Новости / Политика и общество / Государство

6:00 / 17.05.19

Сергей Бодрунов: к национальным проектам может добавиться план по созданию новой промышленности

Сергей Бодрунов: к национальным проектам может добавиться план по созданию новой промышленности

Президент Вольного экономического общества России Сергей Бодрунов / Фото: mtdata.ru

Для достижения национальных целей России не обойтись без новой индустриализации, считает президент Вольного экономического общества России Сергей Бодрунов.
В преддверие Московского академического экономического форума он рассказал в интервью "РГ" о предложениях по национальным проектам, которые станут предметом экспертной дискуссии.

- Сергей Дмитриевич, какая цель этого форума?

- Мы рассчитываем, что он станет стартовой площадкой для выработки концепции долгосрочной экономической политики и вполне практических рекомендаций на среднесрочную перспективу. Здесь важно услышать голос академической науки - не секрет, что по многим вопросам она часто остается при особом мнении, выбивающемся из мейнстрима, а сейчас как раз время еще раз внимательно посмотреть на то, что вроде бы уже стало восприниматься как догма. Мы видим, что попытки хаотично нащупывать правильный путь в реальной экономике, без опоры на науку, не дают результата. Есть определенный консенсус в бизнесе и среди экономистов, наших и зарубежных, что без структурной перестройки рост ВВП останется в пределах двух процентов в год, официальный прогноз 3+ слишком выбивается на общем фоне. Почему? Вряд ли можно это объяснить инертностью оценок, здесь есть что обсудить.

- Но программа социально-экономического развития уже фактически есть - это нацпроекты.

Экономике нужны дополнительные стимулы для структурной перестройки, все-таки она остается сырьевой, а мы должны ставить перед собой цель войти в число индустриальных лидеров. Это возможно уже только на новой научно-технологической базе, ее контуры обозначены Национальной технологической инициативой. Так что основной приоритет - это все-таки новая индустриализация. А у нас даже проекта такого нет, на промышленность - не на развитие, а на ее поддержку - в бюджете этого года запланировано всего около 200 миллиардов рублей, это лишь 1,3 процента расходов. Есть проект "Цифровая экономика", но он обо всей современной инфраструктуре.

Я считаю, нам нужен сквозной, горизонтальный проект с матрицей вопросов индустриально-технологического развития, на которые завязаны все 12 нацпроектов. А они предъявляют большой спрос на высокотехнологичную продукцию, но значительная ее часть в стране просто не производится - медицинская техника, электроника и так далее. Где возникнут новые производства, как государство будет помогать частной инициативе, каковы источники, объемы финансирования? Вот на эти вопросы нет даже приблизительных ответов, в этом я вижу коллизию национальных проектов как первого шага к новой парадигме (концентрация ресурсов и усилий на приоритетах) и прежней структурой управления программного типа, которая прочно укоренена и в стратегических документах, и в законодательстве. Мы считаем, что эту коллизию опасно игнорировать, и хотим привлечь внимание ученых, экономистов разных школ к этой проблеме. В практическом плане представляется целесообразным конвертировать НТИ в нацпроект с существенным увеличением финансирования. Плюс - создать курирующую его структуру с внеправительственным статусом.

«Экономике нужны дополнительные стимулы для структурной перестройки, все-таки она остается сырьевой, а мы должны ставить перед собой цель войти в число индустриальных лидеров»

- Доля инвестиций в ВВП, по прогнозу минэкономразвития, должна вырасти с 21,4% в 2018 году до 26,1% в 2024 году. Запланированных инвестиций в рамках нацпроектов для этого достаточно?

- Разделите 27,5 триллиона рублей по нацпроектам на шесть лет, на которые они рассчитаны, и соотнесите результат с объемом ВВП, а это более 109 триллионов в этом году и, если верить сценарным условиям минэкономразвития, почти 150 триллионов в 2024 году. В масштабах экономики это в целом не так много, а во-вторых, мощный импульс, дополнительные более чем 4 триллиона, она получит в первые два года реализации нацпроектов, затем дополнительные расходы стабилизируются относительно уровней 2019-2020 годов. Думаю, что без более активного привлечения частных инвестиций не обойтись.

Обратите внимание, что из этих 27,5 триллиона только 7,7 триллиона запланированы как внебюджетные средства, но в основном это деньги госкорпораций, то есть те же бюджетные деньги, только сбоку. Проекты в рамках государственно-частного партнерства можно пересчитать по пальцам, по здравоохранению и образованию внебюджетные источники вообще минимальны - по первому 15,4 миллиарда рублей из суммарных 784,5 миллиарда, а по второму - и вовсе 0,1 миллиарда из 1,7 триллиона!

А я думаю, и бизнесу было бы интересно поучаствовать в гарантированных государством проектах, и государству было бы полезно участие бизнеса. У ГЧП тоже понятные риски, но, в общем-то, понятно, как с ними работать, во-вторых, партнерство позволяет мобилизовать частные средства на государственные задачи вместо того, чтобы эти деньги уходили за рубеж. Наконец, частный инвестор полезен как контролер - чисто бюджетные стройки имеют обыкновение расти в цене и превращаться в долгострой.

- Для бюджетных инвестиций потенциал роста тоже остается?

- Если судить по профициту федерального бюджета и по размеру резервов - безусловно.

Нужна открытая дискуссия о резервах - а они действительно нужны в таком объеме? Напомню, что международные резервы достигли уже предкризисного уровня, но при этом уже совокупный внешний долг сейчас гораздо ниже, чем в 2014 году, перед санкциями, и вряд ли сколько-нибудь существенно вырастет в обозримой перспективе. Я не исключаю, что нам действительно нужны полтриллиона долларов про запас, но пока мы имеем это как некую необсуждаемую данность.

Во-вторых, давайте еще раз вернемся к бюджетному правилу - действительно ли оно должно оставаться таким жестким или можно приоткрыть эту плотину, чтобы выручка за нефть и газ все-таки больше работала на экономику? Период сравнительно неплохих нефтяных цен почти никак не отразился на экономическом росте. И не нужно видеть в сырьевом экспорте ничего порочного, это тот отпущенный нам самой природой шанс, который мы должны использовать с максимальной выгодой.

«В центре всей экономической политики должны быть реальные доходы населения»

- Но дело не только в объемах бюджетных инвестиций, но и в том, как их расходуют.

Да, но нельзя рисками неэффективного, нецелевого расходования средств, воровства, наконец, оправдывать бездействие. В этом смысле, мне кажется, нужно вернуть чиновникам право на ошибку, у них ее в последние годы отобрали, а отсюда чрезмерная осторожность, скованность, отсутствие инициативы. Она теперь не просто наказуема, а уголовно наказуема.

Кроме того, и Счетная палата это не раз отмечала, что деньги из бюджета приходят к исполнителям слишком поздно, ближе к концу года, отсюда многочисленные нарушения по закупочным процедурам и так далее. В этом году полномасштабный старт национальных проектов фактически отложен на вторую половину года. Поэтому логично было бы стремиться к заключению всех необходимых соглашений сразу на несколько лет, в идеале - на весь срок реализации нацпроектов.

Также мы отмечаем, что у нацпроектов много индикаторов, но большинство из них непонятно, как считать, Росстат их не наблюдает, официально утвержденных методик расчета нет. А без этого очень трудно контролировать эффективность расходов.

- С новой индустриализацией согласуется нацпроект по повышению производительности?

- Все-таки он больше про обучение, перенастройку менеджмента, чем про перевод производства на новую технологическую базу. Он даст, наверное, свой эффект, но для новой индустриализации нужны совсем другие меры.

- Какую роль может сыграть внутренний спрос? Что от него зависит?

Промышленность уже давно уперлась в низкий спрос со стороны населения, крупнейшие компании сокращают инвестиции, потому что не видят перспектив расширения спроса, и за редкими исключениями щедро распределяют прибыль на дивиденды. Есть еще надежда на несырьевой экспорт, но он растет пока в основном из-за повышения цен на наши экспортные товары.

Поэтому в центре всей экономической политики должны быть реальные доходы населения. В этом году, согласно официальному прогнозу, они вырастут впервые после пятилетнего перерыва, но всего на 1 процент, то есть такими темпами мы будем наверстывать провал 2014-2018 годов еще лет семь-восемь. Мне кажется, что граждане должны почувствовать ощутимые изменения к лучшему быстрее.

Здесь самый очевидный путь, который уже правительством использовался, - это ускоренная индексация зарплат бюджетникам, она подхлестнет и частный сектор, вызовет и там аналогичное движение. Для повышения зарплат у бюджета есть все возможности.

- Заманчиво, но может обернуться в итоге скачком инфляции, который обнулит все прибавки.

Обратите внимание, что все последние годы люди стараются поддерживать привычный уровень потребления за счет кредитов, набирают их все больше и больше. Просто сравните динамику кредитования, реальных доходов и розничной торговли - это лебедь, рак и щука. Ускоренная индексация никаких инфляционных рисков не несет, и это показала первая половина прошлого года. Более того, она была бы и шагом к предотвращению закредитованности населения, нельзя же бесконечно жить в долг.

Еще один принципиальный момент - донастройка демографической политики. В прошлом году приняты решения по новым мерам поддержки рождаемости. Это очень хорошо и правильно, но экономический эффект они дадут только после того, как новые поколения выйдут на рынок труда, лет через 20, не раньше. С точки зрения текущих проблем гораздо более сильным фактором стала бы борьба с преждевременной мужской смертностью, потому что численность населения в трудоспособном возрасте будет в течение нескольких лет падать, а это существенное ограничение для экономического роста.

Меры по снижению смертности тоже есть в нацпроектах, но мне кажется, можно было бы обсудить гораздо более концентрированные усилия в этом направлении, не только по здравоохранению. Здесь самые разные возможны решения, в том числе введение новых налоговых вычетов на расходы, связанные с массовым спортом и здоровым образом жизни, преференции для инвесторов в соответствующую инфраструктуру.

Беседовал Игорь Зубков.


МОСКВА, "Российская газета
12


Оригинал


Теги: Интервью, президент Вольного экономического общества России Сергей Бодрунов, рассказ, предложения, национальные проекты, предмет, экспертная дискуссия