юридической службы Вооружённых Сил.

Если говорить обобщённо, то содержание задач, стоящих перед Правовым департаментом, заключается в укреплении законности и правопорядка, организации защиты правовых интересов органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей по всем направлениям их деятельности.

– Функционирование правового государства предполагает обеспечение ряда условий. Среди них – создание единого внутренне согласованного законодательства. Какова роль Правового департамента в нормотворческой деятельности военного ведомства?

– Конечные результаты деятельности органа государственной власти напрямую зависят от степени правового регулирования вопросов, отнесённых к его компетенции, и качественно подготовленных подзаконных актов. У Министерства обороны большое количество задач и функций, реализация которых зачастую невозможна в отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения.

В правовом государстве правовые нормы должны являться важнейшим и эффективным регулятором правоотношений как внутри страны, так и за её пределами. Разработку правовых актов в Министерстве обороны осуществляют органы военного управления в соответствии с их компетенцией. Приведение проектов разрабатываемых правовых актов в соответствие законодательству Российской Федерации, а также её международным обязательствам является одной из важнейших функций Правового департамента.

Другими словами, в рамках правовой экспертизы задача Правового департамента – довести проект правового акта до такой степени, которая позволит грамотно и эффективно использовать закреплённые в нём нормы в системе существующего законодательства, в том числе международного. Общий объём этой работы достаточно большой. Так, только по итогам 11 месяцев этого года Правовым департаментом проведена правовая экспертиза свыше 10 тысяч проектов правовых актов.

«Только по итогам 11 месяцев этого года Правовым департаментом проведена правовая экспертиза свыше 10 тысяч проектов правовых актов»

При проведении правовой экспертизы проекта акта необходимо следовать наставлению Петра I, чрезвычайно актуального, замечу, и в современной России. Оно гласит: «Надлежит законы и указы писать явно, чтобы их не перетолковывать».

Очень важно, чтобы результаты нашей работы были положительно оценены правоприменительной практикой. И такими результатами должны быть доступно изложенные, не допускающие правовых пробелов, не вызывающие двусмысленности и востребованные в применении нормативные правовые акты.

– Правовой департамент принимает участие в законопроектной работе?

– Правовой департамент принимает самое непосредственное участие в законотворческом процессе подготовки и принятия законов на всех этапах – от их разработки и внесения в Государственную Думу до принятия в палатах Федерального Собрания. После того как в заинтересованном органе военного управления законопроект разработан, он поступает в Правовой департамент для проведения правовой экспертизы. И только после тщательной работы наших специалистов с проектом федерального закона он выходит из стен военного ведомства на согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и получения заключения Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. На стадии согласования законопроект, с учётом его доработки, проходит правовую экспертизу в нашем департаменте неоднократно. Отмечу, что все законопроекты, разработанные в военном ведомстве, остаются в поле нашего внимания и после внесения их в правительство и Государственную Думу.

– Каковы основные направления совершенствования законодательства в области обороны в текущем году, инициированные Министерством обороны?

– В текущем году Правовым департаментом совместно с центральными органами военного управления осуществлялось правовое сопровождение ряда проектов федеральных законов, относящихся к сфере обороны. В большинстве своем проекты федеральных законов предусматривали внесение изменений в законодательные акты, регламентирующие статус военнослужащих, вопросы воинской обязанности и военной службы.

Остановлюсь на некоторых принятых Федеральным Собранием и подписанных Президентом Российской Федерации. В 2018 году внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», которые предоставили гражданам, пребывающим в запасе и уволенным с военной службы в течение двух лет со дня увольнения в запас, а также имеющим трёх и более несовершеннолетних детей, право добровольного поступления в мобилизационный людской резерв.

Также в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» нашли закрепление положения о проведении мероприятий профотбора при призыве граждан на военную службу. Кстати, в целях реализации федерального закона, которым были внесены эти изменения, в Минобороны России в настоящее время ведётся работа по внесению соответствующих изменений в руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах.

В текущем году изменения были внесены в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Они направлены на установление равных прав на обеспечение жильём с учётом прав на дополнительную общую площадь жилого помещения как военнослужащих-преподавателей военной профессиональной организации или военной образовательной организации высшего образования, так и военнослужащих-преподавателей факультета военного обучения (военной кафедры) или учебного военного центра при государственной образовательной организации высшего образования.

Хочу отметить, что получила законодательное развитие подготовка граждан по военно-учётным специальностям при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования. Определён единый вид структурного подразделения военной подготовки – военный учебный центр. Соответствующий федеральный закон вступает в силу с 31 января 2019 года.

Это то, что касается изменений в законодательные акты. Кроме того, был подготовлен и внесён ряд изменений в акты Президента и Правительства Российской Федерации. Так, например, Дисциплинарный устав Вооружённых Сил, утверждённый Указом президента 2007 года № 1495, дополнен нормой, регламентирующей срок разбирательства по дисциплинарному проступку. Этот срок продлён с 10 до 30 суток, не считая болезни, пребывания его в отпуске и других случаев отсутствия по уважительным причинам.

Вопрос дисциплинарной ответственности военнослужащих, как хорошо известно, всегда был актуальным в Вооружённых Силах. Нарушения порядка и сроков применения дисциплинарных взысканий является одной из наиболее распространенных причин принесения актов прокурорского реагирования. Уверен, что внесённые в Дисциплинарный устав изменения принесут позитивный результат.

– По каким критериям оценивается необходимость внесения изменений в те или иные правовые акты?

– Предложения по внесению изменений в законодательные и подзаконные акты формируются в первую очередь по результатам мониторинга правоприменения. Мониторинг правоприменения – это один из инструментов нормативно-правового регулирования, который проводится как в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации, так и в инициативном порядке.

Жизнь не стоит на месте и законодательство должно совершенствоваться в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Поэтому степень правовой регламентации соответствующих общественных отношений всегда должна анализироваться. Это весьма важная и сложная работа, которая требует системного подхода. В результате мониторинга правоприменения выявляются проблемные вопросы правоприменительной практики, пробелы и коллизии в законодательстве. Концепция любого проекта правового акта, предусматривающего изменение правовых норм, является результатом проведения именно этой важной работы. В этой работе необходимо участие всех должностных лиц юридической службы, а также их взаимодействие с органами прокуратуры, следственными и судебными органами.

«Информационно-справочная правовая система «АРМЮРИСТ» является единственной системой, содержащей наиболее полную и актуальную базу данных правовых актов военного ведомства, изданных с 1918 года»

– Олег Геннадьевич, в последнее время международной повестке дня уделяется повышенное внимание. Вами было отмечено, что Правовой департамент осуществляет правовое сопровождение деятельности Министерства обороны в области международного военного сотрудничества. Интересно было бы узнать о роли Правового департамента в этой работе.

– В целях продвижения российских интересов и сближения в оценке угроз, определяющих тенденции применения вооружённых сил, основные усилия в правовом обеспечении международного военного сотрудничества были сосредоточены на развитии и договорно-правовом оформлении отношений в военной области с государствами Африки и Юго-Восточной Азии, исторически важных для Российской Федерации.

В указанных целях специалисты Правового департамента в 2018 году участвовали в разработке и подготовке к подписанию 46 проектов разработанных Минобороны России международных договоров по военной тематике, 18 из которых уже подписаны. Осуществлялось правовое сопровождение 26 мероприятий международного военного сотрудничества т.е. 12 – в Российской Федерации и 14 – за рубежом.

При этом продолжилось взаимодействие с юридическими службами военных ведомств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Социалистической Республики Вьетнам. В ходе международного симпозиума по безопасности и военному праву нашими сотрудниками организовано взаимодействие с юридическими подразделениями министерства обороны Республики Корея.

Продолжались мероприятия по распространению международного гуманитарного права в Вооружённых Силах Российской Федерации. Для этого департаментом совместно с Международным Комитетом Красного Креста в преддверии учения «Восток-2018» были проведены мероприятия с участием командования Восточного военного округа, организованы занятия по изучению норм международного гуманитарного права с участниками учения, а для специалистов юридической службы Вооружённых Сил проводились тематические круглые столы по актуальным вопросам международного гуманитарного права.

– Сейчас в медиапространстве всё чаще говорят об информатизации, о необходимости внедрения и развития информационных технологий. В этой области Правовой департамент имеет какие-нибудь наработки?

– Технологии, в том числе информационные, стали неотъемлемой частью современного общества. Было бы ошибочно не использовать их в целях обеспечения повседневной деятельности воинских частей. С 2014 года решению вопроса получения должностными лицами органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей наиболее полной и достоверной правовой информацией стало уделяться особое внимание.

Реализуя эту задачу, уже в 2015 году нам удалось разработать и начать внедрять в органы военного управления, воинские части и организации Вооружённых Сил информационно-справочную правовую систему «АРМЮРИСТ». Сейчас «АРМЮРИСТ» является единственной системой, содержащей наиболее полную и актуальную базу данных правовых актов военного ведомства, изданных с 1918 года. В систему загружено около 60 тысяч правовых актов.

Единое информационно-правовое пространство обеспечивает достоверность сведений для каждого географически удалённого пользователя. Учитывая специфику деятельности Минобороны России, вопросы безопасности информации, её защиты требовали выработки соответствующих решений. «АРМЮРИСТ» сертифицирован и позволяет обрабатывать информацию ограниченного распространения либо содержащую сведения, составляющие государственную тайну. Ещё одной уникальностью системы является «умный» модуль загрузки информации. Оператор ввода подготавливает документы для загрузки и проставляет необходимые атрибуты, а также иные данные. Указанный модуль анализирует текст загружаемого правового акта и на основе проведенного анализа автоматизировано формирует редакции правовых актов и создаёт необходимые гиперссылки.

– Минобороны России уверенно идёт в современном технологическом фарватере. Не могли бы поделиться с читателями «Красной звезды» дальнейшими планами по развитию системы «АРМЮРИСТ»?

– Что касается технической части, то мы планируем совершенствовать имеющийся функционал. Это и средства поиска информации, и быстродействие системы. Также планируется добавление новых блоков информации, позволяющих расширить сферу применения «АРМЮРИСТа» в воинских частях.

Важной задачей является завершение перехода системы на отечественное программное обеспечение. Следует также отметить, что внедрение единого правового информационного пространства, формируемого посредством «АРМЮРИСТа», влечёт за собой изменение традиционных форм правового обеспечения. Так, создание и применение системы «АРМЮРИСТ» в повседневной деятельности воинских частей позволяет отказываться от издания в печатном виде сборников нормативных правовых актов. В перспективе Минобороны России планирует научить систему «АРМЮРИСТ» автоматически проводить систематизацию правовых актов и выполнять значительную часть рутинных функций, связанных с ведением справочной работы.

Так что во многом из-за развития информационных технологий вопросы совершенствования военного законодательства требуют выработки принципиально новых единых подходов.

– Говоря о правовом обеспечении деятельности Министерства обороны, нельзя не упомянуть правовую работу в Вооружённых Силах. Как она организована на местах, в воинских частях?

– Сегодня юридическая служба Вооружённых Сил сформирована на всех уровнях. Ещё в 2012 году на заседании Коллегии Министерства обороны было принято решение о включении в штаты центральных органов военного управления, региональных, территориальных управлений и отделов, подчинённых этим управлениям, а также в штаты органов военного управления, объединений и соединений специалистов юридического профиля. Реализация организационных решений руководства Минобороны привела к завершению формирования вертикали юридической службы Вооружённых Сил и привела к централизации руководства службой. В настоящее время юридическая служба включает более 3 тыс. юристов.

В то же время следует отметить, что за организацию правовой работы в первую очередь отвечает командир, начальник. Это требование закреплено и правовыми актами Президента Российской Федерации, и ведомственными документами. Так, например, в соответствии с Положением о военном округе Вооружённых Сил, утверждённым Указом президента 2017 года № 177, организует правовую работу в войсках (силах) военного округа командующий войсками военного округа. В соответствии с Наставлением по правовой работе в Вооружённых Силах, утверждённым приказом министра обороны, организовать контроль за состоянием правовой работы в воинской части, вносить предложения по совершенствованию правового обеспечения обязан именно командир воинской части.

«Надлежит законы и указы писать явно, чтобы их не перетолковывать»

При этом весь комплекс мер правовой работы осуществляется всеми должностными лицами в пределах их компетенции. Цель правовой работы является общей для всего личного состава воинской части – обеспечить законность и правопорядок, соблюдение правовых норм, повышение боевой и мобилизационной готовности войск (сил), воинской и трудовой дисциплины.

Что касается должностных лиц юридической службы, то непосредственно на них возлагаются задачи по правовому обеспечению деятельности воинских частей: установление соответствия законодательству проектов правовых актов командиров (начальников), гражданско-правовых договоров и соглашений, представление интересов Минобороны России и воинских частей в судах и обеспечение их защиты с использованием всех правовых средств.

– Олег Геннадьевич, какие задачи стоят перед Правовым департаментом в 2019 году?

– Руководство Министерства обороны уделяет большое внимание вопросам организации правовой работы и правового обеспечения деятельности Вооружённых Сил. В качестве приоритетных задач, стоящих в 2019 году перед Правовым департаментом и юридической службой Вооружённых Сил в целом, определены задачи по совершенствованию законодательства в области обороны, повышению оперативности процессов нормотворческой деятельности, качества подготовки проектов документов и их правовой экспертизы. Также речь идёт об изменении подходов к сложившейся системе правовой защиты интересов Министерства обороны, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил, о её переориентировании на снижение числа судебных разбирательств и использование мер досудебного урегулирования споров. Наконец, это активизация работы по защите интеллектуальных прав. Это всё очень важные задачи и они, безусловно, будут выполнены!

– Спасибо, Олег Геннадьевич, за содержательный разговор. Об уникальной системе «АРМЮРИСТ» вообще до этого как-то очень мало говорилось. Думается, что теперь у наших читателей сложится более полное представление о работе сотрудников Правового департамента, идущих в ногу с развитием новых социальных и технологических тенденций.



МОСКВА, пресс-клуб газеты "Красная звезда"
12


Оригинал

Теги: Интервью, начальник юридической службы Вооружённых Сил РФ Олег Безбабнов, рассказ, правовое обеспечение, деятельность Минобороны России, итоги работы, 2018 год, перспективные задачи