21 - 22 апреля 2023 года, г.Москва
Агентство / Персоналии / Аналитика
Индия и Пакистан продолжают наращивать свой ракетно-ядерный потенциал

Ракетное оружие Пакистана / Фото: masterok.livejournal.com
Несмотря на формальное прекращение «холодной войны» и, как следствие, некоторое сокращение ракетно-ядерных арсеналов США и России, мир не стал безопаснее и ядерное оружие продолжает оставаться одной из главных угроз нашей цивилизации. Не спешат расставаться со своим ядерным оружием Великобритания и Франция, наращивают ядерные потенциалы Израиль, Китай, Индия, Пакистан, появилось ракетно-ядерное оружие в КНДР, имеется целый ряд, так называемых, «пороговых» стран, которые весьма близко подошли к возможности создания ядерного оружия.
В Российском филиале международного центра Карнеги состоялся семинар, где российскими учеными (А.Арбатов, А.Дьяков и П.Топычканов) довольно детально были рассмотрены состояние и перспективы развития ракетно-ядерных потенциалов Индии и Пакистана. Было подчеркнуто, что особую опасность ядерной гонки этих стран придает неурегулированный территориальный спор вокруг провинции Кашмир и довольно высокий уровень террористической угрозы в регионе.

Фото: masterok.livejournal.com
Существующие производственные мощности позволяют Индии наработать 2400 ± 900 кг высокообогащенного урана с 30%-ным уровнем обогащения (что в пересчете на 90%-ное обогащение составляет 800 ± 300 кг). Запасы оружейного плутония оцениваются на уровне 540 ± 180 кг. В год Индия может получать 460—700 кг урана с обогащением 40%. Количество оружейного плутония, которое может производить Индия в год, оценивается в 140 кг.
Пакистан наработал 3200 ± 1200 кг высокообогащенного урана и 170 ± 50 кг оружейного плутония. Этого количества достаточно для создания около 200 ядерных боезарядов. В год Пакистан может получать 200—300 кг урана с обогащением 90%. Количество оружейного плутония, которое Пакистан способен производить в год, оценивается в 12—24 кг. После запуска третьего и четвертого реакторов в Хушабе мощности Пакистана возрастут до 25—50 кг плутония в год.

Фото: masterok.livejournal.com
Индия может располагать примерно 30 ракетами семейства «Притхви», 80—100 «Агни-1», 20—25 «Агни-2» и некоторым количеством «Агни-3». В ряде публикаций упоминается возможность использования для доставки ядерного оружия многоцелевых истребителей «Мираж-2000H» (всего на вооружении Индии около 40 машин), «Ягуар IS Шамшер» (около 80) и Су-30МКИ (около 200). Значение этого компонента ядерной триады не стоит переоценивать до тех пор, пока у Индии не появятся крылатые ракеты воздушного базирования в ядерном оснащении и платформы для них, а также современная система противовоздушной и противоракетной обороны, надежно защищающая объекты стратегической авиации.

Фото: masterok.livejournal.com
Приоритетными направлениями НИОКР в этой области являются: создание разделяющейся головной части баллистических ракет, крылатых ракет средней и большей дальности наземного, воздушного и морского базирования. В 2011 г. Организация оборонных исследований и разработок предложила правительству отказаться от добровольного моратория на разработку ракет дальностью более 5 тыс. км, объявленного в 2006 г. Если власти не согласились с этим предложением тогда, они могут это сделать в ближайшее время.

Фото: masterok.livejournal.com
Крылатая ракета «Хатф-7» («Бабур») разрабатывается в двух версиях — наземного и морского базирования. Первые наземные испытания были проведены в 2005 г., морские еще не проводились. Существуют предположения, что в Пакистане ведутся работы по созданию крылатой ракеты подводных лодок на основе «Хатф-7» («Бабур»). Эта ракета может быть размещена на неатомных подводных лодках нового поколения 039-A и 039-B (класс «Юань») китайского производства. В 2014 г. стало известно, что Исламабад и Пекин подошли к завершающей стадии переговоров о поставке шести таких подводных лодок. Видимо, ввиду этой перспективы Пакистан в 2012 г. создал Стратегическое военно-морское командование.

Фото: masterok.livejournal.com
Возможности Пакистана развивать ядерный арсенал ограничены состоянием его производственных мощностей. По оценкам западных экспертов, Пакистан может самостоятельно производить корпуса ракет и двигателей, порошок для твердотопливной смеси, сопла и головные части, а остальные компоненты он вынужден импортировать из Китая и КНДР. Если это соответствует действительности, ограниченные ресурсы Пакистана вряд ли позволят ему успешно участвовать в ядерной гонке с Индией, располагающей развитым военно-промышленным комплексом. Кроме того, при военном строительстве Индия вынуждена учитывать существование ядерной угрозы на двух направлениях — пакистанском и китайском. Различия между военно-промышленными комплексами и военно-политическим окружением Индии и Пакистана могут привести к еще большему дисбалансу их ядерных арсеналов.
В целом, Южная Азия является регионом, где в настоящее время присутствует самый высокий риск применения ядерного оружия и Индия с Пакистаном находятся в эпицентре региональной нестабильности. Вместе с тем определенную надежду вселяет наметившийся взаимный политический зондаж между Дели и Исламабадом, который имеет целью расширение взаимопонимания относительно ядерной политики и военных приготовлений сторон. В качестве позитивного фактора следует рассматривать и то, что каждая из стран соблюдает односторонний мораторий на проведение ядерных испытаний. Индия и Пакистан подписали ряд соглашений в области мер доверия, что свидетельствует о стремлении сторон все же снизить порог конфронтации и вероятность возникновения ядерного конфликта.
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Станислав Иванов