Новости / Наука и производство / Профессиональное образование

18:00 / 12.07.18

Андрей Рудской: "Инженерный спецназ. Как готовить специалистов для цифровой экономики"

Андрей Рудской:  "Инженерный спецназ. Как готовить специалистов для цифровой экономики"

Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской / Фото: Spbstu.ru

В технические вузы в этом году поступают около 400 тысяч выпускников, которые выбрали на ЕГЭ профильную математику. Какие инженеры будут востребованы в ближайшие 5-10 лет? Что такое инженерный спецназ? Об этом "РГ" рассказывает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской.

-
Андрей Иванович, какие знания сегодня дают политехнические вузы? Есть ли гарантия, что завтра ваши выпускники будут востребованы цифровой экономикой?

- Вузам важно знать, какие компетенции будут актуальны не только сегодня, но и через несколько лет. Мы учим студентов мыслить нестандартно, по-новому. Ориентируем их на разработку технологий для создания и производства глобальных конкурентных продуктов. Учим компьютерному инжинирингу и конструированию продукции для фабрик будущего. Наши выпускники - инженеры XXI века, как мы говорим - инженерный спецназ России. Они обладают глубокими знаниями, широким кругозором, высоким уровнем профессиональных компетенций. Это позволяет с уверенностью говорить об их востребованности работодателями в рамках программы реализации цифровой экономики.

- По данным Института физиологии РАО, лишь15 процентов детей выдерживают школьную нагрузку без ущерба для здоровья. Из кого выбирать будущих инженеров?

- Да, это проблема, с которой сталкиваются технические вузы. Около 20 процентов поступивших на первый курс хорошо знают материал. Остальных надо доучивать и математике, и физике. В школах должны быть учителя, которых учили грамотные профессора, доценты, а их, в свою очередь, надо готовить в педагогических и классических университетах с хорошей репутацией. Школы должны быть заточены на углубленное изучение базовых предметов. Нужны лицеи при университетах, центры поддержки одаренных детей, такие как "Сириус". Все это позволит повысить качество подготовки.

- Какую профессию выбрать, чтобы через несколько лет стать востребованным специалистом?

- Необходимы инженеры с высоким уровнем знаний передовых цифровых технологий. Активно развивается машиностроение, на новый уровень развития выходит металлургия.

- Много у нас предприятий, которые понимают, как будет развиваться производство и какие сотрудники нужны?

- Это все крупные представители промышленности. Вузы должны не только готовить инженерную элиту, но и повышать квалификацию тех, кто сегодня управляет производством и разрабатывает новый продукт. Вместе с КАМАЗом, центром стратегических разработок "Северо-Запад" мы участвуем в проекте повышения квалификации инженерно-технического состава в области цифрового производства. Подписаны соглашения о разработке универсальной модульной пассажирской платформы для автобусов, электробусов и троллейбусов нового поколения, основанного на цифровом проектировании и моделировании транспортных средств. Это позволит значительно сократить время на проектирование и снизить затраты на запуск производства.

- Легко ли открыть на предприятии базовую кафедру?

Непросто. Каждая базовая кафедра предполагает создание команды по заказу конкретного предприятия. Это важно. Ведь наши студенты в реальных условиях учатся на инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, энергетиков и сразу после окончания вуза могут работать на этих предприятиях как единая команда.

- С какого курса можно попасть в такую команду?

С третьего курса бакалавриата, а затем тот, кто продолжает учиться в магистратуре, автоматически продолжает и работу на кафедре.

- Сколько времени в техническом вузе должно приходиться на практику?

Для инженера-исследователя - 30 процентов учебного времени, и 70 процентов - на теорию. У инженера-технолога - это 50 на 50. Если говорить об опорных и региональных университетах, которые призваны обеспечивать кадрами региональную экономику, то там 70 процентов - на практику, остальное - на теорию.

«Каждая базовая кафедра предполагает создание команды по заказу предприятия»

- Назовите самую перспективную тему диссертации, которая защищалась в вашем вузе.

- Есть очень интересная работа Антона Наумова, доцента кафедры "Технология и исследование материалов". Это уникальная технология соединения двух материалов, сварка трением с перемешиванием. Она важна для судостроения, авиации, космоса. Работа с ее использованием ведется со многими предприятиями.

- Студенты могут участвовать в таких проектах?

Конечно! Кстати, наши студенты создали первый российский солнцемобиль SOL, аналогов которому нет ни в одном вузе страны. Ребята будут участвовать с ним в чемпионате солнцемобилей American Solar Challenge.


Беседовала Ирина Ивойлова.



МОСКВА, "Российская газета"
12


Оригинал



Теги: Интервью, Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской, подготовка, специалист, цифровая экономика, инженерный спецназ