БМП Warrior британской армии имеет двухместную башню, вооруженную 30-мм пушкой и спаренным пулеметом / Фото: www.flickr.com
В то время как БМП обеспечивают наступательные возможности под защитой брони, а БТР обеспечивают безопасную перевозку пехоты, некоторые военные рассчитывают совместить эти два типа.
Бронированные машины пехоты появились на полях сражений Второй мировой войны почти без заранее определенного плана. Первыми экземплярами были немецкие полугусеничные машины Sd.Kfz. 251 и меньшая по размерам Sd.Kfz. 250. Лучше всего машины были известны по названию марки Hanomag (от Hannoversche-Maschinenbau-AG – Ганноверское акционерное общество машиностроительных и автомобильных заводов); они имели переднюю колесную ось, сзади гусеничную ходовую часть, кузов с открытым верхом, в котором размещалось отделение моторизованной пехоты с одним или двумя установленными пулеметами MG34 или MG42, сообщило Land Warfare International April.
В широком смысле из первоначальных разработок Германии и ответа союзников появились две категории машин: БТР и БМП. В зависимости от тактического приоритета они предназначались либо для спешенного, либо для моторизованного боя. БМП в общем характеризуется обитаемой башней с пушкой среднего калибра и отделением для пехоты в задней части, которая работает в качестве приданного подразделения. На многие машины могут устанавливаться противотанковые ракеты, также в большинстве случаев десанту предоставлена возможность стрелять из личного оружия изнутри машины. Приоритетом является защита от прямого попадания.
Русская БМП, немецкая Marder, британская Warrior и американская Bradley – это классические примеры машин класса БМП. Предпочтение здесь отдано ведению боя из машины, а спешивание определяется только конкретными условиями, например ближним боем или ожесточенным сопротивлением, которое невозможно преодолеть только лишь одной моторизованной атакой. В обороне пехота развертывается для защиты и поддержки своей машины. БМП также обеспечивает ближнюю поддержку основным боевым танкам (ОБТ) и поэтому ей необходима схожая подвижность.
ОБТ в большой мере повлияли на то, что большая часть БМП гусеничные, поскольку в идеале оба типа машин входят в единую атакующую группу, задача которой состоит в прорыве вражеских позиций, хотя в тоже время она может действовать в обороне как контратакующая сила. Уровень защиты, который необходим БМП для выполнения этих задач, всегда был темой ожесточенных споров.
БТРы отличаются от БМП основной ролью, которую они выполняют – перемещение пехоты туда, где она может развертываться и вести бой спешенном порядке. БТР обеспечивает мобильность и определенные уровни защиты от осколков и огня стрелкового оружия. И опять же, по уровням защиты, необходимым для БТР, существует множество точек зрения. С момента появления машин класса БТР, его задачи выполняли и гусеничные и колесные машины.
На примере тяжелого БТР Namer мы видим, как израильская армия пришла к уровням защиты и боевой массе, сопоставимым с ОБТ. На многих израильских БТР по большей части устанавливаются тяжелые или среднекалиберные пулеметы для самообороны и определенной огневой поддержки спешенных подразделений. Сохранение размеров и структуры пехотного отделения или группы является первостепенной задачей, и в большинстве армий до сих пор считают, что пехота должна действовать независимо от машины. Бывшая советская армия также рассматривала подразделения с БТР в качестве идеальной силы для развития прорыва совершенного ОБТ и БМП. Последовательный выбор Россией колесных БТР 60, БТР 70 и БТР 80 демонстрирует это.
БТР M113, французский AMX-10P и даже плавающие машины LVTP7 (AAV7) корпуса морской пехоты также входят в эту категорию. Поскольку БТР используется в качестве защищенного транспортного средства, некоторые военные группируют эти машины вместе в пехотных частях в общее подразделение и при необходимости ставят перед ними различные задачи.
Трудное развитие
Поскольку БМП и БТРы предназначены для выполнения разных задач, они представляют собой два разных конструктивных компромисса и как результат машины, используемые не только для защиты и транспортировки пехоты, но и ведения боевых действий, являются одними из самых трудных в проектировании и разработке. Они имеют список потенциально противоречащих требований и пожеланий, которые пользователи хотят включить в одну и ту же платформу, и, причем каждое из них влияет на другое с нулевым результатом.
Существует некое напряжение между требованиями к системе вооружения боевой машины и потребностями спешенной пехоты. Это непростая задача для тех, кто определяет требования, которые разработчик системы должен пытаться удовлетворить. Существует три элемента общих для всех боевых бронированных машин.
Первый элемент включает ходовую часть, силовой блок, приводы, подвеску, топливо и защиту, включая конструкцию корпуса, броню и средства обеспечения живучести экипажа, например противовзрывные сиденья.
Второй – это система вооружения, состоящая из пушек и пулеметов, боеприпасов, системы управления огнем и опорные конструкции – это могут быть закрытые обитаемые башни или открытые турели или дистанционно управляемые боевые модули.
Третий элемент – уровень предоставляемой броневой защиты.
Каждый из них имеет свои особые конструктивные определяющие факторы. Например, запрашиваемый уровень защиты, как правило, увеличивает массу машины. Это может потребовать более мощного (и возможно более крупного) силового блока. Самой общей причиной, повышающей массу защиты, является увеличение размеров машины.
Bradley американской армии иллюстрирует общие для машин класса БМП конструктивные противоречия, которые должны преодолевать разработчики, например это объем кормового отделения десанта / Фото: www.militaryfactory.com
Личное пространство
Машины, которые перевозят пехоту, должны вмещать тело каждого солдата, его снаряжение, оружие и нательную защиту. Люди не так-то легко упаковываются. Каждому солдату необходимо 0,8 м3 и, скорее всего, эта цифра будет зависеть от строения его тела. Вся защита от взрывного и ударного воздействия мин и самодельных взрывных устройств фактически нивелировалась многоместными неразделёнными сиденьями, на которых, как правило, рассаживался десант в прежних моделях.
Однако, современным индивидуальным противовзрывным сиденьям требуется в полтора раза больший объем. И экипажу и десанту необходимы паек, вода, дополнительные боеприпасы и места для хранения ранцев и другой личной экипировки. Вдобавок, спешиваемому подразделению необходимы ручное противотанковое оружие, средства наблюдения и связи, возможно пулеметы, обслуживаемые расчетами, и другое специальное снаряжение и вооружение.
Снаряжение подразделения может занять еще 1,5 – 2 м3. Как правило, даже с внедрением инновационных решений (например, использование бортовых спонсонов машины Iveco Super AV под места хранения имущества экипажа) десантное отделение заполняется «под завязку» до того, как наступит превышение полезной грузоподъемности машины.
Итальянская БМП Super AV от компании Iveco / Фото: www.taringa.net
Объем, который необходим солдату в машине, трудно оспорить. Чем дольше он должен оставаться в машине, тем больше внимания необходимо уделить комфорту, самочувствию и ориентации для того, чтобы он действовал эффективно и после спешивания. Это означает добавление приборов наблюдения, люков, дверей и аппарелей соответствующего размера.
Простые расчеты показывают, как быстро растут потребности в объеме. Шести пехотинцам может потребоваться по осторожным оценкам 6 м3 плюс 1,5 м3 для снаряжения, что дает всего 7,5 м3. Группа из девяти солдат может занять объем более 12 м3. Даже при сохранении прежнего силового блока встает трудная задача по уменьшению размеров машины, поскольку они напрямую влияют на ее транспортировку, способность маневрировать в городских условиях и ограниченных пространствах и на то, целью какого размера она предстанет перед противником.
Семейство колесных машин ARTEC BOXER MRAV 8х8, которые имеют высокий уровень защиты и подвижности / Фото: www.artec-boxer.com
Опциональный выбор
Системы вооружения транспортных средств представляют собой интегрированные комплексы, которые позволяют экипажу обнаруживать, идентифицировать и уничтожать цели. Одно- или двухместные башни или дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ) как раз и предназначены для подобных действий. Башни предлагают лучшую ситуационную осведомленность, лучшие возможности обнаружения и захвата целей и упрощенное обслуживание вооружения, но их вращающиеся корзины занимают довольно большой объем внутри корпуса, поскольку они проходят вниз через внутреннее пространство машины. Корзина может проходить через всю ширину крыши машины и занять 4,5 м3 и более.
ДУБМ, как правило, устанавливается на крыше, он существенно легче и имеет меньшее механическое внедрение, требования к необходимому внутреннему пространству ограничиваются средствами управления и дисплеем. Но, несмотря на значительный прогресс в сенсорах, оптоэлектронике, видео и дисплеях, двухместная башня имеет наилучше возможности высокоточного поражения целей, в частности в движении и при атакующих действиях. Свидетельством тому является то, что на большинство БМП установлены двухместные башни. Впрочем, на них можно также устанавливать крупнокалиберные пушки и другое вооружение, включая среднекалиберные спаренные или устанавливаемые на крышу пулеметы.
ДУБМ в настоящее время предлагаются с пушками калибров 25 мм, 30 мм и 35 мм. Они, как правило, имеют увеличенную массу. Однако, модуль Tactical Remote Turret от компании BAE Land Systems South Africa, например, способен принять 25-мм или 30-мм пушки при собственной массе всего 850 кг, включая боеприпасы. Кроме того, в настоящее время доступны ДУБМ со спаренными пулеметами (двумя типами вооружения), например, к ним можно отнести Overhead Remote Controlled Weapons Station от компании Elbit.
Впрочем, у стрелка ДУБМ, сидящего в машине, ограничены возможности захвата целей, особенно в движении. Еще одна проблема состоит в пополнении боезапаса, для этого солдат должен выйти наружу. К тому же, все эти действия должны выполняться при неподвижной машине и под прикрытием.
От компромиссов никуда не деться
Выбор вооружения влечет за собой еще несколько компромиссов. Более крупный калибр имеет большее воздействие на цель, но крупный калибр ограничивает количество снарядов в боевой укладке по сравнению с количеством снарядов меньшего калибра, например 30-мм снаряд в два раза больше 25-мм боеприпаса.
Кроме того, требования к обстрелу других бронированных существенно отличаются от требований к обстрелу пехоты. Чтобы уничтожать движущиеся бронированные цели, предпочтительно иметь более высокую скорость снаряда и настильную траекторию, а для нейтрализации пехоты на поле боя или в закрытых укрытиях необходим осколочный снаряд воздушного подрыва или кассетный боеприпас меньшего калибра. Существует шаткое равновесие между возможностями, которые бронированная машина пехоты должна достичь.
Хотя существуют технологии и новые подсистемы, которые предлагают некоторые поступательное повышение возможностей внутри отдельного элемента (например, более крупный калибр с меньшей массой), основные характеристики между БМП и БТР остаются неизменными. Компромиссы будут определять конфигурацию машины. Армии, которые, по всей видимости, разрешили свои основные оперативные противоречия включают Германию, Россию и Израиль.
Каждая страна успешно разработала и развернула линейку современных бронированных машин, которая дополняет ее тактическую доктрину. Россия, например, при сохранении основных конструктивных параметров внедрила новые технологии в свои гусеничные БМП и колесные БТР. К ним можно отнести большее огневое могущество 30-мм пушек, модернизированные силовые блоки и улучшенную защиту.
TRT от BAE Land System South Africa может быть самым легким ДУБМ в своем классе. Он имеет массу всего 850 кг, куда входят 25-мм или 30-мм пушка и боезапас (www.baesystems.com)
Полученный опыт
На смену устаревшей машине Marder Германия поставила на вооружение свою БМП Puma, в которой воплощен не только полученный боевой и эксплуатационный опыт, но самые инновационные решения. Она также развернула в войсках бронетранспортер Boxer, который заменил колесную Fuch и гусеничную M113 и который будет выполнять задачи универсальной бронированной машины. Интересно, что эта страна выбрала колесную машину как более эффективную, надежную и рентабельную систему для выполнения множества необходимых задач, включая транспортер личного состава.
Бронетанковый корпус Израиля предпочел ОБТ с лучшей защитой. При относительно небольшой потребности в стратегическом развертывании масса не имела особого значения. Официальные представители израильской армии признали уязвимость M113 даже с улучшенной броней. БТР Namer отражает желание израильтян иметь лучшую защиту и больший объем для перевозки пехоты и основных запасов на передовую и эвакуации раненых с поля боя. С другой стороны, поиски американской армии преемника Bradley выявил серьезные проблемы. Прежний проект машины по программе Боевые Системы Будущего Future Combat System – Manned был закрыт.
Следующая же разработка наземной боевой машины Ground Combat Vehicle (GCV) подверглась жесткой критике, ее бюджет был урезан на 80% и, в конечном счете, этот проект превратился в технологическое исследование.
Проект наземной боевой машины Ground Combat Vehicle (GCV) / Фото: www.flickr.com)
В обеих работах акцент был сделан на железе и технологии, чтобы хоть каким-то образом разрешить противоречивое требование БТР/БМП. Как таковой проект GCV предусматривал установку башни с орудием, лучшую по сравнению с БМП Bradley броню и защиту от СВУ, экипаж три человека и полное пехотное отделение из девяти человек.
Базовые требования
Что обнаружилось в настоящее время так это то, что начальные и последующие дискуссии армии и министерства обороны касались только технологии и бюджета. Мало внимания было уделено проверке базовых требований и тому, что их определяет. После пересмотра и повторного выпуска армией запроса предложений и перед отменой проекта GCV представитель одной из компаний заметил, что «промышленность, по всей видимости, не в состоянии понять потребностей армии».
Проблемы в США показывают, что возможности не могут рассматриваться в отрыве от того, как они влияют друг на друга. В связи с этим возникает несколько вопросов. Может ли разработчик определить наилучшие компромиссы, если основная роль в боевой задаче не ясна? Башня и более крупное орудие помогут эффективнее бороться с бронированными машинами противника, но потеря двух или трех мест десанта стоит компромисса? Соответствует ли это основному назначению машины? Существуют ли другие системы, которые могли бы выполнить подобную задачу?
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, перевод Вячеслава Мерзлякова
www.arms-expo.ru