Мнения / Безопасность / Безопасность на дорогах

5:02 / 03.02.22

Наталья Агре: Cтоит ли снижать нештрафуемый порог превышения скорости

Наталья Агре: Cтоит ли снижать нештрафуемый порог превышения скорости

Общественный деятель Наталья Агре / Фото: dorognoe.ru

В понедельник, 31 января, глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов рассказал о необходимости снижения не подлежащего штрафу порога превышения скорости в городе с 20 км/ч до 10 км/ч. По его мнению, это снизит смертность на дорогах столицы на 10%. Но только ли из-за превышения скорости происходят ДТП?

Нештрафуемый порог в 20 км/ч свыше установленного ограничения скорости действует в России с 2013 года. Именно тогда отменили штраф за подобное превышение. Он составлял 100 рублей. С тех пор постоянно поднимался вопрос о возвращении штрафа или снижении порога до 10 км/ч — чтобы сократить аварийность в городах.

Безусловно, несоблюдение скоростного режима — основная причина ДТП, и тяжелых последствий. За девять месяцев 2021 года произошло 1817 аварий с превышением скорости, в них погибли 373 человека. Важно учитывать, что не только само превышение, но и несоответствие скорости конкретным условиям движения вносит ощутимый вклад в аварийность на дорогах. Например, идет сильный снег или дорога в тумане. Тогда, даже если рекомендованная скорость 60 км/ч, безопасно двигаться 20 км/ч. Из-за несоблюдения скорости при конкретных условиях движения в прошлом году произошло 14 755 ДТП, в них погибли 2162 человека.

Поэтому не стоит забывать, что безопасность на дорогах — комплексная задача. Чтобы ее обеспечить, необходимо и создание инфраструктуры, которая подсказывает и помогает водителю оптимально управлять транспортным средством. В нее входят камеры, установленные в действительно опасных местах и работающие на профилактику нарушения скорости. Важны уровень освещенности дорог, особенно вокруг социальных учреждений, и технические решения, которые заставляют снизить скорость на определенных участках дороги. Скоростные режимы должны быть логичными, чтобы водители концентрировались на управлении автомобилем, а не на поиске дорожных знаков и камер, сулящих новые штрафы.

Снижение нештрафуемого порога наиболее актуально в городах, поскольку, согласно статистике, наезд на пешехода на скорости более 50 км/ч значительно сокращает его шансы на выживание (в этом случае они равны примерно 10%). Поэтому скоростной режим можно снижать знаками. А среди пешеходов вести информационную работу по безопасному поведению при переходе дороги и использованию световозвращающих элементов, что и делает Госавтоинспекция МВД на протяжении последнего десятилетия.

Помимо скоростного режима существует ряд факторов, влияющих на аварийность на дорогах в целом. Так, крайне важны дисциплина и уровень профессионального мастерства водителей. И тут нужно задаться вопросом о качестве их подготовки и уровне профессионализма автошкол. В прошлом году Министерство просвещения разработало новые программы подготовки водителей, постепенно внедряется непрерывная система обучения детей. Это — долгосрочная инвестиция в безопасность.

Кроме того, огромной проблемой стало отвлечение внимания водителей от дороги на смартфоны. Именно это нарушение влечет за собой существенное количество попутных ДТП и ДТП с пешеходами, которые точно также смотрят в телефоны, а не на дорогу. Здесь кроется огромный потенциал для профилактики, так как именно отвлечение часто влияет на превышение или неправильный выбор скорости.

По установке камер можно обратиться к международному опыту. Возьмем, к примеру, Швецию, которая является ориентиром в борьбе за безопасность. Там их называют камерами безопасности, размещают только в очагах аварийности, и для водителя они служат, скорее, предупреждением о том, что участок опасен. Количество штрафов в год ограничено. За попаданием под радар не обязательно следует штраф. Таким образом правительство Швеции демонстрирует свою стратегию, направленную не на сбор денег, а на профилактику нарушений.

Очень хочется, чтобы и у нас камеры были только там, где это действительно необходимо. То есть на опасных участках дороги. А в остальном, по моему мнению, стоит инвестировать в инфраструктуру, профилактику, образование и взаимоуважение. Город — наш дом, а в доме должно быть безопасно и удобно во всех смыслах.

Автор — член Общественной палаты РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора


МОСКВА, ИЗВЕСТИЯ


Оригинал

Теги: Наталья Агре, мнение, ДТП, штраф, порог превышения скорости, безопасность на дороге, Госавтоинспекция МВД

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).