Агентство / Персоналии / Аналитика

5:05 / 16.02.16

Самые грозные бомбардировщики России

Самые грозные бомбардировщики России

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 и истребитель Су-27 / Фото: Global Look Press

Летчики бомбардировочной авиации России говорят: «Когда враг нас видит, молиться уже поздно». Правда, с появлением высокоточного оружия самолет-носитель можно и не увидеть – в Сирии, например, фронтовая авиация работает с высот 5-6 километров без ущерба для меткости. Самолеты Дальней авиации с крылатыми ракетами X-101 вообще могут стрелять, не покидая воздушного пространства РФ – куда надо, ракета долетит сама. Предлагаем рассказ о наиболее выдающихся российских бомбардировщиках.




Су-34

В отличие от предшественников, фронтовой бомбардировщик Су-34 способен не только уничтожать наземные цели, но и постоять за себя в воздушном бою. На законцовках крыльев самолета находятся контейнеры со станциями радиоэлектронной борьбы «Хибины» - они укрывают самолет электронным облаком, делая его невидимым для вражеских радаров, и морочат головки самонаведения зенитных ракет. Свою эффективность «Хибины» доказали в апреле 2014 года, отключив в Черном море систему боевого управления американского эсминца «Дональд Кук». Для ближнего боя в носу спрятана 30-миллиметровяа пушка.

Дальность и скорость полета Су-34 увеличены до 4000 км и 1900 км/ч соответственно, - на борт самолет может принимать до восьми тонн боевой нагрузки. Существенно улучшились условия работы экипажа: просторная кабина, удобное управление, многофункциональные цифровые индикаторы вместо множества стрелочных приборов. Попадают в кабину снизу, что намного удобнее, например, в дождь. В Су-24 летчики забирались через верх, откинув фонари, и в ненастье или снег их кресла оказывались мокрыми. «Иномарка», - нахваливают новый самолет пилоты.





Прицельно-навигационный комплекс позволяет применять оружие с безопасных высот, не входя в зону действия ПВО противника. При этом само оружие не обязательно должно быть высокоточным. Одна хитрая подсистема бортового компьютера Су-34 учитывает массу факторов: высоту скорость, направление ветра, атмосферное давление и много чего еще, - выдавая в итоге оптимальную точку сброса. С такой автоматикой даже старые советские бомбы, никакой электроникой не оснащенные, ложатся точно в цель с заоблачных высот.





Ту-22

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 предназначен для уничтожения авианосцев: точечного либо массированного, то есть вместе с кораблями сопровождения. Для этого Ту-22 способен нести до трех крылатых ракет Х-22 "Буря". Ракеты тоже сверхзвуковые, большой дальности. Летают они на скорости до пяти тысяч километров в час, доставляют на место термоядерные боевые части мощностью в мегатонну. В принципе, одной "Бури" достаточно для уничтожения любого авианесущего ордера, но в авиации привыкли все делать с запасом.

При использовании над сушей бомбардировщик несет четыре гиперзвуковые ракеты Х-15 для уничтожения важных стационарных целей с заранее известными координатами. Х-15 летит по баллистической траектории: забирается на высоту до 40 километров, а затем пикирует на цель со скоростью свыше пяти тысяч километров в час. Базовая боевая часть ракеты ядерная, мощностью до 300 килотонн. Есть разновидность для уничтожения радаров системы ПВО, наводится она по излучению цели.





Сейчас на вооружении ВВС России стоят Ту-22М3. Это третье поколение разработанного полвека назад бомбардировщика: от первых моделей сохранилась лишь передняя стойка шасси и частично грузовой отсек, в котором находится полуутопленная в фюзеляж ракета. Ту-22 последних серий имеют бортовой оборонительный комплекс со станциями радиопомех и отстрелом ловушек. До 2020 года планируется оснастить 30 бомбардировщиков новой бортовой электроникой, адаптированной под применение высокоточных ракет Х-32.

Этому бомбардировщику обязан своим появлением знаменитый Ту-144. В 1961 году во время воздушного парада в Тушино наблюдавший за полетом Ту-22 Никита Хрущев спросил у авиаконструктора: "Андрей Николаевич, а ты мог бы вместо бомб людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся. Во второй половине 90-х годов КБ Туполева пыталось создать на базе бомбардировщика сверхзвуковой самолет бизнес-класса на 10-12 пассажиров. Проект закрыли, поскольку двигатели Ту-22 не вписывались в гражданские экологические стандарты.






Лебединая песня

Флагман Дальней авиации России - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. Это самый большой сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый бомбардировщик со взлетной массой 275 тонн. Он также не имеет себе равных среди самолетов с крылом изменяемой стреловидности . За цвет и силуэт русские летчики романтично зовут Ту-160 "Белым лебедем". Неромантичные натовцы назвали его Blackjack (дубинка).

Вооружен "Лебедь" 12 крылатыми ракетами Х-55 в двух барабанных пусковых установках. Ракета летит со скоростью 920 километров в час на сверхмалой высоте, огибая рельеф местности, и доставляет за 2500 километров термоядерную боеголовку мощностью 100 килотонн, что гарантирует уничтожение цели. Также к Ту-160 могут подвешиваться ракеты Х-101 с более совершенной системой управления и, соответственно, большей точностью попадания - коэффициент возможного отклонения ракеты на дальности две тысячи километров составляет 5 метров.




Бомбардировщик несет и бомбы в качестве "оружия второй очереди" - добить уцелевшее после ракетного удара. Общий вес полезной нагрузки 45 тонн. Ту-160 способен пролететь без дозаправки 14 тысяч километров со скоростью 2230 километров в час. Большинство находящихся в эксплуатации самолетов имеют собственные имена в честь выдающихся летчиков и авиаконструкторов.

 "Лебеди" периодически беспокоят ПВО стран НАТО, неожиданно появляясь у их границ в самых разных точках планеты. Неожиданность обусловлена тем, что при создании самолета почти полвека назад в конструкцию были заложены стелс-технологии.



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Антон Иванов
www.arms-expo.ru
1


Теги: бомбардировщики России, Су-34, Ту-22М3, Ту-160