Новости / Силовые структуры / Вооруженные силы

5:00 / 06.08.17

Олег Косенков: "Ратники стальных магистралей"

Олег Косенков: "Ратники стальных магистралей"

Начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег Косенков \ Фото: Пресс-служба МО РФ

166 лет на службе Отечеству. 

Об истории, нынешнем состоянии войск и выполнении ими в настоящее время важнейших государственных задач рассказывает начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег Косенков.

– Железнодорожные войска в своём роде уникальны, подобных в других странах нет, за исключением Республики Беларусь. Свою важность и необходимость для обороны страны отечественные Железнодорожные войска доказали и доказывают на всём протяжении своего 166-летнего существования. Олег Иванович, расскажите о самых ярких моментах из их истории. 

– 6 августа 1851 года импе­ратор Николай I на завершающем этапе строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва утвердил Положение о составе её управления. В соответствии с этим документом и были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги. Таким образом в мире появились первые подразделения железнодорожных войск.

Наиболее масштабно они показали свои возможности уже в ходе русско-турецкой войны в 1877–1878 годах. Тогда военные железнодорожники обеспечили непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими железнодорожному участку Бендеры – Галац.

«За последние годы сданы сотни километров отремонтированных дорог»

Во время Первой мировой вой­ны железнодорожные войска, к тому времени выросшие и окрепшие, уже обеспечивали стратегические операции. По построенным им дорогам перебрасывались войска. Всего за период этой вой­ны военными железнодорожниками было построено около 300 км ширококолейных железных дорог и до 4000 км узкоколейных, восстановлено более 4600 км путей.

Конечно, особой строкой в летопись наших войск вписана Великая Отечественная война. Железнодорожные войска внесли огромный вклад в Великую Победу. Участвуя в стратегических операциях фронтов вместе со спецформированиями Народного комиссариата путей сообщения, войска восстановили и построили заново свыше 120 тысяч км железных дорог, возвели около 3 тысяч мостов. Эти гигантские цифры говорят сами за себя, а сколько за ними героизма, мужества, самоотверженности!

В послевоенное время военные железнодорожники внесли впечатляющий вклад в строительство крупнейших транспортных магистралей, имеющих стратегическое значение для страны.

Это дороги Ивдель – Обь, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут и, конечно, одна из крупнейших строек Советского Союза – БАМ.

На протяжении всей своей истории Железнодорожные войс­ка России проявляли свои замечательные качества. Прежде всего это способность профессионально и оперативно выполнить поставленные перед ними задачи в любой обстановке и в любое время. Именно поэтому наши войска, помимо выполнения задач по прямому предназначению, участвовали в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф. К примеру, так было после аварии на Чернобыльской АЭС, после стихийных бедствий на Сахалине, взрывов на станциях Арзамас и Свердловск-Сортировочный.

В ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе военные железнодорожники сумели восстановить устойчивое железнодорожное сообщение в Чеченской Республике. Нередко нашим солдатам и офицерам приходилось с оружием в руках давать отпор тем, кто не хотел возвращения к мирной жизни. В судьбоносные моменты отечественной истории военные железнодорожники неизменно проявляли мужество, стойкость и высочайший профессионализм, вносили достойный вклад в укрепление обороноспособности и экономического могущества страны. Вот почему, вглядываясь в героическое прошлое родных войск, мы отдаём дань глубокого уважения всем поколениям воинов-железнодорожников, преклоняемся перед ними.

– Что представляют собой Железнодорожные войска сегодня, каковы их задачи и приоритеты?

– Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначенные для восстановления, заграждения, разминирования, технического прикрытия, строительства железных дорог, повышения их живучести и пропускной способности, устройства обходов железнодорожных мостов, узлов, наведения и эксплуатации наплавных железнодорожных мостов в целях обеспечения деятельности Вооружённых Сил страны.

«Железнодорожные войска в последние годы участвовали и участвуют во всех без исключения крупномасштабных учениях»

Железнодорожные войска, как известно, являются составной частью системы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил РФ. Все последние годы войска развивались в соответствии с общей концепцией строительства современных армии и флота России.

Отмечу, что во исполнение указов Президента РФ, определяющих основные направления развития государства (в том числе развития Вооружённых Сил страны), в Железнодорожных войсках разработан и успешно реализуется план деятельности на период до 2020 года. Цели таковы: придание войскам инновационного облика, удовлетворяющего потребностям и задачам в области обеспечения национальных интересов государства, его вооружённой защиты, а также соответствующего экономическим и мобилизационным возможностям страны.

– Железнодорожные войска одновременно выполняют множество работ на десятках ответственных объектов страны… Удаётся ли укладываться в плановые сроки строительства?

– Работы действительно много, но войска справляются со всеми задачами без срывов, согласно планам. Тому способствуют достаточно высокий профессионализм наших специалистов, хорошая техническая оснащённость войск, оптимальная организация работ и своевременная поставка всех необходимых материалов.

Части и подразделения Железнодорожных войск в рамках совершенствования практической подготовки к выполнению задач по предназначению задействованы в ремонте подъездных железнодорожных путей необщего пользования на объектах Минобороны России. Применяемые спецтехника и средства инженерного вооружения позволяют минимизировать использование ручного труда и увеличивать производительность. Личный состав в ходе выполнения задач овладевает практическими навыками работы на сложных образцах вооружения, военной и специальной техники, а также механизированного инструмента. Десятки объектов мы сдаём вовремя, при хорошем качестве работ.

Отремонтировано много километров железнодорожных путей. Эта важная работа идёт постоянно, за последние годы сданы в эксплуатацию сотни километ­ров отремонтированных дорог.

Большая работа проведена и продолжается на арсеналах Главного ракетно-артиллерийского управления. В целях повышения живучести и противопожарной защиты арсеналов и баз хранения боеприпасов ГРАУ железнодорожные батальоны механизации выполнили гигантские объёмы работ по обваловке объектов. Общий объём земляных работ исчисляется в сотнях тысяч кубометров. При их выполнении задействуется множество единиц автомобильной, инженерной и специальной техники. Доля ручного труда у нас миниальна.

– Каковы перспективы развития Железнодорожных войск и планы их дальнейшего переоснащения на современную технику?

– Здесь несколько направлений. Так, необходимо сбалансированно развивать и совершенствовать структуру, состав и численность войск, оптимизировать организационно-штатную структуру органов управления воинских частей. Предстоит решать задачи в области модернизации вооружения, военной и специальной техники, создания научно-технического, конструкторского и производственного заделов. В этой связи отмечу, что перспективным направлением дня нас останется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новой – унифицированной, стандартизированной и высокоэффективной – системы вооружения для переоснащения наших соединений и воинских частей.

Что касается закупки и поставки в войска современных видов вооружения, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа, то в течение последних лет Железнодорожные войска интенсивно перевооружаются, как упоминалось выше, с перспективами выхода на новый инновационный облик к 2020 году. В целях дальнейшего обеспечения наших соединений и воинских частей новыми техническими средствами, выхода на установленные рамками гособоронзаказа параметры закупаются современные образцы техники и технических средств: железнодорожные краны, гусеничные экскаваторы, маневровые тепловозы, средства для технического обслуживания и ремонта.

– Насколько часто военным железнодорожникам доводится действовать в условиях, приближенных к боевым?

– Железнодорожные войска в последние годы участвовали и участвуют во всех без исключения крупномасштабных учениях. В ходе этих учений отрабатывались вопросы строительства подходов к наплавным железнодорожным мостам, монтажа эстакад РЭМ-500 через малые водотоки и наведения наплавных железнодорожных мостов НЖМ-56 через крупные вод­ные преграды – это Енисей, Волга, Амур, Зея и Бурея.

Чем замечательны такого рода учения? Тем, что на них выполняется полный комплекс задач. Воинские части приводятся в высшие степени готовности, имущество мостов грузится и вывозится, выдвигаются личный состав и техника. В указанном районе железнодорожные части размещаются на местности и обеспечивают пропуск по построенным обходам и мостам современных автомобильных и железнодорожных нагрузок.

– Олег Иванович, в последние годы в Вооружённых Силах России на одно из первых мест вышел фактор состязательности, способствующий достижению максимально высоких результатов. Проводятся «Танковый биатлон», «Авиадартс» и другие конкурсы. Как с состязательностью в Железнодорожных войсках?

– У нас уже стал традиционным и проводится ежегодно конкурс на лучшего специалиста (расчёт) Железнодорожных войск памяти Героя Советского Союза сержанта В.П. Мирошниченко. Он позволяет выявить не только наиболее подготовленных специалистов войск по основным специальностям, но и привносит элемент состязательности и азарта в процесс подготовки младших специалистов.

Конкурс охватывает все наши войска. В этом году соревнования проводились по 16 номинациям, в них участвовали около 300 военнослужащих. Лучшие результаты показали представители Западного военного округа, занявшие первое место, в прошлом же году лидерами были представители Центрального военного округа.

Беседовал Александр Тихонов.



МОСКВА, газета "Красная звезда"
1


Оригинал


Теги: Интервью, Начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег Косенков, Железнодорожные войска, тыл, армия сегодня