Агентство / Персоналии / Аналитика

22:03 / 29.09.14

Борьба с танками и не только

Борьба с танками и не только

Сингапурские вооруженные силы стали первым оператором израильского противотанкового комплекса Rafael Spike / Фото: www.armyrecognition.com

Противотанковые ракеты являются важным компонентом арсенала пехотинца и в настоящее время выполняют дополнительные задачи кроме той, что подразумевает их название. Посмотрим на состояние рынка.

Противотанковые ракеты (ПТУР) созданы не только для уничтожения танков, но и ряда других бронированных машин. Впрочем, способность пробивать броню и общие возможности систем ПТУР позволяют им решать не только бронебойные задачи, но и задачи уничтожения целей на больших дистанциях с высокой точностью, например здания и бункеры.

Кроме того, прицельные системы современных комплексов ПТУР позволяют операторам не только захватывать цели, но вести высокоэффективное круглосуточное наблюдение. Как таковые, комплексы ПТУР остаются важной компонентой сухопутных сил, как в традиционных, так и в асимметричных сценариях.

Краткая историческая справка

Разработка ПУТР началась в 1943 году, когда доктор Макс Отто Крамер в городе Рурштале получил контракт от немецкой армии на разработку управляемой противотанковой ракеты. Крамер также был ответственен за первую ракету «воздух-воздух», получившую обозначение Ruhrstahl X-4. Противотанковый комплекс получил обозначение Ruhrstahl X-7, его ракета управлялась по проводам. Кумулятивная боевая часть ракеты массой 2,5 кг была способна легко пробить танковую броню того времени. Ракета весила 9 кг с пусковой треногой массой 15 кг и имела максимальную дальность примерно 1200 метров.

X-7 была испытана в сентябре 1944 года и результаты испытаний были неоднозначными, включая ракетные двигатели двух ракет взорвавшиеся в полете. Впрочем, один из пусков был успешным, с дистанции 500 метров ракета попала в танк. Существовало предположение, что ракета Ruhrstahl X-7 фактически использовалась в боевых действиях еще до окончания войны, хотя это трудно проверить. Впрочем, в мае 1945 года в Рурштале было захвачено 300 ракет X-7 наряду с множеством некомплектных систем. Инженеры Германии также работали над другими проектами ПТУР, изучая различные варианты прицеливания и наведения и возможность пусков на дальности до 3000 метров.

Ракета X-7 является важным «артефактом», поскольку она заложила основу для разработки современной ПТУР и возможно европейской промышленности управляемого вооружения. Когда Франция получила Ruhrstahl X-7 в свое распоряжение после войны, она разработала свою собственную ПТУР, базирующуюся на этой технологии. Компания Nord Aviation начала программу Nord 5203 в 1948 году, первые прототипы появились в 1952 году, и, наконец, ракета поступила на вооружение в 1955 году под обозначением SS.10.

SS.10 стояла на вооружении Франции и Израиля, американская же армия приобрела эту систему в 1959 году после провала своей собственной программы по ПТУР. В 1953 году компания Nord Aviation начала проект по более крупной ПТУР, получившей обозначение Nord 5210. В 1956 году она поступила на вооружение под обозначением SS.11 и затем использовалась в боевых действиях в Алжире, где ее пуски осуществлялись с самолета. Она также стала первой ПТУР, запускаемой с вертолета; кроме того, был разработан противокорабельный вариант этой ракеты.

Приобретения США

Американская армия приобрела ракету SS.11 в начале 60-х годов и держала на вооружении до тех пор, пока не заменила ее противотанковой управляемой ракетой BGM-71 TOW в конце 60-х годов. Американская армия установила ракету SS.11 на винтокрылый летательный аппарат UH-1B, тем самым, создав предпосылки для разработки своей доктрины штурмового вертолета. Комбинация UH-1B/SS.11 была использована в боях во Вьетнаме в октябре 1965 года.

Французские правительственные научно-исследовательские организации также разработали свое собственное решение по ПТРУ в виде комплекса Entac, который изготавливался компанией Aеrospatiale и поступил на вооружение в 1957 году. Американская армия использовала Entac с 1963 года до тех пор, пока он не был заменен в конце десятилетия комплексом TOW. Как мы видим, первые три ПТУРа, стоявшие на вооружении американской армии, были французской разработки и изготовления.

Американская армия, однако, недолго полагалась на иностранные ракеты и в 1963 году компания Hughes Aircraft получила контракт на разработку новой ПТУР, которая привела к созданию комплекса TOW. Комплекс специально создавался для применения в наземных и вертолетных системах. Разработка была завершена в 1968 году и система поступила на вооружение американской армии в 1970 году. Впервые она была применена во Вьетнаме в мае 1972 года.

TOW представляла собой дальнобойный компонент из трио противотанковых комплексов, развернутых американской армией, поскольку она могла улететь на 3750 метров – более поздние варианты имели дальность действия свыше 4000 метров. В ближнем радиусе действия использовалась 66-мм ракета M72 LAW, в то время как для пусков на средние дистанции использовалась ракета M47 Dragon, которая имела дальность действия 100 - 1500 метров.

Этот подход был применен и в Европе: LAW для ближнего действия; Euromissile Milan для средних дистанций до 2000 метров; и комплекс HOT для поражения целей на дальностях 4000 метров и более.

Эволюция ракет

Некоторые противотанковые ракеты, например TOW и Milan, развились многие годы и «вбирали» в себя преимущества новых технологий, особенно в таких областях как, наведение и борьба с новыми угрозами. В 1980-х годах появление динамической защиты (ДЗ) послужило причиной разработки тандемных боевых частей для ПТУР. Первая боеголовка (или головной заряд) предназначена для преодоления динамической защиты, она «расчищает путь» для основной боевой части, которая в свою очередь поражает нижележащую основную броню.

 

Вслед за совершенствованием систем защиты бронированных машин совершенствовались и боеголовки ракет. Были разработаны боевые части для поражения сверху, они предназначались для удара по крыше машины, где броня наиболее тонкая.

Комплексы ПТУР семейства TOW до сих пор остаются популярными. В декабре 2013 года Управление военного сотрудничества министерства обороны США уведомило Конгресс о двух потенциальных продажах ракет Саудовской Аравии. Вооруженные силы этой страны запросили 750 ракет TOW 2B, 1000 ракет TOW 2A, 14 других ракет TOW плюс техническое обеспечение на сумму 170 миллионов долларов. Между тем, национальная гвардия Саудовской Аравии запросила 9650 ракет TOW 2A RF (наведение по радиоканалу), 4145 ракет TOW 2B RF, 140 других ракет TOW плюс техническое обеспечение с общей стоимостью 900 миллионов долларов.

В конечном счете, ракета Dragon начала разочаровывать американскую армию. Это заставило США в начале 80-х годах начать программу по продвинутому противотанковому комплексу средней дальности AAWS-M (Advanced Anti-Tank Weapon System - Medium). Со временем это привело к появлению системы Javelin производства совместного предприятия компаний Lockheed Martin и Raytheon, которая поступила на вооружение в 1996 году.

Это ракета типа «выстрелил-забыл» способна атаковать в режимах прямой атаки и атаки сверху, она имеет радиус действия свыше 2500 метров. Стоимость системы может быть оценена исходя из уведомления Управления военного сотрудничества министерства обороны от декабря 2012 года, в котором опубликован запрос от Индонезии на 180 ракет Javelin Block 1, 25 блоков прицельно-пускового оборудования плюс средства обучения и технического обеспечения стоимостью 60 миллионов долларов.

Замена устаревших систем

Британская армия закупила Javelin для замены комплекса Milan и активно использовала его в боевых действиях в Ираке и Афганистане. Армия также имеет на вооружении еще один ракетный комплекс, который служит дополнением Javelin. Это легкое противотанковое вооружение следующего поколения NLAW (Next Generation Light Anti-Tank Weapon). Хотя изначально комплекс был разработан компанией Saab Dynamics, за финальную сборку отвечает Thales UK.



NLAW предназначен для замены устаревших систем, он способен поражать цели в режимах прямой атаки и атаки сверху на дистанциях от 20 до 600 метров. По данным британской армии, NLAW предлагает несколько полезных преимуществ. Во-первых, по сравнению с Javelin он дешевле. Во-вторых, он также дает оперативные преимущества, заключающиеся в том, что он может быть готов к пуску через 3–5 секунд, тогда как Javelin требуется до двух минут для подготовки к пуску. Ракета NLAW может отстреливаться также из закрытых пространств.

Тем временем, израильская компания Rafael добилась значительных успехов со своим семейством ракет Spike, которые были выбраны пользователями в Азии, Европе и Южной Америке. В семействе ракет Spike доступны варианты ближнего (800 м), среднего (2500 м) и дальнего (4000 м) действия. Вариант Spike-ER увеличенной дальности может поразить цель на расстоянии до 8000 м. Также существует вариант Spike NLOS для поражения целей вне прямой видимости, имеющий радиус действия до 25 км и выбранный Южной Кореей и некоторыми другими странами.

 

Французы с русскими

Компания MBDA разрабатывает ПТУР нового поколения, получившую французское обозначение MMP (Missile Moyenne Portee – ракета средней дальности); на нее в декабре 2013 года был выдан контракт на серийное изготовление от французского Директората по вооружениям. Во французской армии MMP заменит комплекс Milan после поступления на вооружение в 2017 году. Новая ракета имеет дальность действия 4000 метров и предлагает три рабочих режима: «выстрелил и забыл»; наведение оператором; и захват после пуска для стрельбы по целям вне прямой видимости.

MBDA начала разработку MMP на собственные средства в 2009 году. Компания намеревается разработать вариант дальнего действия в виде MHT, который будет иметь дальность полета около 8000 м.

Представитель MBDA сообщил, что компания позиционирует MMP как ракету для борьбы не только с танками. «Она должна рассматриваться как комплекс вооружения наземного боя поистине заслуживающий определение «пятое поколение», способный справляться с широким набором бронированных и небронированных целей, а также новейшей катаной гомогенной броней танков. Неохлаждаемая головка самонаведения этого уникального вооружения позволяет проводить пуски с короткими интервалами и неограниченное число повторных захватов целей – важнейшие характеристики для современного комплексного поля боя».

Компания MBDA также предлагает новейший вариант семейства Milan Milan ER, которые предлагает дальность до 3000 м.

Россия также разработала несколько комплексов ПТУР. Эффективность советского противотанкового вооружения, применявшегося в арабо-израильской войне 1973 года, заставила Израиль в качестве меры противодействия разработать динамическую защиту. Но современное российское противотанковое вооружение и здесь показало себя эффективным средством борьбы с динамической защитой.

В исследовании общевойскового центра американской армии касательно израильских боевых действий в Ливане в августе 2006 года отмечается, что около 24 танков Merkava Mk 4 из 401-й бронетанковой бригады, развернутых в Ливане, были уничтожены Хезболлой. При пересечении долины Wadi al-Saluki они попали в ловушку. Бойцы Хезболлы использовали самодельные взрывные устройства против двух первых танков и затем обстреляли остальные ракетами 9M133 Корнет (AT-14). При этом танк Merkava командира роты был уничтожен одним из первых.

Во время боя из 24 танков в 11 попали ракеты, восемь танкистов было убито. Merkava – это один из самых защищенных танков в мире, но даже он оказался уязвим для современных ПТУР. Это подтолкнуло Израиль уделить больше внимания на разработке и развертыванию эффективных комплексов активной защиты для своих танков.

Комплекс Корнет крайне успешно зарекомендовал себя на экспортном рынке. Один из операторов является Перу, заказавшая 24 пусковые установки и 288 ракет в 2008 году на сумму 24 миллиона долларов; тем не менее, ведутся переговоры на поставку дополнительной партии Корнетов.

Технология противотанкового вооружения советской эпохи стала основой для разработки китайских ракет. 9M14M Малютка (Sagger) была скопирована с целью создания китайской ракеты HJ-73. HJ-73 до сих пор стоит на вооружении Китая, ее последний вариант HJ-73D имеет тандемную боевую часть. Эта ракета позволила Китаю разработать систему нового поколения HJ-8, хотя и в этом случае комплекс Euromissile HOT также послужил источником некоторых технологий и конструктивных элементов. Опять нелицензионная копия! Комплекс HJ-8 до сих пор выпускается серийно; он использовался антиправительственными силами в текущем сирийском конфликте.

Промежуточные возможности

Российские технологии также вдохновили южнокорейцев на разработку своей ПТУР. Корейская армия закупила у России (КБП) ракетный комплекс 9K115-2 Метис-M в качестве промежуточного решения пока Южная Корея ведет разработку своей собственной системы по программе K-ATGM.

Это привело к разработке ракеты средней дальности LIG Nex 1 Raybolt с тепловизионной головкой самонаведения и режимами прямой атаки и атаки сверху. LIG Nex 1 предложила ракету Raybolt Индии для удовлетворения ее потребностей в ракете среднего радиуса действия. В индийском конкурсе также участвовали ракеты Javelin и Spike.

В настоящее время ПТУРы применяются не только для уничтожения бронированных целей, хотя это остается их основной задачей. Разработка технологии ПТУР будет продолжаться для того, чтобы бороться с усовершенствованной защитой боевых машин, например продвинутыми системами бронирования и комплексами активной защиты.


Land Warfare International April,перевод Вячеслава Мерзлякова
1


 


 

Теги: ПТУР, Ruhrstahl X-4, компания Nord Aviation, SS.10.