Учет внешних политических рисков / Фото: investments.academic.ru
Под внешними политическими рисками понимаются все факторы за рубежом, которые могут затруднить или прекратить деятельность российских государственных или частных организаций, корпораций, компаний или частных лиц и, как следствие, нанести им существенный моральный, материальный или финансовый ущерб.
Условно их можно подразделить на:
- риски местного значения (область, город, район)
- корпоративные (конкретной компании)
- страновые, региональные и международные (глобальные)
Поскольку внешние политические риски уже давно стали неотъемлемой частью любой финансово-экономической и коммерческой деятельности, то они, как правило, учитываются при принятии решений на начало сотрудничества с конкретным партнером, составлении и подписании договоров, соглашений и контрактов, подсчете возможного ущерба, определении размеров страховых взносов и т.д.
Есть даже структуры по управлению внешними политическими рисками с тем, чтобы минимизировать возможные издержки и потери от чрезвычайных политических обстоятельств. Существует много методик подсчета политических рисков в баллах, процентах, наглядных графиках и т.п.
Иногда сторона-поставщик товаров и услуг в силу каких-либо субъективных факторов игнорирует рекомендации специалистов и открывает кредитную линию или размещает на своих предприятиях крупный заказ для заведомо нестабильного партнера (режима), с банкротством или падением которого, как правило, аннулируются сделки и контракты, долги со временем обнуляются и списываются. Особенно часто это проявляется в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС).
Каковы же наиболее типичные политические риски? В качестве примеров можно привести следующие: резкое обострение международной обстановки, ухудшение отношений между странами, локальные вооруженные конфликты и гражданские войны, революции, насильственные смены правящих режимов и элит, национализация, экспроприация, изменение законодательств, правительственные кризисы, введение ограничительных международных под эгидой ООН, многосторонних или односторонних санкций против одной или нескольких стран и т.п.
Все возможные формы, виды, типы внешних политических рисков вряд ли можно сформулировать и перечислить. Что касается стран и регионов, то здесь наблюдается определенная закономерность. Есть страны и регионы, находящиеся перманентно в состоянии высоких политических рисков (Сомали, Афганистан, Сирия, Ирак, Иран, в целом Ближний и Средний Восток) и наоборот, есть страны и регионы традиционно устойчивые к политическим рискам (Швейцария, Швеция, Австралия, Западная Европа). Если пройти по условным группам политических рисков снизу вверх, то можно нарисовать следующую картину.
Риски местного значения.
Во многих относительно стабильных странах есть отдельные «проблемные» районы, где политические риски гораздо выше, чем в целом по стране. Например, зоны внутренних и региональных этно-конфессиональных конфликтов (южные районы Турции, прилегающие к Ираку и Сирии, где длительное время велись партизанские боевые действия отрядов Рабочей партии Курдистана (РПК) против турецких силовых структур, районы Армении и Азербайджана, примыкающие к Нагорному Карабаху, районы Пакистана и Индии вокруг провинции Кашмир, турецкая часть Кипра, границы Грузии с Абхазией и Южной Осетией, юго-восточные районы Украины и т.п.).
Корпоративные.
Договора, соглашения, контракты могут заключаться как с иностранными государственными, так и с частными компаниями, группой компаний или транснациональными корпорациями. В таком случае внимательно изучается весь предыдущий опыт работы потенциального партнера в этой области, положительные и отрицательные результаты его деятельности, связи с теми или иными поставщиками и партнерами, властями отдельных стран, его зависимость от политической конъюктуры и субъективных факторов.
Страновые политические риски.
Выше уже приводились примеры стран, где степени риска традиционно противоположны. Но мир не стоит на месте, он постоянно меняется. Появляются новые факторы, которые способствуют урегулированию конфликтов и стабилизации политической обстановки в одних странах и, наоборот, другие страны «взрываются» и вступают в полосу нестабильности. Пример: последствия, так называемой, «арабской весны», когда Тунис, Египет. Ливия, Йемен, Сирия, Ирак вступили в длительный период хаоса и насилия.
При анализе степени политических рисков в той или иной стране учитывается прочность и стабильность режима, развитость политической системы и демократических институтов власти, гражданского общества, его региональные и международные связи, зависимость от других стран или блоков стран (США, НАТО), законодательство, инвестиционный климат и многие другие факторы.
Региональные политические риски.
Упомянутые выше очаги нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке во многом провоцируются извне. Так, затяжной израильско-палестинский или израильско-арабский конфликт объясняется неспособностью или нежеланием мирового сообщества реализовать соответствующие резолюции ООН и создать в обозначенных ранее границах Государство Палестина. Вместо этого, США и их союзники помогают наращивать ракетно-ядерный потенциал Израиля, усиливают свои группировки войск, разворачивают региональную систему ПРО, поощряют новую гонку вооружений в монархиях Персидского залива, натравливая их на Иран, и, разжигая межконфессиональный (суннитско-шиитский) конфликт.
Вторым по степени опасности региональных конфликтов является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Здесь США также усиливают свою группировку войск, создают систему ПРО, пытаются еще больше изолировать КНДР, и сколотить мини-НАТО в противовес Китаю. В АТР развязана беспрецедентная гонка вооружений и, если на Ближнем Востоке существует пока только одна ядерная держава, то здесь их уже четыре (Китай, Индия, Пакистан, КНДР). Естественно, что БСВ и АТР являются зонами повышенного политического риска.
Международные (глобальные) политические риски.
Помимо сохраняющейся угрозы быть уничтоженными в результате ракетно-ядерной войны или с использованием современных обычных вооружений, многие страны подвергаются со стороны США и их союзников шантажу и угрозам политической и финансово-экономической блокады, новым ограничительным санкциям дискриминационного характера (Иран, КНДР, Сирия, Россия).
Все подобные международные (глобальные) риски политического свойства должны максимально учитываться при заключении долговременных сделок и контрактов с партнерами. Для упрощения оценок всех перечисленных выше групп политических рисков их можно разбить на три категории:
- высокая степень риска
- средняя степень риска
- низкая степень риска
В зависимости от степени внешних политических рисков принимается окончательное решение на сотрудничество с тем или иным зарубежным партнером и определяются наиболее выгодные условия договоров, соглашений, контрактов (предоплата, страховка в международных страховых компаниях и т.п.). Особую значимость политические риски приобретают при заключении долговременных сделок (10-30 лет), например, в сфере ВТС, ядерной энергетики, космических исследований, поставок углеводородного сырья и т.п.
Для более качественной оценки внешних политических рисков целесообразно задействовать как можно больше показателей и характеристик конкретных районов, корпораций, стран, регионов, международной обстановки и учесть общий политический фон, т.е. всего, что так или иначе может сказаться на степени внешнего политического риска. Следует иметь в виду, что существуют и внутренние политические риски государства, корпорации, которые требуют отдельных исследований и, безусловно, должны учитываться в работе с иностранным партнером.
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Станислав Иванов