Мнения / Наука и производство / Предприятия

5:15 / 05.03.21

Илья Полонский: Удастся ли заместить в России импортные композиты

Илья Полонский: Удастся ли заместить в России импортные композиты

Фото: Корпорация "Иркут"

Недавно российский вице-премьер Юрий Борисов, посетив особую экономическую зону «Алабуга», провел совещание, посвященное проблемам развития композитной промышленности. Высокопоставленный чиновник говорил, в том числе, и о необходимости создания линейки композитных материалов для российской авиации. В противном случае отставание нашей страны в целом ряде сегментов промышленности будет просто неизбежным.

Как известно, мировой рынок композитных материалов является одним из наиболее динамично развивающихся. Если в 2016 году его стоимостный эквивалент составлял более 82 млрд долларов, то к 2022 году составит уже более 115 млрд долларов по прогнозам экспертов. На заре композитной промышленности Советский Союз занимал третье место по производству такого рода материалов, а сейчас ситуация изменилась в худшую сторону: потребление композитных материалов на душу населения в России в несколько раз меньше, чем в ряде стран, которые в этом плане относят к развитым. Так что, повод задуматься есть, и в правительстве не зря обратили внимание на проблему состояния "композитной" промышленности.

Аристар из Переславля-Залесского: новый сверхпрочный материал

Тем не менее, есть и определенные подвижки. Так, в феврале 2021 года стало известно о создании композита нового поколения. Его разработали и создали сотрудники Научно-исследовательского института космических и авиационных материалов (НИИКАМ) в Переславле-Залесском Ярославской области.

Новый материал получил название «аристар». Его характеристики впечатляют: при собственной массе 2 грамма пластина шириной 5 мм способна выдерживать груз массой более 500 кг. Это намного выше, чем способность выдерживать груз стали или авиационного алюминия. Поэтому уже сейчас очевиден положительный эффект от использования такого материала в авиационной, космической, судостроительной, атомной промышленности, в противопожарных технологиях.

Как отметил генеральный директор НИИКАМ профессор Василий Аристов, работы над композитным материалом продолжались 7 лет. При этом в Японии уже 15 лет проводят опыты по созданию подобного материала, а американский материал, хоть и появился раньше российского, но значительно уступает ему по свойствам. Получается, что российские исследователи обошли американцев, пусть и за 7 лет. Новые российские композиты прочнее импортных, но главная проблема – таких материалов пока еще очень мало, и вопрос о том, удастся ли заместить импорт композитов полностью, всё ещё стоит очень остро.

Фото: Корпорация "Иркут"

Проблемы и шансы российской композитной промышленности

Головокружение от успехов всё же вряд ли уместно. Успехи – успехами, но есть и очень серьёзные препятствия к дальнейшему развитию отечественной "композитной" промышленности. Среди них – дефицит собственно российского сырья, отсутствие российского оборудования для производства композитов, конкуренция со стороны импортных материалов, кадровый дефицит узконаправленных специалистов, пробелы в нормативной документации.

Конечно, имеет место и финансовая проблема: даже такому стратегически важному направлению промышленности не хватает финансирования для развития новых проектов, проведения новых исследований. Министерство промышленности и торговли РФ выделяет субсидии на развитие композитного производства, существует «План мероприятий («дорожная карта») по развитию отрасли производства композитных материалов», утвержденный Правительством РФ еще в 2013 году.

Однако многое зависит от реального спроса со стороны тех отраслей, которые заинтересованы в более лёгких и прочных материалах, и здесь на руку отечественной композитной промышленности, как ни странно, сыграли санкции: после наложенных ограничений на поставки материалов из-за рубежа, пришлось искать собственные решения. И они были найдены: так, по сообщению вице-премьера Борисова, с 2019 года России удалось полностью заместить импорт компонентов для композитного крыла и хвостового оперения перспективного российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300. Используются российские композиты при производстве современных истребителей и БПЛА для нужд ВКС России. Отдельное направление их применения - отечественная космонавтика, которая без нового импульса для развития потеряет темп, ведь невозможно бесконечно эксплуатировать советское наследие, пусть оно и по-настоящему огромно в этом плане.

То есть, можем, когда захотим, и шансы на замещение импортных композитов во многих сферах промышленности вполне реальны.


МОСКВА, Военное обозрение


Оригинал

Теги: Борисов, «Алабуга», НИИКАМ, композит, МС-21-300, БПЛА, Аристов, ВКС России

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).