Агентство / Персоналии / Аналитика

8:03 / 26.07.14

Избрание нового президента в Ираке – шанс на сохранение государства

Избрание нового президента в Ираке – шанс на сохранение государства

Большой передел Ирака / Фото: cont.ws

После прошедших в марте 2014 года парламентских выборов иракцам долгое время не удавалось сформировать высшие органы законодательной и исполнительной власти, назревал новый затяжной внутриполитический кризис (как известно, после парламентских выборов 2010 г. подобный кризис продолжался свыше 9 месяцев). 

На этот раз главной причиной «вакуума власти» стало восстание арабо-суннитских провинций, поддержанное силами международной радикальной исламистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Правительственные войска не смогли оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления наступавшим боевикам и в панике бежали, бросив недавно закупленную в США боевую технику и тяжелое вооружение. В результате, около трети территории Ирака, включая участки границ с Сирией и Иорданией, оказалось под контролем ИГИЛ. Силы самообороны курдов (бригады «пешмерга») не допустили продвижения боевиков в Иракский Курдистан и провинцию Киркук. Центральным властям удалось сохранить контроль лишь над Багдадом с прилегающими к нему районами, южными провинциями, где компактно проживают арабы-шииты, и границами с Ираном и Кувейтом. 

В этих условиях весьма сложно было собрать парламент и оперативно сформировать новые органы власти. Подавляющее большинство арабов-суннитов бойкотировало прошедшие выборы и не принимало участия в заседаниях парламента. По имеющейся договоренности между представителями основных этно-конфессиональных групп населения Ирака, три высших поста в государстве должны распределяться следующим образом: спикером парламента избирается араб-суннит, президентом страны – курд и премьер-министром – представитель парламентского большинства – араб-шиит. Переговоры между коалициями и партийными блоками парламента по кандидатурам на эти должности по вышеуказанным причинам неоправданно затянулись. Лишь 15 июля, с третьей попытки, удалось все же собрать парламент нового созыва и избрать его спикером араба-суннита Салима аль-Джубури. 

Уже 24 июля стало известно и имя нового президента Ирака - представителя курдского меньшинства - Мухаммеда Фуада Маасума. В течение ближайших 15 дней победивший на выборах парламентский блок обязан предложить на утверждение новому президенту страны своего кандидата на должность премьер-министра. 

1.jpg 

Мухаммед Фуад Маасум  / Фото: www.dw.de


 76-летний М.Ф.Маасум является одним из основателей второй по влиянию курдской партии - Патриотического союза Курдистана (ПСК), в 1992 году он стал первым премьер-министром Иракского Курдистана. На посту президента Ирака сменил бессменного генерального секретаря ПСК, 80-летнего Джаляля Талабани, который занимал пост президента страны с 2005 г., но после перенесенного инсульта более полутора лет проходил лечение и реабилитацию в одной из немецких клиник и лишь за несколько дней до созыва нового парламента вернулся на родину. 

Кандидатуру М.Ф.Маасума поддержали президент Иракского Курдистана и лидер Демократической партии Курдистана (ДПК) М.Барзани, сам Д.Талабани и его соратники по ПСК, депутаты регионального парламента. Уже во втором туре Фуад Масум был избран президентом страны, получив 211 голосов из 275 в федеральном парламенте (для избрания кандидат должен был заручиться поддержкой 2/3 депутатов). Судя по биографии и послужному списку, Ф.Маасум может быть достойной заменой Джалялю Талабани. Родился Ф.Маасум в 1938 году в городе Коя, расположенном к востоку от столицы Иракского Курдистана Эрбиля, хотя его семья была родом из района Хавраман вблизи иранской границы.

Ф.Маасум был знаком с Д.Талабани с детства, оба они из известных в г. Коя семей. Ф.Маасум учился в религиозных школах, в 18-летнем возрасте отправился в Каир на учебу в Университет аль-Азхар. Там он получил степень магистра в области исламских исследований и защитил докторскую диссертацию по философии. По возвращении в страну начал свою политическую карьеру в качестве члена Иракской коммунистической партии (ИКП), но после поездки в Сирию покинул ее ряды, так как столкнулся с враждебными мнениями ее лидеров в отношении курдов. В 1964 году Ф.Маасум вступил в ДПК. 

В 1968 году стал профессором университета в Басре, на юге Ирака, и там же работал в офисе ДПК. В 1973 году был представителем ДПК (муллы Мустафы Барзани) в Каире. Ф.Маасум занимал эту должность до 1975 года, после чего покинул Египет и вместе с Джалялем Талабани стал одним из основателей отколовшегося от ДПК крыла - ПСК. После свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году являлся членом курдской переговорной группы в Багдаде, а в 2005 году – был избран депутатом иракского парламента, где возглавлял фракцию "Альянс Курдистана" два срока подряд. 

Ф.Маасум зарекомендовал себя весьма опытным политиком умеренных взглядов, способным договариваться и находить компромиссы как среди курдских партий, так и среди арабов-суннитов и арабов-шиитов. При всей важности назначения на пост президента Ирака нового авторитетного лидера из числа курдского меньшинства, следует иметь в виду, что президентский пост в Ираке носит больше представительский характер. Вся дальнейшая интрига со стороны внешних игроков и внутриполитическая борьба связаны с поиском приемлемой для всех фигурой на пост премьер-министра. 

Именно этот политик в ближайшие 4 года будет, опираясь на арабо-шиитское большинство в парламенте, определять внутри и внешнеполитический курс иракского государства и совершенствовать законодательство. Утративший доверие арабов-суннитов, курдов и части арабов-шиитов, показавший свою политическую несостоятельность и обвиняемый в коррупции, нынешний премьер-министр Нури аль-Малики пытается добиться назначения на этот пост уже в третий раз. Не исключено, что Малики и его ближайшее окружение опасаются парламентских расследований и судебных преследований и в силу этого лихорадочно цепляются за власть. 

Главные внешние игроки в Багдаде в лице Вашингтона и Тегерана начинают понимать всю пагубность и опасность сохранения у власти клана Малики, но подобрать ему замену пока не могут. Сегодня вырисовываются два варианта. 

Первый: Малики удается убедить своих зарубежных патронов и большинство арабов-шиитов, что он незаменим и все же продавить свою кандидатуру на пост премьера на третий срок, что с большой вероятностью приведет Ирак к окончательному развалу на три анклава. 

Другой вариант: внешние игроки и арабо-шиитское большинство все же найдут преемника аль-Малики, который в сжатые сроки установит контакты с арабами-суннитами и курдами и привлечет их к активной работе в новых законодательных и исполнительных органах власти, в силовых структурах. 

Одновременно было бы оправданным наладить диалог Багдада с Эр-Риядом и Дохой, убедить их правителей в том, что арабы-сунниты в новом Ираке наконец-то займут свое достойное место и Ирак будет проводить независимую от Тегерана внешнюю и внутреннюю политику. Тем самым, можно было бы создать предпосылки к сворачиванию помощи и поддержки со стороны арабских стран Персидского залива радикальной исламистской группировке «Исламское государство Ирака и Леванта» на иракской территории. 

Избрание президентом Ирака авторитетного курдского политика Ф.Маасума косвенно подтверждает, что иракские курды намерены и дальше работать в центральных законодательных и исполнительных органах власти и не ставят своей целью выход из состава Ирака. Очевидно, в Эрбиле все же надеются, что новое иракское правительство будет прислушиваться к мнению курдских избирателей и сможет удовлетворить большую часть их нужд и требований, в частности, принять новый закон об углеводородах и реализовать статью 140 конституции Ирака, которая предусматривает поэтапное мирное решение вопроса об административной принадлежности Киркука.


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Станислав Иванов

Теги: Ирак, ИГИЛ, Сирия, Иордания, Маасум, ПСК