Агентство / Персоналии / Аналитика

7:32 / 18.07.14

Белорусские «птицы» рвутся в небо

Белорусские «птицы» рвутся в небо

Белорусские «птицы» рвутся в небо / Фото: www.intex-press.by

На прошедшей международной выставке «Милекс-2014» специалистам и посетителям были представлены комплексы с беспилотными летательными аппаратами типа «Беркут», БАК100, «Буревестник» и другими. Краткий анализ этих и других разработок показывает, что белорусские разработки в этой области вполне конкурентоспособны и отвечают самым современным требованиям. 

Современные разработки в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) представляют собой, как правило, своеобразную квинтэссенцию высоких технологий. Только в этом случае могут быть созданы БПЛА, которые сочетают в себе такие требования, как достаточные продолжительность и дальность полета, малозаметность, многофункциональность, оптимальное сочетание собственной массы и полезной нагрузки и ряд других.

В последние годы на рынке вооружений Республика Беларусь (РБ) все чаще упоминается как поставщик беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и комплексов различного назначения на их основе. Повышенный интерес к белорусским БПЛА с птичьими названиями большой интерес сегодня проявляют Вьетнам, Эквадор, Туркменистан, Куба, др. страны СНГ, ОДКБ, Азии, Африки и Южной Америки. Причем этот интерес постоянно растет. 

По мнению экспертов, сегодня Беларусь является одним из лидеров в этой области. Белорусские организации и предприятия демонстрируют значительные успехи в разработке БПЛА различных типов и назначения. В этой связи чаще всего упоминаются Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН) и Военная академия Республики Беларусь, частная компания «КБ «Индела», 558-й (558 АРЗ) и Минский (МАРЗ) авиаремонтные заводы. В разработке и производстве комплектующих изделий активно участвуют ряд др. белорусских предприятий и организаций оборонного сектора страны. 

Заметные успехи в этой области стали возможны благодаря концентрации усилий заинтересованных структур, разработчиков и производителей в рамках единой государственной научно-технической программы «БАК и технологии». А их деятельность по созданию беспилотных авиационных комплексов (БАК) консолидирует и направляет Государственный военно-промышленный комитет (Госкомвоенпром) совместно с НАН Беларуси. В результате такой целенаправленной политики сегодня созданы и предлагаются потенциальным покупателям ряд эффективных БПЛА военного, двойного и гражданского назначения. Весьма примечательно то, что все они, за малым исключением, созданы на основе белорусских комплектующих. 

Вышесказанное подтверждают региональные и международные выставки, в т.ч. и недавно прошедшая в Минске «Милекс-2014» (MILEX-2014). На ней, также как и на других, были представлены белорусские разработки. 

В первую очередь это тактический всепогодный БАК ближнего действия «Беркут». Он предназначен для ведения оптико-электронной разведки в интересах мотострелковых и ракетно-артиллерийских подразделений. Комплекс включает наземную станцию управления и четыре БПЛА типа «Беркут-1» или «Беркут-2». 

БПЛА ближнего действия «Беркут-1» служит для получения разведданных в видимом и инфракрасном диапазонах волн в реальном масштабе времени. При массе 15 кг аппарат может летать с крейсерской скоростью 50-80 км/ч в течение до 90 мин. на высотах и дальностях около 1000 м и 15 км соответственно. Полезная нагрузка (фото-, видео- или инфракрасный модули) обеспечивает обнаружение целей с разрешением 0,5 м и определение их координат с точностью 50 м. БПЛА запускается с руки и приземляется на парашюте. 

БПЛА малой дальности «Беркут-2» массой 50 кг решает аналогичные задачи. Он запускается с катапульты (посадка на парашюте) и в течение 120 мин. (автоматический режим) может действовать на дальности до 35 км в диапазоне высот около 3000 м с крейсерской скоростью 80-100 км/ч. Остальные характеристики аналогичны БПЛА «Беркут-1». 

БАК «Беркут» прошел опытную эксплуатацию, участвовал в учениях «Запад-2013» и в 2014 г. должен поступить на оснащение погранвойск Беларуси. В этом же году планируется начало серийного производства комплекса, который создан в кооперации с российским ООО «Иркут инжиниринг». 

Обратили внимание специалисты и на тактический комплекс БАК100 с БПЛА типа «Гриф-1». Он создан по заказу Минобороны Белоруссии, прошел госиспытания и передается в войска для опытной эксплуатации. По их результатам будет принято решение о принятии БАК100 на вооружение и его серийном производстве. 

Комплекс и все типы целевой нагрузки полностью разработаны белорусскими предприятиями. Это INDELA, KVAND, «БелОМО» (оптико-электронная система), МНИПИ (прибор радиационной разведки, поставлялся на АЭС «Фукусима»), ФТИ НАН (лазерная система), КБ «Радар» (средства РЭБ), НИИ ЭВМ (бортовой компьютер). БПЛА «Гриф-1» создан ОАО «558 АРЗ» и системы управления комплекса – компанией «Агат-системы управления», которая выступает в роли интегратора всего комплекса. В состав БАК100 входят 4-6 БПЛА «Гриф-1», наземный пункт управления, машина для транспортировки БЛА и машина материально-технического обеспечения. 

Всепогодный БПЛА «Гриф-1» самолетного типа двухбалочной схемы служит для мониторинга наземной (водной) поверхности, поиска, обнаружения, распознавания и определения координат объектов, радиоэлектронного подавления и топографической разведки. Длина аппарата – 4 м, высота – 1,26 м, размах крыльев - 5,7 м. При взлетной массе 120-150 кг «Гриф-1» способен с максимальной скоростью до 170 км/ч и полезной нагрузкой 25 кг осуществлять полет на высотах около 3000 м в течение до 5 часов. Аппарат оснащен двигателем внутреннего сгорания, взлетает с катапульты или «по-самолетному», садится «по-самолетному» или на парашюте. 

В настоящее время комплекс проходит госиспытания. Одновременно ведутся работы по увеличению продолжительности полета БПЛА «Гриф-1» примерно в 1,5 раза, снижению массы планера и общей стоимости комплекса. Кроме того, разрабатывается облегченный вариант БПЛА «Гриф-1» массой около 100 кг в интересах народного хозяйства. В начале 2015 г. ожидается начало серийного производства комплекса. 

Впервые на выставке был представлен БПЛА тяжелого класса самолетного типа двухбалочной схемы «Буревестник» разработки ФТИ НАН. Беспилотник создан для белорусского МЧС, но может использоваться и др. ведомствами в интересах охраны правопорядка, границы и прилегающих территорий, природы и окружающей среды, мониторинга лесного и сельского хозяйства, решения др. задач. По данным разработчиков, БПЛА массой около 250 кг способен выполнять полеты по командам оператора (по программе) на дальность до 290 (1000) км в течение до 6 (10) час. с крейсерской скоростью в зоне применения 80-120 км/ч. 

Беспилотник может нести гиростабилизированный модуль с ТВ -, фото - и ИК – камерами, а также лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга. Аппарат оснащен высоконадежным двигателем мощностью 62 л.с. В конце 2014 г. должны завершиться испытания комплекса с БПЛА «Буревестник». 

 000.jpg 

БПЛА "Стерх" / Фото: vk.com

Ранее, в 2013 г. БАК «Филин» представил Минский авиаремонтный завод. Комплекс включает 1-2 БПЛА типа «Стерх» («Стерх-БМ», «Стерх-М») с автоматическим бортовым аппаратно-программным комплексом управления (БКУ). Эти аппараты могут решать задачи разведки поля боя, радиоэлектронной борьбы, связи и ретрансляции, создания мишенной обстановки. По мнению разработчиков, в перспективе «Стерхы» смогут наносить удары по целям, осуществлять ПВО и ПРО, а также вести радиолокационную разведку.  

По разным данным БПЛА «Стерх-БМ» максимальной взлетной массой 65-85 кг (15 кг нагрузка) с максимальной (крейсерской) скоростью 115-200 (110) км/ч может летать на дальность 240-300 км в диапазоне высот до 3-3,5 км около 3 часов. Размах крыльев аппарата 3,8 м, он оснащен двигателем внутреннего сгорания мощностью 20 л.с., взлетает и садится по самолетному (при аварии – на парашюте). Оснащен навигационной системой. 

По своим основным характеристикам БПЛА «Стерх-М» аналогичен аппарату «Стерх-БМ». Отличие заключается в заднем расположении двигателя с толкающим винтом и размещении нагрузки в передней части корпуса аппарата.

БАК с БПЛА «Бусел» («Аист», разработка ФТИ НАН) предназначен для разведки и выдачи координат наземных целей, мониторинга приграничных районов, автомагистралей, трубопроводов, лесных массивов, заповедников и районов чрезвычайных ситуаций. В состав комплекса входят 2 БПЛА, наземный пункт управления и аппаратура приема-передачи данных. БПЛА типа «Бусел» оснащены 2-мя электрическими двигателями под крыльями, запускаются «с руки», садятся на парашюте. Контроль полета и управление полезной нагрузкой осуществляет оператор с портативного пульта управления. 

БПЛА легкого типа «Бусел» и «Бусел М» выполнены схеме двухмоторного самолета с размахом крыльев 3 м (последний – с V-образным хвостовым оперением). При стартовой массе до 6 (10) кг БПЛА «Бусел» («Бусел М») способен на скорости 40-100 (54-120) км/ч осуществлять полет на высотах до 1,5 (4) км в течение до 50 (90) минут в радиусе 20 (25) км. Управляются БПЛА с использованием навигационных систем или действуют по программе, запускаются с руки, садятся - на парашюте. БПЛА обоих типов поставляются в МЧС РБ и на экспорт. 

БПЛА «Бусел М50» стартовой массой до 12 кг может действовать со скоростями 40-120 км/ч на высотах до 5 км в течение около 150 мин. в радиусе до 50 км. В качестве целевой нагрузки всех аппаратов «Бусел» могут быть сменные модули на базе гиростабилизированной оптической системы или без стабилизации. 

Комплексы с БПЛА «Бусел» и «Бусел М» прошли госиспытания и готовы к серийному производству. В 2013 г. было выпущено около десятка БАК с этими БПЛА для внутренних и внешних заказчиков. Сегодня заказов на комплексы с БПЛА серии «Бусел» достаточно много. В середине 2014 г. должен был пройти госиспытания БПЛА «Бусел М50». 

Ранее СМИ сообщали о других белорусских разработках. Это перспективный разведывательный БАК тактического назначения с БПЛА «Чибис». Аппарат длиной и высотой 2,7 м и 1,4 м соответственно имеет размах крыла 5,8 м. При взлетной массе 145 кг (45 кг полезная нагрузка), БПЛА может летать с максимальной скоростью до 190 км/ч на высотах до 7 км в течение 7,6 ч на дальность около 705 км. 

Тактический квадрокоптер «Стрекоза» предназначен для ведения воздушной разведки в интересах войск на дальностях до 5 км от носимого пункта управления. При массе 8 кг БПЛА с полезной нагрузкой 200 г может действовать в течение 15 мин. со скоростью около 70 км/ч на высотах до 800 м. Силовая установка – 4 электродвигателя.

БПЛА «Москит» типа «летающее крыло» предназначен для ведения воздушной разведки и определения координат объектов в целях последующего нанесения по ним огневых ударов. Аппарат массой 2,1 кг может находиться в воздухе до 35 мин. и летать со скоростью до 120 км/ч на высотах до 2,5 км. 

Даже из такого краткого обзора можно сделать вывод о заметных успехах белорусских разработчиков в области беспилотных летательных аппаратов. Особенно следует подчеркнуть, что разработки БПЛА ведутся в рамках единой программы. Это позволяет не распылять усилия и экономить средства, а также добиваться результатов в относительно короткие сроки. 

Кроме того, разработки не пылятся в «сундуках» до лучших времен, а поступают на оснащение заинтересованных структур. Это, вне всякого сомнения, стимулирует разработчиков и производителей, которые видят практические результаты своей деятельности и окупают затраты.

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Григорий Будлянский

www.arms-expo.ru 



Теги: Милекс-2014, Республика Беларусь, БПЛА, Беркут-1, БАК100, Гриф-1, Буревестник, Стерх, Бусел, Чибис, квадрокоптер, Стрекоза, Москит